Подготовительный этап
Для того чтобы всё-таки выкрутить болт или любой другой крепёж с резьбой для начала необходимо подготовить его. Данный этап можно уложить в 4 шага.
Разберём подробнее каждый из них:
- Удалите ржавчину или загрязнение – это самый первый шаг, так как не очистив загрязнение, вы элементарно не доберётесь до резьбы.
- Постучите по болту – стуки должны быть сильными. Это способствует разрушению окислого слоя. Как только вы почувствуете, что болт начал сходить с места – старания можно прекратить.
- Нагрейте болт – данный этап достаточно опасен, так как он заключается в прямом воздействии открытым огнём на болт. Для нагрева подойдёт горелка, паяльник или ацетиленовый резак. Во время нагревания ржавчина удаляется из отверстия и ход крепежа становится свободным.
Используйте специальные средства – речь идёт от специальных спреев от ржавчины или о средствах, которые имеют высокую текучесть. Вещество хорошо пропитывает болт и довольно быстро помогает вытащить болт.
Единственный минус в том, что средство необходимо оставлять на несколько часов, для его улучшенной пропитки.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
- Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.
Вот такой саморез выкрутить уже сложно
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Как закрутить гайку на сорванную резьбу шпильки или болта?
Лучше конечно заменить, но не всегда желание совпадает с возможностью. Бывает резьба на конце подпорчена- стукнута, стянута, а дальше нормальная.
Есть несколько приёмов выхода из положения подручными средствами или «в полевых условиях».
При наличии напильника сточить градусов под 45 заход на резьбу.
Использовать прижимной рычаг, который прижимает гайку к резьбе с торца. Прижимаем и проворачиваем ключом. Главное чтоб гайка занимала ровное положение к шпильке, иначе может пойти не «по резьбе». Для рычага можно использовать большой ключ, пластину, черенок молотка. Закрепив выше шпильки верёвочкой, цепочкой, просто подсунув подо что-либо, и нажимая ниже. Иногда достаточно прижать торцом молотка, чтоб гайка «пошла».
Если «не колхозить», а действительно всё сделать качественно, то нужно приобрести вот такой набор плашек с воротком,
Сорванная резьба означает что её там нет (слизанные витки).
Прогонять резьбу гайкой, вариант не из лучших, большая вероятность того что сорвёте резьбу и на гайке (внутреннюю), придётся покупать метчик, или использовать ввёртыши.
Если пойти правильным путём, то зажимаем болт, или шпильку в тисках (проблемной резьбой вверх), резьбу чуть смазываем маслом и прогоняем её плашкой, затем гайку закручиваем, можно даже руками.
Если делать не правильно, то на гайку нужно приложить определённую нагрузку, что бы она пошла.
К примеру прижать кувалдой, болт (или шпильку) так же зажать в тиски.
Далее работаем рожковым ключом, гайка под постоянным давлением, давим и закручиваем.
Следим за ровностью ходом гайки, то есть перекосы, особенно на заходе, не допустимы.
НЕ НАЛЕГАЙ!
БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ
В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тысячи. Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, да и просто исправность во многом зависят от состояния крепежных элементов, в первую очередь — резьбовых.
Ненужного крепежа не бывает. Спросите опытных, каждый наверняка вспомнит что-нибудь на эту тему. Скажем, как, снимая панель, винтик потерял. Подходящего не нашлось и решил: не беда, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала сильно дребезжать, а там и спидометр «сдох». Осмотрели — оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишина в салоне — не только комфорт. Любой «дребезг» — это вибрации, а с ними шутки плохи.
Но такого рода «отказ» — сущий пустяк в сравнении с разрушением подвески, рулевого управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя немного шансов на благополучный исход. Приглядевшись к старым автомобилям, можно «вычислить» хозяина-оптимиста: в креплении одного из колес не хватает болта или гайки. Причина обычная — резьба сорвана. Покупать новую ступицу, заменять — вроде бы дорого, других забот полон рот, машина нужна «на ходу».
К счастью, бог дураков оберегает. Многим такое отношение сходит с рук. Но не всем. Колесо теперь закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, особенно у любителя скорости, оно словно дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Результат предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабеет — и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепеж.
КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ
Известно немало способов. Часто механик прикладывает к ключу непомерное усилие. Что поделаешь, не принято у нас пользоваться «моментным» ключом (исключения редки). Конечно, физические возможности людей не одинаковы, но сорвать резьбу М8, а тем более М6 и ниже под силу каждому. Особенно резьбы с мелким шагом, каких много, например, на «Волге». Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она «кончается» закономерно: витки деформируются, все больше сдвигаясь, и, наконец, срезаются. Поэтому во многих случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше заменять новыми.
Преждевременному износу резьбы и потере прочности способствует и ее затягивание «всухомятку», без смазки. Тем более, если смазку «заменяет» песок, пыль, грязь.
