Листы алюминия, как стойкого к коррозии, пластичного и прочного материала, широко применяют в разных областях производства. Отсутствие ржавчины, малый вес, способность принимать при обработке самые сложные формы, долговечность, устойчивость к низким и повышенным температурам, пожаробезопасность — преимущества материала. Рифленый алюминий используют в автомобиле-, авиа-, судостроении, производстве бытовой технике, архитектуре и дизайне.
Алюминиевый лист с рифлением
Алюминий — легкий, устойчивый к коррозии металл, получил популярность в домашнем хозяйстве и на промышленном производстве.
Физические свойства металла:
- плотность — 2,7г/см3;
- пластичность;
- удельное сопротивление 0,027 Ом • мм2/м;
- теплопроводность 203,5 Вт/м • К;
- температура плавления 660ºС.
Благодаря небольшому весу алюминиевые листы предпочтительнее стального проката в реконструируемых и ремонтируемых зданиях, так как алюминий дает меньшую нагрузку на фундаменты и другие опорные конструкции.
Пластичность и низкая температура плавления дают возможность легкой обработки металла и придания изделиям сложных форм. Отсутствие хрупкости при сверхнизких температурах расширило область применения до криогенной технологии.
На производствах, связанных с образованием горючих и взрывоопасных газов алюминий применяется как искронедающий материал в конструкциях полов, панелей, ограждений кабин подъемно-транспортного оборудования.
Свойство проводить тепло у алюминия в 3 раза выше, чем у стали, оно широко используется в теплообменниках с высокими и низкими температурами, а также кухонной посуде, кондиционерах.
Электропроводность его менее, чем у меди, но за счет меньшего удельного веса он проводит в 2 раза больше электроэнергии, чем медный провод при равенстве весов. Эта характеристика используется в токопроводах, трансформаторах, линиях высоковольтных электропередач.
Сплавы с другими металлами
Пожалуй, единственное негативное качество алюминия — малая прочность, но современная металлургия нашла способ преодоления этой характеристики: сплавы с медью, магнием, марганцем, хромом, кремнием, другими металлами сопоставимы по прочности с некоторыми сортами стали.
На поверхности алюминиевых изделий образуется оксидная пленка. Благодаря ей металл проявляет уникальные антикоррозионные качества. Совместно с никелем и железом защита ослабевает , в соединении с марганцем — увеличивается. Стойкость к коррозии расширяет возможность применения алюминиевых конструкций и изделий в химпромышленности, транспортировке агрессивных жидкостей. Контакт с галогенами, хлором и бромом, слабой азотной кислотой, щелочами, ртутью, ведет к разрушению оксидной защиты.
Наличие защитной пленки усложняет проведение сварки, ее выполняют вольфрамовыми электродами, а саму процедуру ведут среде инертного газа.
Алюминий не образует вредных для здоровья людей соединений, не участвует в метаболизме теплокровных существ, а потому широко применяется в изготовлении упаковок долговременного хранения пищевых продуктов.
Чистый алюминий обладает малой прочностью и пластичен, практически во всех сферах производства и быта используются сплавы, а листы из сплавов подвергают рифлению — наносят объемный рисунок, придающий противоскольжение и декоративность.
Какие бывают марки алюминиевых листов
Листы из алюминия отличаются друг от друга по целому ряду свойств и характеристик. Ключевую роль занимают прежде всего такие позиции, как способ обработки, состав сплава и форма изделия. Существует множество марок алюминиевого листа, но условно всех их можно разделить на два основных типа:
- листы, которые изготавливаются из первичного алюминия марки А0 (состав сплава данной марки регламентируется соответствующим ГОСТом, доля алюминия в нем составляет 99%), – такой сортамент не содержит в себе токсических веществ;
- листы, которые изготавливаются из технического алюминия марки АД, путем добавления меди, марганца, цинка, магния и прочих химических элементов – чаще всего именно такой материал применяется для отделки салона и кузова автомобиля.
В маркировку алюминиевых листов в обязательном порядке должна включаться следующая информация:
- каким способом был изготовлен сортамент;
- как обрабатывалась поверхность материала;
- какой формы лист и каковы его размеры.
В целом, основополагающими факторами при выборе алюминиевого листа для тюнинга авто будут именно размеры изделия, а также его вид.
Источник
Нормативы по рифленому алюминию
Для производства листа используют не лабораторной чистоты алюминий алюминий, а сплавы. Наличие в составе листа различных легирующих добавок (медь, магний, марганец, железо, кремний, титан, хром, цинк, другие элементы) без потери положительных качеств дополнительно упрочняет и дает возможность соединения сваркой. Все характеристики изделия из рифленого алюминия зависит от марки прописаны в ГОСТ 21631-76.
