Технические характеристики оборудования
Винторезная машина имеет широкий спектр техособенностей:
- мощность электрического мотора обеспечивает функционирование привода основного хода и достигает 7,5 кВт. А сам привод, ответственный за передвижение суппорта, имеет мощность 0,37 кВт. Электрический мотор же для смазочного механизма – 0,12 кВт;
- предельная длина обтачиваемой заготовки – 1,46 метра, а предельные размеры изделия, закрепляемые в центрах машины, 1,5 метра;
- автоматическая коробка передач;
- нарезка резьбы проходит с помощью выбора работником шага, устанавливающимся им исходя из вида заготовки;
- максимальное сечение обтачиваемой над станиной заготовки не должно быть более 40 сантиметров, а над суппортом – 21 сантиметра;
- количество обращений шпиндельного устройства в прямом движении – от 25 до 2500 об./мин., а в реверсивном – от 25 до 1250 оборотов в мин.;
- в прямом движении шпиндельное устройство обладает 21 степенью скорости, а в реверсивном – 18;
- привод машины – от 2-скоростного электромотора вместе с коробкой скоростей и переборкой, программирующей 12 степеней частот оборотов шпиндельного механизма в любом из 2 диапазонов;
- поперечные подачи варьируются от 0,025 до 1,4 мм, а продольные – от 0,05 до 2,8 мм на вращение;
- диапазон передвижения суппорта по винту составляет 75 сантиметров (вдоль) и 22 сантиметров (поперёк). Максимальный отрезок его передвижения по валику – 50 сантиметров;
- подшипники качения создают жесткую и высокоточную опору;
- направляющие кареток и пары качения винтов обладают импульсивной автосмазкой;
- привод подач обеспечивает бесступенчатую регулировку подач;
- загруз и выгрузка деталей осуществляется вручную.
Данные технические параметры дают возможность машине пользоваться популярностью даже через 50 лет с даты её выпуска. Буквы «К» и «П» в названии машины обозначают, что имеется копировочный механизм и увеличенная степень точности соответственно. Винторезная машина способна функционировать от сети с напряжением 220, 380, 400, 415 и 440 В. Она характеризуется современной эргономичной структурой и отличается удобством в эксплуатации и управлении.
Габариты и вес машины
Винторезная машина имеет небольшие размеры и вес для станка с подобным функционалом:
- ширина – 1110 миллиметров;
- высота – 1505 миллиметров;
- длина – 2270 миллиметров;
- масса – 2 тонны.
Назначение и область применения
Станок 16б16кп предназначается для исполнения разных токарных работ в центрах, цангах или в 3 или 4-кулачковом патроне, для нарезки разной резьбы плашкой либо метчиком. Непохоже на большинство иных марок, подобная машина предназначается для более тщательного обтачивания, в связи с чем его не рекомендуется применять в черновую. Обычно он устанавливается в небольших мастерских по ремонту. После обрабатывания на токарной машине изделия отличаются прекрасной чистотой поверхностей.
Сведения о производителе токарно-винторезного станка 16Б16кп
Производитель универсального токарного станка 16Б16кп — Средневолжский станкостроительный завод СВСЗ, основанный в 1876 году.
Производство металлорежущих станков на Средневолжском станкостроительном заводе впервые началось в конце января 1926 года. Первым выпущенным станком на предприятии был токарно-винторезный станок со ступенчатым шкивом модели ТВ-155В.
В 1934 году на заводе был создан оригинальный токарно-винторезный станок модели СП-162 с числом скоростей — 8, числом оборотов шпинделя в минуту — от 24 до 482. На станке впервые был установлен индивидуальный электродвигатель мощностью в 1,5 квт.
В 1935 году завод первым в СССР изготовил резьбофрезерный станок модели 561, а с военного 1941 года приступает к выпуску целой гаммы резьбофрезерных полуавтоматов: 5А63, 5А64, 5М63, 5М64.
В годы войны завод освоил выпуск токарно-винторезного станка 1615
и вскоре модернизировал его, доведя скорость шпинделя до 1000 оборотов в минуту.
В 1949 году запущен в серийное производство станок 1616
, в шестидесятых годах модели —
1В616 и 1А616
, а с начала семидесятых годов начался выпуск серии
16Б16.
