Покрытие бронзой (бронзирование).
Одной из возможностей замены благородных металлов (см. «Процесс серебрения. Часть 1.» и «Процесс серебрения. Часть 2.») является использование покрытий сплавом медь-олово (бронзирование). Химический состав и внешний вид покрытий при бронзировании могут меняться в широких пределах. При содержании 2 – 3% олова осадки при бронзировании по цвету напоминают медь, при 15 – 20% олова – становятся золотисто-желтыми, а при 35% олова имеют серебристо-белый цвет.
Практическое применение для декоративных и специальных целей нашли процессы бронзирования, позволяющие получать покрытия, содержащие 20 и 40% олова. Покрытия, полученные при бронзировании, обладают высокой микротвердостью, низким коэффициентом трения, легко полируются, имеют прочное сцепление с основным металлом и сохраняют пластичность при любой толщине. Процесс бронзирования осуществляют на сталь, чугун, медь и цинковые сплавы.
Покрытия, полученные при бронзировании, и содержащие 20% олова, применяются:
- для местной защиты от цементации;
- в качестве защиты от коррозии для стальных деталей;
- для повышения антифрикционных свойств в производстве подшипников.
Белая бронза, полученная в процессе бронзирования, имеет красивый декоративный вид, в отличие от серебра на воздухе не темнеет, так как не реагирует с сероводородом, поэтому сплавы, содержащие более 40% олова, наносят на столовые приборы, духовые инструменты, ювелирные украшения.
Покрытие белой бронзой, полученное при бронзировании, можно окрашивать в черный цвет путем анодного окисления в 20%-ном растворе гидроксида натрия.
По электрическим свойствам белая бронза, полученная при бронзировании, уступает серебряным и медным покрытиям, но переходное электрическое сопротивление у нее более стабильно. Покрытие при бронзировании не подвержено росту нитевидных кристаллов и не переходит в порошковую модификацию, как олово.
Разность потенциалов меди и олова равна 0,5В, поэтому для получения сплава при бронзировании, можно использовать только комплексные соли.
На практике при бронзировании применяют станнатноцианидные электролиты, в которых медь находится в виде цианидного комплекса, а олово – в виде станнатного, так как не образует цианидов. Исходными компонентами электролита бронзирования являются соль меди, цианид и станнат олова.
На химический состав сплава при бронзировании влияют относительное содержание олово и меди в электролите, а также концентрация свободного гидроксида натрия.
Важное значение при бронзировании имеет температура электролита: качественные покрытия получаются при 60 – 65 0 С. Повышение плотности тока приводит к уменьшению содержания олова в сплаве и снижению выхода по току.
Состав станнатноцианидного электролита бронзирования, г/л:
T = 65 0 С, ДК = 3 А/дм 2 , содержание олова 40%.
Ввиду большой токсичности цианистых электролитов бронзирования (см. «Безопасная гальваника») в последнее время применяются пирофосфатные электролиты бронзирования, в которых соотношение Cu 2+ к Sn 2+ составляет 100:120, а содержание пирофосфата калия 300 – 350 г/л, t = 20 – 30 0 С, ДК = 0,5 – 1 А/дм 2 , рН = 7 – 8 , аноды бронзовые. Содержание меди при пирофосфатном бронзировании возрастает при увеличении концентрации меди и повышении температуры. Электролит требует перемешивания.
Источник
Гальваника своими руками в домашних условиях: технология и оборудование
Гальваника – это и раздел прикладной науки «Электрохимия», в котором изучаются процессы, протекающие при осаждении катионов металла на катоде, помещенном в электролитический раствор, и технологический процесс. Гальваника в домашних условиях или выполняемая на производстве позволяет наносить на поверхность обрабатываемого изделия тонкий слой металла, который может выступать в роли защитного или декоративного покрытия.
Домашняя гальваническая установка
Покрытие желтой бронзой.
