Часто в результате дорожно-транспортных происшествий автомобиль подвергается механическим повреждениям, и у автовладельцев иномарок возникает вопрос о том, как можно запаять на машине бампер. В случаях с отечественными передвижными средствами этим вопросом можно пренебречь, приобрести и установить новую деталь взамен поврежденной.
Бампера на машины импортного производства стоят дорого, поэтому ремонт детали будет лучшим выходом из сложившейся ситуации.
Пластик – это довольно специфичный материал, работа с которым требует определенных знаний. Стоимость ремонта бампера в специализированном сервисе составляет от 1500 до 7000 руб. Но, тем не менее, сварка бампера подвластна новичку, который может это сделать своими руками, если будет выполнять все технологические правила, действовать по предложенным алгоритмам, следовать нашим рекомендациям.
Даже если бампер лопнул на части, его можно соединить при помощи пайки. Существует несколько способов восстановления пластиковой конструкции, при которых недостаточно использовать паяльник, а понадобится специальный инструмент и оборудование. Мы расскажем, как своими руками запаять пластиковый бампер, используя минимальный набор инструментов, и рассмотрим другие способы пайки.
Сварка пластика. Марки: полипропилен, стеклопластик, полиуретан, твердые пластмассы
Мнение эксперта
Илья Вячеславович
Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту
Задать вопрос
Перед тем как затеять ремонт трещин на бампере, необходимо правильно определить типа материала, из которого сделана деталь. Производители помечают свое изделие на внутренней стороне буфера методами плавления или штампования.
Принято маркировать так:
- латинские буквы PP или PPTV – изделие изготовлено из полипропилена;
- PUR – бампер выполнен из полиуретана;
- PAG6, GF15, GF30 и ABS – твердые пластмассы (имеют очень высокую температуру плавления – около 5000°С);
- деталь из стеклопластика не маркируется.
Если сомневаетесь в своих способностях определить материал изделия, возьмите кусочек от бампера с изнаночной стороны и посоветуйтесь со специалистами.
Впаивание сетки
Металлическая сетка, которая впаивается паяльником в бампер, до сих пор используется многими мастерами. Стоит учесть, что соединение двух материалов с разной реакцией на смену температуры и степенью эластичности является не очень хорошей идеей. Если вы будете применять подобную технологию, используйте латунную сетку либо сетку с нержавеющей стали. Метод удобен тем, что вам не потребуются следующий инструмент: термофен либо строительный фен, клей и стекловолокно.
Важные нюансы
- Со сварочных прутиков перед началом работ необходимо соскоблить верхний слой пластмассы, сделав поверхность шероховатой;
- нагревание пластмассы приводит к вредоносным испарениям. Во время ремонта используйте респиратор.
Все что создано из пластмассы — поддается пайке. С нее чаще всего и начинается ремонт пластиковых деталей, а уже потом наносится шпаклевка, грунтовка и краска. Нужно быть внимательным, чтобы обнаружить все трещины на пластике и отремонтировать его качественно.
Требования к инструменту для пайки пластика
Для выполнения работ можно воспользоваться набором инструмента:
- Паяльник;
- Ножницы, пинцет, экструдер;
- Набор: строительный фен с насадками и пластиковыми электродами для сварки;
- Орбитально-шлифовальная машина (ОШМ);
- Набор для ремонта стеклопластика;
- Соответствующие расходные материалы: скобы для степлера, алюминиевая, медная или стальная мелкоячеистая сетка.
Прежде всего следует снять лопнувшую деталь с кузова автомобиля.
Это делается, во-первых, для удобства произведения ремонта и во избежание излишнего натяжения материала в трещинах к местам крепления на корпус машины. Демонтированная деталь очищается от грязевых отложений и тщательно моется.
После чего отколовшиеся части совмещаются друг с другом. При желании их можно зафиксировать скотчем с наружной стороны бампера. Далее разогревается паяльник и начинается кропотливая работа.
Паяльник и фен для пластика необходимо выбирать в соответствии с основными требованиями. Такие аппараты должны:
- быть эргономичными;
- быстро нагреваться;
- не перекаливать пластик.
