Лучший грунт для металла под покраску автомобиля: акриловая, алкидная, какую использовать по ржавчине


При обработке кузова автомобиля для создания равномерно гладкой поверхности практически невозможно обойтись без грунтовки. Правильно выбранный кислотный, эпоксидный или акриловый грунт для авто создает дополнительную защиту, устраняет вмятины и неровности, обеспечивает плотное прилегание лакокрасочных материалов. Наиболее популярным из-за удобства использования и свойства быстро сохнуть является акрил. Однако и другие разновидности грунтовок имеют свои преимущества и области применения.

Для чего предназначен грунт

Автомобильный грунт (от нем. der Grund — «почва», «основа») — это специализированная вязкая смесь, имеющая свойство затвердевать и выступающая в роли промежуточного слоя между металлом и краской.

Она выполняет подготовительную функцию и решает следующие задачи:

  • обеспечение антикоррозийной устойчивости кузова и деталей, их защита от влаги и ржавчины;
  • улучшение адгезионных свойств поверхности при нанесении лакокрасочного покрытия;
  • устранение вмятин, трещин и сколов при косметическом ремонте машины;
  • увеличение срока службы автоэмали, ее прочности и сохранение внешнего вида;
  • создание ровной поверхности для покраски автомобиля, что обеспечивает хорошее качество выполняемых работ .

Химическая промышленность производит и поставляет на рынок большое количество базовых смесей, различающихся по составу, количеству компонентов и целям использования. Они поступают в продажу в жидком и пастообразном виде, упакованные в банки или аэрозольные баллоны.

По защитным свойствам все виды грунтовок можно разделить на 4 группы:

  1. Пассивирующие. Применяются для обработки днища, порогов и крыльев. Обработанная таким составом поверхность невосприимчива к воздействию воды и воздуха.
  2. Протекторные. Замедляют распространение очага поражения в случае повреждения лакокрасочного покрытия.
  3. Фосфатирующие. В результате их применения разъедается поверхностный слой металла и за счет образования труднорастворимых веществ формируется защитная пленка.
  4. Модификаторы. Наносятся непосредственно на ржавчину, препятствуя распространению и повышая устойчивость к ее повторному проявлению. Для эффективного протекания защитной реакции требуется температура не менее +15°C.

Целесообразность приобретения грунтовки

Грунтовка для металлических поверхностей имеет в своем составе ингибиторы. Их функция в данном случае — максимальное задерживание или подавление физико-химических процессов, т.е. развития коррозии. Влияние влаги и кислорода обычно становится основной причиной, требующей заблаговременно обеспечивать наружную защиту металлических конструкций от неминуемого разрушения. Всякая поверхность поддается негативному внешнему воздействию, кроме правильно обработанной. Нанесение любых видов грунтовки гарантирует преобразование эмульсионного состава в бесцветную пленку, которая защищает изделие. Этот процесс должен предшествовать финишной декоративной обработке поверхности. Его основные задачи: · обеспечение адгезии между наружными металлическими поверхностями и отделкой. Благодаря грунтованию декоративный материал не будет расслаиваться, осыпаться; · антисептическая обработка. В составе грунтовки имеются вещества, угнетающие грибок и распространение плесени; · защита от коррозии. Грунтовка предупреждает появление ржавчины; · уменьшение расхода декоративного покрытия. Грунтовка по металлу для наружных работ должна грамотно выбираться, что позволит снизить ее расход, получить ожидаемый качественный результат. Ее смело можно назвать незаменимой основой декоративной отделки, бюджетным способом защиты металла от коррозии.

Разновидности по количеству компонентов

Важной рабочей характеристикой грунтовки является скорость ее высыхания.

Этот показатель зависит от использования добавочных компонентов при составлении смеси: наполнителя, затвердителя, различных химических присадок и элементов.

По этому признаку грунты делятся на 3 группы:

  1. Однокомпонентные. Поступают в продажу в готовом виде. Перед началом работы их достаточно размешать до однородной консистенции. В автомастерских и на станциях ТО используются крайне редко из-за длительного периода сушки (несколько дней).
  2. Двухкомпонентные. Перед применением в них требуется добавить отвердитель, что дает большую экономию времени при работе. Высыхают за 24 часа.
  3. Этаноловые. Применяются для устранения дефектов при мелких повреждениях. В них используется способность спиртов быстро улетучиваться, что позволяет нанесенному на поверхность составу высыхать в течение 1 часа. Как в мягкой, так и в твердой консистенции они удобны для нанесения и последующей шлифовки.

