При обработке земли одна из самых утомительных операций — ее вспашка и подготовка к посеву. При наличии техники — мотоблока или минитрактора — все можно переложить на них, но для вспашки нужен плуг. Купить готовый — слишком затратно. Цены на готовые изделия немалые. Чтобы сэкономить, можно сделать плуг своими руками. Причем есть два пути. Первый: делать самостоятельно все полностью. Это сложный путь — форма у частей плуга нелинейная, с изгибами определенного радиуса, а гнут толстый металл в домашних условиях очень сложно. Второй путь — купить готовые корпуса, а раму и все остальные вспомогательные части собрать самому. Это уже более простой вариант, с которым справитсяотносительно несложно.
Самодельная раму для плуга на минитрактор
Двухкорпусный самодельный плуг на минитрактор
Установка опорного колеса
Размеры
Размеры разных видов плуга могут различаться. Можно рассмотреть параметры деталей на примере поворотного экземпляра. Учитывается, что поворотный вид такого приспособления собирается из следующих оснований:
- боковой вертикальной детали полозка;
- горизонтальной плоскости снизу полозка;
- передней отвальной части.
Самым производительным принято считать плуг, у которого режущий край снизу зафиксированного лемеха находится на 20 мм ниже нижней части полозка, расположенного горизонтально. Еще одной верно выстроенной частью плуга является сопоставление режущего края на боку зафиксированного лемеха с режущим краем сбоку отвала. Лемех и отвал не должны выдаваться больше чем на 10 мм за границы вертикальной плоскости сбоку полозка.
Есть и еще один важный нюанс – скрепление фронтальной плоскости лемеха отвала без видимых щелей и зазоров, и в одинаковой плоскости. Если рассматривать эти детали подробней, то они должны быть хорошо отполированными и, как зеркало, отражать любые поверхности. Не должно быть выдающихся элементов крепежа ни при каких условиях. Как только плуг возвращается с земельных работ, его желательно почистить от осевшего грунта и посторонних частиц. Элементы, прошедшие полировку, надо полить маслом или промазать солидолом. Далее механизмы нужно растереть при помощи ветоши. Таким образом удастся уберечь конструкцию от агрессивных внешних воздействий, которые могут привести к образованию коррозии на поверхности плуга.
Что касается 4-й правильно выстроенной конструкции – к ней относится ровная фронтальная поверхность лемеха, которая составляет с плоской частью конструкции плуга угол в 20 градусов. Он будет равняться углу, расположенному в задней части выставленного лемеха. Режущие боковины-кромки лемеха и отвала так же будут иметь уголки в 20 градусов с основаниями сбоку борозды. Притом кромка, расположенная на боку отвала, может быть слегка закругленной.
Модель оборотного плуга
В первую очередь, их отличает непосредственно форма лемеха, который по внешнему виду напоминает перо птицы. За счет того, что у него загнута верхняя часть, грунт имеет возможность переворачиваться. Подходит для обработки сложных грунтов.
Название свое такой вид плуга как получил исходя из своеобразной обработки почвы. Он как будто оборачивает ее. Такая техника удобна для больших длин.
Размеры плуга
Поворотный плуг поворотного типа состоит из трех основных плоскостей:
- Боковая вертикальная плоскость полозка.
- Нижняя горизонтальная плоскость полозка.
- Передняя отвальная плоскость.
Если после демонтажа отвала и лемеха плуг положить сверху на стол, вплотную при этом прижатый к стене, и придвинуть его боковую плоскость к вертикальной стене, то крышка стола совпадет с горизонтальной нижней плоскостью полозка, а вертикальная стена с вертикальной боковой плоскостью полозка.
Хорошим считается тот плуг, у которого нижний режущий край установленного лемеха на 20 миллиметров ниже горизонтальной нижней плоскости полозка.
Второй правильной конструкцией плуга является сопоставление бокового режущего края установленного лемеха по прямой с режущим боковым краем вашего отвала. Также отвал и лемех не выступают более 10 миллиметров за вертикальную боковую плоскость полозка.
Третьим правильным условием является соединение рабочей передней плоскости лемеха к отвалу без зазора и в одной плоскости. Они в идеале должны блестеть как зеркало, соответственно быть хорошо заполированными и не должны торчать выступающие крепёжные элементы.
После того, как плуг вернулся с работы на участке, его рекомендуется очистить от грунта и сторонних предметов, отполированные части полить маслом или смазать солидолом, потом растереть ветошью. Это позволит защитить поверхность от воздействий окружающей среды и коррозии.
Четвёртой правильной конструкцией является тыльная ровная поверхность лемеха, составляющая с плоской стороной установки вашего плуга угол в 20 градусов, который равен заднему углу монтированного лемеха.
Режущие боковые кромки отвала и лемеха также имеют задние углы в 20 градусов с боковой поверхностью борозды, при этом режущая боковая кромка вашего отвала может иметь закругление.
Однокорпусная модель плуга
Такие модели имеют наиболее простую конструкцию. Рассматривая фото самодельного плуга, относящегося к категории однокорпусных, можно заметить, что в его состав входит только лемех.
