В нынешнее время защитные конструкции в виде навеса из профильной трубы стали невероятно популярными в бытовом потреблении. Их можно встретить практически на каждом шагу: зоны отдыха, спортивные площадки, автостоянки, дачи, частный сектор — все эти места наиболее часто оснащены данными приспособлениями.
Широта эксплуатации обусловлена фактором личного изготовления — то есть, при желании и присутствии должных навыков, оборудования и материалов магистраль можно изготовить самостоятельно. Но для того, чтобы правильно возвести каркас, необходимо правильно произвести соответствующие расчёты.
Область применения конструкций
На данный момент бытовые трубные конструкции на основе металлического профиля — ведущее направление при изготовлении каркасов и навесов с поликарбонатным покрытием. Большой успех обусловлен длительным сроком службы, достигающимся за счёт дополнительной невидимой алюминиевой оболочки, предотвращающей влияние кислорода на металл.
Стоит понимать, что за конструкцией необходим должный уход и слежка, иначе срок эксплуатации может снизиться в несколько раз. В ином случае, каркас составит службу не меньше 10 лет.
Поэтому безопаснее покупать метал для данной контракции у поставщика, который дорожит своей репутацией
Односкатный навес для автомобиля
Применение навесов из профильных труб распространяется на следующие сферы потребления:
- Автостоянки и парковки: основная цель эксплуатации — создание хорошей и надёжной зашиты от погодных условий, при ясной погоде — возведение крытых участков, предотвращающих негативное влияние ультрафиолетовых лучей на автомобили.
- Загородные участки, дачи и жилой частный сектор: здесь основной упор идёт на создание конструкций, защищающих урожай от внешних воздействий окружающей среды. Другая цель — оборудование отдельных зон отдыха крышей, обеспечивающей защиту как от знойного солнца, так и от холодного дождя или снега.
- Общественные места: в большинстве своём данные конструкции нужны здесь для отдыха, либо укрытия от плохой погоды. Зачастую, здесь можно собраться небольшой компанией и отдохнуть.
Несмотря на то, что цели применения у навесов из профильных труб абсолютно разные, главная цель при их возведении всегда одна и та же — составление чертежей. Это главный и жизненно необходимый этап, без которого возведение защитных конструкций подобного рода невозможно. К тому же, составление схем подкрепляется дополнительными сложностями, вызванными прикладными значениями.
Технические особенности каркасов
Для того чтобы подробно описать характеристики навесов из профильных труб, необходимо составить определение понятию “навес”. Он представляет собой малую архитектурную форму, зачастую выступает в роли составляющей крытого участка, при этом, имеет важное архитектурное, либо декоративное значение. Главное предназначение навесов — защита определённой территории от осадков и внешних влияний окружающей среды.
Высокая устойчивость к биологическим, физическим и химическим воздействиям позволяет металлопрофилю не только серьёзно отличаться от других материалов по функциональности, но и быть довольно выгодным при пользовании и массовом потреблении. Все виды каркасов, возводимые из данного материала, легко поддаются монтажу и сечению.
Дизайн
Сам по себе каркас из профильной трубы обладает многими достоинствами, он прочный, негорючий, долговечный, но не имеет приятного внешнего вида. Поэтому после создания основания нужно приступить к декору. Вариантов дизайна беседок на даче огромное количество, главное – проявить свою фантазию, и воплотить замыслы в жизнь.
Поверхность металла не имеет природного приятного оттенка, кроме того, подвержена коррозии, что со временем придаст еще более неблагоприятный вид. Для покраски используют водостойкие, водоэмульсионные марки – масляные, акриловые, полиуретановые, эпоксидные, аэрозольные. Главное требование, чтобы они были стойкими к солнечному свету, воде, перепадам температур. Что касается цвета, то здесь надо выбирать такие оттенки, чтобы они гармонично сочетались с остальными деталями декора беседки.
Металлический каркас удачно сочетается с кованными или сварными решетками, которые при изготовлении мастерами могут быть настоящими произведениями искусства. Ими можно оборудовать ограды по периметру, пространство под крышей, дверной проем. Из металла можно сделать другие элементы декора и быта: скамейки, столики, урны и клумбы, мангал.
Полированное, покрытое лаком дерево всегда будет хорошо сочетаться с темной фактурой металла. Из него в дополнение к беседкам из профильных труб можно изготавливать внутренние скамейки со спинками, столешницы, цветники, столики. Для крепления к металлу цельных деревянных досок можно использовать резьбовые болты с гайками или анкеры. Для декора хорошо использовать деревянные наличники, ограды, резные коньки под крышей.
Наиболее популярными породами древесины для обустройства металлических беседок являются сосна, бук, дуб, береза. Дерево должно быть хорошо высушено, отполировано, покрыто прозрачным лаком. Прочные и легкие деревянные конструкции уменьшают общий вес беседки, она меньше проседает на грунте, а если она переносная, то ее легче переместить на другое место.
Это многослойный профилированный лист из полимерных материалов, легкий и простой в обработке. Крепится к профилям на болты или шурупы, так же легко снимается. Поликарбонат прозрачный или полупрозрачный материал, обычно бесцветный, но есть и различные цветные варианты. Если хочется сделать внутри беседки больше естественного света, то кровля из этого материала – самый подходящий вариант.
