Болгарка — довольно популярный инструмент, который часто используется в домашнем хозяйстве для распиливания древесины, металла или камня. При длительном использовании таких угловых шлифовальных машин люди часто сталкиваются с зажимом отрезного диска. Это приводит к тому, что инструмент начинает в разы хуже работать. Чтобы справиться с такой проблемой, необходимо заранее разобраться, как открутить гайку на болгарке и что для этого надо сделать.
Болгарка — электроинструмент, часто использующийся для распиливания разных материалов
Заклинило гайку – как откручивать?
Снять диск на болгарке, если его закусило, бывает не так просто, особенно не повредив режущий элемент или инструмент. Также рассмотрим несколько вариантов действий.
Замена диска противоположным вращением
Этот способ имеет несколько преимуществ – можно проводить без ключа и со сломанным фиксатором шпинделя. Новички в работе с УШМ ошибочно полагают, что если сломался стопор открутить гайку почти невозможно. Однако это далеко не так. Не потребуются даже ключи.
Читайте также: Как приготовить сок из имбиря
Суть в том, что абразивный круг требуется повращать в разные направления. Надев плотные перчатки, нужно по нескольку раз ударять по режущей кромке круга. Именно этим вы обеспечите переменное движение в разные стороны. Как правило, хватает пары резких ударов, чтобы гайку можно было с легкостью открутить.
Рожковым ключом и торцевой головкой
В этом случае придется немного доработать имеющиеся стандартные инструменты – рожковый ключ на 17 и торцевую головку на 24 мм. Толщина ключа стачивается до 4 мм. На головке вытачивается 4 выступа, попадающих в отверстия гайки-фиксатора.
После подготовки ключ помещается в пространство под диск, а головка надевается на фланец УШМ и поворачивается в противоположном вращению круга направлении. После этого его можно с легкостью снять и поставить новый.
Замена диска в штатном режиме
Регулярно работая УШМ нужно постоянно менять круги, являющиеся расходным материалом. Если инструментом уже работать неудобно, то износившийся абразивный круг следует менять.
Важно! Обязательно проверьте отключение от электрической сети во избежание собственного травмирования
Пошаговый алгоритм действий
Круг закрепляется на шпиндельной головке гайкой-фиксатором, имеющую резьбу М14. В штатной комплектации имеется рожковый ключ со специальными выступами для зацепа с отверстиями фиксирующего фланца.
Для отвинчивания гайки нужно провести фиксацию шпинделя. Для этих целей имеется специальный фиксатор, расположенный на тыльной стороне болгарки. Нажав на кнопку, шплинтом вы зафиксируете редуктор, исключив возможность его вращения.
Вставляете ключ в отверстия. Одной рукой удерживаете фиксатор, а другой проворачиваете ключом против часовой стрелки, сдвигая гайку.
Направление движения диска, как правило, по часовой стрелке. Однако встречаются модели, у которых может быть иное. В любом случае откручивание происходит в противоположную вращению сторону.
Когда гайка сдвинута, ее без усилий можно открутить рукой.
Снимаете фиксатор и старый круг.
Снимаете нижний фланец.
После интенсивной работы с инструментом с металлом внутри кожуха можно обнаружить наслоение подгоревшей окалины с абразивом. Используйте стальную щетку для удаления остатков.
После очистки нижний фланец устанавливаете на место, совмещая при этом проточки шпинделя с пазами фланца. Сверху помещается прокладка.
Если в вашей модели нет дополнительных прокладок, то подобные шайбы можно подготовить из пластика или плотного картона. Далее нужно правильно ставить диск на болгарку и закрывать аналогичной прокладкой.
Важно! Устанавливаемые прокладки позволяют с легкостью открутить гайку, даже если диск зажало или он сломался. Рукой закручиваете верхний фиксатор против часовой стрелки (против вращения), поддерживая режущий круг
При этом также нужно зажать фиксатор шпинделя и докручивать фланец до ощутимого сопротивления. Рожковым ключом дотягиваете еще с небольшим усилием. Не следует чрезмерно затягивать крепление, иначе можно перетянуть круг и он будет коробиться
Рукой закручиваете верхний фиксатор против часовой стрелки (против вращения), поддерживая режущий круг. При этом также нужно зажать фиксатор шпинделя и докручивать фланец до ощутимого сопротивления. Рожковым ключом дотягиваете еще с небольшим усилием. Не следует чрезмерно затягивать крепление, иначе можно перетянуть круг и он будет коробиться.
