Технические характеристики токарного станка ИТ-1М, схемы

Токарный станок модели ИТ-1М является специализированным токарным оборудованием, разработанным для передвижных автомобильных мастерских Министерства обороны, размещавшихся в стандартных КУНГах. Габариты его рабочего пространства практически такие же, как и у самого массового советского токарного станка 16К20. При этом его вес почти в три раза меньше, а мощность главного двигателя составляет всего 3 кВт (против 11 кВт у 16К20).

Электропитание станка может осуществляться как от сети 220 В и 380 В, так и от автономного генератора. ИТ-1М является лучшей моделью для «гаражного использования», т.к. может обрабатывать детали того же габарита, что и промышленные токарные станки, но при этом запитывается от бытовой электросети. Помимо мобильной выпускалась и стационарная версия этого токарного станка, которая носит обозначение ИТ-1ГМ.

Технические характеристики

ИТ-1М является стандартным токарно-винторезным станком и может выполнять все виды обработки характерные для оборудования этого типа.

Его главная особенность — малая мощность главного привода при значительных размерах рабочего пространства.

При небольшом для своего класса весе токарный станок ИТ-1М обладает хорошей жесткостью и виброустойчивостью. Этим он обязан удачной конструкции станины — полой литой основы с перегородками и ребрами жесткости. Еще одним достоинством ИТ-1М является возможность увеличение диаметра обточки до 550 мм. Для этого в станине предусмотрена выемка со вставкой, которую извлекают при точении крупногабаритных заготовок.

Технические параметры станка вполне достаточны для работы в механообрабатывающих подразделениях небольших предприятий. Предельные диаметры обточки изделий в форме вала и диска зависят от размеров заготовки и составляют над:

  • станиной – 400 мм;
  • выемкой – 550 мм;
  • суппортом – 225 мм.

Максимальная длина обработки на ИТ-1М равна 1400 мм (при удаленной вставке — 300 мм), диаметр проходного отверстия шпинделя — 36 мм. Цена деления лимбов на органах управления суппорта составляет 50 мкм, а поворотной шкалы — 1°.

Если у Вас возникает необходимость в установке пластиковых окон, утеплении балкона или лоджии, советуем обратиться в компанию Оконный мастер. Об их услугах вы можете подробнее ознакомиться на официальном сайте: https://okonniymaster.ru/balcons/vnutrennyaya-otdelka-balkona.html. Можно не только утеплить балкон, но и обшить его пол фанерой, линолеумом, паркетом или ламинатом. Для отделки стен применяется вагонка, пластиковые пвх-панели, декоративная штукатурка, пробковое покрытие или декоративный камень.

Токарный станок ИТ-1М производился в двух модификациях: базовой и укороченной. В первом случае межцентровое расстояние бабок составляет 1400 мм, а во втором – 1000 мм. Базовая версия весит 1.33 тонны, укороченная легче на 190 кг: ее вес составляет 1.14 тонны.

Схема кинематическая токарно-винторезного станка 1К62

Так как для рассматриваемого случая валы X, XII, XV и ходовой винт 68, связанные муфтами 98, 99 и 101, представляют собой единое звено, то передаточное отношение цепи

где

iп — передаточное отношение постоянных передач;

iг — передаточное отношение сменных колес (гитары) звена настройки. На основании уравнений (11) и (12)

Обозначив 1/ iп через С, получим

Передаточное отношение iп чаще всего равно 1 : 1 или 1 : 2. Применительно к кинематической схеме, изображенной на рис. 9, значение iп может быть различным, в зависимости от положения блоков с зубчатыми колесами 26—28 и 35—33 на валах VIII и IX.

Если колесо 25, сидящее на шпинделе, сцеплено с колесом 26, то вращение механизму подач сообщает непосредственно шпиндель, и передаточное отношение постоянных передач iп от шпинделя к звену настройки (к гитаре) будет —

при нарезании резьбы с большим шагом (14—192 мм) передача движения осуществляется через звено увеличения шага, В этом случае блок колес 15—21 на шпинделе занимает правое положение, а колесо 27 на валу IV зацепляется с колесом 28 на валу VIII.