Подходит исключительно для грунтов, которые являются легкими. Для работы на целине или, например, для сложной почвы его использование невозможно.
Существует также тип плугов, состоящий из двух корпусов. Выглядят они в виде двух рам, которые скреплены, и увенчана такая конструкция также лемехами.
Такой вид осуществляется не только вспахиванию, но и боронует почву. При этом качество обработки почвы значительно возрастает.
Как правильно настроить плуг на мотоблоке? Пашем просто, быстро и легко.
Став счастливым обладателем мотоблока той или иной марки мы сталкиваемся с проблемой выбора плуга и сопутствующих элементов для проведения вспашки своих участков огородов и полей. Весна — жаркая пора для всех людей не равнодушных к земле, теме экологичного питания, дачников и огородников. Как сделать труд легче, приятнее и полезней? В данной статье речь пойдет об правильной настройке плуга, выборе сцепки, работе над своими ошибками. Все по порядку:
Как человек проживающий в сельской местности с детства наблюдал за работой тракторов в полях. Плуг — чего тут удивительного, подумал я когда отправился за покупкой данного навесного к своему мотоблоку Агат с двигателем 6,5 л.с. В специализированном магазине выяснилось что не все так просто. Вариантов плугов множество — в зависимости от мощности мотоблока. Выбор был сделан по совету продавца, спорить я не стал, т.к. в этом не было смысла. Далее последовала сопутствующая покупка сцепки (на тот момент представлял это одним целым)
Установив данное навесное оборудование на мотоблок ринулся в путь с гаечными ключами в руках для регулировок. Первый раз в жизни пашем землю — экспериментальный заезд. Конечно проводил консультации с соседями и знакомыми людьми. Советы в стиле: «поставь мотоблок на кирпич, два пальца под пяткой, угол атаки. » Все эти советы казались простыми, это и пугало. Приходилось наблюдать за работой мотоблочников при вспашке — все в поту, толи толкают мотоблок, то бегут за ним — без сил, рук и ног. На первых порах мне казалось что именно так и выглядит пахота на мотоблоке. Но все это было результатом неправильной настройки плуга.
Постараюсь простым языком рассказать и поделиться опытом по правильной настройке сцепки и плуга, при которой вы с легкостью справитесь с любыми объемами по вспашке на мотоблоке любой марки. Понимание этого пришло по прошествии одного сезона — не нужно ни куда спешить.
Первое: Плуг пашет в положении строго перпендикулярно плоскости земли, эту регулировку проводим после первого и последующих проходов, так как колесо уходит в колею. Все просто — как на фото:
Второе: Что такое угол атаки? Это то, на сколько глубоко плуг войдет в грунт прежде чем его пятка — нижняя часть займет положение параллельно линии движения. Чем больше угол атаки тем глубже колея, больше отвал, выше грядка))) Это самая распространенная ошибка — слишком большой угол атаки на легкий и слабый мотоблок — результат больные руки и спина у того кто им управлял. Дополнительно можно воспользоваться грузами, но при этом увеличивается нагрузка на ось и двигатель — не перестарайтесь, все в разумных пределах. На фото схематично обозначил линиями:
В третьих: Ошибка при которой мотоблок стремится убежать то в лево , то в право. Если взглянуть на мотоблок с верхней точки, то сцепка должна находиться в положении строго перпендикулярно оси мотоблока. Понять это просто — представьте вы плывете на лодке — как вы рулите? Догадались — здесь все по тому же принципу. Схематично обозначил линиями на фото:
Если соблюдать все эти правила по регулировке плуга, то работа будет в радость, мотоблок вам в помощь, а не в нагрузку.
Но все эти регулировки бессмысленны — если сцепка низкого качества. И это самая главная ошибка! Выбираем качественную, надежную — крепкую сцепку, чтобы быстро и с легкостью проводить регулировки, при этом надежность креплений не должна подвергаться сомнению в момент работы плугом.
На фото сцепка черного цвета — надежно зарекомендовала себя — приличная толщина металла, не гуляет в местах креплений, резьбовые соединения не срывает
На фото сцепка красного цвета — удовлетворительного качества — гнется, гуляет, резьба на регулировочной шпильке сбивается.
Как установить плуг на мотоблок
Прежде чем начинать настройку плуга, необходимо подготовить сам мотоблок и установить плуг на мотоблок. Для этого мотоблок помещается на место проведения работ, колеса с резиновыми шинами снимаются и устанавливаются стальные грунтозацепные колеса. Делается это с целью уменьшения буксования мотоблока при пахоте из-за сопротивления грунта.
После этого приступают к присоединению к навесному устройству имеющегося плуга мотоблока. Гайки крепления при этом следует затягивать не полностью, чтобы иметь возможность регулировки агрегата. Затем выполняется фиксация агрегата к крепежной серьге мотоблока двумя стальными штырями. По окончании этих операций можно начинать операцию регулировки плуга.
Способы изготовления оборудования
Самодельный агрегат можно изготовить двумя способами.