Теперь можно дальше работать. Однако периодически возникают проблемы и открутить диск на болгарке просто так не получается. Как поменять диск на болгарке в таких случаях посмотрим далее.
Нагревание фиксирующего фланца
Это один из наиболее простых и эффективных способов заменить на болгарке отрезной диск, когда рядом нет специального ключа. Стопорную гайку необходимо нагреть с помощью строительного фена, газового резака или прижимая её сильно к деревянному чурбаку. После того как фланец достаточно нагреется, его можно будет довольно просто отжать рукой, защищённой сварочной перчаткой. Однако в этом способе есть один недостаток: существует риск повредить пластиковый корпус УШМ.
ФОТО: Нагрев гайки путём прижатия работающей болгарки к деревянному полену
Причины закусывания
Как правило, такая проблема встречается на УШМ с диаметром рабочей поверхности в диапазоне 150-180 мм. При возникновении сильного крутящего момента диск закусывает. Это приводит к тому, что насадку невозможно снять с помощью обычного ключа даже с приложением серьезных физических усилий.
Вторая распространенная причина – использование диска для болгарки, который не соответствует заводским параметрам инструмента. Это приводит к нарушению процесса работы всего механизма и заклиниванию. В редких случаях гайка не поддается откручиванию при появлении ржавчины на ее резьбе. Чаще всего это встречается при длительном использовании инструмента или хранении без смены насадки.
Как снять закушенный диск с болгарки + (Видео)
Применение новых гаек решает проблемы снятия диска, но что делать с уже закушенным диском? Даже, если диск был установлен правильно, снять его не всегда получается. Практика подсказывает разные пути решения проблемы. Можно зажать фиксатор и ударять через надставку по отверстиям гайки в сторону раскручивания. Такой вариант возможен только при исправном фиксаторе. Но фиксатор может не выдержать такого решения проблемы и сломаться.
Второй метод более логичный. Под зажимной гайкой и нижней опорной шайбой расположен вал редуктора с проточенными фасками. На них одевается нижняя опорная шайба. Стандартный гаечный ключ туда установить нельзя – очень узко. Но можно взять обычный рожковый ключ на «17» и обточить его с двух сторон.
Читайте также: Собака агрессивна к другим собакам
Обточенный ключ войдет в зазор, установится на фаски вала и зафиксирует его. Теперь любым ключом любая гайка будет откручена, а диск или его остатки сняты с болгарки.
Как разобрать УШМ
Как разобрать болгарку? Не такой уж и сложный процесс. Для этого не требуется специальных знаний, но необходимо всё делать внимательно и с осторожностью. Каждому владельцу нужно знать, как разбирать любой рабочий инструмент, потому что периодически он нуждается во внутренней очистке от загрязнений и попавшей пыли, а от этого зависит его долговечность службы.
В нынешнее время на рынке можно выбрать себе разного вида болгарки, которые отличаются по рабочим параметрам, размерам, качеству. Производители тоже разные. Какую бы вы ни приобрели себе модель шлифовальной машины, у всех одна модель сборки деталей.
Разборка болгарки потребует немного инструментов, нужна всего лишь обычная отвёртка или реверсивная с храповым механизмом.
Приготовив отвёртку, можно приступать к разборке:
- Выкручиваем саморезы с корпуса и снимаем одну сторону изделия.
- Снимаем гайку, благодаря которой держится диск, откручиваем болты крепления защитного кожуха.
- Снимаем щётки.
- Отсоединяем провода от двигателя.
- Отвинчиваем болты, которыми крепится внутри редуктор, и очень осторожно извлекаем его, с ним вынимается и ротор.
- Откручиваем болты, которые держат статор, и снимаем его.
- Собираем болгарку назад, поочерёдно ставим в обратном порядке всё на место и прикручиваем.
Разбирая болгарку, важно запомнить очерёдность снятия деталей, чтобы правильно собрать.
Почему происходит затягивание гайки-фиксатора?
Болгарка в зависимости от марки и диаметра рабочего диска развивает от 6 000 до 12 000 оборотов в минуту. Когда вращающийся диск резко касается обрабатываемой поверхности, происходят следующие быстропротекающие процессы.Отрезной диск, врезаясь в материал, испытывает большое сопротивление и несколько затормаживается, но ротор электродвигателя еще несколько мгновений вращается по инерции с прежней скоростью и буквально вкручивает резьбу шпинделя в гайку-фиксатор, впрессовывая ее в отрезной круг. Открутить теперь ее будет нелегко, тем более родным ключом.
