Чеканка по металлу – разновидность декоративно-прикладного искусства и вид холодной обработки металла. Представляет собой процесс нанесения рисунка плоского или объемного типа на металлический лист с помощью специального инструмента и приемов выполнения.
По своей сути это процесс художественной обработки металла. Обе разновидности используются для украшения фасадов и интерьеров общественных и частных домов, картин, оружия, кухонной утвари, предметов повседневного быта, изделий из драгоценных металлов.
Чеканку по металлу в своей работе широко используют дизайнеры и строители. В наше время это популярный вид художественных изделий, который востребован и поражает своим разнообразием. Требует высочайшего мастерства от исполнителя.
Выполнить чеканку своими руками нетяжело, если знать разновидности мастерства, нюансы изготовления, используемые материалы и выработать свой почерк.
Сущность процесса
Сущность техники чеканки заключается в воздействии на инструмент для чеканки ударами разгонного молотка. На металле остается отпечаток, соответствующий его типу.
Выполняя многократные удары, получают рельеф, который соответствует эскизу. Форма рисунка передается с большой выразительностью и точностью, зависит от используемых в процессе работы инструментов, которыми пользуется чеканщик. При этом качество работы зависит от его квалификации и мастерства.
Каждый мастер имеет свой стиль работы. Металлическое тиснение на цветном и черном металлах различается по виду и технологии выполнения.
Применяемые материалы и инструменты
Металл, на котором планируется выполнять чеканку, должен обладать вязкостью, пластичностью, способностью изменять форму под воздействием силы, не разрушаясь, подвергаться полировке. К нему относят листы:
- меди;
- алюминия;
- латуни;
- мельхиора;
- нейзильбера;
- железа для кровли;
- стали нержавеющей малоуглеродистой и мягкой (декапиры);
- золота;
- серебра;
- фольгированные.
Материалы для чеканки имеют разную толщину, она варьирует в широких пределах от 0,5 до 3 мм и зависит от вида применяемого металла.
Инструменты, которыми пользуются чеканщики и любители мастерить своими руками, – это специальной формы чеканы, молотки и чертилки.
В работе используют чеканы, изготовленные из легированной инструментальной стали марки У7 или У8, диаметром 12÷15 см разного диаметра для создания:
- выпуклого шаровидного отпечатка (трубочки);
- сплошной линии в виде непрерывно идущих точек (обводные или расходники);
- контура будущего рисунка и отделки фона точками (канфарники или давильники);
- выравнивания фона (лощатники с поверхностью шероховатой или гладкой);
- просечки фона (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским);
- выколотки с изнанки (пурошники);
- отпечатка (фигурные).
Свой инструмент должен иметь каждый чеканщик, его можно изготовить самостоятельно. Для этого необходимо купить стальной прут определенного диаметра и изготовить чекан.
Прежде чем придавать форму пруту, его необходимо нагреть до яркого красного цвета, остудить и лишь после этих действий приступать к изготовлению инструмента. После изготовления чекан подлежит закалке. В домашних условиях эту операцию можно выполнить с помощью паяльной лампы.
Опять нагреть до красного цвета и опустить в машинное масло для медленного остывания. Иногда используют чеканы, изготовленные из дерева, поэтому для нанесения ударов по такому инструменту понадобится деревянный молоток, называемый киянкой.
Молотки для чеканки должны быть со специальной формой бойка, рукояткой и определенного веса. Рабочая поверхность составляющих полированная. Рукоятка изготавливается из дерева, обязательно из неслоистых пород, должна быть изогнутой формы с закруглениями на конце. Вес должен соответствовать силе чеканщика.
Это позволяет удобно разместить инструмент в руке и выполнять постукивания и удары с необходимой силой. Чертилка необходима для перевода рисунка будущей чеканки на металл.
Кроме того, может понадобиться такие слесарные инструменты, как рашпили, надфили, напильники, ножницы по металлу, лобзики, плоскогубцы, пробойники. Используется еще целый ряд приспособлений: посуда для варки смолы, ванночки для тонировки, подставки для инструмента, тиски, наждачный круг, шлифовальная и копировальная бумага, пластилин.
