Какая притирочная паста подходит лучше для клапанов двигателя


Притирочная паста для клапанов необходима для выполнения процесса их притирки. Эта процедура выполняется в случае замены клапанов на новые или при выполнении капитального ремонта двигателя. Существует два основных типа притирочных паст — самодельные и фабричные. Первый тип пришел к нам из далекого прошлого, когда подобные составы изготавливались из подручных материалов. Однако в настоящее время большинство автолюбителей и мастеров по ремонту авто пользуются заводскими пастами для притирки клапанов. На это есть две причины. Первая заключается в лучших эксплуатационных характеристиках фабричных средств, а вторая — в нежелании или невозможности произвести профессиональную притирочную пасту самостоятельно.

В настоящее время на полках автомагазинов реализуется широкий ассортимент различных притирочных паст. Они отличаются по своим характеристикам, зернистости, особенностям использования и, конечно же, по торговым маркам. В конце данного материала приведен список наиболее популярных подобных средств среди отечественных автолюбителей. Рейтинг не носит коммерческого характера, то есть, не рекламирует ни одно средство, а основан он лишь на отзывах автолюбителей.

Название пастыКраткое описание и особенностиРазмер упаковки, мл/мгЦена одной упаковки по состоянию на начало 2022 года, рублей
Притирочная паста «ВМПАвто Классическая»Средство предназначено для обработки клапанов как бензиновых, так и дизельных двигателей. Размер зерна пасты составляет 75…90 мкм, и в процессе работы уменьшается. Расход составляет 0,2 грамма на один клапан.40 грамм; 400 грамм; 1 килограмм150 рублей; 730 рублей; 1100 рублей
Притирочная паста «ВМПАвто Профессиональная»Паста предназначена для использования только в бензиновых двигателях. Размер зерна составляет 50…80 мкм. Время притирания — 2 минуты. Расход — 0,2 грамма на один клапан. Очень качественный состав.40 грамм; 400 грамм; 1 килограмм175 рублей; 900 рублей; 1300 рублей.
Притирочная паста «ВМПАвто Алмазная»Паста предназначена специально для использования в дизельных двигателях. Является профессиональным средством, которое может быть использовано в автосервисе. Расход аналогичный — 0,2 грамма на один клапан. Время притирания — 2 минуты.10 грамм; 40 грамм; 400 грамм; 1 килограмм115 рублей; 275 рублей; 1500 рублей; 1900 рублей.
Притирочная паста «ВМПАвтоФабо»Позиционируется как притирочная паста премиум класса, которую необходимо использовать как финишную после применения описанных выше средств. Обеспечивает бронзовое покрытие на тарелке клапана. Очень повышает компрессию двигателя.40 грамм220 рублей
Притирочная паста ABRO Grinding Paste GP-201Очень хорошее и недорогое средство для притирки клапанов на любых двигателях, как бензиновых, так и дизельных. В одной банке имеется два отделения, где расположены крупнозернистая (COARSE) и мелкозернистая (FINE) пасты. Средство очень популярно среди автолюбителей и мастеров.140 грамм180 рублей
Паста абразивная притирочная Done DealВ одной упаковке имеются два тюбика со среднезернистой и мелкозернистой притирочной пастами. С помощью данного средства можно обрабатывать любые клапана и их седла (посадочные места). Одна и вторая пасты могут использоваться как последовательно одна за другой, так и отдельно. Средство позиционируется как профессиональное, поэтому может быть использовано в автомастерских2×23 грамм300 рублей
Паста для притирки клапанов PermatexПритирочная паста Pernatex позиционируется производителем как универсальное средство, с помощью которого можно шлифовать не только клапана, но и другие детали, в том числе, покрытые хромом. Отлично удаляет заусенцы, грязь, отложения и прочее. Перед использованием состав необходимо смешать с водой для получения пастообразной консистенции.85 грамм530 рублей
Паста для притирки клапанов «Эффект»Двухкомпонентная притирочная паста. В одной упаковке имеются два флакона с черновой и чистовой пастой. На флаконах есть дозаторы, позволяющие удобно наносить средство на поверхность клапана. Эффективность работы пасты — средняя. Однако она имеет одно неоспоримое преимущество — низкую цену.2×86 грамм100 рублей

Что такое притирка клапанов и для чего она нужна?