С 90х годов прошлого века предприятие СВСЗ выпускает токарные станки под торговой маркой SAMAT.
Станки производства Средневолжского станкостроительного завода, СВСЗ, г. Самара
- 1А616
станок токарно-винторезный универсальный, Ø 320 - 1А616к
станок токарно-винторезный с АКП, Ø 320 - 1А616П
станок токарно-винторезный повышенной точности, Ø 320 - 1Б811
станок токарно-затыловочный, Ø 250 - 1Е811
станок токарно-затыловочный, Ø 250 - 1П611
станок токарно-винторезный универсальный, Ø 250 - 16Б16
станок токарно-винторезный универсальный, 320 - 16Б16А
станок токарно-винторезный особо высокой точности, Ø 320 - 16Б16КА
станок токарно-винторезный особо высокой точности с АКП, Ø 320 - 16Б16П
станок токарно-винторезный повышенной точности, Ø 320 - 16Б16КП
станок токарно-винторезный повышенной точности с АКП, Ø 320 - 16Б16Ф3
станок токарный патронно-центровой с ЧПУ, Ø 320 - 16Б16Т1
станок токарный с ЧПУ, Ø 320 - 16Д16АФ1
станок токарно-винторезный особо высокой точности с УЦИ, Ø 320 - 561
станок резьбофрезерный, Ø 400 х 700 - 1615
станок токарно-винторезный универсальный, Ø 320 - 1616
станок токарно-винторезный универсальный, Ø 320 - 1716ПФ3
станок токарный с ЧПУ, Ø 320 - 5350А
станок шлицефрезерный полуавтомат, Ø 150 - Samat 400
станок токарно-винторезный повышенной точности, Ø 400 - Умелец
станок токарный настольный, Ø 175
Конструктивные узлы и механизмы станка
Машина имеет ряд основных узлов:
- Суппорт.
- Коробка подач.
- Коробка передач.
- Бабка задняя.
- Основная станина.
- Фартук.
Механизмы:
- защитные детали. Имеется механизм защиты работника и агрегатных узлов от стружки, образующейся при исполнении работ. Это существенно увеличивает степень безопасности и время службы машины;
- в винторезную машину внедрен механизм, отвечающий за изменение передач. Это значительно увеличило функциональную надежность винторезного станка;
- электрическое оборудование. Основными деталями электросистемы являются 4 асинхронных электромотора винторезной машины с различными мощностями. Почти все элементы расположены в особом шкафу;
- токарная машина имеет продольные отключающие упоры, защитное устройство от излишних нагрузок, механизм блокирования подач во всех направлениях.
Общий вид токарно-винторезного станка 16Б16КП
Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп
Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп
Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп
Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп
Фото токарно-винторезного станка 16Б16кп
Расположение основных узлов токарно-винторезного станка 16Б16кп
Обозначение составных частей станка
Поз | Наименование | 16Б16 16Б16П | 16Б16К 16Б16KП | 16Б16А | 16Б16КА |
1 | Коробка передач (гитара) | 16Б16П.080 | 16Б16П.080 | 16Б16А.080 | 16Б16А.080 |
2 | Электрооборудование | 16Б16П.195 | 16Б16КП.195 | ||
3 | Бабка шпиндельная | 16Б16П.020 | 16Б16П.020 | 16Б16А.020 | 16Б16А.020 |
4 | Охлаждение | 16Б16П.251 | 16Б16П.251 | 16Б16П.251 | 16Б16П.251 |
5 | Резцедержатель | 16Б16П.048 | 16Б16П.048 | 16Б16П.048 | 16Б16П.048 |
6 | Суппорт | 16Б16П.045 | 16Б16П.045 | 16Б16П.045 | 16Б16П.045 |
7 | Каретка | 16Б16П.051 | 16Б16П.051 | 16Б16А.051 | 16Б16А.051 |
8 | Бабка задняя | 16Б16П.330 | 16Б16П.330 | 16Б16П.030 | 16Б16П.030 |
9 | Привод ускоренного хода | 16Б16П.159 | 16Б16П.159 | 16Б16П.159 | 16Б16П.159 |
10 | Тумба правая | 16Б16П.017 | 16Б16П.017 | 16Б16П.017 | 16Б16П.017.01 |
