Смазка – обязательный пункт ухода за станками с ЧПУ

Чтобы минимизировать трение деталей во время работы различных станков-роботов, для смазывания используют специальное масло и качественные смазочные материалы для их техобслуживания.

В подобных устройствах с ЧПУ есть шарико-винтовые пары (ШВП). Они могут отличаться видом и конструкцией, но имеют одно предназначение – преобразовывать движение из вращательного в поступательное. С их помощью легко избегать резких скачков при линейном изменении положения корпуса и подшипников. Чтобы трение было сведено к минимуму, поверхность комплектующих в станке тщательно шлифуется. Есть особые требования к его техобслуживанию.

Когда нужна смазка для станков ЧПУ?

Чтобы обеспечить долговечность станков, важно регулярно ухаживать за ними. В уход входит и периодическая смазка всех узлов устройства. Очищать рабочую поверхность нужно после каждой эксплуатации станка, а смазывать его хотя бы после каждого третьего использования. Можно и чаще, это не повредит механике.

Уход за ЧПУ

Работоспособность станка в первую очередь зависит от правильного ухода. Основные мероприятия:

  • Автоматическая смазка станка.
  • Отслеживание чистоты и свежести смазочно-охлаждающей жидкости.
  • Особенно тщательная смазка перед длительным отсутствием эксплуатации.
  • Регулярное очищение от пыли и стружки при помощи щетки.
  • Защита от попадания масла и других составов в разъемы, шпиндели, электронные управляющие блоки, шаговые двигатели.
  • Правильное переключение рычагов коробки скоростей в случае использования шпинделя с несколькими механическими передачами.
  • Очищение посадочных отверстий зажимной цанги и шпинделя перед началом установки фрезы либо оправки.

Очень важно не пренебрегать никакими из этих правил, особенно касающихся системы автоматической смазки станка, а также теми, которые прописаны производителем в инструкции к конкретному станку.

Системы смазки ЧПУ-станка

Рычажковая

Данный вариант является наиболее распространенным. Популярность объясняется относительно недорогой ценой и доступностью в магазинах. Использовать можно на любых станках с ЧПУ, отличающихся наличием рельсовых направляющих (профильных).

Смазка представлена в виде пластикового контейнера, имеющего рычажок. Именно в него и заливается масло. Как только нажимается рычаг, начинается подача состава в каретку, и происходит она по всем направляющим.

ВАЖНО! На ось Y давление больше по сравнению с осью X, поэтому может произойти переизбыток смазки. Во избежание этого рекомендуется выполнить следующие действия:

  • затянуть все винты регулировки перед началом работы;
  • отрегулировать подачу масла по всем направляющим (винты нужно откручивать постепенно);
  • спустя 3–4 дня после первой подачи все направляющие очищаются от пыли, затем рычаг снова нажимается, а смазка прогоняется по всем осям устройства;
  • после всех действий достаточно нажимать на рычаг каждый месяц.

Цифровая

Данная система по многим характеристикам схожа с рычажковой и отличается наличием следующих деталей:

  • прозрачный контейнер из пластика, предназначенный для заливки масла;
  • регулировочные винты для настройки уровня давления.

Основное отличие цифровой системы заключается в том, что оператору не нужно самостоятельно нажимать на рычажок, смазка происходит автоматически. Установить время подачи масла можно на электронном блоке. Масло подается по установленному графику.

Главное преимущество цифрового варианта — минимизация человеческого фактора и ошибки (а это является самой популярной причиной неисправности станков).

Централизованная

Самая эффективная и в то же время экономичная смазка, поскольку не требует много внимания и абсолютно неприхотлива. Ее также можно применять и в лазерных станках с ЧПУ.

Принцип работы централизованной смазки следующий:

  • масло закачивается в насос (происходит это с помощью шприцев);
  • когда станок работает, он самостоятельно регулирует количество масла, подаваемое в узлы, при этом перелив не допускается.

ВНИМАНИЕ! Роль человека заключается в отслеживании остатков масла в насосе. Если оператор заметил, что направляющие стали сухие, нужно срочно пополнить емкость для масла. Иначе при долгом отсутствии смазки устройство может выйти из строя.

Дополнительная защита фрезерного станка

Для предотвращения загрязнений станковых узлов необходимо устранить причину таких загрязнений. Разумеется, полностью избавиться от стружки не получится. Но есть отличная возможность существенно сократить ее разлет по оборудованию.

Самый популярный способ – установка систем, которые улавливают стружку. Конструкция такого элемента не представляет ничего сложного: на шпиндель монтируется специальная насадка, которая в свою очередь закрывает резательную область. Выходит нечто похожее на «кожух». Из этого кожуха стружка вытягивается дополнительным агрегатом – пылесосом. Происходит это через специальное отверстие и проведенный к этому отверстию шланг.