В большинстве отечественных автомобилей, особенно старого образца, 1970–1991 годов, стоят четырёхцилиндровые, восьми клапанные двигатели. То есть, на каждый цилиндр приходится по два клапана – впускной, впускающий в камеру сгорания горючую смесь, и выпускной, выбрасывающий отработанные выхлопные газы в коллектор.

Клапан автомобиля, похож на гвоздь с широкой шляпкой, которой он и затыкает отверстие в камере сгорания. Шляпка или правильнее – тарелка клапана плотно прилегает своим краем (фаской) к седлу – кромке отверстия, в которое он установлен. Чем чище и ровнее края тарелки и седла, тем лучше клапан закрывает отверстие, а значит мощность двигателя, без потерь, направляется на движение поршней.


Со временем, края тарелки и седла покрываются копотью и нагаром, что нарушает герметичность камеры сгорания. Это отрицательно сказывается на мощности и экономичности двигателя, увеличивается расход масла.

Если не чистить регулярно клапана, то раскалённые выхлопные газы, рано или поздно расплавляют саму тарелку, приводя клапана в негодность, а следовательно и весь двигатель.

Так как процедура снятия головки двигателя довольно трудоёмкая, имеет смысл объединять работы, проводимые с её узлами и деталями. Например, при замене прокладки головки двигателя, можно заодно поменять маслосъёмные кольца на поршнях и почистить клапана.

Необходимость чистки определить визуально трудно, но есть простой способ понять насколько это необходимо. Нужно налить в камеры сгорания, прямо на тарелки клапанов, керосин или бензин и оставить их так на 12 часов. Если жидкость за это время вытекла, то это означает что она просочилась между тарелкой и седлом, а значит чистка и притирка необходимы.

В целом же, считается, что клапана нужно чистить и притирать каждые 50000 км пробега. Но и эта цифра неточная, так как играет роль манера использования двигателя, ведь он может работать при сильных, спортивных нагрузках, а может и в щадящем режиме на хорошем, чистом топливе.

Немного матчасти

Для тех, кто не в курсе, стоит пояснить, что клапаны находятся в головке блока цилиндров. Для каждого цилиндра имеется минимум два клапана (в большинстве автомобилей). Один клапан обеспечивает впуск топливно-воздушной смеси в цилиндр (камеру сгорания) из впускного коллектора, а другой – выпускает отработанные газы в выпускной коллектор.

Разумеется, открываются клапаны поочередно. Похожи клапаны на гвоздь. Головкой, которую еще называют тарелка, они обращены внутрь цилиндра. В закрытом состоянии головка клапана находится в седле и герметично закрывает камеру сгорания, прижимаясь к седлу рабочей фаской.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве ГРМ. Из этой статьи вы узнаете о назначении, принципах работы и других особенностях механизма газораспределения двигателя.

Способы притирки

Существует несколько способов притирки. Каждый имеет свои особенности, которые описаны ниже.

Ручные фрезы

Ручная фреза представляет собой палочку с присоской на конце. Процедура проста, как добывание огня. Резиновая присоска устанавливается на тарелку клапана, фаска тарелки и седло предварительно обрабатываются специальной притирочной пастой и начинается вращение полоски между ладонями – влево, вправо. На нормальный клапан, обычно уходит от 15, до 20 минут.


Применяют такой способ самые настоящие ценители раритетных авто, получая от этого процесса моральное удовольствие. При таком способе притирки невозможно испортить саму тарелку, шток клапана или седло. Визуально, после обработки фаска тарелки становится матовой, как и седло.