Существуют различные способы избавления от этого дефекта. Не все они проходят бесследно для инструмента. Здесь мы рассмотрим один из них, который можно назвать авто термическим.
Устройство УШМ
Любая болгарка состоит из следующих деталей:
- ротор – часть электродвигателя, которая вращается при работе и регулируется по скорости, ещё называется якорем;
- коллектор – место на роторе, где находятся управляющие обмоточные провода;
- щётки – детали, которые служат проводниками тока от кабеля до обмотки коллектора;
- редуктор – механизм, выполняющий роль привода от вращающегося ротора к кружащемуся диску, состоит из шпинделя, подшипника, из двух шестерёнок (большая и шестерня вала);
- статор – часть электродвигателя, в которой работает ротор;
- крыльчатка охлаждения болгарки;
- кнопка запуска;
- сетевой кабель с электрическим приводом;
- кожух защиты;
- корпус болгарки;
- дополнительная рукоятка.
Все указанные детали можно поделить на две части:
- электрическую;
- механическую.
Демонтаж гвоздем
Удалить поврежденный диск будет нетрудно при помощи ключа, изготовленного из гвоздя. По мнению специалистов, оптимальный его размер не менее 100 мм. Сначала гвоздь нужно выгнуть в П-образную форму. Важно, чтобы расстояние между его концами соответствовало двум отверстиям во фланце. Затем при помощи ножовки из «сотки» нужно аккуратно срезать шляпку и острие. Теперь самодельный ключ можно вставлять во фланец, фиксировать шпиндель и отворачивать крепление. Если так получилось, что гайку затянуло очень сильно, потребуется рычаг побольше. Нужно вставить между двумя вертикальными концами еще одну «сотку».
Как сделать так, чтобы не закусывало гайку с диском на болгарке
И пару слов о предотвращении таких неприятных прецедентов вновь. Можно использовать маленькие прокладки из картона, вставляя их между диском и гайкой. В крайнем случае, используем меньшего диаметра диск, если конечно гайка закрутиться сверху. В итоге, открутить такую гайку можно будет без проблем. Ее не зажмет, на закусит на резьбе…
И еще маленькое видео по теме, о проблеме которую я изучил на собственном опыте.
Углошлифовальная машина – многофункциональный, но капризный инструмент, который не терпит спешки и небрежности. Поломки и выход из строя – следствие неосторожного обращения или нарушения техники безопасности. И самая распространенная проблема при работе с болгаркой – заклинивание абразивного инструмента между опорным фланцем и зажимной гайкой. Как открутить диск на болгарке, не повредив детали и сам инструмент?
Меры безопасности
Шлифовальные угловые машины относятся к группе опасных электроинструментов, поэтому важно придерживаться правил безопасности и бережно обращаться с ручным оборудованием для резки, шлифовки. Придерживайтесь следующих правил работы с кругом для болгарки:
- Всегда применяйте диск по назначению. Обратите внимание на инструкцию от производителя, чтобы определить технические особенности диска и использовать диски для определенного материала.
- Никогда не используйте абразивные инструменты после истечения указанного срока годности. Такие диски непригодны и могут стать причиной несчастных случаев. Чаще всего срок годности указывают на металлическом кольце внутри диска.
- Всегда храните шлифовальные круги в сухом месте при комнатной температуре.
- Перед использованием проверьте круг для болгарки на наличие возможных повреждений.
- При замене диска обязательно отключите болгарку от источника питания.
- Всегда носите защитную одежду, маску или очки, поскольку при неисправности диска сколы могут навредить вам.
- Придерживайтесь максимально допустимых оборотов инструмента. Их значение указано на диске.
- Убедитесь, что шлифовальный диск установлен правильно. Убедитесь, что диаметр отверстия для диска соответствует диаметру крепления на вашей шлифовальной машине.
- Оба зажимных фланца должны быть одинакового диаметра.
- Работайте только с болгарками, в которых есть защитных кожух. Он предназначен для защиты в работе.
- Никогда не используйте отрезные круги для шлифования, если это явно не разрешено пиктограммой.
- Используйте только те диски, которые явно подходят для поставленных целей. Соблюдайте все ограничения по использованию, инструкции по технике безопасности или другую доступную вам информацию.
- Работа с высокоскоростными абразивными дисками требует особой осторожности.
- Избегайте чрезмерного давления на угловую шлифовальную машину.