Наконец, неопытный человек способен испортить детали, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Результат невнимательности особенно печален, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях — блоке цилиндров или его головке, ступице колеса и т.д. Не все поддается простому ремонту.
И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ
Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтобы избежать их захода не по резьбе? Прием до смешного прост, хотя многие о нем не знают.
Допустим, вы вставили свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавно вращайте против часовой стрелки. Когда начало резьбы («заход») на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю миллиметра. Теперь, по-прежнему рукой — завертывайте. Идет легко? Значит, по резьбе. Дальнейшее — дело техники. Ключом воспользуемся, когда он действительно будет нужен: при окончательной затяжке. Этот прием особенно полезен, когда имеешь дело с мелкой резьбой большого диаметра. Например, при регулировке «схода» на «Жигулях». Резьба рулевых тяг и муфт М16х1, к тому же здесь и левая, и правая.
Если даже по резьбе винт или гайка завертываются туго, это почти наверняка дефект резьбы. Вероятно, ее, как говорят, уже «потянуло» — еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде случаев это легко проверить: гайка легко навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая требует ключа, значит, резьба уже смята. Когда иного выхода нет, стоит лишний раз прогнать резьбу: в отверстии — метчиком, на винте — плашкой. Если металла сняли совсем немного, резьба еще послужит. Много — детали лучше заменить.
Особое внимание винтовым домкратам. На винт и гайку возложена здесь, можно сказать, колоссальная ответственность — срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков чрезмерного износа резьбы в гайке (достается прежде всего ей) — явно возросшее усилие на рукоятке домкрата не только при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и искажения профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) — пользоваться таким домкратом по меньшей мере неразумно.
У крепежа испорчена грань
Самое время разобрать причины, которые приводят к тому, что вам необходимо прикладывать усилия к выкручиванию крепежа. Помните, что на то как быстро вы выкрутите болт влияет множество факторов начиная от места расположения, до материала, из которого изготовлен болт.
Разберём инструменты, с помощью которых можно выкрутить подобный болт:
- Острое зубило – его лучше использовать если сломался большой по размеру болт. К месту, где располагается головка болта, обязательно по касательной, требуется приложить зубило и ударить по конструкции молотком.
- Переставочный ключ – при помощи такого ключа вы можете плотно зажать метис и сдвинуть его с места, тем самым выкрутить. Лучше если ключ будет новым, так он может плотнее прилегать к головке.
- Накидной ключ – способен выполнить те самые функции, что и переставочный. Для осуществления этого метода вам понадобиться молоток.
- Ножовка для металла – с помощью этого метода вы можете создать надрез на головке для его лёгкого выкручивания отвёрткой. Вы можете создать как поперечный надрез, так и крестообразный.
Виды пружинных резьбовых вставок
Проволочные вставки для ремонта резьбовых отверстий имеют форму упругой спирали, витки которой формируют с внутренней стороны высокоточный ромбический профиль, который аналогичен профилю резьбы. Большинство продаваемых ввертышей имеют поводковый язычок, служащий для их ввинчивания в подготовленную приемную резьбу. После монтажа он легко отделяется по надрезу при помощи специального обламывателя.
Пружинные футорки имеют разное количество витков и соответственно разную длину, которая обозначается 1d, 1.5d, 2d и т.д., где d – диаметр спирали. Выпускаются также специальные виды вставок, например, для свечной резьбы или кислородных датчиков. На изготовление резьбовых вставок идет особо прочная высококачественная сталь, преимущественно нержавеющая, что позволяет получить надежную резьбу, устойчивую к износу, деформации и коррозии.
У крепежа испорчена резьба
Довольно популярная проблема, с которой сталкивался, наверное, каждый второй. Болт в таком случае просто прокручивается и не выходит наружу. В данном случае необходимо с помощью отвёртки подцепить и поднять болт.
Необходимо будет приложить усилия, так как всё не так просто и болт будет упираться.
Порядок действий при выкручивании болта с отломанной головкой
Резьбовые соединения становятся настоящим испытанием, когда в результате прикладывания силы отламывается головка болта. Если детали разъединить получилось, то демонтаж метиза не составит труда. Значительно больше времени и усилий потребуется, когда головка отломается, а крепеж так и не выступит из основания.
Порядок действий включает следующие пункты:
- Использование экстрактора соответствующего размера. Данные инструменты изготавливают из цилиндрического прута. Одна сторона металлической заготовки содержит конусную резьбу противоположного типа нарезки. Вторая сторона оснащена хвостовиком с квадратным сечением. Использование элемента возможно при условии предварительного засверливания болта. При этом диаметр должен быть на 3 мм меньше резьбы. Затем необходимо подобрать экстрактор и забить приспособление в готовое отверстие. Выкручивание болта с сорванной головкой производится аккуратным вращением хвостовика экстрактора.