Вопросы осаждения сплавов олова рассматривались ранее («Покрытие цинковыми сплавами», «Осаждение сплавов олова», «Процесс латунирования»). Возможность электролитического осаждения сплава определяется разностью потенциалов компонентов.
В данном случае разность потенциалов меди и олова составляет 0,5 В, поэтому их сближение возможно лишь при помощи комплексообразования. Именно поэтому при нанесения покрытия бронзой чаще применяют станнатноцианидные электролиты, в которых медь находится в виде цианистого комплекса, а олово – в виде станнатного.
В последнее время на смену цианистым электролитам для покрытия бронзой пришли более безопасные – сернокислые, пирофосфатные и фторборатные, в которых сближение потенциалов достигается введением ПАВ.
Химический состав и внешний вид бронзовых покрытий могут меняться в зависимости от содержания в сплаве меди: при наличии 15 – 20% олова осадки становятся золотисто-желтыми, а при 35% олова имеют серебристо-белый цвет.
Общие сведения
Теоретически бронзировать можно любой материал: металл, дерево, кожу, ткань, пластик. Ведь процесс состоит в том, что покрываемый бронзой предмет помещается в раствор специального состава (в зависимости от типа бронзы), а потом в него опускаются электроды и пропускается ток. В результате частицы металлов: меди, олово и других, оседают на поверхности предмета и прочно фиксируются на нем. Толщину нанесенного слоя, цвет, вернее оттенок, можно регулировать с помощью состава раствора и длительности пропускания тока.
Кстати, сейчас очень модным стало бронзировать, или как говорят, увековечивать какие-то ценные для людей мелочи: первый выпавший зуб ребенка, первый башмачок, соска или любимая игрушка. После такой процедуры эти предметы превращаются в симпатичные сувениры, над которым время уже не подвластно. Металлическое покрытие надежно защищается от влаги, УФ-старения, механического разрушения.
Еще одно направление – покрытие бронзовым составом памятников, парковых и садовых скульптур, малых форм. Это позволяет придать им более презентабельный, дорогой вид без больших затрат.
Бронзирование декоративных элементов интерьера.
Наш магазин реализует полотенцесушители и радиаторы отопления с покрытиями под бронзу и золото, так-же мы рады предложить услуги по бронзированию металла и готовы оперативно сообщить Вам цену за элемент (от 150 рублей) покрытый разными оттенками бронзы. Покрытие наносится по технологии нитрида-титана (металлизация) имеет великолепный внешний вид и гарантию на устойчивость ко внешним механическим воздействиям 3 года.
Что потребуется для приготовления электролита
Чтобы безопасно хранить в домашних условиях химические реактивы, из которых будет готовиться электролит для гальваники, а также сам готовый раствор, вам потребуется стеклянная посуда с притертыми крышками. Количество химических реактивов, из которых готовится электролитический раствор, необходимо отмерять с точностью до одного грамма. Для решения такой задачи в домашних условиях подойдут даже недорогие электронные весы, которые можно приобрести в любом хозяйственном магазине.
Готовый электролит можно слить и в пластиковую бутылку, но для кислотных составов нужно использовать стеклянную посуду
Если вы решили заняться нанесением гальванических покрытий на различные изделия в домашних условиях, то наверняка столкнетесь с проблемой приобретения химических реактивов, из которых готовится электролитический раствор. Дело в том, что организации, производящие и реализующие такие химические вещества, могут продавать их только тем, кто имеет соответствующие разрешительные документы. Приобрести такие химические реактивы частному лицу или даже организации, не обладающим такими документами, проблематично.
Для нанесения декоративных металлизированных покрытий можно приобрести специальные комплекты, состоящие из всех необходимых компонентов
У на вы можете заказать бронзироване:
Для ценителей изысканной обстановки нет интерьерных мелочей, каждая деталь значима для создания нужного стиля в помещении, будь то частный коттедж, квартира, офис или общественное место. Уже много лет не ослабевает, а только усиливается тяга к оформлению пространства «под старину», к винтажным и ретро решениям – это безошибочный способ создать уютную и своеобразную атмосферу.