Односкатную или двускатную крышу на беседке из профильной трубы можно обустроить листами из цветного профнастила. Это прекрасный легкий материал, который не боится влаги и деформации. Есть возможность выбрать любой цвет, с такой крышей беседка всегда будет смотреться гармонично. Цветная металлочерепица для кровли тоже очень популярна, ею можно закрыть и шестигранную беседку. Металлические листы просто крепятся к каркасу крыши, из них же легко вырезать кусок нужных размеров и формы, а прослужат они не один сезон.
Очень эффектно будет смотреться дизайн беседки, если снабдить каркас вьющимися растениями. Сделать из металлических прутьев решетку или направляющий шест очень просто, у основания поместить цветники из любого доступного материала: камня, кирпича, дерева. Через несколько сезонов можно добиться потрясающей живой изгороди из густых зарослей, которые будут давать тень внутри постройки.
Состав навесов из профильных труб
Навесы из металлопрофиля состоят из нескольких частей
- Фундамент: в большинстве случаев, можно обойтись и малым объёмом, так как данные конструкции не обладают огромной массивностью. Однако, желательно перестраховаться и не экономить на безопасности, так как это может привести к необратимому разрушению каркаса без возможности восстановления.
- Опоры и подвесы: данные части конструкции выступают в роли защиты от разрушения и поломок. Их установка обязательна в любых случаях, ведь без какой-либо из этих деталей невозможно функционирование навеса.
- Откосы и фермы: их единственная функция — соединение опор и подвесов между собой, тем самым образовывая надёжную систему противодействия деформации.
- Кровля: дополнительный защитный слой, наносимый непосредственно на материал, из которого состоит конструкция.
Несмотря на прекрасное улучшение функционала навесов, от ферм всё же можно отказаться в нескольких случаях. Если возведение защитной конструкции происходит над небольшой площадью (детская игровая площадка, песочница, крыльцо), то от данной системы дополнительной защиты можно спокойно отказаться, так в ней не будет острой необходимости ввиду отсутствия продолговатых горизонтальных участков.
Иная ситуация наступает при возведении навеса в местах парковки или бассейнов. Здесь горизонтальные участки имеют намного большую длину, из-за чего от ферм отказаться просто нельзя. Напротив, из-за уязвимости к малейшим внешним нагрузкам, приходится отдавать предпочтение в сторону двухтрубных конструкций, соединяющие стойки и раскосы между собой. Данный вид ферм применяется для придания навесам жёсткости и прочности.
При создании фундамента зачастую останавливаются на столбчатом варианте, так как он представляет собой наименее трудоёмкий процесс, при этом, не снижающий работоспособности конструкции. В ходе работы почва не подвергается обильному землеройным процессам, благодаря чему, может использоваться повторно, хоть и с небольшим шансом.
Кровля
Универсальность навесов из профильных труб позволяет им легко модифицироваться. Кровля — технический параметр, обладающий наибольшим количеством возможностей дополнения и улучшения первоначального состава.
Навес из поликарбоната
Разнообразие заключается в большом выборе материалов для покрытия крыши. Кроме стандартной поликарбонатной отделки, можно применять шифер или металлический профнастил. В зависимости от выбора кровли, технические и физические параметры конструкции будут меняться, в зависимости от материала. Так как крыша — основная часть, то именно от кровли и будет зависеть сложность и трудоёмкость работы.
Фермы
Данные части навеса относятся к прикладным связующим участкам конструкции. Их главное свойство и функция — повышение прочности конструкции за счёт объединения опор между собой. Главная величина, характеризующая фермы — угол наклона. Он отвечает за возможность сбрасывания осадков с поверхности крыши. Усреднённое значение данного параметра — 6 градусов, однако рекомендуется использовать 8, так как при нём можно не боятся снега или дождя.
Состав фермы легко модифицируется: внутрь конструкции можно устанавливать стойки, прогоны, дополнительные опоры. Все детали и добавления нужно заносить обязательно заносить в чертёж.
Монтаж позволяет не только горизонтально скреплять основные опоры, выполненные из профильного металла, крестообразными связями, но и осуществлять сборку из пустотелых элементов, что значительно снижает исходный вес каркаса.
Стандарты выбора профильных труб для сооружения ферм
Чтобы выбрать необходимые варианты для улучшения прочности навеса, необходимо изучить постановление, в котором описываются виды конструкций и грунтовки:
Постановление СНиП 2.01.07-85 о видах конструкций и грунтов
Конструкции и грунтовка | |||||
Конструкции | Грунтовка | ||||
Металлические | Свободные бетонные | Изоляционные бетонные | Промышленный бетон | Природного происхождения | Искусственно насыпные |
Характеристики прочности
Необходимые величины для навесов из профильных труб
Величина длины пролёта, м | 1.2 | 2.3 | 3.5 | 4.5 | 5.8 |
Физические параметры трубы | Максимальная нагрузка на конструкцию, кг | ||||
42х42х2 | 77.4 | 19.4 | 7.33 | 3.98 | 1.77 |
42х42х3 | 98.9 | 26.6 | 9.54 | 4.55 | 2.22 |
52х52х4 | 130.7 | 37.7 | 14 | 6.57 | 3.45 |
63х63х3 | 200.7 | 44.3 | 17.2 | 8.99 | 4.66 |
Изготовление конструкции своими руками
Изготовление навеса из металлопрофиля – процесс достаточно трудоемкий, поэтому требует тщательной проработки деталей и грамотно осуществленных расчетов. Обо всем этом далее.