- Все манипуляции с сухими абразивными методами шлифовки должны проводиться в местах с оборудованной системой пылеудаления. Это должны быть специальные фильтры, способствующие качественной очистке воздуха.
Как снять шлифовальный диск: важные моменты
Без инструмента снять шлифовальный диск на болгарке практически нереально. Для снятия круга нужно ослабить большое количество винтов, гаек, что вручную сделать очень сложно. Гайки, шайбы, винты очень затянуты и не поддаются ручному раскручиванию.
Чтобы снять круг с болгарки, нужно:
- отключить шлифовальную машину из сети;
- дождаться полной остановки шлифовального диска;
- используйте гаечный ключ, чтобы повернуть гайку на болгарке против часовой стрелки;
- снимите защитный кожух;
- установите новое колесо и затяните гайку.
При обработке несоответствующего материала на неправильном шлифовальном круге вы можете столкнуться с двумя потенциальными рисками — диск может треснуть или сломаться с образованием огромного количества кусков шлифовального круга. Обратите внимание на соответствие материалов, из которых изготовлены диски, и сферу их применения:
- диск из оксида алюминия предназначен для стали, твердосплавной стали, железа. Легированная сталь, быстрорежущая сталь и аналогичные металлы по составу;
- диск для болгарок из карбида кремния работает с латунью, чугуном, бронзой и другими мягкими металлами. Он также предназначен для обработки камня и цветных металлов;
- керамический оксид алюминия очень абразивен и используется для стали, твердых металлов. Основная задача дисков — точное шлифование;
- циркониевый глинозем — еще одна разновидность шлифовального круга, предназначенного для стали и большинства твердых металлов.
Из-за чего заклинивает круг и почему не получается открутить диск?
Чаще всего неисправность проявляется при соприкосновении с материалом. В режиме холостого хода таких проблем не прослеживается, поскольку количество оборотов инструмента остается стабильным. Но, когда мы начинаем шлифовку или резку металла, тогда начинается увеличение количества оборотов, что отражается на работе диска и угловой шлифовальной машины.
Распознать заклинивание диска можно по следующим признакам:
- у круга инструмента резко снижается количество оборотов и даже могут прослеживаться торможение, заклинивание;
- диск может поддаваться деформации из-за еще более сильного зажима гайки;
- увеличение диаметра и глубины прорезания.
В этом случае вам нужно вовремя отреагировать на сложившуюся ситуацию и принять меры. В этом случае обязательно нужно снять зажатый диск с болгарки, попробовать решить проблему с наименьшими затратами времени и сил.
Одной из наиболее распространенных причин заклинивания гайки считается то, что вы долгое время не пользовались болгаркой, а гайка, болт или шайба заржавели. Следовательно, это становится причиной неисправности инструмента. Если вы столкнулись с такой ситуацией, нужно выполнить ряд действий:
- Для начала отключите угловую шлифовальную машину от питания.
- Распылите на конструктивные детали болгарки антикоррозийное средство или специальную растворяющую жидкость. Средство обязательно должно попасть на шайбу, гайку, болты.
- После этого можно переходить к снятию защитного кожуха и отдельных деталей, которые поддаются раскручиванию.
Если же специальные средства не помогают справиться с проблемой, тогда нужно переходить ко второму способу. Его суть заключается в предварительном нагреве воском, после чего можно воспользоваться гаечным ключом для откручивания гайки. Контролируйте усилие, чтобы не сломать шлифовальный диск.
Иногда колесо не получается открутить из-за неправильного направления откручивания гайки. Убедитесь, что вы откручиваете в нужную сторону. Если гайка не откручивается простым ключом, тогда можно приложить усилия молотком. Но, в этом случае важно аккуратно регулировать силу, чтобы не повредить детали болгарки.
Способ, с помощью которого вы сможете открутить гайку и устранить проблему, во многом зависит от типа шлифовальной машины. Также играет роль способ фиксации диска на болгарке. Чаще всего для того, чтобы снять диск с болгарки, понадобятся гаечный ключ или отвертка.
Если вы решились самостоятельно снять диск с болгарки или заменить его, обязательно продумайте систему безопасности. Шлифовальные машины и их режущие части очень острые, поэтому нужно быть предельно аккуратными и не забывать о средствах защиты. Помимо спецодежды потребуются защитные очки. Если колесо сломается, его частицы могут отлететь и попасть в лицо. Если же колесо застряло, и у вас не получается решить проблему, придется прибегать к более трудоемким методам.