Станки

Существуют специальные мобильные станки для притирки клапанов. Применяют их профессиональные автослесари, в своих мастерских. Это устройства типа: VM1150, VM1200, VM1350, VM1500 или VM1600. Отличаются они размерами обрабатываемых тарелок и глубиной погружения. Есть также специальные стенды для притирки клапанов, типа Р-23.74, они способны обрабатывать сразу по 8 клапанов, и рассчитаны на самые разные модели автомобилей – от легковых до большегрузов.

Верстак и трубка с Т-образной ручкой

Трубка с Т-образной ручкой – ещё одно устройство используемое для бережной притирки клапанов раритетных авто. В данном случае на конце трубки имеется крепление для стержня, а за ручку производится вращение клапана в седле. Способ не терпит спешки и силы. Он снимает минимальный слой с хрупкой и тонкой тарелки клапана. Но времени при таком способе затрачивается довольно много.

Использование дрели

Использование электрической дрели – самый спорный способ в среде профессиональных автомастеров. При этом способе шток клапана зажимается в самом патроне дрели или через гибкий резиновый шланг. Дрель при этом должна быть реверсивной, с возможностью вращать шток в обе стороны на сверхмалых скоростях. Несомненно, данный способ значительно сокращает время на притирку – на один клапан уходит от 1 до 2 минут. Но есть риск поцарапать тарелку или седло, оставить на них глубокие царапины или вообще, сломать шток клапана.

Важно! Выполнять притирку с помощью электрической дрели могут только профессионалы, на глаз способные определить качество и обладающие твёрдой рукой, привычной к работе с данным инструментом.

Зачем притирать клапана?

Притирка представляет собой разновидность полировки, когда абразивные частицы, попадая между деталями разной твёрдости, внедряются в более мягкий материал. В результате чистота поверхности более твёрдого изделия в паре трения возрастает. Притирочные составы широко используются в практике авторемонта для получения правильного сопряжения угловых размеров клапана и седла. У правильно притёртых клапанов площадь поверхности контакта увеличивается примерно вдвое.

Качественная притирка клапанов решает, таким образом, две задачи:

  • Создаёт лучшее уплотнение между клапаном и головкой, что предотвратит выход газов во время такта сжатия.
  • Предотвращает подгорание клапанов, поскольку увеличенная площадь контакта обеспечивает лучший отвод тепла от клапанов к головке.

Притирка реализуется нанесением специального состава – притирочной пасты для клапанов — на края клапанов с последующим их вращением по головке.

Какую притирочную пасту использовать?

На заре автомобилестроения для притирки клапанов использовалась пыль от алмазных кругов, смешанная с машинным маслом. На сегодняшний день данные смеси заменяются разнообразными пастами для притирки. Отличаются они содержанием абразивных элементов, размеров фракций и соответственно ценой.

Выбирается паста в зависимости от степени загрязнения, качества и марки металла клапанов, года выпуска и модели двигателя. Также имеет значение способ притирки – ручной или механический.

Немаловажный фактор выбора пасты – это опыт мастера. К примеру, новичок, используя крупнозернистую пасту, может легко испортить клапан или седло. Поэтому для начинающих мастеров рекомендуется применять мелкозернистую пасту, при этом на притирку таким средством времени уходить будет больше.

В автомобильных магазинах для первичной притирки продается крупнозернистая паста под названиями «Классическая» или «Алмазная». Для финишной притирки используется паста «ФАБО» – финишная антифрикционная безабразивная обработка. Эта паста продаётся в комплекте из двух тюбиков, с крупными фракциями и шлифовочная.

Существуют и многофункциональные пасты типа «ABRO Grinding Paste GP-201». Ей можно не только шлифовать клапана, но и очищать металлические детали от ржавчины и даже использовать для заточки режущих инструментов, например, рубанков. Её цена намного ниже специальной «ФАБО», так что, как говорится, в хозяйстве пригодится.


Пасты «PERMATEX» или «Done Deal» используются также для полировки хромовых деталей, так как в их составе не технический алмаз, а карбид кремния.

Важно! Перед покупкой пасты, нужно внимательно прочитать её состав и спектр применения.