Немного о сплавах
Первый сплав алюминия, произведший революцию в самолетостроении, назван по немецкому городу Дюрену, где была начата его промышленная выплавка — дюраль или дюралюминий.
В сплав дюраля входят медь (2,2-5,2%), магний (0,2-2,7%), марганец (0,2-1%), изделия из него используются в авиации, транспорте, космических технологиях. После закаливания дюралюминий в 7 раз становится прочнее алюминия лабораторной чистоты, при весе в 3 раза меньше стали.
АМг2
Наибольшей коррозионной стойкостью, прочностью, пластичностью и возможностью сварки характеризуется сплав алюминия с 2-4% магния АМг2. Листы обрабатывают разными методами, используют в строительстве, технике, автотранспорте.
АМц
Соединение с марганцем (до 1,5%) обеспечивает антикоррозионную стойкость к коррозии и пластичность, обуславливает применение материала для внутренних и наружных облицовок в кораблестроении, химическом производстве, и изготовлении продуктов питания.
ВД1
Алюминий, легированный медью (2-5%) и магнием (0,4-1,6%). Отличается высокой прочностью и вязкостью, антикоррозионностью при обработке плакированием. Применяется в авиа- и автомобилестроении, строительной индустрии.
Силумин — алюминий, легированный кремнием (4-13%, иногда до 23%) для изготовления сложных по форме изделий для авиа- и автостроения.
ГОСТ 21631-76 диктует характеристики, размерный ряд, маркировку, способ и качество обработки поверхности.
Горячий и холодный прокат
Алюминиевую рифленку производят методом горячего или холодного проката с дальнейшей обработкой или без нее.
Горячий прокат состоит в отжиге крупноразмерных слитков в шахтной печи для приобретения металлом однородной структуры, и последующем пропуске между парными цилиндрическими валами с уменьшением просвета между ними и одновременным нанесением рельефа. Горячим способом получают листы толщиной свыше 3 мм. Недостаток горячекатаной продукции — неравномерность геометрических размеров.
Технология получения горячекатаного рифленого алюминия включает 5-ть операций:
- Из сплавов, полученных путем легирования алюминия, отливают слитки весом в 3-8 т.
- Заготовки транспортируют в шахтную печь, где в течение 4-5 часов проводится гомогенизирующий отжиг при температуре 20-40ºС для получения металла с однородной структурой.
- Подготовленные слитки направляют в прокатные станы с попарно установленными цилиндрическими валками с рельефом, причем зазор между ними постепенно уменьшается, придавая листу нужную форму и рельефный рисунок.
- Полученные листы проходят термообработку (отжиг) для снятия внутреннего напряжения.
- Окончательная отделка листа заключается в шлифовке, обрезке по заданным размерам, нанесению покрытий.
Холодный прокат получают без предварительного нагрева на более мощном оборудовании. Листы получают постоянную геометрию с четким рисунком рифления. Прокатную продукцию термообрабатывают для снятия внутренних напряжений в металле, затем листы шлифуют и нарезают под заданные размеры.
Плакирование
Рифленые алюминиевые листы для противокоррозионной защиты плакируют — покрывают слоем чистого алюминия, особенно дюралевых сплавов, процесс проводится частично.
Гостом устанавливается маркировка плакирования:
Качество плакирования | % толщины плакирования от толщины листа | Маркер |
Техническое (образует защиту от микротрещин) | 1,5% при любой толщине | А |
Нормальное | 4% при ρ≤ 1,9 мм 2% при ρ≥1,9 мм | Б |
Утолщенное | 8% при ρ≥ | У |
у листов без покрытия маркировка отсутствует.
Определение алюминиевого листа, его разновидности и технические характеристики
Алюминиевый лист представляется собой полуфабрикат, который изготавливается из алюминия, а иногда и с добавлением других металлов, путем горячей деформации с последующей холодной обработкой. Из главных конкурентных преимуществ сортамента, определяющих его применение при обшивке кузова и салона автомобиля, можно выделить следующее:
- устойчивость к появлению коррозии;
- возможность дальнейшей механической обработки;
- хорошая переносимость минусовых температур;
- устойчивость к суровым погодным условиям;
- умеренная прочность материала;
- стильный внешний вид.
Обработка
Различают виды обработки:
- Термическая или ее отсутствие, продукция без термообработки не имеет маркера, термообработанные ( или отожженные) листы получают литеру «М» в марке. Весь ассортимент марок алюминия, кроме ВД1, возможно подвергать отжигу.
- Процедура отжига применяется для устранения избыточной прочности листа, которую он может приобрести при обработке.
- нагартованный (Н)- с уплотненным специальными машинами или дробеструем внешним слоем;
- полунагартованный (Н2) — с меньшей степенью уплотнения;
Нагартованный или полунагартованный металл под действием высокого давления в низкотемпературной среде упрочняется при частичной потере пластичности. При более сильном давлении достигают высокой степени упрочнения.