Проведение расчетов и подготовка материалов
Итак, если вы решили изготовить односкатный навес своими руками, прежде всего, особое внимание уделите нескольким вопросам:
Односкатный навес — чертеж
- Угол наклона. Данный показатель должен рассчитываться таким образом, чтобы не было чрезмерной крутизны, иначе велика вероятность того, что под навес будет попадать влага, причем в большом количестве.
- Дренажная система. Дренажная система должна быть четко спланирована для того, чтобы избежать появления мощного водного потока, способного подмыть грунт под конструкцией.
- Направление склона. При выборе подходящего места для монтирования навесной конструкции следует тщательно изучить статистическую информацию касательно направления воздушных масс.
- Дополнительное укрепление. Данный параметр необходимо в обязательном порядке учитывать в тех регионах, где наблюдаются частые сильные порывы ветра.
Совет. Если речь идет о строительстве навеса своими руками, предпочтение лучше всего отдать именно односкатной конструкции, поскольку все остальные довольно сложны в изготовлении и монтаже, поэтому под силу лишь тем, кто обладает профессиональными навыками.
С помощью рулетки измерьте все основные параметры участка для установки будущей конструкции. Учитывая полученные цифры, рассчитайте количество материалов, которое потребуется для создания навеса.
Сборка и монтаж конструкции
Прежде всего следует тщательно очистить участок под навес от различного мусора, веток, листвы и пр. После выровнять его. Теперь можно приступать непосредственно к подготовительным работам. Начнем с фундамента (в данном случае – опор). Сделайте разметки под опоры, сохраняя между ними расстояние около 1 м.
Односкатный навес из металлопрофиля
В местах, где были оставлены разметки, сделайте углубления под опоры и тщательно утрамбуйте грунт на дне каждой ямы. После этого засыпьте каждую яму частично дренажным слоем, состоящим из смеси песка и щебня. В подготовленные углубления поставьте опоры, тщательно выровняйте по уровню и залейте бетоном.
После того как бетон просохнет, можно приварить к опорам продольные балки и прогоны, которые будут использоваться в качестве опор для листов металлопрофиля. Для данной работы наилучшим образом подходит сварочный аппарат, но если таковой отсутствует, можно заменить его саморезами и шуруповертом (впрочем, надежной такую конструкцию назвать сложно).
Последний этап – укладка листов металлопрофиля. Начинать следует с самого нижнего уровня. Положите лист и закрепите его на балках специальными саморезами. Следующий лист следует класть таким же образом, но немножко внахлест предыдущего. Двигаемся вертикальными рядами.
Вот, в принципе, и все тонкости, которые следует учитывать при создании односкатного навеса из металлопрофиля. Удачи!
Типы каркасов
Навес, пристроенный к дому
Типы навесов из профильных труб характеризуются по типу строительных систем. Их существует всего 2: опорная и стропильная. Их подбор осуществляется в зависимости от расположения каркаса относительно других участков и строений. Всего существует 3 типа навеса:
- Пристроенные: образуется путём присоединения к одной или нескольким стенам действующего здания с целью повышения защиты, жёсткости и срока эксплуатации. При возведении необходимо создание дополнительных опор и ферм, обеспечивающих связь с точкой опоры. Применяются при оборудовании террас, веранд, автостоянок, кафе.
- Консольные: уникальность данных конструкций заключается в отсутствии опор. Их аналогом выступает дополнительная фиксация навеса, образующаяся путём крепления к стене. Не имеют большого круга применения, так как годятся только для каркасов и козырьков небольшого размера.
- Отдельно стоящие виды: точка опоры для них — один навес-зонтик, либо несколько некрупных стоек. Имеют наибольшее применение среди всех видов: игровые, детские, спортивные площадки, общественные парковки, автобусные остановки, павильоны.
Другой фактор, определяющий разделение каркасов по типам — стропильные системы. По их разновидностям, выделяют 4 вида навесов:
- Односкатные: идеально подходит для ручной работы, так как не требует большого количества расчётов и вычислений, специального оборудования для изготовления. Для возведения конструкций могут применяться любые материалы и системы монтажа. Наибольшее предпочтение, всё же, отдаётся стропильным системам, собранным на основе скрепления ферм в виде прямоугольного треугольника.
- Двускатные: требует больше расчётов чем односкатные типы, однако, при правильных вычислениях, идеально подвергается монтажу. Для улучшения прочности конструкции, необходимо установить коньки и фермы. Конечный каркас имеет форму правильного равностороннего треугольника.
- Шатровые: представляют собой сложную систему соединения опор и ферм, требующую идеальных расчётов и вычислений. В противном случае конструкция имеет все шансы развалиться, так и не поступив в пользование. Наиболее важный процесс при монтаже данного типа — кровля. Она выполняется путём точной нарезки нужного материала с применением нужных элементов, ресурсов и технологий для укрепления.