- В первом случае для изготовления отвала используется стальная труба, диаметр которой составляет 55-60 сантиметров, а толщина стенки – 0,4-0,5 сантиметра. Изначально из плотного картона необходимо изготовить шаблон. С этой целью используются соответствующие чертежи. Если у вас под рукой имеются листогибочные вальцы, то заготовке придается необходимая форма максимально просто. Заготовка отвала вырезается с помощью ножниц. При подаче ее к вальцам выдерживается угол в 20 градусов. После ее изгибания доработка производится с помощью молотка.
- Второй вариант является достаточно трудоемким способом изготовления агрегата своими руками. Для его изготовления необходимо нагреть заготовку в горне или другим любым удобным способом. Далее производится ее изгиб по матрице. С этой целью наиболее часто используется отвал из навесного оборудования трактора Т 25. В качестве сырья для производства корпуса используется листовая сталь.К следующему этапу относится накладка шаблона на трубу с выдерживанием угла в 20 градусов. Контур отвала можно отчертить с помощью мела. Далее его необходимо отрезать. С этой целью наиболее часто используется газосварка. Обработка контура производится на наждаке. Если возникает необходимость, то производится доработка контура отвала с помощью молотка.
Технология изготовления
Изначально осуществляется изготовление элементов агрегата из плотного картона. Для этого необходимо также использовать чертежи. Для того чтобы максимально правильно изготовить самодельный плуг, необходимо выдержать соответствующие углы. Если параметры агрегата вами подходят, тогда необходимо произвести его изготовление из металла.
После изготовления металлических элементов плуга необходимо использовать стальной лист для их сборки, толщина которого будет составлять от 2 до 3 миллиметров. От краев листа необходимо отступить и отложить на нем угол. Для того чтобы сделать плуг своими руками, необходимо произвести установку лемеха на металлический лист.
- Правильное изготовление навесного оборудования на трактор Т 25 требует использования сварки для скрепления лемеха с металлическим листом. Далее необходимо под лемех провести боковой щиток стойки. Делается это таким образом, чтобы он располагался в вертикальном положении и выходил за край лемеха примерно на 7 сантиметров. Его также необходимо прикрепить к металлическому листу и лемеху. С этой целью наиболее часто используется сварка.
- Для того чтобы правильно сделать плуг для Т 25, необходимо примерить отвал к лемеху. Он требует максимально плотной стыковки с полотном. Лезвие лемеха и верхний обрез должны располагаться под правильным углом. В противном случае их необходимо будет доработать молотком.
- Для того чтобы правильно изготовить самодельный агрегат для Т 25 необходимо прикрепить распорную планку к боковому щитку методом сварки. Если вы не знаете, как это делать, вы можете посмотреть видео на нашем сайте. Щиток, лемех и боковой лист между собой необходимо соединить сваркой.
Работа самодельного плуга
Для того чтобы плуг для Т 25 мог самостоятельно удерживать борозду, к нему приспосабливают двухколесный блок. Ширина бороздового колеса должна составлять 4-5 сантиметра, а диаметр – 32 сантиметра. Диаметр полевого колеса должен составлять 20 сантиметров. Ось для колес плуга на трактор Т 25 производят из трубы, размер которой составляет ¾ дюйма.
С одной стороны трубу необходимо загнуть на 90 градусов и приварить к нему втулку, на которую в дальнейшем будет устанавливаться бороздовое колесо. На другой стороне трубы производится крепление полевого колеса. Колесная ось производится составной. Сама труба крепится к грядилю навесного оборудования методом сварки.
Настройка плуга
На видео можете увидеть работу плуга ( второй вариант)
Глубина пахоты грунта плугом для трактора составляет от 20 до 24 сантиметров. Именно такое же расстояние должно быть между полевым колесом и носком лемеха. Если вы предоставите возможность перемещения полевого колеса по вертикали, то плуг можно будет регулировать по глубине пахоты и ширине захвата грунта во время проведения работ. Если вы не знаете, как предоставить возможность перемещения колеса, то об этом вы можете посмотреть видео на нашем сайте.
Изготовить навесное оборудование самостоятельно не очень просто, но все же возможно. Главное, правильно подобрать материал и максимально точно придерживаться технологии производства.
Плуг своими руками чертежи
После того как у меня появилась мотолебёдка сельскохозяйственная, изготовленная своими руками, которая используется для вспашки огорода стал вопрос: купить плуг или изготовить своими силами? Пройдясь по магазинам и базару г. Смоленска возникает странное ощущение того, что выпускаемые промышленностью плуги для мотоблока представляет из себя печальное зрелище.
И пригодны эти создания промышленности только для «ковыряния» а не для вспашки земли, да ещё и с оборотом пласта, а про глубину и ширину вспашки можно сделать вывод, что для посадки картофеля с расстоянием между рядами 60 см. не годится не один из предлагаемых в торговле плугов. То ли экономят наши производители, то ли мощности самых популярных мотоблоков недостаточна для работы нормальным плугом с шириной захвата 30 см. Не пахать же при посадке картофеля три раза одну борозду. Да и цена желает оставлять лучшего – под 2тыс. рублей (за пару железяк из пункта приема металлолома).
