Достоинства, недостатки и пошаговая инструкция по удалению ржавчины электролизом


Справиться с ржавчиной и не повредить металлическую поверхность – задача непростая.

Механический способ ее удаления приводит к появлению на изделии царапин, а химические реагенты провоцируют окислительные процессы, в результате которых деталь в будущем заржавеет еще сильнее.

Безопасным и относительно простым способом борьбы со ржавчиной является удаление ее электролизом. О том, насколько эффективен этот метод и как его правильно реализовать на практике, читайте в статье.

Эффективен ли способ?

Электролиз действительно помогает справиться с ржавчиной. Она представляет собой смесь окислов и гидроокислов железа, которые образуются при контакте металла с водой и кислородом.

Электролиз – это химическая реакция, позволяющая восстановить железо из оксида в металлическую форму. Везде, куда проникает электролит, начинается процесс разложения ржавчины.

Если не углубляться в сложные химические процессы, то можно сказать, что метод позволяет инвертировать окислительную реакцию вспять и восстановить ранее поврежденные участки.

Правильно этот способ борьбы с ржавчиной называется не электролиз, а электрогальванический метод. Его применяют не только в быту, для личных нужд, но и с более серьезной целью, например, при реставрации археологических находок.

Лучшие спреи – преобразователи коррозии

Наиболее популярной формой выпуска преобразователей коррозии являются спреи.

WURTH

Это немецкое средство изготовлено с использованием особых химических веществ. Его легко и удобно наносить даже в труднодоступных участках. Ведь здесь есть длинный носик. У этого преобразователя прекрасная проникающая способность, он отлично впитывается и моментально растворяет ржавчину.

WURTH защищает от дальнейшего разрушения и подходит для любых металлических поверхностей.

Преимущества:

  • Отличная проникающая способность.
  • Выдавливает из электрических контактов влагу.
  • Образование защитного слоя.

Недостатки:

  • Высокая стоимость.
  • Очень горюч, надо быть осторожным.

KUDO

Это средство изготовлено на основе кислоты. KUDO глубоко воздействует на ржавчину, удаляет ее и защищает от вторичного появления. После обработки на поверхности образуется пленка, которая надежно защищает кузов машины от последующих негативных воздействий. Преобразователь имеет устойчивый эффект и после обработки не смывается.

Преимущества:

  • Быстрое и легкое нанесение.
  • Доступная стоимость.
  • Быстро высыхает.
  • Нет запаха.

Недостатки:

  • Нет обещанного производителем эффекта чеканки.

Hi-Gear Rust Treatment No-Rust

Это один из наиболее известных и популярных преобразователей у отечественных водителей. Это связано с тем, что в составе средства достаточно агрессивные компоненты. Они быстро разъедают ржавчину и превращают ее в грунт. Hi-Gear Rust Treatment No-Rust выпускается в форме аэрозоля с распылителем. Мощный направленный поток обеспечивает глубокое и равномерное проникновение преобразователя.

Преимущества:

  • Максимальное проникновение средства.
  • Улучшает адгезию с различными видами лаков и красок.
  • Быстрый результат.
  • Защита на долгое время.
  • Комфортное нанесение.

Недостатки:

  • Средство разъедает краску.
  • Можно применять исключительно на открытом воздухе.
  • Необходимо смывать спиртом.

Плюсы и минусы очистки


Электролиз, как метод борьбы с ржавчиной, абсолютно безопасен. Раствор электролитов не ядовит, но внутрь его употреблять не следует.

Выделяющиеся газы не токсичны. Токи используются небольшой частоты, поэтому нанести вреда здоровью они не смогут.

Еще одно преимущество метода – это отсутствие риска повредить деталь. Даже если передержать ее в растворе, ничего страшного не произойдет, процесс самовосстановления из-за этого не вернется вспять.

В сравнении с механическими и химическими способами удаления ржавчины, электролиз имеет одно очень важное превосходство. Этот метод не затрагивает «живой металл», то есть тот, который еще не подвергся изменениям.