- Арочные: невероятно затратные в плане ресурсов и трудоёмкости в ходе личного изготовления. Самостоятельное изготовление возможно только при наличии необходимых инструментов и нужных навыков изготовления и формирования профильных труб. Кровля обязует применять гибкие материалы, чтобы добиться нужной формы конструкции. В основном, монтаж осуществляется с помощью оборудования, своими руками его осуществить очень сложно.
Важно знать: при выборе кровли нужно обращать внимание на обтекаемость и сход осадков. Необходимо добиться такой формы конструкции, чтобы при дожде не образовывались лужи, а при снегопаде снег не давил на опоры и падал на землю.
Особенности видов навесов по стропильным системам
Каждый вид навеса обладает своими уникальными функциями связанные как с техническими параметрами, так и с физическим строением.
Односкатные навесы
Главный фактор, выделяющий их среди остальных типов каркасов — возможность применения разных материалов для возведения конструкции. Ими могут быть:
- Дерево
- Металл
- Сплавы и смешанные материалы
Форма треугольного треугольника предполагает неравенство в высоте опор. Одна сторона значительно выше другой, при этом защитные способности больше у меньшей части. При создании отдельно стоящих навесов, верхние части стропильных ног крепятся к стене, нижние — к подвесу и опорам.
Схема односкатных конструкций
Двускатные навесы
Данные конструкции — наиболее сбалансированный вариант между ручной работой и применением промышленного оборудования, позволяющий получить качественный результат путём проведения сложных расчётов и вычислений.
Главная особенность, выделяющая двускатные навесы — возможность выбора системы монтажа. Она представлена двумя способами:
- Полная работа: выполняется при отсутствии забетонированной площадки или большого объёма фундамента. Сначала проходит предварительный этап, в ходе которого, земля очищается от мусора. Затем проходит индивидуальное выравнивание участка под навес и бетонирование столбов.
- Сокращённая работа: выполняется, если присутствует забетонированная площадка. В данном случае, проходит один этап, в ходе которого, сверлится 4 отверстия в бетоне. Далее, опоры крепятся к площадке с помощью анкерных болтов.
Из-за того, что верхние концы стропильных ног опираются друг на друга, необходимо применять технологии вертикального и горизонтального выравнивания для повышения устойчивости системы.
Схема двускатных навесов
Шатровые навесы
Представляет собой один из наиболее сложных видов в плане реализации. При её возведении практически невозможно провести результаты вручную, приходиться применять искусственный интеллект, либо промышленные калькуляторы.
Главная уникальная особенность шатровых каркасов — замечательный внешний вид и практичность, обеспечивающая не только красоту экстерьера дома, но и повышающая обтекаемость и противодействие задержке осадков на крыше.
Идеальная форма, практически неуязвимая к влиянию осадков, достигается путём соединения стропильных ног в вершине шатра.
Схема шатровых навесов
Арочные навесы
Данные конструкции идеально подходят для жилых домов, дач и мест хранения личного автомобиля. Ещё одно преимущество конструкции — идеальная обтекаемость за счёт округлённой формы.
Главный момент при возведении арочных конструкций — выбор материала, из которого будет сделан навес. Немаловажно провести правильный расчёт радиуса изгиба, иначе конструкция рискует разрушиться, либо потерять большую часть своих свойств.
Особенность арочных каркасов заключается в кровле. Она имеет форму волны, либо арки или полуарки. Стропильные системы собираются на основе применения дугообразных опор и ферм.
Схема арочных конструкций
Фото: варианты готовых конструкций из профтрубы
Навес с кровлей из поликарбоната
Навес с кровлей из металлопрофиля
Навес как пристройка к стене дома
Навес эстетично дополнил крыльцо дома
Навес, кровля которого обшита брезентом
Простой двускатный навес
Ещё один вариант навеса
Крепления навесов
При сооружении навесов из профильных труб применяются следующие методы обустройства деталей и частей конструкции:
- Сварное соединение: требует больших навыков изготовления и недешёвого оборудования для осуществления процесса сварки, но в конечном результате можно получить очень прочную и практически несгибаемую конструкцию.
- Болтовое соединение: отличается малой трудоёмкостью и требовательностью к навыкам исполнителя. В конечном результате можно получить довольно прочную конструкцию, однако большой долговечностью она похвастаться не сможет. Для соединения необходимы: дрель с металлическим сверлом, болты, саморезы. Последние необходимо подбирать исходя из диаметра трубы.
- Краб: представляет собой способ фиксации малометражных труб до 25мм с помощью хомутов. При монтаже конструкции можно использовать как X-образные, так и T-образные виды, способные соединять до 4 труб. Соединение осуществляется путём стяжки хомутов с помощью соответствующих болтов.
Важно: система соединения “Краб” подходит только для работы под углом в 90 градусов.
Видео описание
Как сварить навес к дому из профильной трубы под профнастил, можно подсмотреть в видеоролике:
Монтаж кровли
Когда несущая основа каркаса готова, поперёк ферм крепят обрешётку. Она может быть как металлической, так и деревянной. Дерево перед настилом на стропила обязательно обрабатывают антисептическим средством. Все металлические части конструкции тоже защищают от коррозии с помощью грунтовки и краски.