11 | Фартук | 16Б16П.062 | 16Б16П.062 | 16Б16A.061 | 16Б16A.061 |
12 | Станина | 16Б16П.011 | 16Б16П.011 | 16Б16А.011 | 16Б16А.011 |
13 | Коробка подач | 16Б16П.070 | 16Б16П.070 | 16Б16А.070 | 16Б16А.070 |
14 | Коробка скоростей | 16Б16П.024 | АКП 109-6,3 | 16Б16П.024 | АКП 109-6,3 |
15 | Шкивы главного привода | 16Б16.162 | 16Б16.162 | 16Б16.162 | 16Б16.162 |
— | Шкаф управления | ШОС 5906 | ШОС 5906 | ||
— | Система смазки | 16Б16П.240.000 | 16Б16П.240.000-03 | 16Б16П.240.000 | 16Б16П.240.000 |
— | Устройство разгрузки направляющих | 16Б16А.062 | 16Б16А.062 |
Коробка скоростей
Данный узел на 6 степеней устанавливается в обособленном корпусе и закрепляется сзади к внешней стенке левой поперечной грани. Для натягивания ремня, который идет от коробки к шпиндельному устройству, она способна совершать движение вертикально с применением винта. Устройство запускает 2-скоростной электрический двигатель через ременную передачу. Шкив 16, взаимосвязанный со ступицей 15, производит передачу вращательного хода валу 14, легко идущему через вал-гильзу 20.
Вал 14 взаимосвязан с муфтой 25, при запуске которой ход с него переходит увязанному с ней валу-гильзе 20 через полумуфту 24. Данный узел позволяет произвести 6 скоростей на шкиве 13. Ход путём ременной передачи поступает на шкив бабки. С валом 4 увязана производящая устойчивое и оперативное торможение машины муфта 3 с винтом 12. Все колеса 7-11, 18, 19, 22 произведены из сталей, подвергшихся температурному обрабатыванию с дальнейшей шлифовкой, а также легированию. Смазывание элементов происходит от насоса с использованием полива.
Шпиндельная бабка
Узел запускается коробкой скоростей ременной передачей и приемочным шкивом 7 с уплотнением 4. Выбор осевого люфта в подшипниках осуществляется пружиной 4. Узел от приемочного шкива муфтой 5 приобретает 12 вращательных скоростей; ещё 12 — посредством колес 5, 8, 16, 15 с переборкой 1:4, а 12 — колес 5, 8, 11, 10, 13, 14, 16, 15 с переборкой 1:16. Запуск переборочных групп, муфты 12 или отключение шпинделя для разделения на заходы при нарезке резьб делается с использованием рукоятки переводками через рычажный механизм, который управляется кулачками.
Прочное фиксирование рукояточной оси, предотвращающей проворачивание, обеспечивает подпружиненный шарик, располагающийся на задней стенке корпуса станины машины в стакане. Вращение шпиндельного устройства происходит с помощью 2 роликоподшипников 18 и 21. Выборка зазора в подшипниках осуществляется пружинами 20. Передачи осуществляют колеса 1, 2, 22, 23, 24 и вышеперечисленные колеса. Шпиндель, обладающий фланцевым концом и сделанный по ГОСТ, способствует скорой смене и устойчивому закрепление планшайбы. Устройство позволяет нарезать:
- резьбу с повышенным шагом в 4 и 16 раз;
- правые и левые резьбы;
- многозаходные резьбы при работе с переборками 1:4 и 1:16 с количеством заходов 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30, а при работе напрямую — с количеством заходов 2, 3, 4, 6, 12.
Электрооборудование токарно-винторезного станка 16Б16КП
Схема электрическая принципиальная токарно-винторезного станка 16Б16кп
Электрическая схема токарного станка 16Б16кп
Схема расположения электрооборудования на станке предоставлена на рис. 16.
Электропривод станка состоит из четырех трехфазных асинхронных электродвигателей М1, М2, МЗ и М4.