Абразивы, корщетки, кислоты и прочие агрессивные способы воздействия неизбежно приводят к тому, что какая-то часть неиспорченного металла будет снята, а при электролизе этого не происходит.

Минусом метода является то, что его не всегда удобно применять на практике. Например, могут возникнуть сложности с очисткой крупных деталей, так как для них трудно найти подходящую тару.

Кроме того, придется затратить определенное время не только на подготовительные мероприятия, но и на саму чистку.

Живой Журнал Дмитрия Бабенко

Недавно купил мешок ржавых замков на авито, замки отличные, но уж больно ржавые. Существует несколько способов избавления от ржавчины: 1. замочить объекты в керосине или солярке — малоэффективный способ, к тому же грязный и вонючий. 2. полировка объекта специальной шлифмашинкой с использованием разнообразных насадок — метод достаточно дорогой, и на выходе получается блестящий предмет лишенный патины времени, и тем самым — убитый,на мой взгляд. 3. электролиз — при минимальных затратах максимальный результат. Что понадобится для запуска электролитического цеха в домашних условиях: 1. источник постоянного тока, 2. кальцинированная сода, 3.кусок нержавейки, 4.пластиковая 5-литровая бутылка. Первое — берем зарядное устройство от мобильника, его мощности вполне хватит, обрезаем ему штекер — получаем две жилки, и идем с ним в гаражи, к мужикам. Мужики в гаражах лакомятся водкой,но, у них есть прибор, который покажет какой проводок «плюс» а какой,соответственно, «минус». Отмечаем один из проводков, и запоминаем, что мы отметили. 2. Идем в хозяйственный магазин и покупаем пачку кальцинированной соды и шпатель из нержавейки. Важно: кальцинированная сода и пищевая это разные вещества. Нам нужна кальцинированная. 3. Обрезаем пластиковую бутылку, теперь она — ванна. 4. В ванну наливаем воду и добавляем соду из расчета 2 столовых ложки на литр. 5. К «плюсу» и «минусу» прикручиваем стальную проволоку, это будут наши электроды, контакт медной проволоки с раствором недопустим. 6. К аноду («плюсу») прикручиваем шпатель, а к катоду («минусу») замок и опускаем в раствор. Следим чтоб они не соприкасались. 6. Еще раз все проверяем и включаем зарядное устройство в сеть. Начинается процесс, поднимаются мелкие пузырьки, и раствор грязнеет на глазах.

Правила снятия налета в домашних условиях

Чтобы убрать ржавчину с поверхности металла электролизом, потребуются:


  • подходящая по размеру пластиковая емкость, например, ведро или таз;

  • стальная или нержавеющая пластина, которая будет выступать в качестве электрода — предпочтение лучше отдавать нержавеющей стали, так как она прослужит гораздо дольше, чем обычный металл, хорошо, если пластина будет полностью окружать очищаемую деталь по периметру;
  • обычная водопроводная вода;
  • кальцинированная сода — она продается в отделах бытовой химии, домохозяйки используют ее для стирки вещей;
  • зарядное устройство от аккумулятора.

Для приготовления раствора потребуется 3 воды и 1 чайная ложка соды. Порядок действий следующий:

  1. В емкость заливают подготовленный раствор.
  2. Опускают в него электрод.
  3. Погружают в раствор деталь, нуждающуюся в чистке. Делают этот таким образом, чтобы она не касалась электрода.
  4. Подключают питание. Полярность необходимо строго соблюдать. Электрод должен быть соединен с положительным проводником «+», а очищаемый предмет с отрицательным «-». Контакт с деталями должен быть хорошим.
  5. После завершения всех подготовительных манипуляций включают питание. Если зарядка оснащена амперметром, можно увидеть, как система начала пропускать ток.
  6. Спустя непродолжительное время на детали появятся пузырьки. Это абсолютно нормально и указывает на то, что процесс чистки был запущен.
  7. Продолжительность процедуры зависит от ряда факторов. Значение имеет размер детали и электрода, а также площадь ржавчины. Периодически систему нужно отключать, вынимать изделие из раствора и осматривать. Средняя продолжительность чистки составляет 5-6 часов. Если объект покрыт очень толстым слоем налета, можно оставить его отмокать на ночь.
  8. Когда процесс чистки будет завершен, деталь извлекают, промывают ее под струей проточной воды и осматривают. Если на изделии остались небольшие участки ржавчины, то их можно счистить пластиковым скребком.

