Арматура трубопроводная муфтовая и особенности применения резьбовых соединений

Сборник ТЕР(ФЕР)16 Трубопроводы внутренние.

Ошибки, которые не следует допускать:

1) Сначала необходимо различать фасонные части от арматуры. Фасонные части-это тройник, переходник, отвод, патрубок, крестовина и др. Арматура-это задвижка, клапан, кран шаровый, вентиль и др.

2) Арматура бывает фланцевая-это когда на концы трубы привариваются фланцы и уже на эти приваренные фланцы крепится арматура, на концах которой имеются тоже такие же фланцы. И бывает муфтовая арматура-это когда на арматуре нарезана резьба и на конце трубы нарезана резьба, и крепится арматура к трубе просто вкручиванием без сварки.

3) Трубопровод отличается от трубы тем, что он состоит уже из готовых узлов, необходимых для выполнения той или иной работы, т.е. трубы с фасонными частями.

Так вот к чему это всё:

При прокладке трубопроводов фасонные части дополнительно к расценкам на прокладку трубопроводов не берутся, так как они уже заложены в стоимость трубопровода, который сидит в этих расценках на прокладку трубопровода .

При установке муфтовой арматуры работа отдельно на установку муфтовой арматуры не берется , так как для её установки не требуется сварки и трудозатраты на её установку заложены в работе по прокладке трубопроводов. К расценке по прокладке трубопроводов дополнительно берётся только стоимость муфтовой арматуры, если она имеется при прокладке трубопроводов.

А вот при установке фланцевой арматуры работа на её установку берется , так как здесь необходима сварка при установке фланцев на концы трубы.

И не забудьте смотреть расценку изнутри, т.е. какие материалы надо брать дополнительно к расценке, а какие уже сидят в расценке. Во многих расценках по установке арматуры фланцевой заложена стоимость арматуры с буквой «П» и стоимость фланцев с буквой «П». (смотри Совет 6)

При установке фланцевой арматуры НЕ ЗАБУДЬТЕ вообще БРАТЬ СТОИМОСТЬ ФЛАНЦЕВ и НЕ ЗАБУДЬТЕ БРАТЬ СТОИМОСТЬ ДВУХ ФЛАНЦЕВ на одну единицу арматуры, так как фланцы нужны на один и на другой конец отрезка трубопровода в том месте, где будет находиться фланцевая арматура.

Простейшая арматура муфтовая представляет собой полый цилиндр, на внутренней стенке которого нанесена резьба. Муфта резьбовая используется для соединения двух труб или металлических стержней между собой. Деталь находит широкое применение в современных строительных технологиях, а также при прокладке газо- и водопроводных коммуникаций. Соединение при помощи муфтовой арматуры не требует специального оборудования или особых навыков. Это простой, удобный и надежный способ соединять сегменты труб или металлических прутьев.

Назначение муфтовой арматуры

Муфта резьбовая является соединительной арматурой, которую активно используют при прокладке и разводке трубопроводов, а также в строительстве. Основным назначением муфтовой арматуры является соединение элементов в торец, без изменения направления. Производители выпускают муфты из различных сплавов и полимерные.

Обратите внимание! Резьбовая муфтовая арматура используется для соединения не только металлических, но и полимерных труб.

Муфтовая арматура позволяет соединить металлические конструкции без использования сварки, клея или дополнительных крепежей. Соединение получается разборным. Для герметичности резьбовых соединений на трубопроводах используют специальную подмотку, льняную или полимерную.

Строительные технологии с использованием соединительной муфтовой арматуры на резьбе, позволяют возводить высотные здания с меньшими затратами. Муфта позволяет соединять металлические пруты быстро, без дополнительных материальных затрат на сварщика и материалы.

Разновидности муфтовых креплений

Муфтовые крепления отличаются простотой. Они не требуют дополнительных крепежных элементов, как в случае с монтажом фланцев, для которых нужно использовать болты и гайки.

Муфтовое соединение трубопроводной арматуры осуществляется путем:

  • вставки концов трубы в раструб;
  • приклеивания смежных поверхностей;
  • посредством накручивания резьбы;
  • с помощью диффузионной сварки.

Первый тип соединения подразумевает отсутствие напора в системе. Его используют при соединении участков канализации и дренажа. Герметичность обеспечивается плотным резиновым кольцом с оттопыренным к центру краем. Дополнительно можно обработать край силиконом или проклеить поверхность строительным скотчем.