Простота такой конструкции ничего не означает. Она уже доказала свою эффективность на многих производствах. Еще один совет – вынос стружковых «отходов» сразу же, не дожидаясь большого скопления «мусора» в помещении. Правило банально, но им на удивление часто пренебрегают. Лучше срезу вынести «отходы», чем впоследствии долго и нудно очищать от них узлы оборудования.

Какую смазку для ЧПУ-станков использовать?

Смазки отечественного производителя делятся на литиевые, углеводородные и бариевые. Оптимальными по совокупности эксплуатационных характеристик для станков с ЧПУ являются литиевые. Они получили популярность не только в России, но и во всем мире.

Также для смазки фрезерных станков используются индустриальные масла, которые получают с помощью переработки нефти И-20 и И-30. Такие масла характеризуются рядом преимуществ:

  • густотой и вязкостью, которые способны менять свои показатели под температурным воздействием;
  • плотностью — отвечает за передающие свойства масла;
  • температурой вспышки — показатели температуры, при которых масло способно воспламениться (чем выше показатели, тем экономичнее расходуется смазочный материал);
  • температурой застывания — при этой температуре смазка становится неподвижной;
  • зольностью — характеризует чистоту масла;
  • процентом содержания серы — чем меньше серы, тем выше качество масла.

Какие масла подойдут для ШВП

Среди отечественных смазок, подразделяющихся на литиевые, бариевые и углеводородные, самыми популярными считаются литиевые, с совокупностью ценных эксплуатационных качеств. Поэтому литиевые смазки получили всеобщее признание в мире, как идеальные. В их числе Литол-24 – средство представляет мягкую мазь, имеющую вишневый или же коричневый цвет. К этому классу смазок относятся ШРУС-4 и Фиол-2У.

А как насчет «Циатим-201»? Эту многоцелевую смазку, сохраняющую свои свойства при низкой температуре – до – 60°С, применяют в узлах трения, скольжения и качения. Благодаря этому, ее применяли на Крайнем Севере.

Но эта литиевая смазка механически нестабильна. Лучше предпочесть несколько зарубежных аналогов этой смазки: BP Energrease, Mobil Мobiltemp, AeroShell Grease, Teboil 0-Grease. Есть аналоги и среди отечественных средств – Зимол, Эра, Лита, МС-70 и другие.

В процессе ухода за ШВП применяют Molykote Multilub – многофункциональную смазку, изготовленную из минерального масла, а литиевое мыло взято в качестве загустителя. Её главные достоинства:

  • повышенная несущая способность;
  • низкая летучесть масла;
  • хорошая стойкость к процессу окисления;
  • наличие среди компонентов противозадирных присадок;
  • смазанные нею узлы, работают длительное время без ремонта и дополнительных смазок.

Продукт выпускается в расфасовке 100 и 400 г, 1, 5, 20, 50 и 180 кг.

Если внимательно прочесть техническую документацию (а это нужно делать обязательно), можно узнать о расширенной сфере применения Molykote Multilub:

  • линейные подшипники станков;
  • смазка хорошо ложится на подшипниках шпинделей, направляющих;
  • нею можно смазывать различные узлы трения;
  • смазываются подшипники у электродвигателя и вентилятора, зубчатая передача (открытая и закрытая), шпоночные соединения.

И это далеко не все преимущества масла.

Ещё один отличный продукт фирмы Molykote

Фирмой Molykote (Нидерланды) производится также дисперсия Multigliss Spray в упаковке 400 мл, что удобно для частного лица, имеющего дома единственный станок с ЧПУ. А предприятия с большим парком покупают расфасовку 5 л.

Для крупных предприятий отрасли, где станки в большом количестве, есть смысл приобретать дисперсию Molykote Multigliss, объёмом 200 л. Кстати, большая расфасовка не всегда есть в наличии, поэтому стоит на сайте заказать уведомление о её поступлении на склад.

Периодичность смазки узлов станка с ЧПУ

Каждодневная смазка включает в себя следующие этапы:

  • Очистка рабочей поверхности. Все направляющие и ходовые тщательно очищаются от отходов обработки и пыли.
  • Эти детали, а также узлы смазываются по всей длине. При смазке нужно учитывать все оси. Для этого можно применить кисточку либо ветошь, но лучше делать это шприцем или спреем.
  • Прогнать портал станка несколько раз для распределения масла по всей поверхности устройства.

ВАЖНО! Ежедневные технические осмотры проводить не рекомендуется. Также для сохранения функционирования станка не стоит смешивать масла, отличающиеся по составу.

Два раза в год рабочую поверхность очищают от остатков смазочного материала. Особое внимание стоит уделить ходовому винту и линейному подшипнику. После нанесения средства для очистки данный узел перемещают до упора. Новый состав можно наносить только после проведения этих манипуляций.

Смазка фрезерных узлов: рекомендуемые составы

Чаще всего рекомендуется смазывать подвижные узлы станка специальным составом под названием WD-40. Однако стоит отметить, что состав этого веществ наполовину состоит из так называемого вайт-спирита, которые являются растворителем, но никак не смазочным веществом.

