Продолжаем рассматривать, виды дверных петель, только уже для металлических дверей. Навесы для металлических входных дверей разделяются на два вида – скрытые внутренние и внешние приварные, а у этих видов есть уже подвиды.
Внешние приварные имеют разновидности:
- цилиндрические — круглые;
- каплевидные;
- «Барк» (относятся к цилиндрическим);
Разновидности скрытых подразделяются на:
- пластинчатые;
- цилиндровые.
Для ознакомления:
Основные виды петель для деревянных межкомнатных дверей.
Внешние приварные
Навесы приварные много где применяют, устанавливают как на входные металлические двери, так и на ворота, калитки… Каплевидные и цилиндрические имеют одинаковые модификации такие как:
- с обыкновенной осью — уже редкость;
- ось с впрессованным шариком от подшипника;
- с обыкновенной осью с 1-им подшипником;
- с открытым подшипником – встречается у цилиндрических, используется в редких случаях, так как это не ресурсоёмко при эксплуатации;
Модификации каплевидных от итальянских производителей:
- выточенная ось под роликовый подшипник с упорным подшипником;
- с двумя подшипниками на оси сверху и снизу — конструкция спрятана внутри;
Каплевидные петли и цилиндрические отличаются в основном только внешним видом. Но т.к. каплевидные это более современные приварные навесы, у них встречается больше разных модификаций по внутренностям, чем у цилиндрических. Мы рассмотрим одинаковые модификации, которые встречаются как у каплевидных, так и у цилиндрических.
Азбучные истины
Процесс установки петель можно рассмотреть на примере металлической калитки. Чтобы она исправно выполняла свои основные функции, при приваривании петель необходимо выполнить ряд условий:
- Обеспечить зазор между опорным столбом и рамой калитки, который должен составлять 3-5 мм.
- Обеспечить зазор в несколько миллиметров между петлей и рамой калитки, приварив к петле платики — металлические пластины нужной толщины. Всего для каждой петли нужно два платика, длина каждого из них — на 2 мм меньше, чем длина половины.
- Оптимальное расстояние от края калитки до петли составляет 15-20 см. Если нужна средняя петля, то она располагается строго посередине между крайними петлями.
Сначала к столбу приваривается нижняя часть крепежа (со штырем), затем к створке приваривается верхняя часть (с пазом).
Грамотно собранная конструкция должна иметь следующие части:
- петля;
- платик;рама калитки;
- опорный столб;
- нижняя часть (со штырем);
- верхняя часть (с пазом).
Данная конструкция состоит из нескольких элементов
Все петли должны быть соосны, то есть их центры должны находиться на одной прямой. Требование соосности является крайне важным. Именно от его соблюдения зависит, насколько равномерно будет распределяться вес ворот на крепления и, соответственно, как долго они прослужат.
Для работы мастеру понадобятся:
- сварочный аппарат;
- металлическая пластина для изготовления платиков;
- болгарка;
- молоток;
- отвес;
- масло для смазки петель;
- средства защиты — маска, перчатки, спецодежда.
На подготовительном этапе следует разметить раму калитки и створку, определив места, где будут привариваться петли. Очистить их от пыли, грязи, ржавчины. Для этого можно воспользоваться металлической щеткой и растворителями. Далее, выполняется аналогичная обработка поверхности петель, а на их внутреннюю часть наносится смазка.
Традиционный метод сварки предполагает на этом этапе установку платиков, для чего рекомендуется:
- Взять 2 одинаковые пластины необходимой толщины и длины. Положить их так, чтобы между ними был зазор в 2-3 мм.
- Уложить на них нижнюю часть петли.
- Приварить петлю к одной из пластин (в рассматриваемом случае, к правой).
- Проделать все то же самое для верхней части петли и приварить ее к левой пластине.
- Затем необходимо установить створки в рабочее положение и зафиксировать их.
- Платики с нижней частью каждой петли точечно привариваются к столбу, затем в нижние части вставляются верхние элементы шарниров и точечно привариваются к створке. После проверки соосности петель и работы калитки производится окончательная обварка по контуру платиков.