Инструмент не должен быть тяжелым. Также очень облегчает работу, если паяльник имеет лампочку, которая освещает место пайки. Чтобы паяльник нагревался быстрее, можно сточить кончик жала. Если вы часто используете инструмент в работе и он со временем начинает медленнее нагреваться, то нужно зачистить гнезда. Это элементарно можно сделать своими руками.
Раскрутите болты, достаньте жало и, используя мелкозернистую наждачную бумагу, зачистите места соединения. Перегоревшее или сломавшееся жало можно заменить обычной стальной проволокой. Для пластмассы обычно применяют стоваттные аппараты.
Помните, чтобы паяльник служил как можно дольше, в процессе работы делайте перерывы, чтобы не перегревался трансформатор.
При работе с пластмассой лучше использовать специальный фен для сварки пластика. Он работает в диапазоне температур от 0 до 650 градусов Цельсия, имеет подачу воздуха в 10 позициях. Фен для пластмассы программируется на сварку, удаление краски, сгибание, есть режим «паять припоем». Средняя розничная цена набора “фен с насадками” составляет 3000-4000 руб.
Такой аппарат стоит недешево и чаще всего используется мастерами, которые занимаются ремонтом профессионально. Для выполнения разовых работ по восстановлению лопнувшей пластиковой конструкции своими руками можно использовать строительный или монтажный стоваттный аппарат.
Завершающий этап
После того как место спайки остыло и полностью затвердело, наждачной бумагой 40 и 80 номера убрать излишки пластика, шпаклёвкой выровнять шов.
Для финишного выравнивания шва используем специальную шпаклевку для пластика. Старайтесь не наносить слишком толстый слой шпаклёвки, так как это может привести к отслаиванию её от шва в процессе эксплуатации. Ждём пока шпаклевка полностью не затвердеет и приступаем шлифовке шва наждачной бумагой Р800. Разбавляем грунт согласно описанию производителя, указанного на банке с грунтовкой. Наносим грунт в 2 слоя, выдерживая между нанесением каждого слоя 15 минут. Дополнительно можно нанести слой проявочного грунта, после чего устранить выявленные дефекты при помощи нитрошпаклёвки с последующей шлифовкой наждачной бумагой Р1000. Удалив пыль с поверхности, нужно обезжирить деталь, после чего можно приступать к покраске бампера. Красить деталь соблюдая технологию нанесения лакокрасочного покрытия.
Починить пластик своими руками с помощью паяльника
Рассмотрим вариант, как восстановить каркас бампер и его крепления к крылу, используя минимальное количество инструментов. Приготовьте миллиметровую сетку, паяльник, ножницы, отвертку, острое лезвие. Чтобы паять своими руками конструкцию было удобно, а также для получения качественного результата, ее необходимо снять с автомобиля и далее действовать пошагово.
- Расположите деталь на ровной поверхности;
- Включите стоваттный паяльник в сеть, подождите, пока он нагреется до максимальной температуры;
- Соедините ровно поврежденные части, чтобы паять их с фронтальной стороны;
- Разрежьте сетку на кусочки, приложите с внутренней стороны конструкции и нагрейте ее паяльником. Если у вас есть фен для сварки пластмассы, воспользуйтесь им;
- Быстро, не дав ей остыть, при помощи отвертки, аккуратно вдавите сетку в пластик;
- В случае серьезных повреждений повторите предыдущую процедуру для фронтальной стороны конструкции;
- Излишек пластика срежьте острым лезвием;
- Выровняйте шов резиновым шпателем, используя шпаклевку для пластмассы;
- Для улучшения сцепления нанесите грунтовку, затем можно приступать к окрашиванию.
Выполняя эти несложные действия с минимальным набором инструментов, вы сможете своими руками спаять любые пластиковые конструкции автомобиля. Главное, серьезно отнестись к работе, не спеша и аккуратно паять места разрывов.
Если Вы сможете выполнить аккуратно данную процедуру запайки только с внутренней стороны детали, то можно обойтись ремонтом пластика без покраски бампера!