Клеевые или сварные соединения используются при прокладке систем водопровода и отопления. Процесс осуществляется таким образом: на поверхность трубы и фитинга наносится клеящее средство, затем их совмещают и выдерживают время, необходимое для схватывания и застывания вещества.

Резьбовое соединение в своем большинстве применяется не для соединительных работ, а при установке запорно-регулирующей арматуры с ручным приводом или автоматическим управлением.

Самый последний способ становится возможным благодаря установленному внутри муфты электроду и материалу, который легко плавится под воздействием тока. Достаточно состыковать 2 элемента магистрали и подключить провода, как происходит расплавление. После этого передачу электричества прекращают и ждут, когда материал застынет, одновременно спаивая поверхности и обеспечивая полную герметичность.

Конструктивные особенности муфты

Муфта представляет собой полый металлический цилиндр, внутри которого нанесена дюймовая (трубная) резьба с мелким шагом. Корпус трубки снабжают специальными зацепами под ключ или выполняют в форме шестигранника. Термин «муфта» происходит от немецкого «mouw», что означает рукав. Для соединения не требуется дополнительных крепежей – торцы труб вставляют в муфту, как в рукав и закручивают.

Резьбу наносят таким образом, что при закручивании муфты в нее одновременно втягиваются оба соединяемых торца. Важно, чтобы резьба на торце трубы или прутка была на пол нитки меньше, чем резьба внутри муфты. При затягивании это не позволяет трубе упереться в корпус муфты.

С обеих сторон в муфте резьба правая, также и на торцах соединяемых деталей. Способ нанесения резьбы может быть любым: штамповка, накатка или нарезка леркой. При накручивании муфты запрещается увеличивать плечо ключа дополнительными насадками, поскольку чрезмерное усилие сорвет резьбу.

Обратите внимание! Соединение при помощи резьбовой муфтовой арматуры выполняется вручную. Требуемое физическое усилие прямо пропорционально диаметру трубопровода, поэтому для коммуникаций с условным проходом больше 50 мм резьбовые муфты не используют.

Соединение больших диаметров выполняют, используя фланцевые или обжимные муфты.

Муфта резьбовая для строительной арматуры имеет толщину стенки от 2 до 5 мм, длина детали от 7 до 20 см. Соединяют прутки от 12 до 50 мм в диаметре.

Трубопроводные соединительные муфты на резьбе имеют размеры согласно диаметру труб. Выпускают из чугуна, стали, нержавеющей стали, латуни, с оцинкованным покрытием.

Арматура под приварку

К приварке арматуры прибегают, когда надежность и герметичность других видов соединений признается неудовлетворительной. Особенно востребована сварка при устройстве трубопроводных систем, в которых рабочей средой являются токсичные, ядовитые или радиоактивные жидкости и газы. В этом случае сварочное соединение, при правильном исполнении обеспечивающее 100-процентнуюгерметичность, может оказаться оптимальным, а зачастую и единственно приемлемым решением. Важно только, чтобы такой участок системы не нуждался в частом демонтаже оборудования, выполнение которого всякий раз будет приводить к полному разрушению сварных соединений.

Благодаря сварке, объединяющей фрагменты трубопроводной системы в единое целое, удается обеспечить гармонию, или, говоря техническим языком, структурное соответствие между всеми ее элементами ─ трубами и трубопроводной арматурой. Главное, чтобы из-за различий механических свойств сварного соединения и других составляющих трубопроводной системы оно не стало ее слабым звеном.

Присоединительные концы арматуры подготавливают под приварку, выравнивая и зашлифовывая поверхность свариваемых фрагментов, снимая требуемые фаски.

Сварные соединения могут быть выполнены в раструб и встык. В первом случае сварочный шов располагается на внешней стороне трубы. Такой вариант обычно используется для стальной арматуры сравнительно небольшого диаметра, монтируемой в трубопроводах, работающих при высоком давлении и температуре рабочей среды.

Во втором случае соединение может дополняться подкладным кольцом, исключающим перекос соединяемых деталей. Именно такие, отличающиеся надежностью и абсолютной герметичностью соединения используются при монтаже трубопроводных систем опасных производственных объектов, например, энергоблоков атомных электростанций.