В завершении процедуры деталь сушат феном или оставляют просохнуть на солнце. Для защиты от повторного образования ржавчины можно нанести на металлическую поверхность небольшой слой смазки.

Что понадобится для удаления ржавчины


Для электролиза можно использовать даже обрезанную пластиковую бутылку
Как удалить ржавчину электролитом? Для этого потребуется подготовить несколько предметов:

  • Пластиковая или резиновая емкость;
  • Источник питания с напряжением 12-24 В, например, подойдет блок питания компьютера или аккумулятор автомобиля;
  • Провода с зачищенными концами или клеммами;
  • Вещество, которое будет выполнять функцию электролита. Подойдет любой порошок, в которой содержится натрий: пищевая или кальцинированная сода, соль, едкий натрий;
  • Положительный электрод-анод: подойдет кусок нержавейки или оцинковки. Рекомендуют использовать именно соду, так как она наиболее эффективна и при этом безопасна;
  • Вода.

Важно! Подойдет любая емкость из диэлектрика.

Полезная информация

Чтобы процесс удаления ржавчины с металла методом электролиза прошел максимально успешно, необходимо принять во внимание следующие советы:


  1. Обрабатывать деталь нужно только в пластиковой емкости. Металлические ведра или тазы для этой цели не подходят. Их применение сопряжено с риском короткого замыкания или появления в них дырок.

  2. Если на изделии имеется точечная коррозия, то пытаться удалить ее электролизом не следует. Электролит не в состоянии проникнуть в толщу металла.
  3. После завершения обработки специальных мер по утилизации предпринимать не нужно. Раствор просто сливают в канализацию, это не нанесет экологии какого-либо вреда.

Электролитно-плазменное полирование

Один из передовых способов подготовки металлических изделий для авто, который позволяет совместить несколько операций при подготовке к окраске. Например:

  • удаление ржавчины;
  • удаление жировых пятен (обезжиривание);
  • удаление загрязнений;
  • упрочнение поверхности;
  • повышение коррозионной стойкости;
  • полировка.

Это особенно удобно при очистке участков, имеющих сложную форму (например, дверей авто), когда другие варианты затруднены или не дают нужного эффекта. Электролитно-плазменное полирование производится на специальном агрегате, принципиальная схема которого показана на рис. 3.

Анодом является обрабатываемая деталь авто, к которой подсоединяется «+» от источника тока, а катодом, с подсоединенным к нему «-», – металлическая ванна с электролитом. Возможно также использование в качестве катода специальной пластины, в этом случае материалом для ванны обычно является пластик.

Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту

Технология подобного полирования состоит в образовании вокруг обрабатываемого участка — анода парогазовой оболочки толщиной от 50 до100 мкм, в котором напряженность электрополя доходит до 105 В/см. Такая оболочка, собственно, и есть плазмой, где происходят процессы.

За счет чего вблизи микровыступов напряженность электрополя увеличивается, и возникают импульсные разряды. Микровыступы разрушаются – поверхность сглаживается. Электролитно-плазменное полирование протекает при температурах электролита от 70 до 90 °С, напряжении в 220-350 В.

Устройства для электролитно-плазменного полирования выпускаются промышленностью. Имеют различные показатели по мощности (от 5 до 1000 кВт).

Выбор зависит от площади поверхности обрабатываемой детали, в нашем случае – от размеров детали автомобиля, с которой нужно удалить ржавчину. Чем больше площадь, тем мощнее должна быть установка.

Важно! Из-за высокой температуры, высокого напряжения, большой силы тока изготовлять такие агрегаты своими руками не рекомендуется. Приобрести их можно у производителей. Работать на таких установках должны только подготовленные специалисты.

Техника безопасности

При работе с прибором для электролизной очистки следует придерживаться несложных правил, которые сделают процесс полностью безопасным.