Следующий шаг найти что-нибудь толковое – поиск в интернете. К моему удивлению на просторах русскоязычной сети плавает 3-4 оригинальных описания с чертежами (этот факт меня удивляет очень сильно). Шаг следующий – смотреть, чем пользуются окружающие. Купить подходящий плуг не удалось было принято решение изготовить плуг своими руками. Исходя из того что плуг предполагалось использовать для посадки картофеля с лебедкой для вспашки к нему предъявляются требования:
1. Ширина вспашки – до 30 см.
2. Глубина вспашки -10-20см.
3. Плуг должен сам держать борозду, не зарываясь и не выскакивая из борозды. Геометрия плуга должна обеспечивать движение с заданными параметрами без помощи пахаря.
4.Наличие возможности регулировки глубины и ширины вспашки.
5. Минимальный вес и достаточная прочность.
Мой дядя уже более 10 лет использует свою самодельную мотолебедку для вспашки и опробовал несколько вариантов, последние несколько лет он остановился на варианте, оптимизированным под самодельную мотолебедку для огорода, а и именно под посадку картофеля с расстоянием между рядами 60 см. Так же имеются самодельный окучник для мотолебедки и картофелевыкапыватель, изготовленный своими руками, все это можно посмотреть на соответствующих страницах сайта.
Чертеж плуга
Чертеж полевой доски.
По этому шаблону гнется отвал, до совпадения двух профилей а дальше сваривается под углом.
Используя чертеж самодельного плуга необходимо на плотной бумаге нарисовать шаблон выкройки плуга, а потом перенести картинку на металл и вырезать болгаркой заготовку. Лично я использовал материал нержавейку толщиной 1,8 мм. Многие часто применяют лист 2-3 мм. Режущая часть плуга усилена полоской более толстого металла. Кто-то предлагает для этих целей использовать диск от циркулярки, кто рессору от « москвича». Из личного опыта, если дачный участок на семью из 4-х человек пахать весной и осенью обрабатывая шесть соток, гнаться за свехпрочностью не стоит. Выгодней изготовить легкий, но достаточно прочный для своих задач плуг. Лучше через 10 лет что-то подремонтировать или заменить, и то, если потребуется, чем все 10 лет таскать утяжеленную конструкцию самодельного плуга. Лишний вес ни к чему.
Читать также: Ресанта плата управления сварочных аппаратов
Так выглядит система регулировки ширины вспашки. Переставляя большое колесо можно в значительных пределах менять ширину вспашки. Когда сажаю картофель ставлю захват 30 см, за два прохода получается между рядами расстояние 60 см. Под осеннюю перепашку огорода или при перепахивании целины захват делаю по меньше. Маленькое колесо сделано таким широким, что бы плуг не вдавливало в землю.
Посмотрев рисунки ниже, можно представить основные принципы работы самодельного плуга, а точнее направляющей системы, которая позволяет плугу без участия пахаря двигаться строго по прямой на установленных глубине и ширине вспашки. Ширина вспашки регулируется перемещением большого колеса, которое при смещении точки приложения усилия тяги как показано на рисунке, прижимается к борозде, что и позволяет плугу повторять направление предыдущей борозды. Плуг незначительно поворачивается, что увеличивает ширину вспашки. По факту ширина носовой части в перпендикулярном направлении оси движения плуга меньше чем 300 мм, однако, указанная ширина доступна для вспашки.
Колесо плуга идет по дну пропаханной борозды и такая ситуация наблюдается от предыдущей борозды к последующей. В результате приложения силы тяги действует сила, направленная на углубление плуга, пока плуг не станет по оси колеса, как показано на рисунке, в результате все силы уравновешиваются, и система работает очень стабильно. Грубая регулировка глубины вспашки осуществляется подбором соответствующей разницы диаметров колес, а плавная осуществляется регулировкой наклона плуга. На данном этапе отпала необходимость использования ручек для управления плугом, разве что для каких то особенных условий пахоты.
Пашет не только рыхлую землю как на видео, но и целину
Вспашка конным плугом
Вспашка — это процесс, требующий, чтобы плуг обрезал почву, корневища, растительность и мягко поворачивал боковую почву.
Основные требования к вспашке:
- вспашку лучше проводить сразу же после сбора агрокультур, пока почва хранит достаточно влаги;
- дерновый слой хорошенько оборачивают и крошат как можно мельче;
- поверхность приветствуется слитная и плотная, без образования пустот и неровностей;
- минеральные удобрения, навоз и дерновину полностью запахивают;
- борозды должны быть прямолинейные, либо с небольшим отклонением от нормы, с минимальным разрывом межу ними.
Основополагающим при вспашке является рыхление плодородного слоя, снятие дерновины и ее полный оборот для дальнейшего перепревания до состояния перегноя.
Иногда приходится сталкиваться с камнями и другими естественными барьерами, которые непосильны для одной лошади, поэтому для повышенной сопротивляемости пускают в ход пароконные и многолошадные запряжки. Мотоблоки среднего и тяжелого типа справляются с этой задачей довольно просто.