Важными достоинствами сварных соединений, особенно по сравнению с фланцевыми, являются минимальный вес, компактность и экономия пространства.

Применение муфтового соединения

Есть два направления, где применяют муфтовую арматуру на резьбе:

  1. Прокладка трубопроводов диаметром до 50 мм – муфтовая арматура предназначена для соединения труб.
  2. Строительство монолитных железобетонных сооружений – муфты используют для наращивания металлического прута в каркасе.

Строительство монолитных сооружений из бетона требует создания крепкого, цельного каркаса из металлического прута. Еще недавно каркас вязали вручную, при помощи специальной проволоки и сварки. Использование муфтовой арматуры на резьбе позволяет создать крепкий металлический каркас, который не дает бетону разрушиться. Исследования показывают, что муфтовое соединение не уступает по прочности цельному изделию.

Строительная муфтовая арматура

Механическая стыковка с использованием муфтовой арматуры упрощает контроль качества наращивания каркаса.

Работы проводят по следующей схеме:

  1. В нужном количестве закупают муфты соответствующего размера (внутренний диаметр совпадает с наружным диаметром прута).
  2. На торцах прута нарезают резьбу (чуть короче, чем в муфте).
  3. Устанавливают начальную арматуру.
  4. Накручивают муфту.
  5. Присоединяют следующий металлический прут.
  6. Соединение затягивают до крайнего положения.
  7. Работы на стандартных деталях осуществляют с использованием динамометрического ключа, что позволяет не контролировать каждое затягивание.

Сборка каркаса монолитного строения с использованием муфтовой арматуры не требует привлечения квалифицированных работников. При использовании стандартных прутов и динамометрического ключа достаточно визуального контроля качества. Удлиненная муфтовая арматура распределяет нагрузку равномерно по всему штырю, усиливая место стыка. Однотипные детали гарантируют равномерность прочности всего каркаса.

Обратите внимание! Переходные муфты позволяют соединять штыри разного диаметра.

Трубопроводная муфтовая арматура

Традиционно популярностью при монтаже трубопроводов пользуются чугунные муфты диаметром до 50 мм. Немного уступают им стальные и латунные детали. Их используют в системах, рассчитанных на эксплуатацию под давлением в 10 атм. Реже используются алюминиевые, дюралевые муфты. Изделия из фарфора, керамики и стекла имеют специальное назначение – ими соединяют трубопроводы для химически агрессивных жидкостей.

Этапы сборки продольных арматурных штырей резьбовыми муфтами

  • Закупаются муфты соответствующих размеров, и подготавливается оборудование.
  • На торцах прутков нарезается резьба.
  • Арматура устанавливается в рабочее положение.
  • Муфта накручивается с одного конца.
  • Накручивается второй конец.
  • Узел затягивается до крайних положений.
  • Проверяется качество сборки.

Чтобы в будущем предотвратить проблемы с состоянием каркаса, затягивать арматурные узлы необходимо качественно и специальными ключами.

Арматура, соединённая муфтовым методом, образует очень прочное соединение. Для такой сборки нет необходимости нанимать дорогостоящих специалистов. Достаточно просто соединить подготовленные концы штырей и закрепить соответствующими металлическими цилиндрами.

Что это такое?

Соединительная арматура трубопроводов бывает нескольких видов, некоторые из них монтируются методом сварки, другие фиксируются штуцером, пластиковые изделия спаиваются. Но самой распространенной уже многие десятилетия остается конструкция с резьбой. Такая муфта, уголок, тройник или запорный клапан оснащены патрубками с внутренней резьбой, которые просто накручиваются на конец трубы.

Муфтовое соединение арматуры получается надежным. Его герметичность осуществляется путем наматывания на витки резьбы льняной пакли, фторопластового уплотнительного материала или специальной вязкой смазки.

Существуют ПВХ муфты, присоединение которых осуществляется не только резьбовым способом, но и методом опрессовывания.

Особенности и назначение

Муфтовая арматура предназначена для соединения частей труб из разного материала в случае замены участка магистрали, установки дополнительного фитинга, разветвления системы или ее поворота, в некоторых случаях для монтажа глухого конца с возможностью продления трубопровода в дальнейшем.

Особенностью этого элемента является его универсальность. Изделие можно применять в системах из металлических, металлопластиковых и пластиковых труб. Независимо от материала, обеспечивается максимальная герметичность и долговечность стыка.

