Выбор материала и размера гаражных петель, основные виды и инструкция по установке


Сегодня мало какой гараж и ограда может обойтись без надежных соединений. Именно их правильная установка определяет, насколько долго они будут исправно функционировать. Речь идет о петлях для ворот, которые обеспечивают крепление ворот к раме и их открытие на нужный угол.

В этой статье будут рассмотрены основные виды металлических петель, особенности их монтажа на различные поверхности. Петли для ворот являются механизмом, состоящим из двух основных элементов, образующих шарнир. Он позволяет полотну ограждения легко вращаться относительно основы. Такие соединительные элементы способны обеспечить открытие в диапазоне от 90 – 180о. В некоторых конструкциях предусмотрена возможность движения в обе стороны, а это сильно повышает функционал конструкции.

Выбираем материал для гаражных петель

Петли для гаражных створок производятся из металлического профиля, черной стали либо низколегированных сплавов. При выборе материала для фиксаторов необходимо учитывать марку стали корпуса, чтобы она смогла обеспечить качественную свариваемость со стальным каркасом. Детали из черной стали привариваются с помощью электросварки путем обработки по периметру корпуса либо фланцевых пластин. Петли из легированных материалов привариваются точечно аргоновой либо углекислотной сваркой.

Значительных достоинств, из-за которых стоит крепить ворота на петли из нержавейки, не имеется, за исключением того, что они не подвержены образованию коррозии. Кроме того, коэффициент трения в данных шарнирах выше, чем у стали углеродистого типа со стандартными характеристиками.

Конструкции створок

Даже в такую незамысловатую конструкцию, как створка ворот или калитка можно сделать по-разному, причем вариантов немало. В первую очередь различается расположение перемычек:

Каждый способ проверен и работает, обеспечивая достаточную степень жесткости. Тут выбираете то, что кажется вам более правильным или надежным.

Конструкция ворот из металлопрофиля с укосинами

Есть разница в конструкции самих ворот — со стационарной рамой (верхней перекладиной) или без. С рамой ворота более стабильны, но тогда есть ограничения по высоте: не смогут заехать во двор высокие машины — грузовые или спецтехника. При грамотном усилении стоек (столбов) и нормально сделанных створках (с усилением по углам) ворота без рамы будут тоже надежны.

Конструкция ворот в верхней перекладиной и поперечными перемычками

При установке ворот с рамой расход металла больше — на длину перемычки, но при этом можно дополнительно столбы не усиливать: нагрузка на них меньше.

Крестообразные перемычки на воротинах из металлопрофиля

Чтобы удобнее было крепить профлист, по наружному (иногда, внутреннему, как на рисунке выше) периметру створок приваривают тонкостенный металлический профиль шириной 1 см. Это нужно учитывать при определении размеров заготовок под створки.

Чтобы сделать конструкцию как можно более жесткой, чтобы она не «гуляла» и не шумела при ветре, в углах делают усиление. И снова способов два. Первый — приварить вырезанные из листового металла уголки.

Усиление створок пластинами из металла

Второй — поставить короткие угловые укосины из той же трубы, что варили каркас створок.

Второй способ усиления створок ворот

Есть разница и во врем сборки: с местах стыков трубы соединяют под углом 45° или просто встык. Профессиональнее — под 45°, проще — встык. Некоторые способы сборки вообще не предусматривают возможности соединения под углом (если собирается цельными обе створки, и только навешенные на столбы они распиливаются на две части).

Разные способы стыковки труб

Еще одна тонкость, которая зависит от количества снега зимой. Как видите на фото, нижнюю планку створок поднимают на разную высоту от земли — где-то на несколько сантиметров, где-то на 20 см и выше. Зависит от высоты снежного покрова зимой: если навалит снега, а ворота от самой земли, вы их не откроете. Чтобы летом в этот зазор не лазила всякая живность, после схода снега на саморезы прикручивают планку, поздней осенью ее снова снимают.

На распашные ворота можно поставить автоматику. Тогда управлять ими можно с пульта и выходить под снег и дождь не нужно.

Подбираем оптимальный размер

Чтобы петли смогли удерживать металлическое полотно, необходимо правильно подобрать их габариты. Диаметр фиксаторов варьируется в пределах 10-32 мм. Шаг диаметра петли равняется 2 мм на увеличение. Высота гаражных петель составляет от 60 до 160 мм.

Важным моментом при подборе габаритов является надежность и удобство использования гаражных створок. Чтобы при открытии и закрытии полотно не заклинивало, рекомендуется оставить зазор в 0,1-0,2 мм между осью фиксаторов и отверстием корпуса. По своим габаритам и массе петли должны соответствовать материалу, из которого произведены створки. В зависимости от установленного в гараже полотна также зависит количество петель, составляющее от 2 до 4 элементов.