  • Очистка должна проходить в светлом помещении, при открытой форточке.
  • Защитить тело поможет закрытая одежда с длинными рукавами, резиновые перчатки.
  • Нельзя просто подключить прибор в сеть и уйти, процесс необходимо контролировать.
  • Следует внимательно подойти к выбору блока питания. Так, рекомендуемое рабочее напряжение не должно превышать 12 В. В противном случае велик риск получить поражение электричеством.

Необходимо помнить, что работа ведется с током, поэтому важно контролировать каждый ее этап.

Нейтрализация

Нейтрализация является необходимой стадией работы, поскольку она отменяет действие средства, которое применялось при травлении сварных швов

Важно нейтрализовать данное воздействие, чтобы избежать возможное появление высолов (солевых отложений). Данная процедура производится при использовании уникального средства Inox Fit, которое разработано компанией Nitty-Gritty

Оно наносится непосредственно после травления и полировки сварных швов, оказывая воздействие на всю обработанную поверхность, при этом гарантируя идеальную чистоту поверхности. Это стало возможным благодаря более высокому поверхностному напряжению, по сравнению с водой.

Краткое описание метода

Электролизный способ очистки изделий из меди, никеля, бронзы и других металлов нашел широкое применение в среде кладоискателей и коллекционеров. При некотором опыте и правильном применении он позволяет добиться неплохих результатов.

Коротко описать сложный физико-химический процесс можно так:

  1. электроды помещаются в специальный раствор;
  2. через них пропускается ток;
  3. за счет электрического воздействия на электродах происходит выделение определенных веществ;
  4. создается электрическое поле.

Метод могут использовать даже те, кто слабо знаком с электричеством, но очень важно соблюдать осторожность.

Защита от коррозии

Следуйте простым совета, представленным ниже, чтобы защитить свой автомобиль от появления коррозии:

  1. регулярно мойте автомобиль;
  2. установите брызговики (если у вас их нет);
  3. обработайте авто полирующими средствами (типа “жидкое стекло”);
  4. проведите антикоррозионную обработку днища автомобиля.

Регулярно осматривайте чистый автомобиль на наличие проблемных мест. Вовремя устраняйте небольшие появившиеся пятна. Помните: сильная запущенная коррозия приведет к дорогостоящему кузовному ремонту.

Бережно ухаживайте за своим автомобилем, и тогда описанные выше способы вам не пригодятся!

Как и чем убрать ржавчину с металла

Удаление следов коррозии с различных предметов имеет свою специфику, которую нужно учитывать.

С кузова автомобиля

На кузове автомобиля часто образуется ржавчина. Для ее удаления лучше всего подходят следующие средства:

  1. Ортофосфорная кислота. Ее раствор наносится на губку, которой протирается кузов авто.
  2. Цинк. Из него изготавливаются смеси, позволяющие избавиться от загрязнения после первой обработки.

С водопроводного крана

Оптимальным средством от ржавчины на металле, особенно для очищения металлической эмалированной поверхности, является средство «Адрилан», выпускаемое для мытья бытовой техники. Так как оно очень концентрированное, то перед использованием его разводят в теплой воде.

Эффективное чистящее средство, и не только от ржавчины, а и от любых загрязнений.

С велосипеда

От ржавых пятен, со временем появляющихся на раме велосипеда, можно легко избавиться при помощи лимонной кислоты. При этом прежде, чем удалить ржавчину с металла, поверхность нужно обязательно обезжирить, а после – промыть и тщательно просушить.

С коньков

Если коньки длительное время хранятся в условиях повышенной влажности, на них начинает образовываться ржавый налет. Удалить его можно при помощи смеси пищевой соды и лимонного сока. Для этого компоненты смешиваются до получения кашеобразной субстанции, которую требуется нанести на загрязненную поверхность на полтора часа. После этого коньки нужно промыть и высушить.

С подковы

Старую заржавевшую подкову можно очистить при помощи щавелевой кислоты. Для создания раствора необходимо смешать кислоту и кипяченую воду в соотношении 1 к 12. В полученную жидкость на сорок минут помещается подкова, после чего промывается проточной водой.