Муфты выпускаются в различных конфигурациях и размерах, что позволяет подобрать наиболее подходящий вариант в каждом отдельном случае. При этом монтаж производится быстро и без использования специального инструмента (кроме случаев, когда нужно на трубе нарезать резьбу).

Используются муфтовые фитинги в быту, газовой и нефтяной промышленности, при прокладке магистралей холодного и горячего водоснабжения, для монтажа теплотрасс.

Принцип действия и конструкция

Муфтовая арматура представляет собой отрезок трубы с присоединительными патрубками с обеих сторон, оснащенных внутренней резьбой (в случае с металлическими изделиями) или уплотнительной резиновой прокладкой (в пластиковых деталях).

Дюймовая резьба на муфтах формируются методом накатки, нарезки или штамповки. При этом благодаря мелкому шагу, высота зубьев никак не влияет на диаметр трубопровода. Для обеспечения быстрого накручивания изделия с внешней стороны концы образуют шестигранник под ключи. Кроме этого инструмента больше ничего не понадобится.

Конструкция муфты-американки исключает необходимость вращения всей детали. Патрубки в ней заменены накидными гайками. Для герметичности изделие оснащается прочно закрепленной прокладкой в виде кольца на наружной поверхности корпуса.

ПВХ муфты используются при прокладке канализации, водопроводов, организации полива и т.д. Они могут быть как резьбовые, так и оснащенные резиновым уплотнителем для плотного соединения с наружной поверхностью трубы.

Фланцевое соединение арматуры

Соединения с применением фланцев широко применяются в различных направлениях технологий. Повсеместное распространение получило фланцевое соединение трубопроводов и арматуры.

Слово «фланец» пришло в русский язык из немецкого языка вместе с самим фланцем, а не было присвоено на основании каких-то аналогий. В немецком существительное Flansch обозначает ровно то же самое, что и производное от него русское слово «фланец», ─ плоскую металлическую пластину на конце трубы с отверстиями для резьбового крепежа (болтов или шпилек с гайками). Привычнее, когда эта пластина круглая, но одним диском форма фланцев не ограничивается. Используются, например, квадратные и треугольные фланцы. Но круглые изготовить легче, поэтому применение прямоугольных или треугольных фланцев можно оправдать действительно весомыми причинами.

Материал, типы и особенности конструкции фланцев определяются условным диаметром, давлением рабочей среды и целым рядом других факторов.

Для изготовления фланцев трубопроводной арматуры используют серый и ковкий чугун, разные сорта стали.

Фланцы из ковкого чугуна рассчитаны на более высокое давление и широкий диапазон температур, чем фланцы, сделанные из серого чугуна. Еще более стойкими к воздействию этих факторов являются литые стальные фланцы. Стальные приварные, столь же легко перенося высокие температуры, уступают литым фланцам в максимально допустимом давлении.

Особенностями конструкции фланцев может быть наличие выступов, фасок, шипов, кольцевых выборок и т. д.

Распространенность фланцевых соединений трубопроводной арматуры обусловлена множеством присущих им достоинств. Самое очевидное из них ─ возможность многократного монтажа и демонтажа. Соблазн добавить к существительному «монтаж» прилагательное «легкий» несколько убавляется, если вспомнить о том, сколько болтов потребуется открутить и закрутить при разборке и стыковке фланцев больших диаметров (фланцевые соединения обычно используют при диаметре труб от 50 мм). Хотя и в этом случае трудоемкость монтажных работ не выйдет за пределы разумного.

Фланцевые соединения отличаются прочностью и надежностью, что позволяет использовать их для комплектации трубопроводных систем, работающих под высоким давлением. При соблюдении ряда условий фланцевые соединения обеспечивают очень хорошую герметичность. Для этого стыкуемые фланцы должны иметь аналогичные, не выходящие за рамки допустимой погрешности, присоединительные размеры. Еще одно из условий ─ обязательная периодическая подтяжка стыков, позволяющая поддерживать на должном уровне «хватку» болтовых соединений. Это особенно важно при постоянном воздействии на них механических вибраций или наличии существенных колебаний температуры и влажности окружающей среды. И чем больше диаметр трубопровода, тем это актуальнее, ведь по мере его увеличения усилие на фланцы возрастает. Герметичность фланцевых соединений во многом зависит от уплотнительной способности устанавливаемых между фланцами прокладок.