Пахота плугом на мотоблоке
Вспашка с одиночной лошадью
Пахота с одной лошадью довольно комфортный процесс, при условии, что регулировка плуга на глубину и ширину проведена должным образом. Только в этом случае, он идет ровно по борозде, плавно без дополнительного сопротивления, кроме подъема земли. Лошадь движется равномерным шагом.
Как правило, тягловую силу одной лошади применяют на уже перепаханные ранее участки, либо на дерновую, свободную от сорняков почву.
Обработка земли конным плугом с одной лошадью
Вспашка пароконной запряжкой
Тяжелые суглинистые почвы, а так же целину и участки где необходимо большее тяговое усилие, используют пароконные и многолошадные запряжки.
Из чего состоит упряжь
При совместной запряжке лошадей определяющими моментами являются:
- грамотный подбор животных и съезженность;
- характер и выносливость;
- поспешность при работе и сила животного.
Для слаженной работы плуга надо определить величину тягового усилия, чтобы рассчитать количество животных для работы. При этом учитывается не только ширина и глубина пласта, но и качественный состав почвы.
Вспашка конным плугом с применением мотоблока
Мотоблок на сегодня незаменимый «железный друг» для многих фермеров и дачников. Плуг крепится к мотоблоку зацепным устройством. После чего необходимо сбалансировать его работу. Для этого делают контрольный проход на первой передаче и смотрят глубину борозды (15—20 см.), и правильно ли закреплен и отрегулирован распашник.
- Для мотоблоков тяжелого типа подойдет плуг с захватом 23 см
- Для мотоблоков среднего типа подойдет плуг с захватом 18 см.
Пахать с мотоблоком не сложно, главное помнить, что плуг всегда тянет влево, поэтому первый ряд необходимо обозначить разметкой. Во второй проход можно уже будет ориентироваться по первому ряду. Расстояние между гребнями не должно превышать 10 см.
Универсальный конный плуг для мотоблока и конной запряжки
При правильной регулировке агрегат движется плавно, без рывков и отклонений в сторону. Только после того, как борозды начнут получаться ровными, скорость можно будет увеличить.
Настройка плуга на мотоблоке
Если площадь вспахиваемого участка большая, проводите этот процесс в несколько этапов, чтобы избежать перегрева двигателя.
Самодельный плуг: существующие виды, их плюсы и минусы, технология изготовления
Обработка земли является наиболее трудоемким делом для сельских жителей и дачников. Подготовка грунта к посевам и обработка земли после проведения уборочных работ — наиболее тяжелые виды ручных работ. Существенно облегчить выполнение этих работ может плуг.
Плугом называют сельскохозяйственный инструмент с широким металлическим лемехом, который применяется для вспахивания земли. Кроме обработки почвы, плуги применяются для подводных работ, для укладки кабеля, при поиске нефти.
На первых этапах применения плуга как сельскохозяйственного орудия его таскали за собой люди, чуть позже для этого стали использовать домашний скот (волы, лошади), сегодня эта тяжелая физическая работа передана сельскохозяйственной технике — трактору.
Основная задача этого инструмента состоит в переворачивании верхнего пласта грунта. Эта процедура (вспахивание) в значительной мере освобождает почву от сорных растений. В процессе вспашки повреждается корневая система сорняков, уже тронувшихся в рост, но еще недостаточно окрепших.
Кроме того, вместе с перевернувшимся пластом земли перемещаются глубоко в грунт семена еще не проросших сорняков, что, безусловно, затрудняет их дальнейшее прорастание. Много семян сорных растений в процессе вспахивания и вовсе погибает.
В процессе вспахивания земля разрыхляется, становится более мягкой и податливой, что в дальнейшем делает более эффективным посев и хорошо влияет на всхожесть культурных растений.
Современные сельские хозяйства используют для обработки грунта разные типы плугов. Различаются эти сельскохозяйственные орудия по двум характеристикам:
- по способу агрегирования;
- по способу пахоты.
По способу агрегирования плуги бывают прицепными, навесными и полунавесными. Каждый из видов обладает своими преимуществами и имеет свои недостатки.
Прицепной плуг можно привести в движение только при помощи транспортных колес. В современном сельском хозяйстве применяется редко, потому что основная масса тракторов оснащена навесной системой со встроенным гидроцилиндром.
К преимуществам относится тот факт, что, по мнению агрономов, после обработки почвы прицепным плугом пашня более гладкая и равномерная.
Недостатком такого орудия является достаточно большой угол поворота, что препятствует применению этого плуга вместе с навесными и полунавесными в одном загоне.
Чертежи плуга к мотоблоку
Пользуясь опытом умельцев, которые сделали плуг для мотоблока своими руками и оставили чертежи, следует лемех, сделать таким образом, чтобы он снимался, это облегчит его заточку перед вспашкой.
Легированная сталь 9ХС, из которой делаю диски для ручных пил, считается идеальным материалом, для режущей части плуга.