Для неопытного мастера вертикальная варка, которую нужно выполнять на уже установленном столбе, может оказаться слишком сложной задачей. Кроме того, сделать работу в одиночку практически невозможно: нужен помощник.
Каплевидные
Если посмотреть на навесы «капельки» сверху — с торца, то сразу станет понятно их название. Каплевидная форма придумана для того, чтоб её легче было приваривать на рабочее место. Петля каплевидная изготавливается, как двухсекционной, так и трёхсекционной.
С двумя подшипниками на оси сверху и снизу — конструкция спрятана внутри.
Каплевидные чаще встречаются с подшипником, если без него, то с шариком. Либо вообще обыкновенные, но только с шайбой или ось выточенная как бы с шайбой.
Несколько советов начинающему мастеру
Чтобы усилия по тому, как приварить петли на дверь, увенчались успехом, следует быть внимательны при покупке гаражных петель. Обязательно убедиться, что:
- их размер и длина соответствует весу и габаритам створок;
- штырь свободно поворачивается в отверстии;
- между ним и внутренней поверхностью паза присутствует небольшой зазор в 0,1 мм;
- на петле нет никаких повреждений: вмятин, ржавчины, раковин.
Не менее важен и выбор материала, из которого изготовлена петля, поскольку различные виды стали варятся по-разному. Проще всего будет сварить крепежи, отлитые из черной стали или низколегированного сплава. Для них можно использовать обычную электросварку.
Если же приобретать шарниры из нержавейки или из легированных материалов, следует быть готовым к тому, что потребуется сварка углекислотная или аргоновая. Единственное преимущество нержавейки — это то, что петля не будет ржаветь. Но, поскольку коэффициент трения в шарнире, изготовленном из этого материала намного выше, чем в петле из черной стали, смазывать и чистить его придется чаще.
Это интересно: как правильно приварить петли на гаражные ворота.
Во избежание проблем при сварке петель и в будущем лучше придерживаться следующих рекомендаций:
- Нежелательна покупка дешевых петель из обычной стали-сырца, поскольку их срок службы составляет всего 2-3 года. За это время шарнир изнашивается настолько, что створки ворот начинают провисать.
- Лучше заранее разобраться, с какой стороны ворот будут приваривать петли, учитывая, что оптимальный вариант открывания створок — на улицу, и продумать до мелочей весь процесс варки.
- Не следует забывать, что основная функция ворот — обеспечение безопасности. Нежелательно устанавливать со стороны улицы, поскольку их можно легко срезать. Если без этого никак не обойтись, рекомендуется заказать шарниры, изготовленные из кованой стали, которую не возьмет ни один резак.
- Нужно убедиться, что створку ворот будет невозможно снять в закрытом состоянии. Иногда, чтобы избежать подобных действий со стороны злоумышленников, опытные мастера ставят одну из петель на каждой из створок «вверх ногами». Однако тогда створки невозможно будет снять и с целью выполнения ремонта.
- Если впервые имеется дело со сварочным аппаратом, следует научиться заранее обращаться с ним. Только абсолютно ровный сварной шов даст надежное и прочное соединение. Переделать же полностью выполненную работу будет сложно.
Эти простые советы помогут начинающему мастеру, и установленные двери не доставят ему в дальнейшем никаких проблем.
Шарик внутри оси
Чего не скажешь о навесах с шарикоподшипником внутри на оси. Этот подшипниковый шарик изготавливается из прочной стали и закаляется. Его впрессовывают в ось закладывая смазку, для того чтоб вращаясь в оси, не деформировалась петля и был легче её ход. Тем самым приварные с шариком, прослужат дольше.
С шариком и регулировкой
Материалы
Как материал для изготовления петель применяют сталь, латунь или нержавейку. Петли из стали отличаются надежностью и приемлемой стоимостью, могут иметь разные размеры. Петли из латуни, производятся способом литья, это дает возможность получить изделие с красивым дизайном и прекрасными гальваническими свойствами. Петли из нержавейки достаточно прочные и стойкие к коррозии.