Добавить ретро-изюминку можно разными средствами, и одно из самых эффектных – это бронзирование предметов. Вещи, декорированные с помощью этой технологии, украсят не только помещения, оформленные в стилях барокко или классицизма, но могут стать прекрасны контрастным решением в дизайне современных направлений.
Особенности процесса
Покрытие, формируемое на обрабатываемой детали при помощи гальваники, может наноситься в технологических целях либо выполнять декоративные, защитные или сразу обе функции. В декоративных целях создают тонкий слой золота или серебра, а чтобы обеспечить надежную защиту поверхности обрабатываемой детали от коррозии, выполняют цинкование или гальваническое меднение.
Схема процесса электролиза
Сделать гальванику даже в домашних условиях несложно. Выполняют такую процедуру следующим образом.
- В диэлектрическую емкость с электролитом опускают два анода, подключаемые к плюсовому контакту источника электрического тока. Материалом изготовления таких анодов должен быть металл, слой из которого необходимо сформировать.
- Гальванизация, то есть процесс переноса молекул металла с электролита на изделие-катод, начинает происходить в тот момент, когда замыкается полученная электрическая сеть.
Само обрабатываемое изделие, подключаемое к минусовому контакту источника электрического тока и, таким образом, выступающее в роли катода, помещается в электролите между анодами.
В результате на обрабатываемой поверхности формируется тонкий и однородный слой металла, который изначально содержался в химическом составе электролита.
Схема гальванической установки
Когда применяется бронзирование
Использование старинных предметов несет в себе некоторую сложность, связанную с возрастом таких изделий. Зачастую они довольно изношены, потерты, поцарапаны, для их использования требуются дорогостоящие реставрационные работы. Однако больших трат можно избежать, если подвергнуть такую вещь бронзированию. С помощью этой технологии нужная деталь обстановки может быть полностью восстановлена, после чего она сможет еще долго прослужить.
Бронзирование сегодня всё чаще используется для создания неповторимых интерьеров. Этот метод помогает добиться практически любого нужного оттенка в декоре деталей из металла. Наибольшей популярностью в последнее время стал пользоваться оттенок старой бронзы.
Как правильно подготовить изделие к процедуре
После того как вы изготовили свой гальванический аппарат, нашли все необходимое оснащение и химические составляющие, можно приступать к такому важному процессу, как подготовка изделия, которое будет подвергаться гальванике. Важность такого процесса очень сложно переоценить, так как именно от качества его выполнения во многом зависит то, какими характеристиками будет обладать готовое покрытие.
В большинстве случаев подготовка изделия к гальванике не ограничивается только очисткой его поверхности от загрязнений и ее обезжириванием. Выполняются также пескоструйная обработка и последующая шлифовка с использованием наждачной бумаги и специальных паст.
Методы бронзирования
Бронзировать вещи можно двумя основными методами: гальваникой и металлизацией. Для получения металлизированных предметов их поверхность покрывается тончайшим слоем металла, что не только улучшает их внешний вид, но и добавляет прочности и износостойкости. За счет применения инновационных технологий инфракрасных печей изделия получают запас надежности и долговечности.
Бронзирование с помощью гальванического нанесения металла – наиболее популярный способ обработки предметов, одновременно украшающий и защищающий их. Он не только служит средством декора и делает вещи коррозионностойкими, но также способен менять их физические характеристики, например, делая их более пластичными, что повышает прочность. Бронзированный слой, полученный с помощью гальваники, имеет повышенный уровень микротвердости и сцепления с основанием, это покрытие устойчиво к трению, хорошо проявляет себя при полировке, не теряет пластичности при какой угодно толщине.
Бронзовое покрытие, полученное этими методами, очень красиво и декоративно, не темнеет на воздухе, как серебро, в нем не возникают нитевидные кристаллы.