Нельзя сбрасывать со счетов деформации. Причем фланцы, выполненные из разных материалов, подвержены им в неодинаковой степени, поэтому материал, из которого он сделан, является важнейшим параметром фланца. Так, пластичные стальные фланцы деформируются легче, чем выполненные из более хрупкого, но при этом гораздо лучше держащего форму чугуна.

Недостатки фланцевой арматуры являются продолжением ее достоинств. Высокая прочность оборачивается значительными габаритными размерами и массой, которые, в свою очередь, означают повышенный расход металла (при изготовлении фланцев крупных размеров приходится использовать толстый металлический лист или круглые профили большого диаметра) и трудоемкость производства.

Плюсы и минусы

Самое главное преимущество муфтовой арматуры — простота в использовании без необходимости применения сложного инструмента. Все, что нужно, входит в корпус изделия. Важным является и то, что соединения реализуются герметично и прочно. Стык способен выдерживать механические нагрузки и высокие температуры.

Фитинги с резьбой не требуют прокручивания труб, так как витки расположены таким образом, что навинчивание происходит одновременно с обеих сторон. Это важно, когда магистраль модифицируют.

Любой тип муфт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, позволяющими их использовать на протяжении нескольких десятков лет.

К недостаткам можно отнести тот факт, что при накручивании гайки приходится прикладывать физические усилия, поэтому такая арматура не имеет больших диаметров. При прокладывании крупных магистралей лучше использовать фланцевый метод. Кроме того, не рекомендуется применять резьбу на тонкостенных трубах, так как это существенно уменьшает их прочность.

Преимущества

  • Возможность соединять стержни под любым наклоном.
  • Специальные соединительные устройства повышают интенсивность сборочных работ.
  • Идентичные соединители гарантируют качественный стыковочный процесс.
  • Экономное расходование арматурных штырей.
  • Соединительные блоки применяются без ограничений.
  • Упрощённый визуальный метод контроля за качеством стыков.
  • Независимо от массива из бетона, арматурный каркас сохраняет целостность.
  • Отсутствие необходимости нанимать квалифицированных сварщиков экономит финансовые ресурсы.
  • Прочность распределяется равномерно по всей длине штыря.
  • Особенности применяемого оборудования сокращают сроки строительства.
  • Нарезка резьбы осуществляется универсальными приспособлениями путём накатывания или штамповки.

Установка муфтовой арматуры значительно упрощает и ускоряет процесс возведения монолитных зданий. Практика доказывает, что пруток длиной в десятки метров, собранный муфтовыми креплениями, по надёжности и прочности не уступает цельному (не разделённому на сегменты) стержню.

Особенности применения

Наиболее широкое применение муфтовые фитинги получили при модификации уже установленных систем трубопроводов. Это включает создание ответвлений, поворотов, установку функциональных элементов в виде крана, задвижки или стопора.

Востребовано оснащение такого разборного стыка в местах, где постоянно осуществляется замена или реконструкция магистрали, установленных на ней агрегатов и приборов. Это позволяет в любой момент провести отключение без демонтажа труб.

Наиболее рекомендуемый диаметр трубопровода — не более 40 мм на участках с открытым доступом. При прокладывании подземных магистралей лучше применить арматуру, которая приваривается или фиксируется фланцами.

Подробней о разновидностях муфт для арматуры

Арматурные стержни могут соединяться по-разному, в зависимости от варианта стыковки подбираются и муфты: с конической или параллельной резьбой, болтового типа (для соединения с использованием фрикционных накладок) или отдельный тип – муфты обжимного типа. Изделия могут использоваться для последовательного соединения арматуры разного диаметра (переходная муфта) и для скоростного соединения (позиционная муфта). Что касается конструктивных особенностей, стоит выделить три основных типа соединительных изделий.

Технология монтажа

Установка муфт различного типа во время монтажа трубопровода имеет несколько схожих особенностей:

  1. Края трубы, к которой будет стыковаться фитинг, необходимо отрезать строго перпендикулярно к оси, чтобы обеспечить плотное примыкание поверхностей друг к другу.
  2. Для монтажа необходимы только разводной ключ, средства дополнительной герметизации и подходящие по диаметру комплектующие.