Мнение эксперта
Илья Вячеславович
Консультант сайта krasymavto.ru по кузовному ремонту
Задать вопрос
Обратите внимание – применять следует только специализированную шпатлевку и грунт по пластику. И если бампер красится в цвет кузова, эмаль дополнительно покрывают лаком в 1-2 слоя. После бампер устанавливают на место, и 2-3 недели избегают применения моек высокого давления. В этом случае стоимость ремонта и покраски бампера своими руками оправдает себя многократно!
Как устранить мелкие повреждения на пластиковом автобампере
Повреждения бампера бывают разных типов — от мелких царапин и небольших вмятин до серьезных трещин. Мелкие вмятины и царапины можно удалить самостоятельно.
Если автобампер сделан из термоактивного пластика, то мелкие повреждения на нем можно легко устранить, используя метод полировки специальными хим. средствами.
Например, если есть неглубокая царапина, то ее можно обработать универсальным средством для очистки WD-40.
Для того чтобы заполировать царапину или скол потребуется губка, мягкая тряпка и химреактив. Сначала необходимо губкой с водой очистить место повреждения от грязи и пыли. После нанести хим. средство распылением или губкой. Далее поврежденный участок интенсивно полируется тряпкой до того момента, пока на нем не будет видно повреждений.
2-й способ устранения мелких вмятин и царапин на пластиковом автобампере — это выпрямление поврежденного участка термофеном. Суть метода — поврежденная поверхность равномерно прогревается строительным феном. За счет термической обработки происходит выравнивание и выпрямление повреждения.
Метод прост и не требует особых навыков в исполнении, однако не лишен недостатков: есть вероятность деформации пластика, нагревание феном можно применять только на неокрашенных местах.
Также, простым и недорогим способом устранения мелких повреждений на пластиковом автобампере считается восковой карандаш.
С его помощью царапины и сколы просто закрашиваются. Хим. состав карандаша заполняет собой поврежденные участки, выравнивая их с общей поверхностью и образует защитный слой. Процесс удаления сколов и вмятин восковым карандашом занимает не более 5 мин.
Еще один способ как запаять бампер в домашних условиях
Для более сложного ремонта пластикового бампера вам надо приготовить следующее оборудование и материалы:
- паяльник, скобы для степлера;
- фен, шлифовальная машинка.
Также вам понадобятся инструменты для последующей обработки поверхности:
- резиновый или пластиковый шпатель;
- краскопульт, шпаклевка;
- грунтовка, краска.
Начните пайку поврежденных деталей с внутренней стороны, делая спайку равномерно по всей линии разлома. Важно запаять все разветвления.
- Скрепите шов скобами от степлера, располагая их на расстоянии в пару сантиметров друг от друга. Чтобы ножки скоб не выходили на лицевую сторону, их следует немного подпилить. Ввести скобы в разогретый пластик будет легко.
- Лицевая сторона конструкции должна восстановить прежнюю форму. Обработайте ее шлифовальной машинкой. Для шлифовки поверхности, в случае отсутствия шлифмашинки, можно использовать крупнозернистую наждачную бумагу.
- После шлифовки приступайте к спайке лицевой стороны.
- Выровняйте швы, аккуратно расплавляя пластмассу в углубления. Отшлифуйте обработанную поверхность.
- Очистите зону ремонта детали от пыли и частиц пластмассы.
- Воспользуйтесь феном, чтобы сплавить волоски пластика на поверхности детали. Делайте это аккуратно, без перегрева материала. Нанесите на поверхность шпаклевку. После высыхания отшлифуйте шлифовальной машинкой. В труднодоступных местах воспользуйтесь шкуркой.
- Удалите пыль и нанесите 1-2 слоя пластикового грунта, затем – краску, используя краскопульт.
Если вы неопытный мастер, то чтобы получить отличный результат после окрашивания, лучше делать полную покраску конструкции, так как локальная (с переходом) требует некоторых навыков и уменья.
Последовательность работ
Ремонт бамперов включает несколько этапов. Далее приведена последовательность их выполнения:
- Прежде всего, нужно демонтировать поврежденный бампер с автомобиля.
- Далее приступают к подготовительным работам. Они состоят в очистке детали путем мытья, обезжиривании, удалении лакокрасочного материала с поврежденного участка шлифовальной машиной с кругом Р240.