Передаточное отношение цепи от шпинделя до гитары (до вала /X) при сцеплении колес в такой последовательности будет в одном из вариантов таким:

Включение звена увеличения шага из четырех вариантов зацепления колес дает увеличение передаточного отношения от шпинделя до вала VIII в 2; 8 и 32 раза, что соответственно дает увеличение шага нарезаемой резьбы тоже в 2; 8 и 32 раза. В последнем варианте в реверсивном механизме (валы VIII и IX) включаются колеса 32 и 33 с передаточным отношением i = 1/2, поэтому шаг нарезаемой резьбы увеличивается не в 32, а в 16 раз.

Примеры настройки винторезной цепи без коробки подач. Настройку винторезной цепи будем производить только гитарой, выключив коробку подач (замыкаются муфты 98, 99, 101 и размыкается механизм Нортона; см. рис. 9).

Пример 1. Настроить станок 1К62 на нарезание однозаходной метрической резьбы с шагом tH = 1,75 мм.

Шаг ходового винта tB = 12 мм. Примем С = 1, т, е. замкнем колеса 34—35 с i = 1, тогда по уравнению (13)

Как видим, на гитаре надо установить две пары зубчатых колес. Проверим условие их сцепляемости, согласно уравнению (151): для первой пары — а + Ь > с + 15; 35 + 60 > > 20 + 15; 95 > 35; для второй пары — с + d > b + 15; 20 + 80 > 60 + 15; 100 > 75.

Как видим, сцепляемость зубчатых колес обеспечена.

Пример 2. Настроить станок 1К62 на нарезание однозаходной дюймовой резьбы 3,5 нитки на 1″ (С = 1).

В этом случае

Выразим шаги нарезаемой резьбы и ходового винта в одной системе единиц. Так как 1″ = 25,4 = 127/5 мм, то

Тогда

Проверку сцепляемости зубчатых колес можно сделать аналогично.

Пример 3. Настроить станок 1К62 на нарезание однозаходного червяка модуля 3 мм. Шаг модульной резьбы tH = π*m*z, где m — модуль; z — число заходов червяка. Берем значение π = 22/7

Нарезание многозаходной резьбы. При многозаходной резьбе под шагом tH понимают расстояние между параллельными сторонами профиля двух соседних витков. Поэтому для получения резьбы заданного шага tH механизм должен за 1 оборот заготовки переместить суппорт на величину хода резьбы s = k*tH где к — число заходов нарезаемой резьбы. Такого типа резьбы нарезают на ходовых винтах, многозаходных червяках и других деталях,

В общем случае при к заходах угол между соседними нитками (если смотреть в торец детали) будет:

Многозаходная резьба нарезается двумя способами: после нарезания первой нитки заготовку поворачивают на часть оборота 1/к, предварительно разомкнув винторезную цепь, или, оставляя заготовку неподвижной, перемещают инструмент вместе с резцовыми салазками продольно на величину шага резьбы tH. Затем нарезают следующий заход и т. д.

На станке 1К62 имеется специальное делительное устройство для нарезания многозаходных резьб. Оно состоит из кольца с риской, укрепленного на корпусе передней бабки, и диска с делениями, насаженного на шпиндель и имеющего на периферии 60 делений. После нарезания первого захода шпиндель надо повернуть на число делений, равное 60/к. Это устройство позволяет

нарезать резьбы с числом заходов 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30, 60. На станках, не имеющих делительного приспособления, пользуются поводковой делительной планшайбой.

Пример. Изготовить резьбовой калибр с трехзаходной метрической резьбой с ходом s = 180 мм. Так как шаг резьбы большой, необходимо пользоваться звеном увеличения шага. Примем следующий вариант винторезной цепи (см. рис. 9):

где 12 — шаг ходового винта. Здесь

Обозначив 1/ iп через С, получим

Настраивая гитару, колесо z = 90 установим на вал IX, а z = 48 — на вал X. Замкнем их промежуточным колесом с любым числом зубьев.

Сферы применения станков

Не совсем обычное соотношение геометрии рабочего пространства и мощности главного привода токарного станка ИТ-1М объясняется тем, что изначально он разрабатывался по техническому заданию Министерства обороны как штатное оборудование для полевых авторемонтных подразделений Советской армии.