Подойдет сталь марки 45, при закалке доведенная до твердости HRC 50-55. Если под рукой имеется только обычная сталь, скажем углеродистая Ст5пс, не подлежащая термической обработке, то отбив режущую кромку на наковальне и заточив ее, она вполне подойдет для обработки почвы.
Отвал для плуга мотоблока
Отвал плуга, это та часть, которая отводит землю в сторону.
Первый способ изготовления отвала:
Рабочей поверхности отвала нужно придать изогнутую форму. Если есть металлогибочный станок или листогибочные вальцы, то придать заготовке желаемую форму не составит труда.
Необходима заготовка металла толщиной 3-5 мм, вальцы направляются под углом 20-22 градуса, как показано на чертеже, и придается нужный изгиб.
Второй способ:
Здесь, заготовкой. Может служить труба диаметром 600-650 мм (именно такой диаметр потребует меньших трудозатрат, так как изгиб трубы максимально повторят нужный изгиб будущего отвала) и толщиной 3-5 мм. Из картона, делаем шаблон, и прикладываем к трубе, не забывая про угол 20-22 градуса, как показано на чертеже ниже.
Обводим шаблон карандашом или мелом, и вырезаем при помощи газ. сварки, при необходимости шлифуем заготовку и доводим до нужной кондиции.
Третий способ:
Наверное, самый сложный способ изготовления отвала, когда заготовку нагревают и при помощи матрицы, придают нужную форму, которой может послужить отвал от другого плуга.
Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки Ст3 – Ст10 с толщиной 3 мм.
Чертеж деталей плуга для мотоблока
а – лемех из легированной стали;
б – боковой щиток стойки, Ст3;
в – распорная пластина, Ст3;
г – пластина основания плуга, Ст3;
д – полевая доска, уголок 30х30 мм;
е – стойка, труба диаметром 42 мм
Советуем сначала изготовить детали плуга из картона и приложить их друг к другу с соблюдением нужных углов. Так, значения угла α на разных частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла γ — от 42° до 50°. Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, можно переходить к работе с металлом.
Когда металлические части плуга будут готовы, нужно найти дополнительный лист стали толщиной 3 мм, размером 600х600 мм, он понадобится для сборки плуга, и сварочный аппарат (лучше инвертор). На этом листе отступаем от краев 40 мм и отмеряем угол γ0.
Сборка плуга
1 – лемех;
2 – боковой щиток стойки;
3 – дополнительный лист 2-3 мм
При помощи клиньев с углом α0=25 градусов и углом γ0=42 градуса на дополнительный лист устанавливается лемех и прихватывается к листу сваркой, точечно с двух сторон.
С лемехом соединяется боковой щиток стойки вертикально так, чтобы его край заходил за лемех на 4-7 мм, при этом приподнят щиток должен быть выше, чем лезвие лемеха (то есть выше дополнительного листа) на 6-8 мм, чтобы не мешать лемеху, подрезать землю. Щиток тоже прихватывается к лемеху и к дополнительному листу.
Далее к лемеху очень плотно, не оставляя зазора присоединяется отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.
Крепление лемеха плуга
– лемех;
– винт с потайной головкой М8;
– отвал;
– пластина основания;
– уголок 30х30х90 мм;
– гайка М8
При обнаружении, что углы и/или поверхности не соответствуют, то отвал доводится при помощи молотка. После подгонки отвала к лемеху он сзади приваривается к лемеху, и к боковому щитку. Затем боковой щиток сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой прихватываются упорные уголки для лемеха.
Далее следует. Еще раз осмотреть готовый плуг, и если все четко сваривается окончательно. Доп. лист отделяется от корпуса зубилом либо МШУ. Все сварные швы шлифуются.
Строение и виды плугов
Чтобы сделать плуг своими руками, необходимо иметь информацию о его строении и назначении частей. Чаще всего используются пахотные орудия общего назначения. Он состоит из нескольких частей, которые можно условно разделить на рабочие и вспомогательные:
- рабочие: корпус — состоит из стойки к которой прикреплены лемех с отвалом и полевая доска;
- нож — основная режущая часть;
- предплужник — дополнительная режущая часть, срезающая задерненный слой почвы; Устройство плуга общего назначения
- рама — основа, на которой все смонтировано, состоит из продольных брусьев, балок жесткости и распорок;
Как работает такой плуг? Предплужник снимает верхний пласт земли с растущими на нем растениями, переворачивает его и укладывает на дно борозды, которая является результатом работы корпуса. Корпус с оснасткой отрезает часть грунта со стороны борозды, рыхлит его, оборачивает не определенный угол (зависит от конструкции), укладывает поверх перевернутого слоя дерна (уложенного предплужником). Чтобы выровнять стенку борозды, перед последним корпусом плуга ставят нож.
Плуги общего назначения могут обеспечить глубину вспашки от 20 см до 30 см, лемешные — от 16 см (у них также отсутствуют нож и предплужник).
Корпуса
По количеству корпусов плуги бывают однокорпусные, двухкорпусные и многокорпусные. Корпус состоит из нескольких частей:
- стойка;
- рабочая поверхность — лемех и отвал;
- полевая доска.