Разрушение диска
Сжатый гайкой абразив, в конце концов, можно разрушить. Для этого потребуется:
- плоскогубцы или узкогубцы;
- тиски;
- кусок листового металла 0.8 — 1 мм.
В первую очередь, диск, зажатый в УШМ, ломается руками. Затем, узкогубцами или плоскогубцами отламывают остатки абразива торчащего из под фиксатора. Далее, следует удалить зажатую часть диска. Для этого кусок металла сжимается в тисках. Включенный инструмент прогоняют вдоль кромки листа между гайкой. Так удаляются остатки диска, и после зажим должен легко открутиться руками.
Как видно, для того чтобы выкрутить неподатливую гайку-фиксатор с болгарки существует масса действенных способов. При демонтаже важно лишь учитывать осторожность и не повредить электроинструмент.
Как происходит процесс резки?
Для хорошей резки необходимо, чтобы края диска при движении вращались с необходимой скоростью. Круг будет плохо резать, если скорость будет меньше заданной. Все диски рассчитаны на определенные обороты, если их превысить, то возникнет опасность, которая заключается в повышенной вибрации. Круг попросту может разлететься.
Частота оборотов у болгарок с различными диаметрами также отличается. У болгарок с меньшим диаметром вращение будет происходить с большей скоростью.
Зависимость скорости вращения от диаметра круга приведена в таблице
№ п/п | Диаметр диска | Частота об/мин |
1 | Малый диаметр — 115 или 125 мм. | 10000-11000 |
2 | Средний диаметр – 150 или 180 мм. | 8500 |
3 | Большой диаметр – 230 мм. | до 6650 |
Такая частота выбрана не случайно. Лабораторные исследования показывают, что линейная скорость края круга должна быть менее 80 м/с. Иначе диск может развалиться на части, что приведет к серьезным последствиям. Необходимо очень внимательно следить за частотой вращения на болгарке и у поставленного на нее диска.
А вот поскольку частота вращения у кругов 115 и 125 одинаковая, то на болгарку с посадочным 125 диаметром можно поставить меньший диск со 115 диаметром. На шлифмашинку со 180 диаметром можно поставить круг 150 диаметра.
Исходя из вышесказанного, нельзя ставить на малую болгарку сточенные круги с большой болгарки, хотя кожух сниматься не будет, но так как частота вращения большого круга меньше, а самой болгарки больше, то произойдет разрушение диска.
Профилактическое обслуживание углошлифовальной машины
Неожиданной поломки можно избежать, если регулярно проводить не только визуальный осмотр, но и техническое обслуживание инструмента. Регламенты профилактики производитель обычно указывает в паспорте. Для того что бы болгарка служила долго и без «сюрпризов», следует:
- своевременно проводить техническое обслуживание инструмента;
- соблюдать нормы эксплуатации и хранения;
- избегать длительной работы инструмента под нагрузкой на сниженных оборотах;
- не допускать защемления рабочей части инструмента;
- следить за механизмами и своевременно менять изношенные детали.
Если болгарка работала на пониженных оборотах двигателя, перед выключением её необходимо выдержать около минуты на «холостом ходу». Это даст возможность двигателю восстановиться, урегулирует температуру обмоток.
Профилактическая разборка, очистка и смазка механических частей увеличит срок службы инструмента в несколько раз. Такое несложное обслуживание позволит избежать дорогостоящего ремонта.
Оптимальными условиями для хранения углошлифовальной машины являются сухие помещения, защищённые от резких перепадов температуры воздуха. При длительной консервации инструмента предпочтительной является упаковка его в полиэтиленовый мешок в картонной коробке.
Все ремонтные работы, проводимые с электроинструментом, должны строго соответствовать нормам безопасности. Ни в коем случае нельзя разбирать корпус при включённом в сеть приборе. Рядом с местом разборки не должны располагаться ёмкости с горючими и легковоспламеняемыми материалами.
Перфоратор или ударная дрель
Честно говоря, не самый лучший и простой вариант открутить зажатую гайку на болгарке, но он используется, если другие способы не работают. В качестве насадки для дрели или перфоратора нужен бур подходящего диаметра, чаще всего в 6 мм. Если используется дрель, то нужно заранее перевести её в режим отбойного молотка. Болгарку лучше зафиксировать в тисках, зажать стопор шпинделя, вставить бур в одно из отверстий зажимной гайки с упором в сторону откручивания, и кратковременно нажимать кнопку «Пуск». Такой способ позволяет сдвинуть даже сильно зажатый фланец. Недостаток заключается в том, что так можно разбить посадочные отверстия для стандартного ключа.