На подшипниках
Не регулируемая с подшипником
Ну и, конечно, петли на подшипниках прослужат гораздо больше предыдущих, т.к. тут трения перенесены на прочный опорный подшипник. Если в случае с обыкновенной осью и с шариком на оси, со временем понадобится «колхозить». Подкладывать шайбы либо по-нормальному заменить навесы целиком. То у этих надо будет заменить только подшипники.
Классификация петель
Большое значение для того как будет функционировать дверь есть возможность или не возможность регулировки ее петель в разных плоскостях. Петли регулируемые для металлических конструкций имеют преимущество перед не регулируемыми в домах, где возможна усадка стен, если дверь находится в постоянной эксплуатации и склонна к перекосам и провисанию или поддается постоянным климатическим воздействиям.
Разнообразие и технические особенности петель для металлических конструкций определяется ГОСТ 5088-2005 “Петли для оконных и дверных блоков”.
Согласно данному ГОСТу, по типу конструкции петли:
- Классическими без шарика. Такие петли почти вышли из использования, поскольку они очень быстро поддаются износу, через некоторое время начитают скрипеть и конструкция проседает. Они являются довольно дешевым вариантом, но в сравнении с более модернизованными моделями уже не имеют преимуществ;
- Классическими с шариком. В таких петлях между двумя стержнями расположен шарик, который способствует меньшему износу и плавной работе дверей на таких петлях;
- Петли с подшипником в своей конструкции имеют шарикоподшипниковую опору, благодаря которой к минимуму сводится износ петли и все негативные последствия этого: провисание, скрип, заклинивание. Навесы с подшипником легки в использовании и имеют больший срок службы, чем аналогичные петли без него.
Статья по теме: Как сделать освещение в гардеробной
Также, стоит отметить, что к створке на петлях с подшипником нужно прикладывать заметно меньше усилий при открытии или закрытии.
Также в соответствии с ГОСТ дверные петли по способу монтажа могут быть:
- ввертными;
- навесными;
- скрытыми;
- пружинными.
С пресс – масленкой
С маслёнкой и открытым подшипником.
Для большего ресурса навесов и подшипников надо их регулярно смазывать, хотя бы раз в год. Для упрощения смазки придуманы навесы с пресс-масленкой (тавотницей). Чтоб не снимать полотно, а просто открутить маслёнку и залить внутрь масло, можно и не откручивая смазать, только для этого понадобится специальный инструмент, запрессовывающий шприц.
Безосевые петли «Барк»
К приварным ещё относятся безосевые петли «Барк». Безосевыми названы они, так как вместо стандартной оси, такой как у цилиндровых и каплевидных, стоит калёный шар.
«Барк» неодинаковы, как осевые, они разделяются на верхние и нижние. Верхняя безосевая идёт с регулировочным болтом, этот болт помогает при установке полотна в коробку, а нижняя, без болта, только один шар.
При установке полотна в коробку, сначала ставят на нижнюю петлю, потом задвигают верхнюю и фиксируют регулировочным болтом. Сами же петли крепятся на углах полотна. Почти как пяточные для деревянных межкомнатных дверей.
Для прочной взломостойкости такого вида как «Барк», требуется коробка с выступом. В такой коробке они будут выполнять все функции, предусмотренные производителем. Их будет тяжелее спилить, чем в обыкновенной коробке.
Люди не знакомые с таким видом навесов могут подумать, что легко снять полотно всего лишь выкрутив регулировочный болт верхней петли. Не всё так просто. Во-первых, для регулировочного болта, сделан фиксирующий его болтик, который откручивается только при открытом полотне. А во-вторых, снять полотно с безосевых в закрытом виде вряд ли получится.
Что касается смазки «Барк». Трущиеся элементы в особенности под нагрузкой должны быть смазаны, так что никого не слушайте, если вам скажут, что их смазывать не надо. Как минимум для лёгкости хода, как максимум для меньшего износа деталей.