В качестве кровельного покрытия для автомобильных навесов используют разные материалы: профнастил, металлочерепицу, ондулин, сотовый поликарбонат.
Профилированные листы укладывают в направлении от нижнего свеса к коньку или верхней линии навеса с перехлёстом на одну волну. И фиксируют кровельными саморезами с резиновой прокладкой.
Поликарбонат монтируют продольными полосками вдоль свеса, чтобы образующийся в нем конденсат стекал в низ. Стыкуют его встык с помощью специальных Н-образных профилей, крепят саморезами с термошайбами, а торцы закрывают перфорированным П-образным профилем.
Крепление сотового поликарбоната Источник ytimg.com
Подготовительные работы
Самое необходимое для создания навеса из профильных труб — правильно составленный чертёж, вмещающий точные размеры, пропорции и детали. Чтобы его составить, необходимо следовать пошаговой инструкции по выполнению.
Чтобы составить схему будущего каркаса, в первую очередь, нужно определиться с местом постройки. Оно играет ключевую роль, ведь от расположения конструкции зависит выбор ресурсов и материалов для осуществления кровли и сооружения дополнительных опор и крыши. Лучшим решением будет отдать предпочтение ровной и стабильной поверхности, не подвергающейся движениям грунта, либо возвышенности без крутых склонов.
Самое нежелательное место для постройки навесов — низина и склон. Всё из-за больших скоплений воды, образующихся после дождя или наводнений. Естественно, они негативно влияют не только на комфорт прибывания, но и на прочность конструкции, подвергая их коррозии. Чтобы избавиться от данной проблемы, необходимо соорудить канализацию, что увеличивает финансовые и временные затраты.
Идеальное место для создания навеса
Дальше следует этап разработки чертежа для конструкции. Схемы могут создаваться как вручную, так и с помощью приборов и искусственного интеллекта. Чтобы соблюсти все точности и подробно изучить подводные камни, рекомендуется составлять чертёж на месте будущей постройки.
Чтобы правильно составить схему навеса из профильных труб, необходимо учесть следующие технические и физические параметры:
- Угол наклона ската кровли: данное математическое значение учитывает общий наклон крыши и нагрузки, которые она может выдержать. Формула вычисления индивидуально практически для каждого типа кровли:
Приблизительные значения для каждого вида кровли
Стропильная система | Угол наклона ската, градусы |
Односкатная | 8-18 |
Двускатная, рассчитанная против влияния снега | 25-34 |
Двускатная, необходимая против сильных порывов ветра | 17-25 |
- Длина стропильной дуги: данная величина рассчитывается исключительно для криволинейных систем кровли, совмещая в себе длину стропильной дуги и ширину навеса. Формула вычисления выглядит следующим образом:
L=1.6*(b+h/2)
- Сечение: необходимо для точного представления о фигуре, её частях и деталей. Играет одну из главных ролей при составлении чертежа, так как в зависимости от данного параметра рассчитывается ширина навеса и подбираются трубы для стоек.
Нужные значения сечения труб и его прикладных параметров
Ширина навеса | Сечение труб для стропильных систем при толщине стенки, кв.мм | Сечение труб для стоек при толщине стенок, кв.мм |
До 4.6 | 42*19 | 41*41 |
До 5.7 | 44*44 | От 53*53 до 85*85 |
От 5.8 | От 46*46 до 62*28 | От 83*83 до 117*117 |
Важный момент: для создания откосов используются трубы меньшего сечения. Это позволяет сэкономить на закупке крупных моделей.
Теперь идёт расчёт технических параметров для создания навесов из профильных труб. Естественно, для каждого дома они индивидуальные, поэтому за основу необходимо брать конкретный результат, наиболее схожий с тем, что будет выполняться далее. Усреднённые технические параметры на примере дома шириной 10х7 представлены далее:
- Ширина навеса: при желании, его можно выполнить во все стены, при этом, вылет лучше оставить чуть короче. В итоге получается пропорции 10х7.
- Высота краёв: лучше всего сделать высокие окончания длиннее нижних, так как в этом случае удастся достигнуть баланса в распределении опорных свойств. Оптимальное значение для первых — 2.7мм, для вторых — от 3.8 до 3.9мм.
- Шаг между стропилами и стойками: в данном случае работает закономерность — чем массивнее материал для кровли, тем данное значение меньше. Усреднённые величины данного параметра варьируются от 110 до 190 см.
Широкий металлический навес
Единственный физический параметр, на который стоит обратить внимание при составлении чертежа — ветровые и снеговые нагрузки на конструкцию во время осадков. Чтобы рассчитать предельное значение прочности навеса, необходимо воспользоваться географическими и геологическими картами. По ним можно определить продолжительность, обильность и ширину осадков.
Последний момент подготовительного этапа — расчёт финансовых издержек из-за проблем с монтажом или брака материала. Итоговый процент потерь составляет от 4 до 10%.
Зачистка и декорирование
Профессионалы сварного дела пользуются при работе специальным инструментом для удаления шлака и получения красивых ровных швов. Для такой цели может быть использован обыкновенный молоток.
Удалять неряшливые наплывы нужно сразу, иначе потом они пристынут намертво. Когда каркас уже готов, его стоит зачистить. Для этого используют специальную насадку, потому что обычная шлифовальная машинка металл не возьмёт.