Виды грунтовок

Для максимального предупреждения коррозии грунтовка должна подбираться с учетом ее основных характеристик, таких как: основа состава, адаптированность к определенным видам металлов, целесообразность применения в наружных отделочных работах. Вам придется выбирать среди очень разных грунт-смесей.

Фосфатирующие

Подходят для любых металлов, но используются преимущественно для покрытия стальных поверхностей. В основе состава смесь растворителя и ортофосфорной кислоты, обладающая высокой термостойкостью (выдерживает до 220°С). На такую грунтовку хорошо ложится краска, предпочтительно ее нанесение на покрытия, не тронутые коррозией. При отделке наружных конструкций не всегда обеспечивает ожидаемую защиту.

Акриловые

Составы, отличающиеся безопасностью, отсутствием неприятного запаха и высокой скоростью высыхания. Грунт-смеси на акриловой основе позволяют скрыть незначительные дефекты наружных металлических поверхностей, создать стойкое антикоррозийное покрытие, обеспечить хорошую адгезию. Акриловая грунтовка на водной основе может применяться для различных видов металлов, не поврежденных ржавчиной.

Пассивирующие

Используются для алюминиевых металлоконструкций, изделий из других черных металлов. Основные составляющие — соли хромовой кислоты (важно, чтобы их концентрация была высокой). Они предотвращают взаимодействие наружных конструкций с окружающей средой, что исключает развитие коррозийных процессов. К группе этих грунт-смесей относятся алкидные, полиуретановые и эпоксидные.

Протекторные

Применяются для разных металлов, обладают завидными антикоррозийными свойствами. Главные компоненты смесей: алюминиевые, магниевые или цинковые порошки (их содержание может достигать 90%). Они создают прочную наружную защитную пленку, не позволяя распространяться ржавчине. Даже при появлении трещин на конструкции цинковые компоненты грунта защитят ее от коррозии.

Ингибирующие (двухкомпонентные составы)

Могут быть использованы для любых видов металлов. Смеси после нанесения преобразуются в эмаль-грунт, отличную своими высокими антикоррозийными свойствами. Бывают водо- и маслорастворимыми. Не подходят для обработки наружных металлоконструкций, в перспективе поддающихся нагреву, поскольку защитная пленка будет выделять неприятный запах.

Изолирующие

Преимущественно используются для черных металлов, но могут применяться и к цветным. Главные компоненты смесей — нейтральные пигменты, суриковые белила. Они не способны обеспечивать продолжительный эффект, поэтому едва ли годятся для наружных отделочных работ. Также их нельзя окрашивать.

Преобразующие

Разработаны для наружных металлоконструкций, поврежденных коррозией. В основе состава поверхностно-активные вещества. Они преобразовывают имеющуюся ржавчину в антикоррозийную пленку. Для обеспечения полноценной защиты металла требуется совмещать данный вид грунтовки с пассивирующей смесью.

Классификация по составу

Состав смеси определяет место и технологию ее применения. Присутствие в грунтовке агрессивных кислот формирует защитную пленку за счет химического взаимодействия с металлом. Наличие смол обеспечивает физическую непроницаемость для влаги.

Добавление порошков цинка, алюминия, хрома создает эффект оцинкованных кузова и деталей, а инертные частицы гарантируют водоотталкивание.

К тому же нанесение осуществляется по разным материалам и для каждого из них требуется своя смесь.

Все грунтовки для авто делятся на 2 основных типа:

  1. Праймеры (от англ. prime — «главный», «первый»), предназначенные для первичной обработки. Их главными задачами являются создание антикоррозийной защиты кузова и обеспечение лучшего сцепления автоэмали с поверхностью.
  2. Филлеры (от англ. fill — «заполнять»). Используются при вторичной отделке для выравнивания, формирования подложки под краску и предохранения от слабых механических воздействий.

Кислотный (для ржавчины и проблемных мест)

В основу действия этих составов положен принцип пассивации или фосфатирования, т. к. наиболее употребительным в них компонентом является ортофосфорная кислота. Она позволяет реализовать механизм сцепления с поверхностью:

  • проникновение грунтовки в структуру металла на глубину до 0,05 мкм за счет разъедания поверхности;
  • вступление в химическую реакцию с образованием труднорастворимых фосфатов;
  • формирование из них прочной антикоррозийной пленки при затвердевании.