- Если бампер раскололся на несколько фрагментов, их совмещают в исходную целостную форму, стыкуя края.
- После этого приступаю к пайке. Швы стягивают скобами, располагая их с интервалами в 1 — 2 см на глубине не более половины толщины бампера.
- Затем осуществляют наплавку слоя пластика жалом паяльника с целью предотвращения образования коррозии.
- После остывания швы зачищают шлифовальной машиной с кругом Р240, продувают сжатым воздухом. Для удаления ворсинок и волосков используют такой инструмент, как фен.
- Потом на поверхность бампера наносят шпатлевку резиновым шпателем. В труднодоступных местах нанесение осуществляют пальцем либо любым подходящим предметом. После застывания материала поверхность шлифуют машиной с кругом Р120.
- Далее всю деталь покрывают грунтом в два слоя с интервалом между ними в 15 минут.
- Поверх наносят проявочный слой светлого цвета с использованием темной базы под него. После сушки поверхность шлифуют кругом Р800. Оставшиеся пятна удаляют нитрошпатлевкой. Затем делают мокрую затирку поверхности бампера кругом Р1000, используя шлифовальное оборудование.
- После сушки поверхность протирают салфетками и обезжиривают. Поверх грунта в 2 — 3 слоя наносят краску.
- Наконец, поверхность бампера лакируют также в 2 — 3 слоя.
Как восстановить детали из стеклопластика и твердой пластмассы
Если обвес изготовлен из твердой пластмассы или стеклопластика, ремонт пластиковых бамперов своими руками выполняют методом приклеивания. Наиболее популярен данный способ восстановления для любителей авто тюнинга и ремонта кузовных деталей автомобилей семейства ВАЗ При этом после очистки и тщательной мойки детали выполняются следующие действия:
- Обработка краев трещины. После разрыва края трещин стеклопластиковых бамперов обрамлены нитями материала, которые не позволяют плотно совместить детали. Мешающие волокна убираются с помощью универсальной шлифовальной машины (УШМ), обычно называемой “болгаркой”.
- Совмещаем состыковываемые фрагменты и фиксируем их по лицевой части скотчем или специальным клеем
- Далее подготавливается эпоксидная смола или более современный материал – полиэфирная смола, согласно инструкции от производителя
- С изнаночной стороны смазываем подготовленным составов трещину и область шириной в 50 мм рядом с ней
- Пропитываем той же смесью тонкий стекловолоконный мат и накладываем на разлом
- Накладываем слой за слоем клей и стеклопластик до тех пор, пока толщина латки не будет соизмерима с толщиной бампера в месте дефекта
- Ждем застывания стекловолокна и переходим к заделыванию лицевой стороны
- Болгаркой делаем V-образную канавку на наружной поверхности таким образом, чтобы края разлома полого сходились к латке
- Заполняем полученную бороздку стеклотканью, пропитанной полиэфирной смолой, до полного выравнивания
- После отвердения ремонтного состава шлифуем ЭШМ
Что делать если на бампере трещина — методы ее заделки
Если на бампере автомобиля в результате повреждения образовалась трещина, то просто зачистить и заполировать это место уже не получится, в любом случае её будет видно.
Чтобы заделать трещину нужно прибегнуть к более эффективным методам. Существует несколько способов заделки трещин на пластиковых бамперах:
- заделка повреждения жидким полимером;
- сваривание при помощи прутка;
- заварка трещины термофеном;
- ремонт с использованием стекловолокна;
- склейка пластика двухкомпонентным составом.
Рассмотрим подробно каждый из них.
Для удобства работы с поврежденными местами автобампер необходимо снять и закрепить на подставке. Перед тем, как приступить к ремонту нужно тщательно зачистить поврежденное место от грязи и пыли, а если бампер уже ремонтировался, то удалить остатки ремкомплекта с прошлого раза.
Специалисты советуют перед началом ремонта обработать поврежденные поверхности любым обезжиривающим хим. средством.
Заделываем трещину, используя жидкий полимер
Для этого способа понадобится: паяльник, мелкозернистая наждачная бумага, нож, кусачки, стальная проволока, термофен, кусок защиты для подкрылка авто.