Под декором понимается окраска каркаса. Состав должен быть не простой, а защитный. Краски по металлу обычно содержат различные сурики. При этом палитра ничуть не страдает – все цвета радуги. Заключительным слоем может стать лакированное покрытие – оно будет долго защищать металл и внешний вид каркаса станет безупречным.
Выбор материалов и инструментов для работы
Первое, на что стоит обратить внимание при выборе инструментов для создания навесов из профильных труб — размеры. Для основных деталей и приборов для работы минимальное соотношение размеров составляет 78х78, для дополнительных — 42х22.
Каркас желательно купить готовый, но всё же можно установить и изготовить самостоятельно. Необходимо обязательно покрыть конструкцию защитной краской, чтобы избежать влияния коррозии.
Список необходимых инструментов для создания навеса из профильных труб выглядит следующим образом:
- Ресурсы для монтажа: песок, щебень, цемент.
- Трубы для возведения каркасов
- Сварочный и монтажный аппарат
- Дрель, болгарка, шуруповёрт.
- Болты, саморезы, гайки.
Монтаж ферм
В качестве верхней горизонтальной обвязки (при расстоянии не более 5 метров между стойками) допускается использование квадратных труб одинакового диаметра со стойками. В отдельных случаях дополнительно производится усиление диагональными подпорками.
Схема каркаса под навесы из профнастила. В качестве обвязки используется квадратная труба, на которую монтируются треугольные фермы.
При расстоянии между опорными столбами более 5 метров необходимо использовать для обвязки прямоугольные фермы, обладающие большей жесткостью и способностью выдержать значительные нагрузки.
Монтаж прямоугольных ферм к стойкам навеса при помощи сварочного оборудования
Предупреждение. При проведении высотных работ необходимо соблюдение правил техники безопасности, запрещается производить работы с приставных лестниц, а следует использовать подмостки или строительные леса.
Этапы строительства
Определённой последовательности по сооружению навесов из профильных труб не существует, так как различные виды кровли, отделки, соединения опор вынуждают подстраиваться под каждый тип отдельно.
Первый и самый главный этап — подготовка фундамента к строительству. В определённых местах установления опор выгружается грунт и образуются специальные ямки, в которых закладывается слой щебня. После устанавливаются стойки: на их основе, с помощью приваренных болтов, закладываются опоры.
Чтобы придать конструкции дополнительную прочность, можно установить арматуру, а в оставшемся месте залить цементный раствор. Боковые стенки создаются путём соединения ферм и опорных столбов.
После установки фундамента начинается процесс строительства. Он проходит в следующей последовательности:
- Стальные детали квадратной формы, подходящие габаритным деталям по размеру, привариваются к нижним краям стоек. После того, как раннее залитый цементный раствор остывает, опорные столбы прикручиваются к закладным деталям.
- Происходит сборка каркаса: на этом этапе на трубе отмечаются равноудалённые отрезки. После этого происходит разделение конструкции на равные части, и идёт изготовление ферм. Сначала крепятся боковые участки соединения опор, затем фронтальные перемычки и раскосные решётки.
Сварка профильных труб
Электроды для сварки профильной трубы
Главный критерий успешной сварки — соблюдение техники безопасности. Необходимо надеть специальную форму и защитные очки, чтобы во время процедуры не травмировать себя.
Чтобы соединить несколько металлических конструкций, лучше всего пользоваться газовым типом сварки, так как она способна осилить любой объём работы, хоть и с меньшей скоростью, чем у электрической.
После завершения работы, необходимо обязательно проверить швы на стыки и загрязнения. Если таковые имеются, то нужно в срочном порядке их устранить. В этом поможет обычная болгарка.
Сгибание профильных труб
Данная процедура применяется при создании арочных навесов. Для изготовления необходим специальный инструмент — трубогиб. Его можно создать вручную, либо купить в магазине. Он позволяет легко сгибать металлический профиль, что существенно его превозносит над болгарками и сваркой.
Главное при сгибании профильных труб с помощью трубогиба — не допустить возникновения разломов, трещин, неровностей, искажающих начальные размеры конструкции. Также для осуществления сгиба необходимо прилагать немалые физические усилия.
Внешняя отделка
После полного очищения конструкции после сварки, необходимо провести процедуру обезжиривания металлических элементов. Чтобы это сделать, можно использовать любой растворитель: ацетон, этиловый спирт, вода, бензин, керосин. После окраски, необходимо подождать, пока конструкция не высохнет. Только тогда можно приступать к грунтовке.
Грунтовка полезна тем, что обеспечивает дополнительную защиту от коррозии и повышает срок эксплуатации.
Стоит знать: цвет грунтовой краски играет ключевую роль при обеспечении защиты. Серую краску лучше применять для ярких материалов, белую — для окрашивания бледных поверхностей, чёрную — для ярких металлов
Подготовка площадки
Приступая к выполнению работ, стоит провести подготовку площадки под конструкцию. Для этого согласно составленному эскизу разравниваем и утрамбовываем землю на месте предполагаемого возведения. Затем по периметру выкапываем ямы под опорные столбы глубиной от 50 до 100 см. Углубления оборудуются, таким образом, чтобы получился прямоугольник, как правило, в два ряда по 2–3 ямы.