Коробка скоростей главного привода станков 16B16, 16Б16П, 16Л20, 16Л20П и 16Г16 имеет две электромагнитные муфты, которыми осуществляются пуск и торможение шпинделя станка.
Коробка скоростей станков 16Б16К, 16Б16КП, 1620К, 16Г16К, 16Л20КП имеет семь электромагнитных муфт, с помощью которых осуществляются переключение скоростей, пуск и торможение шпинделя станка.
Для управления включением и остановом шпинделя станка имеются две рукоятки: правая переключателя S 8 и левая переключателя S 9.
Реверс шпинделя станка осуществляется за счет реверса электродвигателя М1 главного привода.
Станок снабжен электрошкафом.
На ставке могут применяться следующие напряжения: силовая цепь — трехфазная, 50 или 60 Гц, 220, 380, 400, 415 или 440 В; цепь управления переменного тока — 110 В, постоянного тока — 24 В; цепь местного освещения — 24 В; цепь сигнализации — 29 В.
Задняя бабка
Она соединена со станиной ручкой. Контроль ее положения осуществляется оправкой, располагающейся по отметкам или в центрах. Промежуток между задней пинолью и вращающейся осью шпинделя должен быть более 0,1 миллиметра. Плоский конец винта 4 осуществляет скольжение в пазу диска 3. Чтобы отвернуть винт 4 для демонтирования диска 3, нужно произвести совмещение с ним цековки. Контролирование верного положения корпуса осуществляется по пригашенным при сборе областям и в точности по оправке, которая зажата в центральных частях машины. Пиноль 8 зажимается ручкой 7.
Важно! Предельный ход пиноли составляет 120 миллиметров. Винт 9 движется от маховика 2.
Станина станка
Монтируется на 1 тумбе. Данный узел представлен литой коробкой из чугуна с поперечными ребрами в виде буквы «П» — снабжён 2 плоскими и 2 направляющими в форме призм, претерпевшими температурную обработку и шлифование. В нише правого торца узла размещается электрический мотор убыстренных ходов салазки. На задней стенке у левого торца узла монтирована коробка скоростей, у правого торца — станция смазки, а также бачок для охладительного вещества и насос устройства охлаждения; внутри находится электродвигатель основного привода.
Кинематическая схема токарного станка модели 16Б16КП
Кинематическая схема токарного станка модели 16Б16кп
- А — АКС — автоматическая коробка скоростей АКП 109-6,3 для станков 16Б16К, 16Б16КП, 16Е16КП
- а — бабка шпиндельная
- б — резцедержатель
- в — суппорт
- г — бабка задняя
- д — фартук
- е — каретка
- ж — коробка скоростей для станков 16Б16, 16Б16П, 16Г16
* для частоты вращения шпинделя 16..1600 об/мин
** для частоты вращения шпинделя 25..2500 об/мин
Фартук
У фартука есть 4 пары сцепных муфт, дающих возможность производить прямое и реверсивное движение суппорта и салазки. Управление движением салазки и нижней частью суппорта производится ручкой, направление запуска которой соответствует направлению их движению. Пуск быстрых передвижений суппорта в 4 направлениях позволяет осуществить добавочное нажимание кнопки IB, которая расположена в ручке. При этом происходит запуск электрического мотора ускоренных ходов, который путём ременной передачи посылает движение ходовому валу.
Смазывание деталей узла делается внедренным в крышку поршневым насосом. В узле установлен блокиратор, предотвращающий совместный пуск подач маточной гайки и суппорта. В нём также установлено специальное защищающее устройство, предохраняющее от перегрузки и рассчитанный на наибольший показатель усилия отключения (6000 ± 500)H. При работе по упорам значение можно понизить до нужного уровня гайкой 6, а также путем ослабления пружины 7.