При выполнении работ понадобятся подсобные приспособления, такие как подложки и мешочки разной плотности, а также расходные материалы, которые используются для придания изделию защитных свойств, укрепляющих и украшающих его, а при необходимости позволяющие красиво оформить свой труд.
В качестве подложки используют пеньки деревянные из березы или липы, войлочные, резиновые или пластилиновые маты, плиты из свинца.
Художественное гравирование по металлу
Так называемое плоскостное гравирование (англ. engraving) – это нанесение линейного рисунка или рельефа на металл с помощью резца. При плоскостном гравировании (двухмерном) обрабатывается только поверхность металла.
Это широко распространенный приём в художественной обработке металла. Его назначение — декорировать поверхность изделия нанесением простого узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, надписей и шрифтовых работ. Графика резцом на металле — еще более тонкая и совершенная, чем карандашом или даже пером, так как штрихи резца значительно тоньше и четче линий, проведенных пером.
Техника гравирования
Отлично подходят для гравировки латунь, серебро, некоторые стали. Неплохо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы. Хуже — золото, платина, алюминий. Поверхность металла, который планируется подвергнуть гравированию, должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной) — излишний блеск слепит.
Перенос рисунка на металл проводят так же, как при чеканке. Мелкие ювелирные изделия и медали перед работой крепят к доске, по размерам большей, чем заготовка или изделие. Небольшие заготовки крепят сургучом или канифолью. Основное орудие гравировщика — штихель (резец). Общая длина штихеля колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок инструментальных сталей, способных держать заточку. Ювелиры Кубачинского промысла (как и вообще мастера Кавказа) блестяще гравируют эффектные украшения — примеры их работ с чернёным гравированием можно увидеть выше, в разделе чеканки..
Основные этапы чеканки
Работы в этой технике выполняются в таком порядке:
- выполняют эскиз рисунка;
- вырезают пластину из выбранного металла, соответствующую размеру рисунка, с добавлением припусков (для закрепления и оформления по окончании работ в рамку);
- при необходимости заготовку подвергают обжигу и выравнивают;
- выполняют операцию обезжиривания;
- покрывают одну сторону гуашью или краской белого цвета;
- переносят эскиз с помощью копировальной бумаги и чертилки на заготовку;
- покрывают нитролаком (можно и не покрывать);
- прорабатывают чеканами соответствующего вида все контуры и линии, контролируя положения чекана и ту часть, где выполняется чеканка;
- выполняют декоративную отделку.
Особое внимание уделяют положению чекана. Он должен быть слегка наклоненным назад, находиться в левой руке между пальцами так, чтобы мизинец не задействовался.
Локоть ни на что не опирается, находится на весу. Это обеспечивает хорошее манипулирование инструментом. Удары молотком наносят, двигаясь вперед, при этом его держат в правой руке.
Технические условия
Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж. Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.
Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.
Выполнение художественной чеканки своими руками
Чеканка, выполненная своими руками, украсит любой интерьер, это хороший подарок друзьям и сослуживцам, может даже стать прибыльным делом. И необязательно быть художником. Сейчас в интернете можно найти множество рисунков. Добавив к ним свой вкус, фантазию и освоив азы чеканки, можно создавать уникальные шедевры.
Для начинающих рекомендуется выполнить сначала чеканку с простым рисунком. Так можно научиться выполнять перевод рисунка на пластину, обводить контур изображения расходником, опускать фон лощатником, создавать объем пурошником, отделывать фон камфарником.
И только испробовав все инструменты в деле и получив положительный результат, приступать к художественному оформлению работы любой сложности. Рисунок чеканят только правильно подобранным инструментом, поэтому необходимо его купить или изготовить самостоятельно, а также правильно подобрать подсобные приспособления и технику исполнения.
Но и не забыть про обустройство рабочего места. Оно должно быть удобным и хорошо освещенным.
О профессии Чеканщика художественных изделий
Бакалавриат и специалитет3
Вузы3
Чеканщик художественных изделий выполняет работы по чеканке рельефа на кувшинах, вазах, кубках, ювелирных изделиях, также чеканке многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, сборке и монтажу изделий.