ФОТО: i.ytimg.com Вставить бур в одно из отверстий гайки и включить дрель в ударном режиме
Гвоздь вам в помощь
Ещё один эффективный способ открутить зажатую гайку на болгарке, если нет ключа. Для этого потребуется гвоздь длиной 100 мм, у которого нужно откусить шляпку, после чего придать ему П-образную форму. Расстояние между концами гвоздя должно соответствовать отверстиям в зажимном фланце УШМ. Вставьте полученную конструкцию в отверстия гайки и проверните её. Если фланец не поддаётся, то можно использовать отвёртку в качестве рычага или пассатижи.
ФОТО: i.ytimg.comМожно использовать гвоздь, если под рукой нет ключа
Как открутить гайку диска болгарки (УШМ) если ее закусило
Итак, если ключом никак, даже если его вставить и слегка ударить молотком, то начинаем использовать что-то более серьезное.
Первым, что можно попробовать, но опять же без фанатизма, так это взять стержень, вставить в отверстия на гайке и используя молоток, сдвинуть гайку в направлении ее раскручивания. Здесь главное не поломать кнопку и не сорвать отверстия, как здесь
Второе, что многие советует, так это погреть гайку. Прогреваем гайку. В итоге она немного, но физически все-таки обязана расшириться. Изменение размеров может помочь, а может и нет…
Не надо тянуть до крайнего, пока не лопнет стопор кнопки удержания от прокручивания или сама кнопка. В этом случае ломается не инструмент, которым откручиваешь, а часто именно корпус УШМ.
Третий способ самый действенный, и как не странно один из самых безопасных для самой болгарки. Берем отламываем края диска по гайку.
Далее используем тонкую металлическую пластинку или другой диск (более тонкий), а быть может и вторую болгарку с диском. При этом сломанный диск должен быть выточен или пластиной или диском. Стараемся точить диск так, чтобы не повредить гайки удерживающие этот диск, ведь они нам еще пригодятся. Так и точим весь сломанный круг, пока его не сточим и гайка не открутиться.
Это дело 4-5 минут, не более.
Если вы будете использовать второй диск или металлическую пластину, то лучше вставьте их для удержания в тиски. Так как держать руками такие предметы опасно. Вот этот метод самый эффективный!
Полезные насадки для УШМ от Комбо и не только. Удлинитель болгарки
Заточные диски превращают болгарку в точило
Диски изготовлены из грубого абразива, спрессованного в толстую пластинку (не просто 5 мм) с неровностью в центре. Если установить таковой диск на шпиндель, фланец скрывается в углублении не выступает над плоскостью диска. Грубые заточные диски употребляют также для зачистки швов сварки.
Мастера, ремонтирующие дома середины прошедшего века, сталкиваются со снятием алкидной краски со стенок. Для таковой работы подходят проволочные корщётки.
Против таковой металлической чашечки не устоит любая краска
Корщётка представляют из себя чашечку, по окружности в которой требуется размещены железные по другому латунные жгуты. Отличаются шириной и жёсткостью проволоки — для грубой и узкой обдирки. Щётка навинчивается на шпиндель по резьбе М14.
Шлифовальный диск по камню ровно срезает старенькый цемент
После снятия алкидной краски кривую бетонную стенку нужно отшлифовать. С таковой задачей управится только болгарка. Рабочая поверхность алмазного обдирочного диска — перпендикулярна оси вращения. Синтетические алмазы срезают и сглаживают бетон, как наждачка дерево.
Советы
Если пришлось применить газовый ключ, надо помнить об очень мощном плече такого ключа и о том усилии, которое подаётся на детали «болгарки». Если действовать неосторожно, можно сорвать фиксатор шпинделя или повредить редуктор.
Все манипуляции с диском углошлифовальной машины нужно производить при полностью отключённом электропитании (вилка должна быть вынута из розетки). Любое нечаянное нажатие кнопки пуска станет причиной включения электромотора, а скорость вращения штока весьма высока. Травм в этом случае не избежать.
Работа с «болгаркой» предполагает большое количество отходов в виде металлической или деревянной стружки и пыли. Перед началом работы необходимо надеть специальные защитные очки: они уберегут глаза от осколков самого отрезного круга в случае его заклинивания и разрушения.