В состав армейской передвижной авторемонтной мастерской (ПАРМ) входило несколько единиц специальной техники, в том числе МРМ-М1 (мастерская ремонтно-механическая) на базе ЗИЛ-131. Она представляла собой КУНГ, в котором размещались электросиловая установка и несколько станков: токарно-винторезный, сверлильный, заточной и точильно-шлифовальный.

Конструктивные особенности

Токарно-винторезный станок ИТ-1М имеет обычную для этого вида оборудования компоновку: станина с направляющими, передняя и задняя бабки и суппорт с резцовыми салазками. Среди его особенностей можно отметить вставку в станину, снятие которой позволяет обрабатывать заготовки большего габарита, а также небольшую мощность главного двигателя, что делает невозможным вести точение с большими глубинами резания. В паспорте станка указано, что на нем можно монтировать приспособления для фрезеровки плоскостей и пазов, а также выполнения расточных и шлифовальных операций.

Габаритные размеры рабочего пространства

Геометрия обработки у ИТ-1М практически такая же, как у и самых распространенных токарно-винторезных станков 1К62 и 16К20. Она позволяет обтачивать детали в форме вала длинной до 1400 мм и диаметром до 225 мм и детали в форме диска максимальным диаметром 400 мм (при вынутой вставке – до 550 мм). У укороченной версии этой модели предельная длина заготовки составляет 1000 мм.

Расположение и функционирование органов управления

Большинство органов управления токарного станка ИТ-1М смонтированы на его передней бабке. На ее верхней части находится панель с тумблерами (слева направо): переключатель выбора напряжения, выключатель двигателя охлаждения и автоматический выключатель, а в нижней части — рычаг выбора скорости шпинделя. Над ним в ряд располагаются три ручки, посредством которых устанавливается величина подачи, тип и шаг резьбы, а справа от него — рычаг управления вращением шпинделя (включение, реверс и торможение). Под панелью тумблеров находятся рукоятка выбора типа резьбы и ручка перебора.

На фартуке смонтированы следующие органы управления: маховичок позиционирования суппорта, ручка позиционирования каретки и поперечных салазок и ручка ходовой гайки. Над маховичком расположена ручка поперечного перемещения каретки, а над ней рычаг поворота и фиксации резцедержателя. Органы управления задней бабки немногочисленны: штурвал передвижения пиноли и рычаг ее зажима. Помимо этого, здесь же находится гайка, фиксирующая положение задней бабки.

Расположение составных частей

Как у и любого токарного станка, базовый компонент ИТ-1М — это станина с двумя рядами направляющих. Слева на ней смонтирована передняя бабка со шпиндельным узлом и шестеренчатыми механизмами, а справа — задняя бабка с пинолью. По направляющим перемещается суппорт с продольными и поперечными салазками и четырехпозиционым резцедержателем.

Конструкция станка ИТ-1М

Хоть аппаратура и является облегчённой версией, выглядит она очень массивно. С правой стороны расположена тумба, отвечающая за две функции: надёжную опору и размещение охлаждающего насоса. Также здесь имеются два патрубка, один из которых отвечает за слив, а через второй уходят излишки. Устройство для смазки системы включает в себя 4 узла:

  • масляный резервуар;
  • насос для подачи жидкости;
  • фильтр;
  • патрон магнитного типа.

Функциональность смазочного механизма зависит от вращения редуктора, при этом он может вращаться в любых направлениях. А находится всё в левой части устройства, под коробкой подач и за двигателем.

Этот токарно-винторезный прибор приводится в действие за счёт коробки с шестерёнками, а регулировка осуществляется двумя рычагами на лицевой стороне. Суппорт состоит из верхней каретки, салазки для различных перемещений и механизм для фиксации резца. Вращение и фиксация также происходят за счёт манипуляций с рукоятками.


Сверху находятся две направляющие, которые прошли термическую обработку и шлифовку. Благодаря этому задняя бабка станка и каретка могут плавно перемещаться, обеспечивая максимум комфорта во время работы. На левой тумбе (над рукоятками управления шпинделя) можно заметить три тумблера, которые отвечают за следующие функции:

  1. Крайняя правая – регулирует величины подачи и отключает коробку.
  2. Центральная – устанавливает типовую резьбу и осуществляет подачу.
  3. Крайняя левая – настраивает шаг резьбы.

В верхней части имеется таблица с обозначениями, а по центру есть два маховика (нижний обеспечивает продольное движение суппорта, а верхний перемещает каретку).