Резьбовой способ присоединения арматуры подразумевает наличие на трубе ответной резьбы. Если таковой нет, придется воспользоваться метчиком и плашкой. Затем вся конструкция стыкуется и осуществляется накручивание муфты на обе трубы одновременно.

Американку устанавливают в такой последовательности: на трубу надевают обжимную гайку и уплотнительное кольцо, затем заводят ее край в штуцер и затягивают конструкцию гаечным ключом. В конце оба шестигранника одновременно прокручивают для прочности соединения.

Пресс-муфты устанавливают по-другому: обрезанную перпендикулярно трубу заводят в гильзу и запрессовывают.

Маркировка запорной арматуры

Вся запорная арматура должна соответствовать ГОСТ и иметь маркировку, в которой говорится о производителе изделия, материале корпуса, Ду, направлении потока рабочей среды, указаны рабочие размеры.

Маркировка наносится на корпус изделия одним из трех методов: клеймением, штамповкой, гравировкой. Например, расшифруем маркировку 15кч916бр.

  • 15 — обозначение клапана.
  • Кч — ковкий чугун (обозначение материала).
  • 9 — привод (электрический).
  • 16 — тип конструкции (размеры указываются в соответствующем каталоге).
  • Бр — бронзовые уплотнения.

Маркировка выполняется в соответствии с ГОСТ 4666-75.

Муфты для металлических труб из стали

Для монтажа металлических стальных труб используют резьбовые и компрессионные муфты. Далее рассмотрим их подробнее.

Резьбовые

Резьбовые муфты выполнены из черной или нержавеющей стали, с их помощью можно соединять не только металлические, но и другие типы труб. Внешне они похожи на толстостенный цилиндр с обычной односторонней внутренней резьбой.

Металлические трубы присоединяются друг к другу путем их накручивания к муфте с обеих сторон. Такой способ монтажа достаточно надежный, но для повышения герметизации места соединения дополнительно используют изоляционные материалы.

Обратите внимание! Стальные муфты подвержены коррозии, поэтому вместо них нередко устанавливают латунные детали. Труб из этого материала не изготавливают, а муфты очень распространены

Они устойчивы к коррозии, легко монтируются, универсальны и стоят недорого.

Если у муфт резьбовое соединение может быть изготовлено из стального сплава, то при их монтаже можно прикладывать большие усилия. Однако разбирать такой тип резьбы действительно сложно, так как из-за образующегося водного конденсата элементы трубопровода «прикипают» друг к другу. Таким образом, для соединения металлических стальных труб рекомендуется выбирать резьбовые муфты, выполненные из сплава латуни или чугуна, так как их эксплуатационные характеристики лучше.

Соединение со сгоном используется в том случае, когда элементы трубопровода не могут прокрутиться вокруг своей оси.

Компрессионные муфты

Для обеспечения большей степени герметизации при монтаже компрессионных муфт используется резиновое кольцо и специальная накидная гайка. Эти муфты похожи на те, что используются для соединения металлопластиковых труб, однако имеют значительные отличия по своим функциональным возможностям.

Компрессионные муфты могут иметь резьбу как внутри, так и снаружи. Благодаря этим деталям можно соединять, например, металлические трубы с пластиковыми (диаметры могут быть разными). Такие муфты также подходят для монтажа труб с другими фитиновыми элементами: всевозможными клапанами, кранами и т. д.

Компрессионные фитинги отличаются следующими характеристиками:

  • С их помощью получаются легкоразъемные соединения. Если понадобится, то такую муфту можно будет легко снять и заменить.
  • Металлические стальные трубы соединяются друг с другом при помощи компрессионных элементов без участия резьбы.
  • При установке компрессионного фитинга обязательна зачистка металлической трубы от краски или ржавчины.
  • Это не очень надежный способ соединения металлических труб, требующий использования дополнительных материалов фиксации. Эти детали очень часто используют как временный элемент при ремонте трубопроводов.

Обратите внимание! Для временного соединения, как правило, используют универсальные муфты, у которых с одной стороны имеется резьба, а с другой – специальный элемент для компрессионной стыковки.

Читайте материал по теме: Заглушка для труб

Виды трубопроводной арматуры

Арматурные изделия классифицируются по способу применения, назначения, конструкции. Виды арматуры на трубопроводах выделяют следующие:

  • фланцевые;
  • соединительные;
  • для труб из разных материалов;
  • для атомных электростанций.