Процесс заделки:
- Зачищаем края трещины наждачкой.
- Если трещина длинная, то в нескольких местах по краям ее надо сшить обрезками из стальной проволоки. Края проволоки загибаются и срезаются кусачками.
- Далее края трещины сводятся вместе и аккуратно спаиваются паяльником.
- Защита для подкрылка сделана из полимерного пластика, который легко плавится и подходит для создания латок. Из полотна защиты нарезаются небольшие полоски (примерно 2-3 см шириной, 15-20 см длиной и 2 мм толщиной), которые будут заплатками для паяния.
- Место, где будет накладываться заплатка и сама латка зачищается острым ножом.
- Разогреваем феном поврежденный участок в том месте, где накладывается заплатка. Далее прогреваем полоску-латку до полужидкого состояния, постепенно накладывая ее на место повреждения. Так повторяется несколько раз (с новыми полосками) до тех пор, пока трещина на бампере не будет запаяна полностью.
- Полученный шов зачищается наждачным кругом и готовится под покраску.
Видео инструкцию по ремонту данным способом приведена ниже.
- Плюсы: дешевизна, простота, минимальный набор материалов и средств.
- Минусы: вероятность деформации пластика при нагревании.
Особенности запайки деталей из полиуретана
Материалы из полиуретана обладают более низкой температурой плавления, чем полипропиленовые, а при нагреве свыше +220°С начинают разрушаться. Поэтому важно не перегревать деталь, иначе полимер станет хрупким и потеряет свои свойства. Также при выполнении предварительной подготовки концы трещин в полиуретановом бампере не засверливают.
- Расколы армируют специальной сеткой или скобами от мебельного степлера.
- Для термопистолета или фена выбирается насадка с соплом 10 мм.
- Затем сверху укладываются полиуретановые электроды шириной 8 мм и расплавляются строительным феном. При этом полимер должен плавиться быстро, но без испарений. Также как и в случае пропиленового изделия, полоски приплавляются, начиная с середины трещины, затем середины половины и так далее.
С чего начать ремонт пластикового бампера
Необходимо оценить повреждение. В некоторых случаях выгоднее приобрести новый пластиковый бампер чем тратить время, энергию, средства на спецсредства. И в итоге не добиться положительного результата.
В каких случаях возможен ремонт:
- Выявлена царапина;
- Обнаружена вмятина;
- Образовалась трещина либо сквозной проём.
Но в большинстве случаев пластиковый бампер получает несколько либо все виды повреждений. Потому придётся постараться, чтобы вернуть привлекательный вид и защитные характеристики.
Запайка пластика с помощью фена и электродов
Предлагаем еще один способ ремонта бампера, при котором используются специальные электроды. Для этого вам понадобится острый нож или фреза, фен для пластмассы с насадкой, ножницы.
Полезное! При сваривании буфера из полипропилена армировочная сетка не используется, жесткость конструкции придает расплавленный и затем полимеризовавшийся ремонтный состав. Для сваривания используют плоские полипропиленовые электроды или кусочки бампера с аналогичной ремонтируемому изделию маркировкой, шириной 3-4 мм.
- Используя нож или фрезу, под углом 25-30 градусов подрежьте пластиковый материал в районе трещины.
- Следующий шаг – базирование частей конструкции. В качестве скрепляющих элементов используйте пластиковые электроды. Можно также вырезать шинку нужных размеров из старого бампера. В этом случае обязательно обратите внимание на маркировку, имеющуюся на внутренней стороне конструкции, для того, чтобы пластики сочетались друг с другом. Разные виды пластика при спайке не обеспечат необходимой прочности соединению.
- Возьмите электрод или шинку, установите в основание трещины перпендикулярно. При помощи фена разогрейте пластик, чтобы он стал гнуться, прокладывайте электрод по всей линии трещины. Излишки обрежьте ножницами.
- Проделайте ту же процедуру с обратной стороны трещины.
В результате, после остывания пластика, получится однородное монолитное соединение, крепкое и надежное, даже более прочное, чем зона вокруг шва. Если имеются другие деформации на бампере, то их можно исправить. Разогрейте феном изогнутую часть конструкции и выпрямите рукам. Не забудьте при этом о перчатках.