Сварка без платиков
При небольшом весе калитки можно обойтись без платиков. Технология приваривания будет немного изменена:
- Опора и рама калитки укладываются горизонтально, чтобы их поверхности находились в одной плоскости. Между ними оставляется зазор в 3-5 мм.
- От верхнего края рамы отмеряется 20 см и в зазор укладывается петля. Чтобы ее немного приподнять, можно воспользоваться двумя спичками, расположив их перпендикулярно зазору и установив на них шарнир.
- Петля фиксируется точечной сваркой: нижний элемент со штырем приваривается к опоре, верхний элемент с пазом — к раме.
- Чтобы проверить, насколько хорошо работают петли, вовсе не обязательно поднимать створку: гораздо проще повернуть опору. Если все нормально, выполняется окончательная сварка по всей длине крепления<./li>
Эти способы подходят для установки новых ворот, дверей или калиток. Если же необходимо, например, заменить старые петли на уже установленных воротах, опытные мастера предлагают действовать следующим образом:
- Зафиксировать на петле платики.
- Положив створку горизонтально, приварить верхнюю часть петли.
- Установить створку в проем и зафиксировать.
- Вставить нижнюю часть петли в верхнюю. Отметить на опоре место, где должен стоять платик нижней части.
- Приварить нижнюю часть к опоре.
После выполнения сварки дверных петель швы зачищаются, грунтуются и прокрашиваются. Дальнейший уход за петлями сводится к регулярной их смазке, которая предотвратит появление ржавчины и уменьшит трение.
Смазку следует выполнять только в теплый период года, иначе возможно примерзание петель. Перед тем как нанести смазку, рекомендуется снять дверь с петли, удалить со штыря остатки прежнего состава, грязь, ржавчину, прочистить паз.
Скрытые петли для металлических дверей
Как было сказано выше, скрытые петли, разделяются на два подвида.
Пластинчатые
Пластинчатые применяют к относительно лёгким входным дверям. Они регулируются в нескольких плоскостях, состоят из пластин, вращающихся на оси. Чаще встречаются в лёгких дверях китайских производителей.
Скрытые цилиндрические
Скрытые цилиндрические — это наружные приварные. Установленные внутри коробки и соединены с полотном, уголком или «П» образным швеллером, смотря, какая конструкция. Такие петли используют к тяжёлым полотнам, регулируются только вверх-вниз и то, если имеют регулировочные болты. А по большому счёту двери с цилиндрическими внутренними петлями делают под заказ. Так что, необходимые регулировки делают при изготовлении.
Открывающие на 90-100 градусов
Петли дверные скрытые, так названы, потому что стоят внутри коробки. Хороши высокой взломостойкостью, так как к ним нет открытого доступа для среза. Своей скрытностью они придают двери интересный и эстетичный вид. Скрытые петли лучше применять у дверей, которые устанавливаются на улице. Так как они спрятаны внутри коробки, на них не воздействуют погодные условия в виде дождя, снега и т.п.
Скрытая открывающая на 90-100°
Некоторые небольшие нюансы:
- Открытие полотна.
Есть скрытые петли, для входных металлических дверей открывающие полотно на 90-100° градусов и есть, которые открывают на 180° градусов
- Снятие полотна с петель
Чтоб снять полотно с внутренних пластинчатых, надо откручивать каждую петлю. А, чтоб снять с наружных приварных, надо в открытом положении приподнять полотно вверх и убрать в сторону.
- Цена
Стоимость скрытых на порядок выше стоимости наружных приварных.
Открывающие на 180° градусов
Для тяжёлых дверей, регулируемая в трёх плоскостях.
Для лёгких дверей
Вывод
Подводя итог можно отметить, что если бюджет ограничен, а с инструментом не густо, то берите бабочки или ввертные петли. Врезные дверные петли лучше подходят для деревянных полотен. На железные и дорогие деревянные двери желательно ставить скрытые модели навесов. На видео в этой статье показаны нюансы выбора и монтажа. Если информация была полезной, то внизу есть кнопки соцсетей, возможно ваш лайк поможет кому-то из друзей определиться.
Простейший скрытый навес на тяжелую металлическую дверь.