Изделия из нагартованного материала нельзя сваривать или гнуть из-за возможности возникновения трещин, но они применяются в высокопрочных строительных конструкциях.
Полунагартованные листы сваривают и гнут.
Закалка и состаривание
Закалка дает рифленым алюминиевым листам дополнительную прочность на разрыв. Технология состоит в резком охлаждении после высокотемпературного воздействия:
- закаленный и естественно состаренный лист получает литеру «Т», процесс естественного состаривания занимает 4-5 суток без термической обработки;
- закаленный и искусственно состаренный — «Т1», старение производится принудительно, при t= 150ºC за несколько часов;
- нагартованный после закалки и искусственного состаривания — «ТН».
Качество отделки поверхности
Рифленый алюминиевый лист может иметь:
- высокую отделку с обозначением «В»;
- повышенную отделку — «П»;
- обычную отделку, которая не маркируется.
Высокая отделка предполагает использование в качестве сырья для производства рифленых листов алюминия марки А7; А6; А0; АД00; АД0; АД1; АД; сплавов марки АМц; АМг2. Повышенная и обычная отделка не имеет требований по марке металла или сплава.
Фактура поверхности листа может быть глянцевой и матовой.
Технология изготовления рифленых листов из алюминия
Независимо от того, какое количество рифлей находится на листе, все они производятся по идентичной технологии проката: горячекатаным или холоднокатаным станком. Первый способ изготовления применяется в тех случаях, когда необходимо сделать изделие, толщина которой 3-4 мм. если же требуется тонкий лист, то используется холоднокатаный прокат.
Процесс происходит следующим образом:
- ранее заготовленные слитки алюминиевого сплава массой 2-3 тонны проходят через подготовительные операции;
- материал помешает в станок, где проходит прокат изделия и на выходе получаются рифленые листы;
- затем заготовка подвергается термообработке и отделочным мероприятиям.
Но не все сплавы подвергаются термообработке. Так, сплав магния и алюминия не требует термического воздействия. используется другой способ холодной обработки: нагартовка. За счет ее проведения увеличивается прочность материала.
Типы рифления
По типу рифлей чаще всего встречаются схемы:
- чечевица (также известна под названием даймонд или алмаз) — самое простое рифление из параллельных рядов выпуклостей с перпендикулярным направлением друг к другу;
- дуэт — полосы парных рифлей;
- квинтет (от латинского квинта — 5) — группы из 5 рифлей также с перпендикулярным направлением дру, образуют шахматный рисунок.
Тип рифления влияет на прочность, так как выступы рифлей играют роль ребер жесткости, и придает эффект антискольжения: лист рифленый квинтет обладает им в наибольшей степени, поэтому пользуется большей популярностью при изготовлении различных горизонтальных поверхностей — площадок и ступеней лестниц, пандусов, легких перекрытий. Тип рифлей сказывается на стоимости листа, более сложное рифление дороже.
Сортамент
Размерный ряд листов:
- по толщине от 0,3 до 10,5 мм;
- по ширине от 0,6 до 1,8 м;
- длине — до 7,2 м.
Высота возвышения рифли над поверхностью листа не входит в нормируемую толщину листа. Наибольшим спросом пользуются листы толщиной до 3 мм и длиной до 3-х м при ширине в 1,2 м. Все такой панели позволяет транспортироваит ее одному человекую
Чтобы определить вес одного изделия надо вычислить усредненную толщину листа с учетом высоты рифли, умножить на длину, ширину листа и объемный вес. Объемный вес в зависимости от марки сплава приводится в справочниках и составляет от 2,7 до 2,81 г/см3. Масса одного листа составляет от 15 до 40 кг.
ГОСТом также нормируется точность геометрических параметров и тщательность обработки краев плит.
Квинтет или Galaxy
Лист рифленый квинтет отечественного производства имеет внешнее сходство с аналогом из Сербии преимущественно под торговой маркой Galaxy. Главные отличия российского листа от импортного состоят в более низкой цене и высокой ударной прочности.
Обшивка кузова алюминием
Электролобзик с полотнами по металлу
Здесь приведено описание процесса изготовления накладных панелей из рифленого алюминия на кузов УАЗА31519.
Встречаются три металлиста. Первый говорит: — Мужики, я вчера квартиру купил, я ее уже всю металлом внутри украсил — МЕТАЛЛ. — А я вчера машину купил, всю машину металлом облепил — МЕТАЛЛ. — А я вчера лягушонка купил! Те двое в недоумении. — Я его в аквариум посадил и воду туда налил! — Ну и че такого. — Он там икру МЕТАЛ.