Какие есть преимущества у цилиндрических петель, которые обладают опорным подшипником?

Данная категория имеет обычную форму. По внешнему виду они похожи на цилиндр. На одной стороне располагается штырь, на другой делают под него отверстие. Данная конструкция дополнена подшипниковым шариком. Такие крепления часто используют для створок из металла, которые весят не больше четырехсот килограммов.

Плавность работы обеспечивает специальный шариковый подшипник. Как правило, его помещают в часть с отверстием. Чтобы в процессе эксплуатации иметь возможность смазывать подшипник, с другой стороны просверливают отверстие. Его можно закрыть подходящей по размеру заглушкой. Когда необходимо улучшить ход и подвижность данной завесы, просто открывается заглушка и смазывается подшипник.

Основные виды гаражных петель

На рынке стройматериалов представлено большое разнообразие петель для распашных створок. Каждая разновидность обладает индивидуальными параметрами и преимуществами использования. В первую очередь при выборе необходимо выбрать вариант установки. Существуют следующие способы монтажа:

  • сварка — петли фиксируются на полотне и каркасе ворот;
  • монтаж с помощью болтов — используется при работе с древесным материалом;
  • крепление саморезами — подходит для конструкций, произведенных из профилированного листа.

По размещению фиксаторы подразделяются на скрытые и внутренние. Их главные различия заключаются в способе установки и декоративных характеристиках. Большое значение при выборе гаражных петель имеет вес ворот. Некорректный расчет предполагаемой нагрузки провоцирует перекос полотна и сложности с открытием. Для плотной листовой стали с большой массой рекомендуется приобретать усиленные фиксаторы.

С опорным подшипником

Петли, оснащенные опорным подшипником, являются базовой разновидностью из категории фиксаторов цилиндрического типа. Опорный подшипник и шарнирное соединение надежно защищены от внешнего воздействия основным корпусом, выполненным из металлических сплавов.

Модели с опорным подшипником предназначаются для легких распашных конструкций. Предельно допускаемая нагрузка составляет 100 кг. К створкам и раме фиксаторы с опорными подшипниками крепятся при помощи сварочного аппарата.

При фиксации требуется соблюдать зазоры между рамой и створкой. Центровка элемента выполняется не по оси вращения, а по подшипнику.

Цилиндрические с дополнительным усилением

Усиленные фиксаторы оснащаются дополнительными пластинами, что способствует распределению нагрузки на большую поверхность створок либо столба. Рекомендуется использовать петли цилиндрического типа с улучшенными пластинами для тонкопрофильных конструкций. Фиксация деталей к створкам распашных ворот и раме выполняется сваркой либо винтовым соединением.

В зависимости от стороны расположения цилиндрические усиленные петли подразделяются на правые и левые. Диаметр элемента составляет 50 мм. Максимальная совокупная нагрузка достигает 600 кг.

Сквозные

При отсутствии возможности закрепить петли путем сварки либо привинчивания к каркасу используется сквозная разновидность. Для установки в каркасе ворот просверливаются по всей длине монтажные колонны, в которые продевается часть фиксатора. Для окончательного закрепления используются гайки соответствующего размера. Сквозные фиксаторы благодаря особой схеме крепления выдерживают нагрузку до 200 кг.

Трехсекционные накладные

Для массивных распашных ворот необходимо увеличивать количество фиксаторов и выбирать разновидность, обладающую повышенной износоустойчивостью. Оптимальным вариантом являются трехсекционные модели, способные выдерживать нагрузку тяжелой конструкции. Главными достоинствами накладных трехсекционных петель являются:

  • плавное скольжение при открытии и закрытии ворот;
  • отсутствие скрипа;
  • надежная защита от взлома;
  • препятствование перекосу и провисанию створок.

Петли стрелы

Гаражные петли стрелы подходят для крепления крупногабаритных распашных полотен, калиток и тонкопрофильных конструкций. Основной отличительной чертой является увеличенная площадь фиксатора, за счет чего он обеспечивает дополнительную прочность и предотвращает перекосы.

В местах соединения петли стрелы способны выдерживать повышенное напряжение. Этому способствует равномерное распределение по всей длине створки. Диапазон габаритов фиксаторов варьируется в пределах до 700 мм, что дает возможность найти оптимальный вариант для любой конструкции ворот. Для производства фиксирующих деталей используется прочная листовая сталь, обеспечивающая длительный срок службы.

Накладные

Несмотря на простоту монтажа, накладные разновидности петель отличаются высокой надежностью. Для производства фиксаторов используются прочные материалы, включая сплавы стали, латунь и нержавейку, что значительно увеличивает вариативность их использования. Внутри корпуса размещается 2-4 шариковых подшипника, необходимых для плавного открытия ворот.