В зависимости от разряда чеканщик художественных изделий может выполнять простые или более сложные работы:
- Чеканка простого орнамента на деталях художественных изделий, отлитых из алюминия, с применением простого чеканного инструмента.
- Изготовление подставок и
Чеканщик художественных изделий выполняет работы по чеканке рельефа на кувшинах, вазах, кубках, ювелирных изделиях, также чеканке многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, сборке и монтажу изделий.
В зависимости от разряда чеканщик художественных изделий может выполнять простые или более сложные работы:
- Чеканка простого орнамента на деталях художественных изделий, отлитых из алюминия, с применением простого чеканного инструмента.
- Изготовление подставок и подкладок: рам, ящиков, коробок, чашек, обручников и т.п. под изделия для чеканки.
- Очистка литья перед обработкой, зачистка вручную швов от сварки на деталях скульптурных произведений, выполненных из листового цветного металла.
- Отбел, протравка и промывка заготовок для чеканки, насмолка заготовок, заливка смолой емкостных предметов под чеканку.
- Подготовка смоленых гнезд под объемные художественные изделия.
- Разделка дефектных мест под заварку.
- Пересмолка чеканного полуфабриката с его промежуточным обжигом и отбелом.
- Чеканка и выколотка крупного растительного орнамента на простых художественных изделиях и архитектурном литье.
- Расчеканка контура расходниками различных фасонов и размеров.
- Разделка фона канфарниками.
- Проческа фона чеканными зубилами.
- Нанесение контура рисунка на металл при помощи канфарника.
- Чеканка мест крепления деталей художественных изделий при сборке.
- Подготовка металла или отливок под чеканку, выравнивание и очистка поверхности.
- Подготовка гипсовых форм для заливки баббитом и смолой.
- Зачистка сварных швов механическим инструментом.
- Отжиг листовой меди.
- Подготовка рисунка, разметка и перенесение его на металл.
- Чеканка и выколотка геометрического и растительного орнамента на художественных изделиях и их деталях средней сложности и архитектурном литье.
- Чеканка неответственных мест барельефов, настольной скульптуры.
- Разметка, выколотка деталей средней сложности из листового металла.
- Подготовка выколоченных деталей к отварке.
- Заготовка деталей каркаса по готовым размерам.
- Чеканка и выколотка на сложных художественных изделиях с самостоятельным раскроем, подсадкой и вытяжкой листового металла и модели.
- Чеканка многоплановых рельефных и горельефных скульптурных изображений, орнаментов геометрических и растительных форм с пересечением плоскостей рельефа (с поднутрениями) на плоскости и на объемных предметах сложной конфигурации.
- Чеканка на архитектурно-декоративном литье многопланового растительного и геометрического орнаментов и шрифтов с подъемом рисунка от 1 до 3 см, объемных скульптурных горельефов и барельефов.
- Расчеканка контура по тыльной стороне заготовки с выколоткой рельефных деталей узора.
- Чеканка изделий с мелким (дробным) рельефом.
- Обработка и чеканка сварных швов в соответствии с фактурой модели.
- Чеканка на особо сложных художественных изделиях многопланового, растительного и геометрического орнаментов и шрифтов, частей объемной скульптуры, портретных фигур в сложной композиционной позе со сложной фактурой; горельефов и барельефов, насыщенных скульптурными изображениями.
- Выколотка, вырубка и чеканка из листового цветного металла особо сложных скульптурных произведений и деталей архитектурной лепки (гербов, орденских знаков, растительного и геометрического орнаментов) с подъемом рисунка от 3 до 5 см и торсов к особо сложным портретам и декоративным фигурам.
- Чеканка, выколотка и монтаж отдельными блоками уникальных и выставочных художественных изделий и деталей архитектурной лепки: портретных барельефных, горельефных и контррельефных изображений с детальной проработкой фактуры.
- Чеканка горельефов, барельефов, художественно-декоративного литья и кокилей с изображением орнамента и фигур.
- Дифовка портретных изображений, вырубка и чеканка из металла особо сложного растительного и геометрического орнаментов с подъемом рисунка более 5 см и отделкой фактуры.
РазвернутьСвернуть