Очки необходимы не только как элемент безопасности. Если глаза будут защищены, можно больше внимания уделить непосредственно работе «болгарки», обеспечить правильный рез или выбор правильного режима работы. Это позволит наиболее эффективно использовать расходный материал (отрезные круги), минимизирует возникновение нештатных ситуаций с закусыванием диска или его разрушением.
Замечательно заменит очки защитная маска, полностью закрывающая лицо — это особенно актуально для мастера с ослабленным зрением, носящего диоптрические очки, на которые защитные очки не надеть.
Диск на «болгарку» может быть установлен как «от себя», так и «на себя» в зависимости от направления вращения и, соответственно, потока стружки. В работе принципиальной разницы это не имеет. Однако «болгарка» с кругом «на себя» при закусывании диска имеет тенденцию выскакивать из реза вперёд, а не на того, кто ею пользуется. Это особенно важно при работе мощными инструментами, но и малая УШМ может представлять серьёзную опасность.
Специально смонтированный удлинитель со штепсельным гнездом, лучше без заземления, поможет быстро остановить работу вырвавшейся из рук машины.
«Болгарка» – инструмент грубой обработки и стремиться к получению идеальной поверхности в результате её работы не стоит, главное, произвести грубый рез, который позднее, если в этом будет необходимость, можно обработать другими способами.
Для работы без зажимов и заклинивания длинные металлические заготовки лучше не дорезать до конца, оставляя в резе 1–2 мм металла: их легко будет после обломить, это практически не скажется на качестве заготовки.
Мелкие заготовки лучше размещать в тисках или прижимать струбциной к верстаку или иной надёжной горизонтальной поверхности. От плотности прижатия зависит и качество реза и безопасность.
Чтобы поменять диск на болгарке необходимо открутить крепежную шайбу.
Крепежная шайба, как правило, идет со специальными пазами, и открутить ее можно только соответствующим ключом, который обычно идет в комплекте каждой болгарки.
На некоторые болгарки в качестве крепежа устанавливают обычные гайки, которые можно открутить рожковым ключом.
Для откручивания крепежной шайбы в ее пазы нужно установить ключ УШМ.
С другой стороны болгарки следует нажать на стопорную кнопку, чтобы зафиксировать ротор в неподвижном состоянии.
Далее нужно провернуть ключ против часовый стрелки.
Так откручивается крепеж, затем меняется старый диск на новый.
После установки по месту нового диска, сначала руками закручивается крепежная шайба, а в конце она затягивается с помощью ключа.
Теперь болгарка «заряжена» новым диском и можно приступать к работе.
Диагностика электрической части УШМ
Как было сказано выше, чаще всего УШМ отказывается работать по причине поломок электрической части агрегата. Для правильной диагностики электрических цепей инструмента мастера по ремонту электрооборудования пользуются специальным прибором — тестером.
Если вы нажали на кнопку запуска агрегата, и он не работает, то в 90% случаев причина поломки не настолько серьезная, чтобы вы не смогли отремонтировать болгарку своими руками.
Специалисты советуют придерживаться основного правила ремонта электроинструмента: двигаться от простого к сложному.
Первым делом потребуется проверка электрического кабеля и вилки на его конце. Если она разборная, то раскрутите ее и проверьте надежность контактов. В противном случае, придется разобрать болгарку (снять кожух аппарата) и “прозвонить” кабель тестером, а также убедиться, что ток подходит к контактам кнопки “Пуск”. Если прибор покажет обрыв, то кабель следует заменить на новый.
Ситуация, когда ток поступает на кнопку, но дальше не проходит (при включенном положении), говорит о неисправности переключателя. Кнопку починить не получится. Ее необходимо заменить на новую, но прежде промаркируйте снимаемые контакты, чтобы в дальнейшем подсоединить их правильно. При неправильном подсоединении контактов может сгореть обмотка двигателя.
Если при проверке оказалось, что и кабель, и кнопка пуска исправны, но на щетки не поступает ток, то необходимо произвести зачистку контактных пластин щеткодержателей. В случае неэффективности данной процедуры рекомендуется замена щеток. Далее, если со щетками все нормально, и ток на них поступает, следует проверить ротор и статор на наличие замыканий и обрывов.
