Сегодня в специализированных магазинах можно найти массу разнообразных наборов для детского творчества: развивающие, обучающие, просто развлекательные. Такие товары-игрушки привлекают внимание детей, но ведь куда интересней создавать нечто подобное вместе с родителями, тем самым познавая все секреты творческого процесса.
И на самом деле, очень многие детские творческие наборы не представляют собой ничего сложного, чего бы нельзя было воспроизвести самостоятельно в домашних условиях. К примеру, знакомые многим гравюры можно сделать своими руками всего за каких-нибудь полчаса. Как? Давайте узнаем.
Для создания цветной гравюры понадобятся:
- белый картон (не глянцевый);
- восковые карандаши разных цветов (также можно использовать масляную пастель);
- гуашь черного цвета (можно взять и другой темный цвет);
- жидкое мыло;
- кисточка;
- апельсиновая палочка (или другой тонкий и острый предмет для гравировки).
Акватинта
Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.
Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.
Подготовка порошка смолы для обработки пластины.
Отличительные признаки гравюры методом акватинты:
- при увеличении гравюры можно различить белые точки разных размеров;
- число тонов ограничено и зависит от числа травлений, а переходы между тонами скачкообразные.
И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.
Лавис
Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.
В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).
Отличительные признаки гравировки методом лависа:
- при значительном увеличении видны точки неправильной формы;
- каждый тон отличается от другого резкими границами, а пятна тона напоминают мазки акварелью.
Поль Гоген. Гравюра «Женщина с инжиром». Лавис. 1894 г.
Оформление работы
Оформить работу не меньшее искусство, чем создание ее. Неправильно подобранная рамка может испортить впечатление даже от шедевра. Она не должна быть слишком громоздкой, отвлекать на себя внимание. Рамка — это лишь элегантное дополнение для картины, соответствующее настроению, цветовой гамме и тональному исполнению изображения.
Удачным решением будет бесшовное паспарту. Это рамка, выполненная из белого или тонированного картона (плотной бумаги). Ширина ее может начинаться от трех сантиметров, в зависимости от размера картины. Главное правило при создании паспарту — никаких швов. Оно делается из цельного листа бумаги и наклеивается сзади на изображение. Верхняя и боковые части одинаковые по ширине, а нижняя немного шире. Например, если три полосы равны трем сантиметрам, то нижняя будет равняться — пяти. Несмотря на простоту, такое оформление зачастую смотрится гораздо аккуратнее, чем полноценная рамка.
Оформленную в паспарту работу можно закрыть оргстеклом, размер которого выбран в соответствии с крайними границами рамки. Оно защищает изображение от пыли и грязи, а также придает аккуратность при вывешивании на стену. Если же хочется обойтись без него, картину стоит покрыть специальным лаком, подобранным с учетом использовавшейся краски.
Если гравюра выполнялась масляной краской, то не стоит сразу оформлять работу. Даже если верхний слой масла кажется просохшим, это впечатление обманчиво. Такая краска способна сохнуть от шести месяцев и до нескольких лет, в зависимости от толщины слоя. Процесс сушки ускорится, если покрыть готовую работу тонким слоем ретушного лака. В противном случае при оформлении сырой гравюры в паспарту, есть шанс увидеть на нем масляные пятна, что не добавит эстетической ценности работе.
Офорт
Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.
При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.
Травление подготовленного рисунка в кислоте.
Основные признаки гравировки техникой офорта:
- линии свободны и одинаковы по толщине на всем протяжении, имеют немного рваные края;
- точки всегда круглые или овальные;
- штрихи имеют притупленные концы;
- могут присутствовать точки и иные дефекты из-за повреждения лака кислотой (если мастер не убрал их).
А. Дюрер. Гравюра «Пейзаж с пушкой». Офорт на меди. 1518 г.
И. Шишкин. Гравюра «Лес». Офорт. Около 1890 г.
Пунктирная манера
Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.
В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.
Инструменты для гравировки пунктиром: граверный молоточек, матуар и пунсоны.
Отличительные признаки пунктирной техники:
- При рассмотрении изображения видны точки разной формы.
- В темных местах рисунка точки больше в размерах.
А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.