Предпосылки для этого следующие: — укрепить капот для того чтобы по нему стало возможно ходить; — защитить бока от повреждений ветками; — залатать дыры в нижней части дверей; — придать УАЗАВРу более внедорожный вид. Из всего списка последний аргумент был самым сильным. Вычитав на УАЗБУКе адрес фирмы Алрос , продающей алюминиевый профнастил, отправился туда. Лист рифленый «Квинтет» 1.5 мм толщиной размером 1.2х3 метра обошелся в 1750 рублей (12.03.04). Самым трудным оказалось довезти лист домой, поскольку при движении выше 60 км/ч лист пытался оторваться вместе с багажником. Можно порезать лист на месте, но на тот момент я не знал даже ориентировочных размеров. Солнечным субботним днем пошел снимать размеры с УАЗАВРа. Лист резал электролобзиком — получается очень легко и аккуратно. На рынке вместо полотен по металлу мне втюхали полотна по дереву, но проблем при резке не было. Лист клал на резино-битумную мастику BODY 930 ( по уазбуке ) — надеюсь, что влаги между листом и кузовом будет меньше. Листы крепил заклепками диаметром 4 мм(длиной 10 и 8 мм) с шагом около 15-20мм по краю и несколько заклепок по центру листа. В результате УАЗАВР действительно приобрел более боевой вид. Однако если прыгнуть на капот, он все равно проминается — зато ходить стало спокойнее. В планах: закончить обшивку УАЗАВРа по всему периметру (по низу) и застелить настилом пол в салоне.
Источник
Рифленый лист квинтет
Базовые характеристики рифленого алюминия квинтет:
- Малый вес, снижающий нагрузку на каркас и фундаменты зданий, сооружений, оборудования.
- Коррозионная стойкость.
- Эффект антискольжения исключает проскальзывание обуви на мокром покрытии.
- Отсутствие вредных выделений, безопасность для людей.
- Устойчивость к большинству агрессивных сред.
- Искробезопасность.
- Устойчивость к низким и высоким температурам без потери прочности.
- Долговечность.
- Эстетическая привлекательность.
- Высокое светоотражение.
Где применяют
Алюминиевый квинтет используют в машиностроении для выполнения защитных кожухов различных механизмов, применяют в ограждении кабин лифтов, кранового оборудования, съемных перекрытий. В судостроении квинтет можно увидеть на трапах, внутренней обшивке машинных отделений кораблей. В промышленных холодильниках из листов с рифлением квинтет изготавливают покрытие пола: рифли отлично удерживают движущиеся тележки и не дают проскальзывать обуви персонала.
При строительстве легкие алюминиевые рифленые листы квинтет незаменимы в сооружении площадок и ступеней металлических наружных и внутренних лестниц для эвакуации персонала или осмотра оборудования, различных переходных площадок, пандусов, мостов. Квинтет необходим во взрывоопасных производствах, так как он искробезопасен. Для использования на пищевом производстве и фармакологической промышленности есть особая марка квинтета АД1Н.
Любители тюнинга личных автомобилей квинтетом обшивают кузова и багажники, а в общественном транспорте пол из квинтета обеспечит безопасность пассажиров зимой, когда на обуви снег и наледь.
Рифленый алюминий также используют для облицовки фасадов, ландшафтного дизайна — веранды, беседки, причалы, рекламных конструкций, лестниц, пандусов.
Преимущества и недостатки проката представленного типа
Алюминиевые листы лучше поддаются обработке. То есть, из них можно создавать каркасы практически любой формы. Варить листы Квинтет тоже легко и приятно. Тем не менее, изделия получаются довольно крепкие, благодаря рифленой поверхности. Они прекрасно выдерживают вес человека.
Из алюминиевых листов Квинтет можно создавать каркасы практически любой формы
Еще одна положительная черта – это то, что лист не искрит при ударе о нем камнями или металлическими предметами. Кроме того, на нем не появляется ржавчина, а весит материал немного. Внешний вид изделия определяется как солидный и презентабельный.
Алюминиевые листы Квинтет долговечны и не портятся под действием атмосферных осадков. В основном их используют для создания противоскользящий покрытий разного рода. Он активно применятся для создания лестниц, производственных помещений и пандусов. Тем не менее, и для тюнинга транспортных средств, и для декоративной отделки помещений он идеален.
Алюминиевые листы Квинтет лучше поддаются обработке
Также читайте материалы:
Несмотря на то, что в сравнении с черными металлами алюминий является цветным металлом, и, соответственно, стоит дороже, он очень популярен. Листы из него имеют отличные эксплуатационные свойства и выглядят восхитительно. Напольное покрытие, произведенное из них, служит долго.
Недостатков у продукции немного. Основной из них – быстрое появление деформации при резком механическом воздействии. Также, если будет осуществляться длительное давление на один участок листа, может появиться углубление в нем.
В основном листы Квинтет используют для создания противоскользящий покрытий разного рода