К прочим достоинствам накладных деталей относится полное отсутствия скрипа, предотвращение провисания створок, устойчивость к взлому и продолжительный период эксплуатации.

Для фиксации накладных петель на каркасе необходимо разметить их точное расположение и закрепить при помощи саморезов. Фиксаторы входят в категорию универсальных и не подразделяются на лево- и правосторонние. Если после монтажа возникает необходимость снять полотно с шарниров, потребуется выкрутить саморезы.

Классификация изделий согласно ГОСТу

Производители выпускают петли в большом ассортименте. Чтобы подобрать товар, пользуются ГОСТом, а именно таблицей, где указаны технические параметры изделия. ГОСТ (государственный стандарт) – основной документ, по которому определяют размеры, вес, нагрузку, форму для каждого вида.

Цилиндрический вариант

Согласно ГОСТу их разделяют на следующие типы:

  • цилиндрические;
  • цилиндрические усиленные;
  • сквозные;
  • потайные;
  • трехсекционные накладные;
  • накладные.

Равномерный сварной шов

Цилиндрические с подшипником

Навес по форме напоминает цилиндр, который разделили надвое. Одна часть петель для ворот имеет отверстие, называется «мама», другая со штырем называется «папа». Две половины соединяются друг с другом и вращаются по кругу.

Формы

Современные разновидности петель производятся нескольких форм. Каждая форма имеет индивидуальные технические характеристики, преимущества и недостатки. При выборе подходящей формы следует учитывать совокупность параметров, собственные предпочтения и нагрузку, которую создает металлическая конструкция.

Цилиндрические

Петли цилиндрической формы с подшипником внутри корпуса подходят для стандартных моделей распашных конструкций, обладающих сравнительно небольшой массой. Предельная нагрузка на фиксатор с каждой стороны не должна быть выше 400 кг. В зависимости от класса приобретенной петли может изменяться максимальный удерживаемый вес.

Несмотря на свою нестандартную форму, цилиндрическая разновидность является одним из наиболее распространенных вариантов. Фиксаторы обладают высокой прочностью и крепятся на каркас сваркой. Перед привариванием основной части корпуса необходимо приварить ушки для более надежного удерживания.

Квадратные

От других форм-факторов квадратные петли отличаются увеличенной площадью соприкосновения поверхностей. За счет большой площади контакта фиксаторы легко привариваются к корпусу и выдерживают постоянную нагрузку массивных конструкций. Также фиксирующие элементы квадратной формы используют для фиксации различных поперечных элементов, калиток и других конструкций.

Для производства деталей применяется оцинкованный металл с гладкой поверхностью и небольшой массой.

Шестигранные

Шестигранные элементы менее распространены по сравнению с другими формами. По аналогии с цилиндрическими фиксаторами они требуют предварительного приваривания металлических ушек, что обеспечивает дополнительное удобство при последующем монтаже. Шестигранные петли выбираются с учетом декоративности, суммарной массы и размеров створок распашных ворот. Стандартные шестигранные элементы способны выдерживать металлические конструкции весом около 400-500 кг.

Каплевидные

Каплевидная форма свойственна только петлям со встроенным подшипником. За исключением эстетичного внешнего вида, данную разновидность отличают дополнительные преимущества — равномерный сварочный шов и простота монтажа, которые достигаются благодаря особенной форме.

При установке на массивные распашные конструкции рекомендуется задействовать каплевидные петли с диаметром 30-32 мм и длиной около 250-300 мм. От длины петли напрямую зависит протяженность сварного шва, которым она приваривается к каркасу. Желательно, чтобы фиксаторы были оснащены пресс-масленками для смазки, чтобы ворота не издавали постороннего звука при открытии и закрытии.

Советы покупателям

Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно изучить особенности каждого вида петель. Обычно пользуются спросом усиленные варианты, но не всегда есть необходимость приобретать дорогостоящие изделия.

При выборе учитывают, из какого материала сделаны двери, какую нагрузку нужно выдерживать петлям. К воротам из профнастила приобретают сквозные или потайные петли. Тяжеловесным кованым и металлическим створкам больше подойдут усиленные петли.

Для высоких ворот из профнастила выбирают классические изделия (в форме цилиндра). Навесные петли подбирают с учетом нагрузки, которую они должны будут выдержать. Изделия с эксцентриком выбирают для дома (на двери, мебель или легкие калитки). Для автоматических дверей покупают индукционные магнитные петли.

На участках с пучинистым грунтом, который увеличивается во время сильных заморозков, ставят регулируемые петли для распашных ворот. Зимой на таких участках ось гаражных дверных навесов подвергается сильной нагрузке, поэтому петли нужно постоянно настраивать. В противном случае навесы могут перекоситься, что выведет из строя всю конструкцию.