Поэтому смесь WD-40 должна использоваться по своему назначению – для очистки узлов оборудования, но никак не для непосредственной смазки. Это вещество прекрасно справляется с различными видами загрязнений, жировыми отложениями, удаляет влагу. Но в то же время он полностью удаляет смазочный слой, что приводит впоследствии к появлению ржавчины, ухудшению функционирования станка.

Соответственно, использовать этот состав для «смазки» узлов нельзя. Для этого следует использовать специальное смазочное масло, причем перед обработкой насухо вытереть узловые поверхности. Наиболее популярные вещества – это так называемые литиевые смазки. Оптимальным вариантом будет №2. Еще один проверенный способ – обработка узлов с помощью состава Mobil Vactra#2.

Ошибки и способы их избежать

Главная ошибка оператора станка — отсутствие регулярной смазки устройства. Чтобы это исправить, стоит тщательно очистить все составляющие, а только потом наносить масло.

Также губительным для станка будет смешивание разных составов масел. От этого портятся и конструкция узлов, и даже периферические материалы. Если же это произошло, нужно постараться очистить все смазанные части (скорее всего, это придется сделать несколько раз, так как масло быстро не уйдет), а после этого использовать масло однородного состава.

Еще одна ошибка — смазка только определенного участка станка, отсутствие распределения по всему устройству. В этом случае оператор будет уверен в том, что станок обслужен и его можно нагружать по полной. А на самом деле многие детали останутся загрязненными пылью и отходами. Поэтому при смазке важно прогонять все направляющие и оси.

Смазка поможет продлить функционирование станка даже при высоких нагрузках. Важно делать это регулярно с соблюдением всех правил.

  • 09 ноября 2020
  • 1737

Роль шариковых винтов

Все системы и типы линейного перемещения включают смазку: шариковые направляющие, кулачковые ролики и шариковые втулки, а также прямые высокоточные шарико- винтовые передачи, которые используются на новых типах станков.

Шариковые винты обеспечивают высокую точность позиционирования (6 микрон, смещение 300 мм). Высокая скорость обработки и скорость вращения деталей, влияние ударной нагрузки на станок при резке металла или цельной древесины увеличивают износ этих узлов, что приводит к взаимосвязи. Опора начинает сжиматься, возникает вибрация, что негативно сказывается на качестве заготовки.

Эти устройства сложны в изготовлении и дороги, поэтому к ним, как правило, относятся специалисты с особой тщательностью, потребляя значительное количество смазочного масла.

Система центральной смазки

Система центральной смазки (ЦСС) – наиболее распространённый механизм для обслуживания станков металлургической, тяжёлой и лёгкой промышленности, бумажно-целлюлозных комбинатов, приборостроительных заводов. Централизованная смазка не избавляет от необходимости следить за процессом смазки или пополнять резервуар, однако во многом ускоряет и облегчает процесс ухода за станками и их обслуживание. Насос, который нагнетает смазку в магистраль, приводится в действие с помощью зубчатых передач от главного привода станка.

Система центральной смазки может быть использована как на отдельных агрегатах, так и на целых участках производства.

В зависимости от возможности повторного использования смазки ЦСС подразделяют на проточные и циркуляционные.

Основные типы централизованных смазочных систем:

  • Централизованная импульсная – применяется для направляющих, подшипников качения и скольжения.
  • Централизованная последовательная – направляющие, подшипники качения.
  • Циркуляционная с регуляторами потока — высокооборотные тяжелонагруженые шпиндельные узлы.
  • Циркуляционная с дроссельным дозированием – КПП, зубчатые передачи.
  • Циркуляционная с многопоточными насосами – гидростатические подшипники, узел «винт-гайка» тяжелых станков.

Система смазки станка централизованного типа обеспечивает экономию смазочного материала, сокращение производственных остановок и уменьшение износа оборудования за счёт точного и своевременного смазывания узлов.

Масло для направляющих скольжения

Масло для направляющих скольжения представляет собой смазочный материал класса EP 0. Это жидкая дисперсия базового масла, в которую для получения нужных параметров добавляется вязкий загуститель. Примером такого масла становится Mobilux EP 0. Продукты этого класса обладают следующим набором особенностей:

  • отличное сцепление с вертикальными поверхностями;
  • отсутствие соприкосновения поверхностей при повышенных нагрузках;
  • обеспечение защиты от коррозии.

Масло для смазки направляющих образует тонкую плёнку, которая обеспечивает защиту деталей от износа. Многое зависит от уровня нагрузок, под которыми происходит работа агрегата. Масло для смазки направляющих лифта отличается от аналогов для других сфер применения из-за особенностей эксплуатации.

В каталоге присутствует масло для линейных направляющих все типов от наиболее значимых российских и мировых производителей. Можно купить продукцию ТНК, Газпромнефть, SHELL, Mobil. Каждая марка представлена несколькими видами смазывающих материалов, что позволяет выбрать продукт с оптимальными параметрами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]