Расположение органов управления токарно-винторезным станком 16Б16КП
Расположение органов управления токарным станком 16Б16кп
Перечень органов управления токарно-винторезным станком 16Б16КП
- Табличка с поясняющими графическими символами
- Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
- Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
- Кнопка аварийная
- Кнопка включения электродвигателя главного движения
- Рукоятка включения нормального или увеличенного шага
- Рукоятка изменения направления нарезки
- Табличка с поясняющими графическими символами
- Рукоятка включения переборов
- Указатель нагрузки
- Лампа сигнальная
- Рукоятка включения электрооборудования станка в сеть
- Рукоятка включения насоса охлаждения
- Рукоятка переключения скорости электродвигателя главного движения
- Рукоятка управления АКП — автоматической коробкой передач
- Рукоятка поперечной подачи суппорта
- Рукоятка поворота и крепления резцовой головки
- Винт крепления каретки к станине
- Рукоятка подачи верхней части суппорта
- Кнопка включения электродвигателя ускоренных ходов каретки и суппорта
- Рукоятка крепления пиноли задней бабки
- Винт поперечного смещения задней бабки
- Рукоятка крепления задней бабки к станине
- Маховик перемещения пиноли задней бабки
- Винт натяжения ремня электродвигателя ускоренного хода
- Рукоятка управления ходами каретки и суппорта
- Рукоятка включения гайки ходового винта
- Гайка регулировки усилия отключения фартука по упору
- Рукоятка включения муфты перегрузочного механизма фартука
- Табличка с поясняющими графическими символами
- Рукоятки пуска станка и реверсирования шпинделя
- Кнопка включения реечной шестерни
- Маховик ручного перемещения каретки
- Табличка с поясняющими графическими символами
- Рукоятки пуска станка и реверсирования шпинделя
- Рукоятки установки величины подачи и шага резьбы
- Рукоятка управления коробкой скоростей
- Винт натяжения ремня привода шпиндельной бабки
- Винт натяжения ремня электродвигателя главного движения
Техника безопасности
- Осуществлять работу исключительно на винторезных машинах, к которым есть допуск, и исполнять только требуемую работу.
- Сосредоточиться на работе, не прерываясь на ненужные дела и разговоры; не мешать другим работникам.
- Не опираться на функционирующую токарную машину и не давать другим сделать такое действие.
- Не давать разрешение на свое место лицам, не имеющим отношения к конкретной работе. Без санкции мастера не доверять машину другому работнику.
- Увидев несоблюдение правил другим оператором, сделать ему предупреждение об обязательности соблюдать положения инструкции.
- В течение ремонтных работ станка и пусковых механизмов на нем необходимо вывешивать плакат: «Не запускать – ремонт».
- Запрещено производить работу на неисправном и не имеющем требуемых ограждений токарном станке, а также ремонтировать и переделывать машину самому.
- О любом происшествии незамедлительно информировать мастера и пойти в медпункт.
- Чтобы избежать происшествий, загрязнения и попадания стружки в устройства винторезного станка запрещено осуществлять обдув воздухом из шланга обтачиваемой поверхности и машины.
- Запрещено производить работу на токарной машине в рукавицах и перчатках, а также с перебинтованными пальцами без напальчников из резины.
- Размеры и вес обтачиваемого изделия должны отвечать требованиям техпаспорта токарной машины.
- Прочно и жестко крепить обтачиваемое изделие.
- При любом перебое подачи электрической энергии незамедлительно отключить оборудование.
- Если на металлических частях винторезной машины имеется напряжение (чувство тока), электромотор функционирует на 2 фазы (есть гудение), провод заземления оборванный, приостановить работу станка и незамедлительно сообщить мастеру о неисправности электрического оборудования.
- Использовать деревянную решетку и обеспечивать соответствующий уход за ней.
Подготовительные работы перед проведением капитального ремонта станка16Б16КП
Ремонт токарного станка16Б16КП начинают с диагностики его работы на холостом ходу и на всех ступенях оборотов шпинделя, а также тщательного осмотра узлов. Для получения более полной информации о степени износа станка, в частности, о состоянии опор качения шпинделя, выполняют обработку контрольного образца. По результатам замеров определяют отклонения полученных значений точности выполненных работ от паспортных данных станка.
Измерение величин радиального и осевого биения шпинделя, а также выявление посторонних шумов и чрезмерных вибраций позволяют опытным инженерам достаточно точно определить изношенные узлы и возможные дефекты, которые иногда сложно обнаружить после разборки станка. Полученная информация учитывается при составлении ведомости дефектов и оценке объёма планируемых ремонтно-восстановительных работ.