На этом приборе установлены ПВГ провода, сечение которых составляет 2,5 кв. мм. Они предназначены для передачи электроэнергии на стационарных установках. Они должны быть расположены в местах, где отсутствует опасность механических повреждений, а температура окружающей среды должна быть от -50 до +50 градусов.

Эти и многие другие характеристики показывают, что ИТ-1М – надёжный токарный станок, сочетающий надёжность, безопасность и удобство в эксплуатации. Также с его помощью можно выполнить массу технических задач.

Электрическая схема

На токарном станке ИТ-1М для питания электродвигателей используется трехфазное напряжение 380 В и 220 В. Сигнальная и осветительная цепи запитаны от бортовой сети 12 В.

В состав электрооборудования станка входят следующие компоненты:

  • главный электродвигатель;
  • автоматический выключатель;
  • переключатель реверса главного двигателя;
  • пакетный переключатель напряжения главного двигателя;
  • пакетный переключатель напряжения двигателя системы СОЖ;
  • электродвигатель системы СОЖ;
  • выключатель насоса СОЖ.

Помимо этого, на суппорте станка установлена лампа освещения на гибкой стойке с выключателем.

Конструкция


Элементы управления.

Для полноценного представления элементов управления агрегата и их расположения, разберём их ниже. Итак, вашему вниманию будут представлены 39 частей:

  1. Рукояти переключения вращательных частот шпинделя. Располагается на корпусе левой тумбы.
  2. Рукоять для установки величин подачи, отключение коробки. Находится на корпусе левой тумбы ниже шпиндельной коробки.
  3. Рукоять для установления типовой резьбы (питчевой, метрической, модульной, дюймовой), а также для осуществления подачи. Находится на корпусе левой тумбы, ниже шпинделя.
  4. Рукоять для установки шага резьбы и подач. Находится также ниже шпиндельной коробки.
  5. Табличка обозначения резьб. Находится там же, где и рукояти управления по резьбам.
  6. Рукоятка для выбора шага резьбы (увеличенный шаг, стандартный). Находится на передней бабке.
  7. Рукоятка для выбора направления резьбы (левая, правая). Месторасположение — левая бабка.
  8. Рукоять для переключения частот вращения шпиндельной головки. Находится на передней бабке.
  9. Табличка с обозначениями.
  10. Переключатель выбора напряжения. Находится на пульте управления.
  11. Табличка с обозначениями пульта управления.
  12. Переключатель установки напряжения. Находится на пульте управления.
  13. Тумблер отключения или включения двигателя охлаждения. Местонахождение на пульте управления.
  14. Тумблер автоматический. Находится на пульте управления.
  15. Винт для зажима кожуха, обеспечивающего ограждение кулачкового патрона. Расположен на кожухе.
  16. Тумблер выключения освещения. Расположен непосредственно на лампе освещения.
  17. Винт для зажима штанги с экраном. Находится внизу самого экрана.
  18. Рукоять для зажимания и поворота резцедержателя. Находится на подвижном суппорте.
  19. Сопло для подачи охлаждающего элемента, которое регулируется. Местоположение — суппорт.
  20. Винт для крепления трубки системы охлаждения. Находится также на суппорте.
  21. Рукоять перемещения каретки в поперечном направлении. Располагается на суппорте.
  22. Рукоять для перемещения верхней каретки. Имеется на суппорте.
  23. Винт, который зажимает суппорт.
  24. Рукоять для закрепления пиноли. Находится на задней бабке.
  25. Гайка для зажимания задней бабки на самой станине. Находится на правой (задней) бабке.
  26. Маховик выдвигания пиноли. Расположен он непосредственно на пиноли.
  27. Винт, с помощью которого осуществляется движение задней бабки в поперечном направлении.
  28. Рукоять для механического движения поперечных салазок и каретки. Имеется на задней бабке.
  29. Рукоять для включения гайки, расположенной на ходовом винте.
  30. Рукоять, которая включает вращение, реверс и тормоз шпинделя. Присутствует на задней бабке.
  31. Рукоять для закрепления арматуры, относящейся к освещению. Находится на суппорте, у основания арматуры, ведущей к лампе освещения.
  32. Сигнальная табличка, показывающая включен или выключен ходовой винт. Находится на суппорте.
  33. Кнопка, включающая реечную шестерню. Находится за маховиком на суппорте.
  34. Маховик, обеспечивающий продольное движение конструкции суппорта.
  35. Рукоять, отвечающая за реверс, тормоз, вращение шпиндельной головки. Находится на передней бабке.
  36. Табличка, предупреждающая о высоком напряжении. Имеется внизу левой тумбы.
  37. Табличка, указывающая на место заземления. Местоположение — передняя тумба, сбоку.
  38. Кнопка остановки (кнопка «стоп»). Присутствует на пульте управления. Как правило, используется на станках модели ИТ-1ГМ.
  39. Сигнальная лампа. Находится на пульте управления. Применяется обычно на модели ИТ-1ГМ.