- Отличным решением проблемы будет использование метчика с левой резьбой. Следует соблюдать точность диаметра, который должен соответствовать значению резьбы. Способ заключается в предварительном просверливании нового отверстия и нарезании новой резьбы. Подход будет сложным для тех, кто не знает, как откручивать слизанные болты. В результате все части сломанного болта будут удалены наружу.
Экстрактор
Данное приспособление специально разработано для откручивания прокручивающегося болта, удалить остатки сломанных крепежей или каких-либо частей, оставшихся внутри отверстий.
Принцип его работы заключён в просверливании отверстия по центру и последующее заклинивание отверстия экстрактором. То, как глубоко он размещается зависит то, насколько изношена шляпка и стержень, и то как воздействует коррозия на резьбу.
Разделяют несколько видов данного инструмента:
- Клинок;
- Стержень;
- В виде спирали;
- В виде винта.
Все методы и инструкции использования вы можете найти в инструкции к экстракторам.
Использование растворителей
Если болт окислился, и из-за этого не поддаётся выкручиванию – отличный выход воспользоваться растворителем. Он прекрасно очистить окисление.
Чаще всего с этой проблемой сталкиваются автомобилисты.
- Всё, что от вас потребуется – залить окислитель в отверстие с крепежом и подождать около часа.
- После этого вы можете очистить сверху болт и начать его выкручивать.
- Отличным вариантом будет, при возможности, поддеть отверткой шляпку.
Не забывайте про правила безопасности во время работ с опасными веществами.
Нагреть
Схватившийся крепеж греют обычным газом из баллона. | Фото: youtube.com.
Если предыдущие способы не помогли, то пора приниматься за более эффективные мероприятия. Прежде всего, прикипевшие детали нужно нагреть, для этого используют газовую горелку. Если откручивают гайку, то греть нужно именно ее. А если болт – то факел пламени направляют на деталь, в которую он вкручен. При большом повышении температуры детали расширяются, из-за чего увеличивается зазор в резьбе.
Кроме того, при сборке автомобилей часто применяют фиксаторы резьбы. При нагреве они становятся текучими, «опускают» болт или гайку и тогда их легче отвинчивать.
Правила безопасности
На самом деле занятие выкручиванием сломанной резьбы – довольно-таки опасное занятие. Так как отверстие может быть не только сквозным, но ещё и труднодоступным.
Изучим основные правила, которых нужно придерживаться:
- Защитите кожу рук и лица – в такие вещества, как растворители, к примеру, входит много химических элементов. При смешивании они выделяют вещества, которые при близком контакте могут осесть на слизистую. В случае попадания на кожу человека, есть риск получения ожога. Будьте внимательны, если пользуетесь именно этим способом, так как капли могут попасть вам в лицо или в глаза.
- Пользуйтесь респиратором – запах, исходящий от едких веществ тоже может попасть в дыхательные пути, что тоже может нанести бесповоротный вред человеку. Но респиратор способен задержать запах.
- Надевайте очки – попав на слизистую глаза, пыль и крупинки химических элементов могут нанести ожог или повредить глаз. Тем более, на подготовительном этапе это вам очень поможет.
Если всё-таки пыль или краска попала куда-то, то следуйте следующей инструкции:
- Промойте место, куда попала пыльца. Если вы обнаружили уже глубокие повреждения – немедленно обращайтесь за медицинской помощью к специалистам.
- Если вы заглотнули пыль, то необходимо немедленно выйти из помещения на свежий воздух и попытаться откашляться. Обязательно промойте нос. Если вы начинаете чувствовать себя плохо или ощущаете боли в лёгких – немедленно вызывайте скорую и обращайтесь за помощью к специалистам.
Прежде чем приступать к таким манипуляциям, тщательно продумайте своё рабочее место и пути «отхода». Это необходимо в случае, если что-либо произойдёт. Вы сразу будете знать что именно вам делать и что откуда взять.
Полезные рекомендации
При выполнении работ стоит воспользоваться несколькими советами:
- Прежде чем прибегать к радикальным мерам, стоит осмотреть обратную сторону заготовки, в которую ввинчен шуруп. Возможно, острие крепежа выглядывает с изнанки. В таком случае его можно захватить пассатижами и постараться выкрутить изнутри.
- Приступая к делу, нужно убедиться, что вращение крепежа происходит в нужном направлении. Некоторые шурупы содержат обратную резьбу. В подобных ситуациях для решения задачи нужно производить вращения согласно часовой стрелке.
- Если после шурупа в заготовке осталась зияющая дыра, решить проблему можно, вставив сюда более крупный саморез. В качестве альтернативы стоит использовать болтовое соединение с гайкой.
- При извлечении шурупа одним из вышеуказанных способов вероятно образование всевозможных зазубрин и металлических заусенцев. Чтобы не пострадать в ходе выполнения работ, достаточно надеть на руки плотные перчатки, а глаза защитить очками.