Корпус с лемехом и отвалом
Лемех и отвал — это рабочая поверхность — эта часть отвечает за качество и вид вспашки. Пласт почвы подрезается лемехом, по нему он поднимается к отвалу. Тут почва крошится и переворачивается. Степень поворота пласта зависит от формы отвала. Внизу корпуса прикреплена полевая доска. Ее задача — не давать плугу смещаться в сторону уже вспаханного участка.
Если вы собираетесь сделать плуг своими руками, необходимо выбрать конструкцию с учетом типа почвы, которую собираетесь обрабатывать. Плужные корпуса бывают:
- Отвальные. Для вспашки с полным или частичным оборотом пласта. Такие плуги способствуют почвообразованию (выросшие растения срезаются, укладываются на дно борозды, где перегнивают), обогащают почву кислородом (за счет рыхления). культурный — применяется для давно возделываемых земель, хорошо крошит почву, оборачивает в средней степени;
- полувинтовые отвальные корпуса используют для возделывания целины, вспашки сильно задерненной почвы, он хорошо оборачивает почву, умеренно ее крошит (модели с удлиненным пером оборачивают пласт полностью);
- винтовые — хороши при возделывании целины — пласт оборачивают полностью; Виды корпусов лемешных плугов
Дисковый тракторный плуг
Планируя сделать плуг своими руками, конструкцию корпуса плуга выбирают исходя из типа почвы и поставленных целей. Иногда выбор зависит от типа выращиваемых насаждений. Например, под корнеплоды требуется усиленное рыхление, которое ни один из приведенных выше плужных корпусов не дает. Тогда используется специальный — комбинированный. Он имеет укороченные отвал и лемех, а также ротор. При вспашке ротор дополнительно измельчает землю, которая поступает с лемеха.
Отвал
Плужный отвал — одна из рабочих частей плуга (составляющая корпуса). Его работа — отрезать от стенки пласт почвы, крошить ее и переворачивать (оборачивать). То есть, во многом от качества отвала зависит насколько хорошо будет подготовлена почва. При самостоятельном изготовлении плуга это стоит помнить.
Форма и чертеж отвала из листовой стали толщиной 3 мм
Изготавливают отвал из листовой углеродистой стали или специальной трехслойной. Имеет он сложную изогнутую форму, от которой зависит степень измельчения почвы и ее оборот. Конструктивно различают в плужном отвале грудь и крыло (носик).
Грудь отвала отрезает от стенки борозды пласт почвы, дробит ее, начинает оборачивать срезанный пласт. Крыло отвала заканчивает оборот. Как видите, основную часть работы выполняет грудь, потому и изнашивается, в среднем, в два раза быстрее. Потому делают отвал состоящим из двух частей. В таком случае при сильном износе грудь отвала можно заменить. Еще один нюанс: на заводе для снижения трения пласта о поверхность, ее полируют.
Типы отвалов
Есть четыре основные формы отвала, каждая из которых придает определенные характеристике вспашке:
- Культурный отвал. Хорошо крошит пласт и довольно полно оборачивает его. Применяется для вспашки больших площадей давно освоенных земель.
- Цилиндрический. Хорошо крошит почву, но плохо оборачивает. В результате растительные остатки в этом случае равномерно перемешиваются с почвой. Используют подобный отвал на легких почвах.
- Полувинтовые и винтовые. Оборачивают пласт полностью (растительные остатки укладываются корнями вверх), но очень плохо крошат. После вспашки плугом с таким отвалом, поле имеет ярко выраженные «волны». Перед посевом его необходимо дополнительно обработать — выровнять (бороны, фрезы и т.д.).
При выборе материалов, учтите, что и отвал и лемех должны иметь почти одинаковую толщину: допустимая величина «ступеньки» — 1 мм. Также очень небольшим может быть зазор на стыке лемеха и отвала — не более 0,5 мм.
Лемех
Чтобы изготовить плуг своими руками необходимо определиться с формой лемеха. Лемех — это част, подрезающая пласт земли, по нему также срезанный слой почвы поднимается и попадает на отвал. Для его изготовления используется высокопрочная закаленная сталь.
Располагают лемех следующим образом:
- к дну борозды под углом 22-30°;
- выбор угла наклона по отношению к плоскости борозды зависит от типа отвала: для культурного отвала — 40°;
- цилиндрического — 45°;
- винтового и полувинтового — 35°.
Такое расположение дает наименьшее сопротивление при продвижении, при этом лезвие хорошо подрезает корешки, разбивает комки земли, которые скользят по его поверхности.
Формы лемехов
Лемехи бывают разной формы (на фото выше). Делая плуг своими руками, их выбирают в зависимости от типа почвы и сложности изготовления:
- Трапециевидный. Самый простой в изготовлении, хорош тем, что при его применении дно борозды получается ровным. Недостаток — быстрый износ и сложность при заглублении. Потому чаще всего трапециевидные лемехи используются на давно обрабатываемых землях. Чтобы компенсировать быстрый износ, на обратной стороне делают некоторый запас материала — магазин. При очередной его оттяжке часть запаса уходит.