Сборка навеса из профильной трубы для автомобиля
Навес для авто из профтрубы – хороший вариант для его укрытия от ультрафиолета и непогоды. Стоит такая конструкция намного меньше, чем стандартный гараж, сделать ее несложно, главное, соблюдать технологию и все получится. Долгий срок службы и привлекательный внешний вид зависят от правильности и последовательности действий, а именно:
- Сначала надо определиться, какого типа навес будет оптимальным в конкретном случае.
- Далее следует понять, какую нагрузку он будет выдерживать и, в соответствии с этим, рассчитать технические параметры.
- Следующие действия – выбор материала для крыши и каркаса, подготовка места для установки, и, наконец, монтаж.
Соорудить навес для машины несложно, главное, изучить технологию и придерживаться ее.
Совет. Площадка для сборки и эксплуатации должна быть твердой, иначе конструкцию может «повести».
Выбор укрытия для автомобиля
Основное отличие видов навесов одного от другого заключается в форме конструкции стропил и разновидности системы опор. Выбирать подходящий вариант надо на основании следующих факторов:
- размер места под крытую стоянку;
- на каком расстоянии от дома будет расположен навес;
- сколько автомобилей планируется ставить в укрытие.
Все эти параметры помогут спланировать тип конструкции.
Система стропил
От выбора стропильной системы зависит форма крыши, есть три разновидности: арочная, двухскатная и односкатная.
Арочная кровля
Арочная система – самая сложная в изготовлении, металлические профильные трубы нужно гнуть на станке-трубогибе, чтобы придать им дугообразную нужную форму с одинаковым изгибом. Выбирать трубы следует с таким прицелом, чтобы они хорошо гнулись. Нижний пояс ферм делают выгнутым или горизонтальным. Внутренние ребра жесткости, которые поддерживают арку, для красоты часто изготавливают с фигурными формами.
Двухскатная кровля
Двухскатная крыша имеет вид двух плоских поверхностей, которые расположены под углом. Угол находится наверху кровли, скаты симметрично расходятся книзу. Несущая ферма имеет треугольный вид с равными сторонами, внутри для большей устойчивости дополнительно размещают укосины и подпорки. Иногда останавливаются на версии фермы с поднятым нижним поясом.
Односкатная кровля
Конструкция этого вида кровли имеет плоскую поверхность с приподнятым одним краем, получается скат с уклоном под определенным углом. Если навес надо пристроить к зданию, то упор может быть как на наклонную сторону, так и на прямую. Расчет системы стропил в этом случае простой, на крышу пойдет любой подходящий материал. Если у навеса небольшая ширина, то стропильную систему делают из одних стропил с горизонтальными перпендикулярными ригелями. Для широкого укрытия ее конструируют из ферм, имеющих вид прямоугольного треугольника.
Система опор
Вид навесной конструкции зависит от того, как установлена опорная система, которая ее поддерживает. Она может быть выполнена в виде пристройки или стоять отдельно. Количество материала для каркаса рассчитывается исходя из выбранного варианта крытой стоянки.
Пристройку прикрепляют к устойчивой опоре (фасаду здания, надежному забору и т.п.) односторонне или тремя, двумя сторонами. В этом случае устанавливают опорные конструкции там, где крепления нет, иногда не ставят их вообще.
Если навес строят как самостоятельную единицу, то опоры для кровли монтируют по всем его четырем сторонам.
Части каркаса из профильной трубы
Прежде чем приступать к строительству навеса для машины следует произвести все необходимые расчеты и выбрать подходящее сечение трубы для каждого элемента. Профильные трубы выпускают со стенками различной толщины, сечение бывает в виде квадрата или прямоугольника, размер разный. Трубы отвечают за устойчивость и прочность каркаса, их легко стыковать или сваривать между собой при сборке укрытия для авто благодаря четкой и правильной форме.
Размер сечения трубы из металлопрофиля зависит от предназначения каждого конкретного элемента и величины будущей постройки. Минимальная ширина навеса должна составлять 4.5 метров – этого достаточно для удобного выхода водителя из автомобиля и комфортабельной парковки без помех.
Для перекрытия такого пролета лучше всего использовать фермы. На стропила будет действовать значительная нагрузка там, где они расположены без опор. С фермами надежность повысится – их жесткости достаточно для одинакового распределения нагрузки.
Сборка металлокаркаса для навеса производится из таких составляющих:
- вертикальные опорные столбы;
- обрешетка для прикрепления кровельного покрытия;
- несущая система (стропила или фермы);
- боковые фермы или продольные ригели для соединения опорных конструкций.
Размеры профильных труб, подходящие для использования, представлены в табличном варианте.
Ширина навеса м | Опоры (сечение/толщина стенки) | Стропила (сечение/толщина стенки) |
4/4.5 м | 40х40/2 мм | 25х40/2 мм |
4.5/5.5 м | 60х60/3 мм | 40х40/2 мм |
более 5.5 м | от 80х80/3 мм до 120х120/3 мм | 30х60/2 мм или 40х40/2 мм |
У деталей, усиливающих фермы, и тех, которые применяются для создания обрешетки, может быть сечение 20х20 мм или 20х40 мм. Сильного нагрузочного давления на них нет, они просто распределяют ее одинаково на всю конструкцию и гарантируют жесткость и прочность всего сооружения.