Наносить грунт рекомендуется в 2 слоя, в результате чего достигается его максимально возможное сцепление с обрабатываемой плоскостью. Это обеспечивает не только защиту от ржавчины, но и высокое качество и прочность лакокрасочного покрытия. Процесс адгезии кислотных смесей одинаково эффективен с любыми сплавами, из которых может быть сделан автомобиль (гальванизированная и оцинкованная сталь, цветмет, алюминиевые сплавы и т. п.). Агрессивность воздействия используется для обработки труднодоступных мест и деталей.

Следует принять во внимание, что шпатлевать по такой поверхности уже недопустимо. Нанесение материала вызывает реакцию, разрушающую грунтовочный слой.

Эпоксидный для металла

Другой не менее популярной группой праймеров являются грунты на основе эпоксидной смолы. При их применении используются такие свойства материала как вязкость и плотность. Смолы создают воздухо- и влагонепроницаемый толстый слой до 0,15 мкм, который обеспечивает долговременную (до 7 лет) защиту обработанным деталям. Использование таких смесей предохраняет от появления пузырей, а повышенная липкость позволяет наносить их поверх шпатлевки, металла и остатков старого ЛКП.

Эпоксидные грунты не требуют шлифовки. По ним можно шпатлевать и красить, не дожидаясь полного высыхания. И хотя рекомендуется наносить поверх них слой акрила, практика показывает, что это излишняя предосторожность. Будучи химически нейтральными, эпоксиды могут выступать в качестве изолятора между проблемными или несовместимыми поверхностями и материалами.

Акриловый грунт

Акрилы относятся к классу филлеров (вторичных грунтовок) и предназначены для устранения незначительных рисков и дефектов поверхности, оставшихся после шлифовки, а также для создания подложки под финишную покраску. Для устойчивости колера в них используются цветные пигменты: красный, черный, белый и серый. При незначительных потертостях и царапинах это делает повреждения незаметными, а также повышает укрывистость эмали и экономит ее расход.

Многие акриловые смеси допускают такой метод покраски, как «мокрый по мокрому». Это позволяет исключить шлифовку, экономит время обработки и трудозатраты на нее. Но наноситься смеси должны в 2-3 слоя для создания толщины в 100-150 мк. Акрилы отличаются устойчивостью к колебаниям температуры, условиям влажной среды, механическим вибрациям. Работать с ними можно как по металлу, так и по пластику.

Они бывают двухкомпонентными, в зависимости от ТДС смешиваются с отвердителем и растворителем в различных соотношениях — 5:1, 4:1 или 3:1. Это определяет вязкость и адгезионные свойства получаемого материала. Но особую популярность приобрели однокомпонентные выравниватели-аэрозоли, выпускаемые в баллончиках. Они удобны для косметического ремонта, не отнимают время на разведение смеси и быстро сохнут.

Состав для пластиковых частей

Для загрунтовки деталей из пластика (бампера, крыльев, декоративных элементов салона) используются специальные адгезионные составы, которые наносятся в один слой и создают прочное сцепление с материалом. Это достигается разжижением поверхности и последующим ее затвердеванием. Чаще всего в этих целях используются однокомпонентные акриловые и алкидные смеси. Они прозрачны, и, чтобы отличить загрунтованную поверхность от необработанной, в них добавляют немного серебряной краски.

Однако в 80 % случаев пластиковые детали поступают в продажу уже в подготовленном виде и повторной обработки не требуют.

Особенности выбора

Прежде всего, антикоррозийные смеси подбираются, исходя из вида и состояния металла, который нужно обработать. Основная задача грунтовки при покрытии черных металлов — замедление коррозии. Железо, чугун, черная сталь и сплавы на их основе, используемые для наружных работ, очень подвержены разъеданию вследствие взаимодействия с беспощадной окружающей средой. Для этих материалов, если они уже начали ржаветь, нужно первостепенно использовать преобразователь. Он позволит хотя бы частично устранить следы коррозии. Если грунт-смесь подбирается для наружных изделий из цветного металла или сплава, например цинк, медь, латунь, алюминий, то ее первостепенная функция — обеспечение максимальной адгезии между обрабатываемой поверхностью и другим отделочным материалом. Для этой цели можно выбирать составы на базе органических растворителей, с уретановой основой, содержанием цинка. Они могут использоваться как защитное покрытие для оцинкованного железа или стали. Бронзу, латунь и медь лучше защищать полиуретановым или эпоксидным лаком. В продаже можно найти виды грунтовки по металлу, которые наносятся, чтобы скрыть трудно выводимые пятна, например, от жира, копоти и др. Этот шаг в ремонте никак нельзя пропустить, если вы не хотите, чтобы через время загрязнения вновь проявились или спровоцировали отслаивание декоративной отделки. После выбора грунтовки можно приступать к изучению инструкции ее наружного использования.