Остановимся подробнее на этих видах.

Фланцевая

Фланец – это плоский диск с определенным количеством крепежных отверстий. Фланцы соседних элементов плотно прилегают друг к другу. Соединение осуществляется затягиванием крепежных болтов гайками. Прокладками обеспечивается герметичность. Фланцевая арматура устанавливается в системах, работающих при разном давлении и температурах. К трубе фланец приваривается.

Фланцевое соединение является разборным, что упрощает проведение ремонтных работ, осмотр и замену элементов. Изготавливается чугунным или стальным, применяется для трубопроводов от 50 мм в диаметре, выдерживает температуру до 400 С, можно располагать в горизонтальном и вертикальном положении.

Соединительная

Соединительная арматура трубопроводов применяется при соединении элементов из разных материалов и диаметров. В точке стыковки труб из стали и пластика, где диаметры соединяемых элементов отличаются, применяют соединительную арматуру.

В качестве дополнительных деталей устанавливают муфты, заглушки и прочие фитинги, в конструкции которых нет запорно-регулировочного механизма. Такие элементы обеспечивают быстрый монтаж и замену деталей трубопровода. Соединительные элементы выпускаются сечением 25-2020 мм, для давления от 1 до 4 МПа из чугуна, стали, пластика.

Нержавеющая

Трубная арматура из нержавеющей стали образует соединение, не вступающее в химическую реакцию с рабочей средой, что обеспечивает долговечности системы. Такие элементы, как клапаны, краны, переходники, задвижки используются для нержавеющих трубопроводов при транспортировке пищевых жидкостей, алкогольных и безалкогольных напитков.

Нержавеющие элементы образует прочное соединение, устойчивое к коррозии, агрессивным средам, что обеспечивает ее использование в нефтехимической и газовой промышленности, фармакологии, АЭС. Детали не взаимодействуют с транспортируемыми продуктами, не изменяют ее и свою структуру.

Арматура для АЭС

Атомная электростанция – это энергетический объект высокой опасности. В ее конструкцию входит большое количество трубопроводов, устанавливается арматура промышленная трубопроводная. К элементам предъявляются следующие требования:

  1. Направление движения рабочей жидкости должно совпадать с указанием стрелки на корпусе.
  2. Нельзя использовать детали, не соответствующие назначению.
  3. Доступ ко всем видам арматуры должен быть свободным.
  4. Нагреваемые при работе соединительные элементы трубопровода закрывать съемной конструкцией с теплоизоляцией, закрепляемой с помощью резьбы.

Отдельные части трубопровода, находящегося под высоким или средним давлением, соединяют сваркой или фланцевой арматурой, что уменьшает возможность протечек. Материалом для изделий должны быть высококачественные металлы.

Важно: для обеспечения безопасности работы парогенераторов устанавливают предохранительные клапаны – основной и вспомогательный. Для удаления дренажа из контура станции монтируют сначала запорный, далее – регулировочный.

Арматура металлопластиковых труб

Металлопластиковые трубы используются для прокладки внутри помещений. Это внутренний водопровод и отопление. Соединения участков осуществляется вентилями, запорными и переходными кранами и прочими элементами. Они используются при температуре теплоносителя до 95 С и давления 16 атм.

Трубопроводы из металлопластика используются в быту, имеют аккуратный внешний вид, резьбовое или прессовое соединение. Фитинги изготовлены из латуни с никелированным покрытием. Изделия имеют стандартные размеры, на их поверхности нанесена маркировка.

Фитинги для полиэтиленовых и полипропиленовых труб

Фитинги для пластиковых труб различают для напорных и безнапорных систем. Для полиэтиленовых труб самым надежным считают сварное соединение. В результате получаем единую литую герметичную трубу.

Американка: что это такое, фитинг для соединения труб Устройство, применяемое для объединения отдельных элементов трубопроводов в единую схему, состоящее из накидной гайки и резьбовых втулок, в среде сантехников называют фитинг американка. Применяется в…

Для регулировки потока, разделения его на отдельные части, используют краны, заслонки и вентили, выдерживающие давление до 16 атм, температуру от 45 до 80 С. Применятся фитинги латунные, бронзовые, стальные. Для водопровода допустимо устанавливать полиэтиленовые краны с металлической вставкой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]