Когда все детали оборудования нам известны, можно приступить к электронике станка.

Кинематическая схема

Кинематическая схема токарного станка подобна схемам других универсальных токарно-винторезных станков среднего габарита. Шпиндель получает вращение как напрямую от ведомого шкива, так и от системы переключаемых зубчатых колес. Коробка подач принимает движение от шпиндельного узла через систему сменных зубчатых колес и передает вращение механизму фартука через ходовой винт и ходовой вал.

Система шестерен фартука сообщает движение суппорту, обеспечивая его поперечное и продольное перемещение. Также к кинематической схеме станка относятся механизмы ручного перемещения его рабочих органов и устройства механической блокировки.

Главные составляющие

Если говорить о составе этого токарного станка, то в него входят такие основные узлы, как:

  • тумбы;
  • механизмы для обеспечения заграждения патрона;
  • фартук;
  • редуктор;
  • узел для обеспечения смазки;
  • бабки (задняя и передняя);
  • шкафчик, в котором размещено электрооборудование;
  • коробка подач;
  • панель управления;
  • станина;
  • суппорт.


Суппорт

Благодаря габаритным характеристикам (2160*1500*960 мм) на станке есть возможность работать с деталями до 1400 мм длиной.

Инструкция по эксплуатации

Единственной документацией, которая поставлялась вместе с токарным станком ИТ-1М, является брошюра под названием «Руководство по эксплуатации» объемом 66 страниц. Последней главой этого руководства является паспорт конкретного изделия с указанием комплекта поставки, отметками о приемке, консервации и упаковке, а также подписями ОТК и заказчика. Обращает на себя внимание, что приемо-сдаточные испытания проводились в «кузове-фургоне подвижной ремонтной мастерской типа МРМ».

В целом инструкция по эксплуатации достаточно традиционна и содержит общие виды, чертежи отдельных компонентов, указания по установке, настройке, наладке и эксплуатации, а также кинематическую и электрические схемы станка. Единственно, что обращает на себя внимание — это отсутствие информации о ремонтных циклах и составе работ по отдельным видам ремонтов.

Техника безопасности

В руководстве по эксплуатации токарного станка ИТ-1М присутствует раздел 2.1 «Меры безопасности», который содержит всего два предложения общего характера. В них указывается на необходимость проведения инструктажей и изучения руководства по эксплуатации перед тем, как приступить к работе на станке.

Остальные указания по мерам безопасности при эксплуатации станка включены в отдельные разделы первой и второй главы. Сюда относятся требования по заземлению, использованию ограждения, проверке блокировочных устройств, защите от стружки и т.п.

Техника безопасности при работе на станке

Токарный станок по металлу ИТ-1М относится к категории повышенной опасности, поэтому здесь существуют строгие правила:

  • человеку без квалификации запрещено работать на подобном оборудовании;
  • в ходе всех процедур следует соблюдать правильное положение туловища и рук;
  • перед началом действий мастер обязан провести инструктаж;
  • в помещении с оборудованием должен быть огнетушитель и другие противопожарные системы;
  • если обнаружиться неисправность агрегата, следует немедленно остановить работу и вызвать специалиста;
  • самостоятельный ремонт строго запрещён;
  • глаза работника должны быть защищены от попадания металлической стружки;
  • запрещено проводить манипуляции со спущенными рукавами.

Это лишь часть правил, которые обязан знать каждый сотрудник. С более подробной версией можно ознакомиться в полной версии правил безопасности и эксплуатации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]