С инструментов

Металлические инструменты, которые редко используются, со временем подвергаются коррозии. Очистить их от ржавого налета можно при помощи уксусного раствора. Для его приготовления требуется смешать белый уксус с теплой водой в равных пропорциях. Полученная жидкость наносится на загрязненные инструменты, после чего их можно легко очистить при помощи металлической щетки или губки.

После очищения полированные металлические инструменты можно обработать раствором бензина и воска или парафина, что позволит защитить их от дальнейшей коррозии. Для его получения в разогретый на водяной бане бензин требуется добавить парафин или воск.

Хромированные поверхности

Убирать ржавчину с хромированных поверхностей механическими методами нельзя, так как они разрушают покрытие. Единственное, чем можно воспользоваться, — алюминиевая фольга. Очистить хромированные детали можно также кислотным преобразователем, уксусной или лимонной кислотой. Если краны в ванной или другие хромированные элементы ржавеют постоянно, то есть следы ржавчины на них проступают вновь через 2-4 суток, значит, процесс распространился на глубокие слои материала. Лучший вариант – замена модуля, всё равно он долго не прослужит.

Ножи

Очистить ножи от ржавчины достаточно просто, но часто для их изготовления применяют тонкие металлы и сплавы, поэтому есть вероятность повредить инструмент. Лучше выбирать «мягкие» методы чистки. Быстро удалить ржавчину с ножа поможет обычная кола, содержащая в составе ортофосфорную кислоту. Достаточно подогреть напиток до комнатной температуры, и рабочий состав готов. В нём замачивают повреждённые коррозией ножи и оставляют на 30-40 минут. После этого достаточно убрать размягчённый налёт салфеткой.

Гайки, цепи

Очистить цепи и гайки от ржавчины можно при помощи уксусного раствора. Достаточно растворить 100 мл столового уксуса (9%) в 1 л воды и уложить в полученную жидкость ржавые элементы. Вымачивать их надо около 3 часов, а потом просто убрать рыжие пятна.

Посуда

Очистить чугун от ржавчины или обычный металлический чайник можно металлической щёткой (максимально мягкой). Если есть сомнения в качестве материала посуды, лучше использовать абразивные вещества, такие как сода и соль

Если наслоение ржавчины большое, лучше убирать её в 2 захода, стараясь действовать осторожно. Для повышения эффективности очистки металл можно предварительно прогреть на газу

Очищение мелких бытовых предметов

Для очищения небольших металлических предметов можно использовать все вышеприведенные методы. Разница лишь в возможности поместить ржавое изделие в используемое средство целиком.

Рейтинг жидких средств

Среди жидкостей от коррозии для кузова машины отлично подойдут следующие.

FENOM FN956

Это один из лучших жидких преобразователей коррозии. Его эффективность доказана множеством тестов – состав FENOM FN956 с легкостью преобразовывает ржавчину толщиной до 100 мкм. Металлическая поверхность после высыхания покрывается прочной коркой на базе соединений марганца и железа.

Преимущества:

  • Защита от ржавчины до семи лет.
  • Можно без проблем применять для консервации металла без покраски.

Минусы:

  • Несущественный объем.
  • Большая стоимость.

ЯсХим

ЯсХим – это универсальный и доступный препарат. По сути, это фосфорная кислота, разбавленная водой, и дополнительные компоненты. Свои качества препарат сохраняет даже после разморозки.

Преимущества:

  • Высокая эффективность.
  • Доступная цена.

Минусы:

  • Нет эффекта лужения, оцинковки и другой защиты.

Химик

Это средство легко удаляет коррозию и защищает металл кузова от рецидивом в дальнейшем. После нанесения препарата Химик на поверхности выступает цинковый налет и формируется слой грунтовки. Последний способствует существенному улучшению сцепления обработанного металла с краской и лаком.

Преимущества:

  • Быстро действует и не требует смывания.
  • Предотвращает рецидив.
  • Легко избавляет от ржавчины.
  • Надежно защищает поверхность от коррозии.

Минусы:

  • Разъедает краску.
  • Токсичен.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]