ВАЖНО: 1. обращайте внимание не только на свойства и виды грунтовки, но и на форму ее выпуска. Для разведения порошковых основ и концентратов может потребоваться приобретение специального растворителя; 2. уточните сочетаемость выбранной грунт-смеси с планируемым декоративным покрытием — они могут быть несовместимы.

Преимущества и недостатки грунтов

Несмотря на то что грунтовка по окончании работ не видна, от нее зависят и качество, и долговечность осуществленной покраски. После качественного нанесения покрытия гарантируются:

  • защита от ржавчины и коррозии;
  • ровная подложка под окрашивание;
  • презентабельный внешний вид автомобиля;
  • отсутствие причин для возникновения растрескиваний, пузырей и просадок на эмали.

Какая для достижения этого должна быть выбрана грунтовка, владелец автомобиля решает самостоятельно, однако к одному совету мастеров прислушаться стоит. Он заключается в том, что на этой смеси нельзя экономить.

Выбирать следует проверенные марки: только в этом случае можно рассчитывать на получение качественного результата.

Дешевые грунты опасны тем, что при сушке дают неравномерную усадку, которая ведет к нарушению ровности покрытия, потере внешнего вида, образованию трещин и возникновению очага поражения ржавчиной.

Преимущества грунтования перед началом окрашивания

Грунтовка металла позволяет свести к минимуму порчу от влияния различных факторов, продлить его эксплуатационные сроки. Кроме того, от ее использования зависит:

  • качество нанесения на изделие декоративного покрытия;
  • его долговечность;
  • защита от разрушительного действия коррозии и ржавчины;
  • экономия краски.

Если вдуматься, то лучше потратить немного больше времени при текущем ремонте перед окрашиванием и надолго отложить перспективу последующего. Тем более, что и финансовые затраты существенно снизятся, ведь грунты стоят намного дешевле.

Популярные производители грунтовок под покраску

Лидирующие позиции в опросах и рейтингах принадлежат иностранным фирмам, среди которых выделяются товары широко разрекламированных брендов:

  • Hi-Gear;
  • Liqui Moly;
  • Dynacoat;
  • Mobihel;
  • NOVOL;
  • Duxone;
  • ABRO.

Отечественные производители, отличающиеся качественной продукцией и получившие известность в стране, представлены компаниями:

  • «Русские Краски» (г. Ярославль);
  • московским ООО «Эмпреса-М»;
  • ООО «ХимТоргПроект» из Санкт-Петербурга.

Лучшие первичные кислотные грунты

Среди однокомпонентных кислотных грунтов, не требующих добавления катализаторов, эксперты выделяют Mobihel Primer 1K. Он удобен и прост в нанесении. Используется для грунтовки по стали, оцинковке и алюминию. Имеет короткое время высыхания. Ориентировочная цена 950-1 тыс. руб. за 1 л.

В двухкомпонентные добавляется отвердитель, часто идущий в комплекте с основной смесью. Широкое распространение получили:

  1. NOVOL Protect 340 Wash Primer — применяется на черных и цветных металлах. Быстро твердеет. Не требует шлифовки, но обязательна акриловая обработка. Продается вместе с отвердителем. Средние цены: 500 руб. за комплект 0,2+0,2 л; 1,9-2 тыс. руб. — 1+1 л.
  2. Radex CR 1+1 Activator — наносится на любую металлическую поверхность. Рекомендуется для ремонта новых автомобилей. Цена за комплект из 2 банок колеблется от 2 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.

Что еще важно знать?

Даже учитывая высокие качественные характеристики этого материала, не стоит наносить его прямо на ржавую поверхность, поскольку ожидаемого эффекта достигнуть не удастся. Преобразователь ржавчины не способен проникать слишком глубоко в обрабатываемую поверхность, поэтому сильно пораженные ржавчиной участки полностью избавить от нее не получится. А вот предварительная зачистка обрабатываемой поверхности может усилить действие грунт-эмали по ржавчине.