В нашем интерне-магазине вы можете купить или нанести покрытие на самые разные предметы интерьера с бронзированием: смесители, сушители для полотенец, розетки, панели, профили, клавиши и кнопки, крючки, решетки и многие другие аксессуары. Бронзовые элементы помогут довести оформление ваших помещений до совершенства и придадут вашей обстановке изысканное очарование.
Сроки выполнения работ определяются исходя из особенностей изделия, но как правило не превышают 10 рабочих дней. Варианты золотых полотенцесушителей можно увидеть ЗДЕСЬ, бронзовые полотенцесушители ЗДЕСЬ. Ваши вопросы и предложения пишите сюда.
Для укорения процессов оценки стоимости работ и материалов просьба присылать фото c размерами изделий.
Источник
Поддельное золото и серебро
Известно, что деревянным, металлическим и др. поверхностям можно придать вид золотых или серебряных, покрывая их слоем этих металлов. Для этой цели в продаже существует листовое настоящее золото, называемое сусальным, или червонным, и поддельное — желтая поталь.
Поддельное серебро носит название белой потали, применяется также довольно часто алюминий.
Подготовка для покрытия изделий золотом и серебром почти одинакова и много зависит от того, будет ли подвержен предмет, подлежащий золочению или серебрению, действию наружного воздуха или нет. Так, для наружных работ обыкновенно делается масляная подготовка, а для внутренних — клеевая или французская. В первом случае поступают так: если предмет, подлежащий золочению, деревянный, гипсовый или из какого-либо пористого материала, то поры надо предварительно заполнить подогретой олифой. Каждому слою дают высохнуть и повторяют грунтование несколько раз до получения достаточно блестящей поверхности.
Неровности и углубления по технологии покрытия золотом заполняют масляною шпаклевкой и шлифуют, как обыкновенно. После этого делается окраска, которая делается под серебро белой, а под золото — желтой масляной краской с примесью олифы и скипидара.
Покрытие золотом в домашних условиях надо делать так, чтобы краска ложилась возможно тонким и ровным слоем, разравнивая каждый раз флейцем. После высыхания шлифуют пемзовым порошком или тонкой стеклянной шкуркой, а последний слой — крокусом или хвощом.
Такая обработка повторяется до получения вполне гладкой поверхности, которую покрывают олифой или специальным лаком мордан. Последний образует клейкую поверхность, к которой плотно пристает сусальное золото. Мордан состоит из смеси воска, сала и венецианского терпентина, которую наносить следует в теплом виде.
Требования техники безопасности
Любая гальваническая операция (цинкование, хромирование, никелирование, меднение и др.) является опасным технологическим процессом, поэтому при ее выполнении в домашних условиях необходимо строго следовать требованиям техники безопасности. Опасной гальванику делают как токсичные химические вещества, так и высокая температура нагрева электролита, а также риски, связанные с любыми электрохимическими процессами.
Для проведения гальваники в домашних условиях лучше отвести нежилое помещение, в качестве которого может выступать гараж или мастерская. В нем обязательно должна быть организована качественная вентиляция. Все электрическое оборудование, которое вы будете использовать для того, чтобы сделать гальванику, необходимо заземлить.
Резиновые перчатки, очки и респиратор – минимум необходимых защитных средств
Личная безопасность – самое важное правило, которого следует строго придерживаться при осуществлении гальваники в домашних условиях. К мерам, которые способны обеспечить такую безопасность, следует отнести:
- использование респиратора для защиты дыхательных путей;
- защита рук при помощи мягких и прочных резиновых перчаток;
- использование при работе клеенчатого фартука и обуви, способной защитить от ожогов кожу ног;
- защита органов зрения при помощи специальных очков.
Кроме того, во время процедуры гальваники не следует ничего есть и пить, чтобы случайно не наглотаться и вредных испарений.
Чтобы быть готовым к любым неожиданностям, которые могут возникнуть в процессе выполнения такой операции, лучше предварительно почитать специальную литературу или даже посмотреть обучающее видео на данную тему.