Не следует приобретать продукцию неизвестного производителя, экономить на фурнитуре, от качества которой тоже зависит надежность конструкции ворот.

Инструкция по установке петель на гаражные ворота

Прежде чем приступить к непосредственной установке фиксаторов на ворота, необходимо подготовить определенный перечень инструментов. В частности, для проведения монтажа потребуются:

  • сварочный аппарат с набором разных электродов;
  • шлифовальная машинка либо болгарка для сглаживания швов;
  • рулетка, отвес и уровень для выполнения замеров;
  • молоток;
  • шуруповерт.

Инструкция по монтажу петель предполагает последовательное выполнение ряда действий. Для крепления деталей необходимо:

  1. Расположить конструкцию на плоской поверхности.
  2. Разметить места для крепления. Важно предварительно сверить все габариты ворот, чтобы зазор между полотном и каркасом не превышал 0,2 мм.
  3. Смазать шарниры солидолом или другой разновидностью смазочного материала.
  4. Точечной сваркой зафиксировать обе части петли сначала с нижней, а затем с верхней части ворот.

Сварка без неприятных последствий

Чтобы приваривание петель к воротам прошло удачно, соблюдайте следующие рекомендации:

  • не работайте с неисправным сварочным аппаратом;
  • варить можно только после окончательного высыхания краски;
  • одежда не должна быть со следами жира, бензина, масла или любых других горючих жидкостей;
  • нельзя варить детали, находящиеся под давлением;
  • на баллон для сварочного аппарата нельзя вешать пропитанную горючими жидкостями ветошь. Часто подобное становилось причиной возгорания.

Как приварить

После выполнения тщательной проверки расположения ворот и предварительной фиксации петли с двух сторон можно приступать к сварочным работам для полного закрепления на каркасе. От правильной фиксации зависит удобство открывания ворот и вероятность перекоса полотна.

Самой трудоемкой стадией в работе является выполнение вертикальных сварочных швов. Чтобы предотвратить смещение петель после того, как штыковая часть детали будет закреплена, необходимо использовать уровень для определения расположения оси приварной петли.

После окончательной сварки штыковых элементов на каркасе нужно надеть на них верхние части с подшипниками из стали. Придавив наживленную часть к полотну, остается завершить приваривание и обработать сварочные швы болгаркой для создания гладкой поверхности.

Подготовительные работы

Начинают с приварки платиков к петлям. Этот этап можно пропустить, если используются готовые навесы с монтажными пластинами либо при монтаже на круглые столбы небольшого сечения. Платики вырезают из листовой стали болгаркой, выбирая листы толщиной не менее 5 мм.

Перед сборкой петли её внутренняя часть (то место, где находится подшипник) тщательно обрабатывается смазкой, а участок, отводимый под сварку, очищают от пыли и ржавчины. Варят на горизонтальной поверхности. Два платика укладываются рядом по длинной стороне с зазором 2–3 мм. Сверху кладётся половина навеса, привариваемая к одной из пластин сплошным швом. Аналогичную операцию выполняют со второй половиной. Получившиеся швы аккуратно зачищают.

Важно: по правилам пожарной безопасности сварочные работы ведутся либо на неокрашенных, либо на полностью окрашенных, высохших деталях. Не до конца высохшая краска может воспламениться от искры.

Правила ухода за гаражными петлями

Основной износ петель для гаражных ворот происходит из-за неравномерно распределенной нагрузки, негативного внешнего воздействия и несвоевременной смазки. Чтобы бороться с последствиями истирания и коррозии, рекомендуется выполнить следующие действия:

  • снять створки с шарниров и удалить образовавшуюся ржавчину;
  • стереть старый смазочный материал и убрать грязь мелкой шкуркой;
  • обработать поворотную ось пастой для шлифования;
  • устранить остатки пасты растворителем и очистить отверстие шарнира;
  • нанести новый слой смазки.

Правильно выбранные по размерам и материалу петли обеспечивают долгий срок службы. Своевременный уход за фиксаторами способствует удобству эксплуатации и предотвращает появление ржавчины.

Плюсы и минусы распашных ворот

Среди плюсов ворот с распашной конструкцией следует отметить:

  1. Простоту конструкции. Ее вполне можно изготовить самостоятельно. Достаточно использовать лист металла, металлопрофиля или скрепить между собой доски, чтобы получить створки для ворот;
  2. Удобство. Оно состоит в том, что из-за простоты конструкции вы всегда сможете открыть свои ворота. Они крайне редко заедают или еще как-то ломаются;
  3. Широкий выбор замков — подойдет любой, можно использовать даже простую задвижку;
  4. Возможность легкой автоматизации;
  5. Долгий срок эксплуатации;
  6. Возможность регулирования открытия створок;
  7. Низкую стоимость.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]