Процесс установки опор
Приступать к монтажу без предварительных расчетов и проекта – это шанс получить совсем не то, что надо. Кроме того, ошибки и переделки в таком случае неизбежны. Поэтому вот важные нюансы о процессе установки опорных столбов:
- Сначала необходимо сделать набросок будущего навеса и прописать его размеры, продумать, как будут устанавливаться опоры, тип кровли.
- Если площадка для укрытия автомобиля не забетонирована, то установка столбов производится в грунт с их заглублением. При расчете длины опор надо учитывать, на какое расстояние от поверхности они будут уходить в землю.
- В случае наличия жесткого покрытия нижнюю часть столбов при помощи сварки оснащают специальными монтажными пластинами с отверстиями. К поверхности их прикрепляют анкерами.
- Когда участок под строительство навеса предварительно бетонируют, то в бетон заранее устанавливают закладные детали из металла, к которым потом приваривают опорные столбы.
Если используются монтажные платформы и металлические закладные, то опоры делают такой длины, что она совпадает с расстоянием от уровня земли до мест, где прикрепляются фермы.
Опоры также можно монтировать к опорным столбам оград, фасадам домов и т.п.
Оптимальная длина труб для стропил или ферм
Перед началом изготовления стропил или ферм, надо рассчитать, какой должна быть длина труб для них. Если кровля скатная, то надо знать угол наклона. Его просчет выполняется в соответствии с климатическими условиями региона стройки:
- Двухскатную кровлю в районах со снежными зимами выполняют с наклоном 25-30 °.
- В регионах, где часто бывает сильный ветер, двухскатка должна быть 15-22 °.
- Наклон односкатной крыши делают в пределах 8-15°.
Длина стропильных ног вычисляется по формуле c=b/cosA. А – это угол наклона скатной кровли, b – ширина навесной конструкции. Высоту фермы треугольной формы находят так же.
Внимание! При проектировании навеса с двумя скатами в формуле прописывают ½ от ширины.
Чтобы понять, какой длины должна быть дуга для арки, надо знать ее высоту h. Расчет производят по формуле с = (h + b/2) х 1,57.
Величина шага между опорными элементами и фермами
Завершением проектных расчетов является определение величины шага между опорными элементами и фермами. По стандарту она бывает от одного до двух метров. Этот параметр зависит от тяжеловесности кровли, в промежутке между каждыми двумя опорными столбами производят крепление фермы. Чтобы не укреплять навес еще и боковыми фермами, промежуток между опорами не должен превышать стандартное расстояние. В стропильной конструкции шаг также не надо делать сильно большим.
Изготовление ферм – ответственный этап, поэтому для них делают свой чертеж с масштабированием. Очень удобно воспользоваться программами для создания проектов.
Навес: очередность строительства
Есть два способа изготовления навеса – сварить детали или собрать их на болтах.
Создание каркаса
Площадку под навес сначала выравнивают, затем размечают ее под опоры. Если в планах залить основу бетоном, то в земле следует пробурить отверстия с минимальной глубиной от 70 до 80 см. Диаметр лунок должен превышать диаметр столбов на 10-20 см.
Далее на дно отверстий насыпают песок и вертикально ставят в них опоры, после чего производят засыпку некрупным щебнем до половины глубины ямы. После трамбовки заливают бетонную смесь (щебень – 2 части, песок – 2 части, цемент – 1 часть).
К сведению. Песок и щебень можно заменить ПГС (4 части).
Пока бетон застывает, во избежание перекоса опор их надо закрепить вертикально при помощи подпорок или перекладин. Бетонная заливка набирает прочность в течение 5-10 дней, за это время можно подготовить все детали для конструирования каркаса. Натянутой бечевкой контролируют, насколько ровно установлены опоры.
Ориентируясь на проект, профильные трубы режут УШМ на части, соблюдая угол спила торцов и длину. На ровном основании проверяют точность размеров, при необходимости подгоняют к нужному результату. Далее соединяют болтами или сваривают. Части арок гнут трубогибом.
Когда сбор каркаса окончен, чистят и шлифуют сварные швы.
Далее для опор делают верхнюю обвязку, которая заключается в приваривании опорных балок для концов несущих элементов крыши (ферм). В процессе их установки и монтажа необходимо контролировать ширину шага и уровень. Возможно добавочное укрепление откосами, связанными со стойками.
Сварка простой односкатной конструкции
Сначала составляется чертеж с размерами элементов. Без инженерного образования сделать расчет нагрузок не получится, поэтому следует привлечь специалиста или воспользоваться онлайн калькулятором. Зная характеристики навеса, можно поискать в свободном доступе подходящий чертеж.
Для защиты автомобиля от непогоды чаще всего строят односкатные навесы размером 4×6 м. Фермы треугольной формы изготавливаются из профиля 30×30×1,2 мм. Верхние трубы имеют длину 3,9 м, нижние — 3,1 м. Три вертикальные стойки для их соединения вырезаются из такого же профиля. Крайняя делается высотой 0,6 м, остальные — по степени убывания. Для увеличения прочности в получившиеся участки зигзагообразно устанавливаются семь раскосов сечением 20×20 мм.