Пошаговая технология склеивания
Прежде чем склеить бампер, на маленьком участке поломки проведите пробное тестирование. Оно позволит установить совместимость клеевой основы с материалом бампера. Обвесы в месте поломки предварительно скрепляются, и лишь после этого снимаются. На данном шаге определите материал запчасти, чтобы подобрать требуемую клеящую основу. Информацию можно посмотреть на внутренней части изделия на штампе.
Подготовительные работы
Для прочного склеивания, проводим основательную подготовку рабочей поверхности бампера:
- отсоединяем и тщательно осматриваем;
- промываем от скоплений грязи;
- удаляем полностью масляные остатки, пыль;
- просушиваем запчасти;
- обезжириваем, протирая химическим средством;
- шлифуем кромочные края поврежденной области.
Также нужно будет засверлить слишком большие трещины, чтобы не спровоцировать еще большую поломку. При наличии химприсадок в структуре бампера, которые отрицательно влияют на склеивании, нужно от них избавиться, обработав специальным составом.
Склеиваем бампер автомобиля
После предварительной шлифовки, поврежденную часть покрываем грунтовкой и ожидаем, когда она полностью высохнет. Или же заклеиваем бамперную трещину снаружи, чтобы предотвратить вытекание клея. С этой целью используем фольгу. Сразу после высыхания адгезива, материал убираем.
Для первичного скрепления внутри бампера проводим армирующим составом с высокой адгезией, например, эпоксидной смолой. Если работа проводится без грунтовки, то поврежденные места бережно сдвигаем вместе. Нередко скрепляют поврежденные части металлическими скобами. Однако фиксируются они снаружи обычным бумажным скотчем, который надежно скрепляет кромки на одном уровне перед покраской. И удаляется он легче, чем скобы после склеивания трещины с внутренней стороны. После надежной фиксации обоих поврежденных частей, нанесите на них ровным слоем клеящую смесь. Количество ее должно быть оптимальным.
До высыхания клея, чтобы укрепить шов, наложите металлическую/синтетическую сетку. Сверху она также обрабатывается адгезивом. Ждем полного высыхания, оно может длиться от получаса до нескольких часов (здесь все зависит от состава), и приступаем к следующей фазе.
Окрашивание
Как бы старательно не выполнялась процедура, бампер авто после ремонта визуально смотрится не очень привлекательно. Исправить все шероховатости поможет отделка, которая включает следующее:
- Аккуратное срезание или шлифовку излишков на пластике.
- Подготовку реставрированного бампера к покраске с обязательным применением шпаклевки/грунтовки, чтобы в дальнейшем не появились отслоения и трещинки.
- Окрашивание с соблюдением технологии.
Можно покрывать лакокрасочными материалами, которые специально не применяются для пластических изделий, но только с обязательным добавлением пластификатора. Красят, как правило, обыкновенной эмалью/структурной краской, чтобы придать шершавость. Для окрашивания под основной цвет нанесите еще один грунтовочный слой.
Познакомившись с информацией, как склеить бампер своими руками, вы можете заняться этим самостоятельно и не тратить деньги на оплату работ в автомастерской. Придерживайтесь пошаговой инструкции, и тогда быстро и надежно восстановите деталь. Затраты на клей будут минимальными – он недорогой – а эффект от склейки поломанного бампера будет не хуже, чем при запайке.
Для визуального получения информации о проведении склеивания бампера своими руками желательно посмотреть видео инструкцию.
Полезное видео
Наглядное видео про сварку бампера своими руками из нескольких частей:
Каждый автовладелец должен знать, что лопнувшие бамперы невозможно склеить на длительный срок никаким клеем, их можно только запаять. Для термоактивных пластмасс, полипропилена и других видов пластика не существует официально заявленного клея. «Момент», «Суперклей» и прочие виды клея, даже при использовании армирующей ткани, со временем отходят от пластмассы.Предыдущая
РемонтЧто раньше: грунтовка перед шпаклевкой или наоборот?
Следующая
РемонтТехнология шпаклевания автомобиля: практические советы как зашпатлевать и бампер и металл своими руками