Если ремонт застал водителя без пасты, а притирку отложить невозможно – двигатель уже разобран, можно смешать с маслом абразив счищенный с обычной, мелкой шкурки, а для финишной полировки использовать пасту Государственного Оптического Института или более известную под названием, паста ГОИ.

Как самостоятельно приготовить ПП

Как самому сделать притирочную пасту. Ниже мы рассмотрим 2 основных рецепта, которые доказали свою эффективность на практике.

Рецепт #1

Для приготовления понадобятся следующие предметы:

  • Пластиковый контейнер с широким горлышком. Оптимальный объем емкости – 200-400 мл.
  • Моторное масло низкой вязкости. Не рекомендуется использовать жидкие сорта масла – в этом случае качество смеси будет низким и обработка превратится в мучения.
  • Несколько точильных камней (2 и более). Абразив должен быть в порядке. Форма камня может быть любой: круг, квадрат, прямоугольник, овал.
  • Большой белый лист (А5 или А6). Бумагу кладут на верстак или стол (даже на самом чистом столе могут быть микрочастицы мусора или пыли).
  • Чистый рабочий стол или верстак. Перед работой стол рекомендуется вымыть и просушить. Это предотвратит попадание воды или сторонних компонентов в смесь.

Чтобы приготовить пасту для притирки, положите чистый лист бумаги на рабочий стол или верстак. Затем поместите первый камень сверху. Возьмите второй камень в руку и сделайте их прогрессивными и верните движения по первому камню. В результате у вас получится абразивная крошка, необходимая для приготовления пасты. Натереть камень о камень нужно совсем немного – не более 2 минут. После этого аккуратно возьмите в руку лист бумаги, пересыпьте крошку в пластиковую емкость. Залейте в емкость машинное масло (пропорция масла к крошке – один к одному). Хорошо перемешайте смесь до образования однородной кашицы. Притирочная паста готова: ее можно наносить на двигатель.

Рецепт #2

Также давайте рассмотрим альтернативный рецепт ПП. Нам потребуются все те же элементы, что и в предыдущем случае: белая бумага, пластиковая емкость, масло, стол или верстак. Единственное важное отличие – вместо бруска нужно использовать строительный кирпич. Вместо полнотелого кирпича можно использовать его куски (правда, у таких кусков должны быть ровные края). Алгоритм приготовления притирочной смеси будет практически идентичным:

  1. Стол очистите от пыли, вымойте и просушите. Затем положите на стол белый лист бумаги.
  2. Положите кирпич на лист бумаги. Возьмите второй кирпич в вторую руку.
  3. Теперь нужно получить сколы кирпича – для этого натрите первый кирпич вторым кирпичом.
  4. Кирпич следует резать не более 2-3 минут – за это время должно образоваться необходимое количество крошки.
  5. Отодвиньте кирпичи в сторону, аккуратно возьмите лист бумаги, пересыпьте крошку в пластиковую емкость.
  6. Залейте крошки машинным маслом 1: 1 и перемешайте до получения однородной массы.

Проверка качества притирки

Как уже упоминалось, только профессионал сможет на глаз понять, насколько качественна была проведена притирка клапанов. Но даже они, проверяют притирку тарелки с седлом с помощью керосина, бензина или просто солярки. Для этого головка цилиндров устанавливается строго горизонтально на ровной поверхности, а в цилиндры наливается жидкость. Если через 12 часов в одном из цилиндров уровень керосина значительно уменьшился, придётся повторить притирку обоих клапанов ещё раз. Если клапанов в цилиндре 4, то есть 2 впускных и 2 выпускных, то притирку надо будут повторить на всех 4.

Есть мнение, что притирку клапанов, нужно делать не только после 50000-60000 км пробега, но и на новых автомобилях. Понятно, что процедура не требуется на бюджетных седанах или других обычных машинах. Но она обязательна, на спортивных болидах, так как там, играет роль, каждый кПа компрессии, каждая лошадиная сила. Так что, при подготовке спортивного автомобиля к гонкам, без притирки клапанов не обойтись. И вот тут проверка заключается не только в визуальном или керосиновым тесте, но и на гоночном треке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]