Проверка якоря электродвигателя
Ротор электромотора может иметь следующие неисправности: межвитковое замыкание и обрыв проводников на контактах ламелей. Проверить якорь болгарки можно мультиметром: прибор переводится в режим изменения сопротивления, выставляется значение 200 Ом, и с помощью щупов замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями. Таким образом требуется проверить все пары ламелей. Если показатели сопротивления одинаковые, то обмотка ротора не имеет повреждений. Обнаружение во время “прозвона” других значений сопротивления, а также выявление обрыва цепи говорит о неисправности в этой катушке. В таком случае потребуется ремонт якоря болгарки.
Обычно разрыв проводников происходит в местах соединения с обмоткой. Осмотрите места, где катушки соединяются с ламелями, убедитесь в надежности пайки контактов.
Если у вас нет измерительного прибора, то проверить ротор можно, использовав для этих целей лампочку на 12 В и аккумулятор. Мощность должна быть в пределах 30-40 Вт. Проверка делается следующим образом: подайте напряжение 12 В от аккумулятора на вилку угловой шлифмашины, в разрыв одного провода подключите лампочку, начинайте вращать шпиндель УШМ. При исправной обмотке лампочка будет гореть ровно, без миганий. При межвитковом замыкании степень накала спирали лампочки будет меняться. В таком случае ремонт якоря болгарки своими руками будет затруднителен, поскольку схема намотки якоря достаточно сложная, да и сам процесс требует специального оборудования и знаний. Поэтому данную операцию рекомендуется доверить специалистам. Но лучшим выходом из ситуации будет замена якоря на болгарке новым.
Если лампочка не загорается при тестировании ротора, это свидетельствует о наличии обрыва в статоре или замыкания в его обмотках, а также о проблемах с электрощетками.
Проверка статора электродвигателя
Чтобы проверить статор болгарки, используют, как и в предыдущем случае, мультиметр. Значения нужно выставить на 20-200 Ом и сделать следующее. Прикоснитесь одним щупом к контакту обмотки статора, а вторым – к корпусу детали. Если прибор показывает сопротивление, это значит, что произошел пробой на корпус. Прикоснитесь щупами к контактам одной обмотки, а затем к контактам другой. Если сопротивление одинаковое, значит катушки исправны. Если на одной обмотке прибор показывает обрыв цепи, значит, потребуется перемотка статора или замена детали на новую.
Перемотать статор в домашних условиях, не имея специальных знаний, навыков и оборудования, будет проблематично. Лучше обратиться к специалистам, профессионально занимающимся перемотками двигателей.
Как не допустить заклинивание диска?
Поскольку проблема достаточно актуальна и с ней сталкивались многие мастера, важно понимать, как предупредить заклинивание и не допустить такой поворот событий. К мерам предосторожности относят:
- Лучше всего использовать картонные или пластиковые шайбы для установки между самим диском и головкой шпинделя. За счет этого инструмент не будет заклинивать. Если же это случится, будет легко открутить застрявшую гайку и заменить диск.
- Придерживайтесь правил установки абразивного круга. Яркая сторона с картинкой должны быть близки к редуктору. При этом не должно быть контакта с зажимной гайкой. Центральное кольцо предотвратит заклинивание.
- На фланец можно наварить гайку. Даже если случится внештатная ситуация, решить ее можно будет с помощью обычного гаечного ключа без особых усилий.
- Всегда регулируйте силу затяжки. Не прилагайте слишком много усилий при установке круга для болгарки. Если же вы пережали гайку, при увеличенных нагрузках будет прослеживаться заклинивание. При холостом ходе определить неисправность не удастся.
Как предупредить повторный зажим?
Чтобы впредь не попадать в подобную ситуацию, внимательно прочитайте следующие рекомендации опытных мастеров:
- при закручивании гайки диска не стоит прилагать излишних усилий, нажимая на ключ, так как в момент вращения гайка затянется сама на нужный уровень;
- до того как ставить новый диск, поместите картонную или пластиковую шайбу под гайку; ее можно вырезать их любого подручного материала;
- сторона абразивного диска с наклеенной этикеткой должна касаться опорного фланца, а не гайки; при соблюдении этого условия металлическое кольцо круга защитит ее от заклинивания;
- приварите на фланец обычную шестигранную гайку, которую можно открутить простым гаечным ключом.
Отрезные камни или диски для болгарки не всегда бывают хорошего качества и точного размера. Это может приводить к ситуации, когда гайку заклинивает. Но если с вами произошел такой случай, не отчаивайтесь. Полезные советы опытных мастеров и собственная смекалка всегда выручат вас в трудную минуту и подскажут, что делать в данной ситуации.
О том, как без особых усилий открутить гайку на болгарке, смотрите в видео ниже.