Грунт-эмаль подходит для окраски металлических конструкций, находящихся на открытом воздухе. Лучше обработать их, когда они еще чистые или незначительно подвержены коррозии. Именно на таких поверхностях действие антикоррозийных грунтовок наиболее эффективно. Если же поверхность обрабатываемого изделия слишком долго находилась без защиты под воздействием атмосферных явлений, то для ее обработки грунт-эмали будет явно недостаточно.

Так что давать стопроцентную гарантию на удаление следов ржавчины с металлической поверхности, обработанной грунт-эмалью, не приходится. Все зависит от степени поражения ржавчиной обрабатываемого материала. А вот своевременная обработка на ранней стадии появления коррозии таким составом даст положительные результаты. Иными словами, чем меньше площадь и степень поражения металла ржавчиной, тем проще будет предотвратить процесс развития коррозии на его поверхности.

Обзор известных грунтовок (2 видео)

Разные грунт-смеси по ржавчине (20 фото)

Рекомендуемые грунты-силеры

Группа силеров (изоляторов) предназначена для исключения возможности соприкосновения конфликтующих материалов. Наиболее эффективны для этой цели вязкие эпоксиды, создающие плотный предохраняющий слой.

Изолирующими свойствами обладают также акриловые грунтовки, предназначенные для работы «мокрый по мокрому». Они применяются либо как непосредственная подложка под покраску, либо с последующей добавкой наполнителя.

Грунты для вторичного нанесения

Функции филлеров многообразны, т. к. они являются заключительным этапом работы перед нанесением эмали и призваны устранить все имеющиеся дефекты поверхности, выровнять плоскости и стыки, изолировать проблемные материалы и обеспечить плотное прилегание краски. При работе с ними требуется исключить малейшие риски и тщательно отшлифовать поверхности (на глубину до 30 мк). Выравнивание должно удалить все дефекты и поры, остающиеся после шпатлевки, нивелировать места переходов одной плоскости в другую.

Цветные, под покраску

Использование цветных грунтов стало популярным в 80-90-е гг. прошлого столетия. Мало кто предполагал, что такое простое ноу-хау, как добавление красящих пигментов в состав смеси, получит распространение и даст настолько большую экономию расхода материалов. Это особенно касается внутренних деталей и пространства под капотом. Японцы, корейцы, а с недавних пор и «АвтоВАЗ» отказались от их покраски, считая достаточным обработку цветным (колеруемым) грунтовым покрытием.

Толстослойные грунтовки

Стандартная толщина грунтов, нанесенных в 2-3 слоя, составляет 100-140 мк. Однако ряд производителей (Liqui Moly, AUTOP) выпускает составы, которые при нанесении образуют слой в 260-300 мк. Их удобно использовать на больших поверхностях при капитальном ремонте. Применение подобных грунтовок обеспечивает качественное выравнивание и позволяет исключить из процесса обработки этап шпатлевки. Эти грунты чаще всего выпускаются в виде аэрозоля и демонстрируют качественную адгезию при влажной покраске.

Фирмы грунтов-аэрозолей

Удобство использования составов в аэрозольных баллончиках, их способность быстро сохнуть и возможность сэкономить силы и время (не требуется разведение смеси и работа с краскопультом) были высоко оценены мастерами-ремонтниками. На российском рынке сегодня доминируют такие производители, как Kudo, Sadolin, Loctite, Jeta Pro, Brulex, NOVOL и многие другие. Привлекательной является и цена — от 250 руб. до 800 руб. за баллончик емкостью 0,5 л.

Качественные грунты для пластиковых поверхностей

Для качественной грунтовки деталей из пластика имеет значение их предварительная подготовка, которая заключается в прогревании или воздействии на полипропилен открытого пламени (технология выпаривания), последующее матование и удаление жиров и смол. Устойчивая популярность в этой области фирм NOVOL, Reoflex и Liqui Moly поколебалась после появления на рынке новинок от немецкой Spies Hecker и японской Kansai.

  • Кислотный грунт для авто
  • Какую тормозную жидкость выбрать
  • Чем лучше обработать днище автомобиля от коррозии своими руками
  • Твердый воск для авто какой лучше
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]