- Зубчатый и с выдвижным долотом. Эти типы лемехов используют на тяжелых почвах (глина, суглинки) и там, где много камней.
- Долотообразный. Отличается наличием острого, выдвинутого вперед выступа-носика. Это выступ выдается в сторону поля на 5 мм и вниз на 10 мм. Подобный изгиб способствует тому, что плуг с таким лемехом лучше и быстрее заглубляется и идет ровнее. Для компенсации износа также делают «магазин» — запас длины. Применяют плуги с долотообразным лемехом на тяжелых почвах.
Из всех этих видов наиболее распространены долотообразные лемехи. Они более устойчивы в работе, с ними нет проблем при заглублении: плуг легко опускается на нужную глубину.
Размеры отвала из толстостенной трубы диаметром 50-60 мм (подойдет газовый баллон)
По мере износа, лемехи оттягивают- затачивают режущую кромку. Делают это регулярно, так как при тупом лезвии (ширина более 3 мм), сопротивление плуга возрастает в на 50%. Потому выгоднее вовремя осматривать и обслуживать оборудование.
Подготовка и настройка плуга к работе
Работы по сборке осуществляют следующими этапами:
- Раскройте упаковку и отберите запасные детали, их следует убрать в сторону. Основные узлы раскладываем в удобном порядке.
- Раму приводим в стопорный режим и устанавливаем на подготовленную подставку.
- Корпус навешивается и вставляется в балку жесткости и стойку болт. Стойка корпуса монтируются к раме при помощи контргаек.
- Слева к корпусу прикручиваются предплуженники перед корпусными державками, при помощи скоб. Затягивать скобы на этом этапе не нужно.
- Крепим опорные колеса при помощи скобки и пружинных шайб. Их крепят с наружной стороны конструкции.
- Опорные колеса опускаются до упора, для этого поверните винтовую гайку в торце против часовой стрелки).
- Затягиваем все скобы до упора и снимаем плуг с подставки.
- Монтируется чистик к кронштейну колес при помощи шайб и гаек.
- На раму плуга монтируется навеска при помощи болтов, затянуть которые необходимо до упора.
- На заднюю часть основной балки прикручиваем красные светоотражатели.
Плуг собран и готов к настройке. Настойку осуществляют следующими этапами:
- Перед первым запуском осмотрите оборудование. Подшипники колеса и все трущиеся части смажьте солидолом.
- Выставите предплуженник в положение необходимой глубины вспашки. Промежуток между лемехами предплуженника и корпусом должно быть не меньше 250 мм. При помощи выступа на державке регулируем глубину обработки земли.
- Скобки предплужника затяните полностью. При этом полевой обрез предплужника закрывает обрез корпуса.
- У плуга ПЛН захват почвы 105 см, поэтому колея должна быт 1560 мм. Чтобы при пахоте не получилось недовалов правое колесо машины ставится в борозду.
- Раскосыми тяги навесной части регулируются после установки плуга на землю.
- Раскосы ставятся в передние отверстия тяги.
- Перед работами необходимо отрегулировать ограничительную цепь. Продольные тяги должны свободно качаться по горизонтали на 120-130 мм в разные стороны. Для этого цепь наживают с незначительным провисом.
- Перед вспашкой необходимо отрегулировать глубину при помощи регулировки тяги навесной части и опорного колеса. Первоначально по сроки переднего колеса выставляется среднее значение глубины и проходят первый ряд. Далее глубину вспышки регулируют под каждый вид почвы индивидуально.
- При работе правая часть рамы всегда должна быть немного выше левой. При прохождение борозды она вырвется и будет строго параллельная почве.
- После прохождения борозды посмотрите, чтобы вспашка была равномерной и задела растительных остатков полной. На левой навеки плуга есть регулировка, которая поможет сделать плуг для трактора МТЗ 80 более устойчивым. Если плуг уволиться в сторону, то навес перемещают назад.
- Если раму перекашивает, то нужно удлинить раскос.
- Отрегулировать глубину вспашки передней части корпуса можно раскосыми правой тяги от навесного узла, заднюю при помощи верхней. При этом опорное колес ставят на необходимую глубину вспашки и фиксируют положение при помощи опорного болта в державке.
Определить качественной вспашку можно по нескольким признакам:
- Глубина вспашки у всех корпусов плуга равномерная, борозды одинаковые.
- При вспашке навеки и отрегулированные узлы остаются в одном положение.
После перехода но новые поля, с другим видом почвы, плуг необходимо регулировать по новому.
Правила вспашки отрегулированным плугом
После прохождения первого ряда нужно плуг подстроить под нужную глубину.
Для равномерной и правильной вспашки необходимо соблюдать ряд правил:
- При передвижение с одной борозды на другую плуг поднимается в транспортировочное положение.
- Круговую вспашку можно производить только оборотный плугом.
- Повороты плуга знают плавно.
- При транспортировке рабочего органа необходимо контролировать дорожный просвет. Расстояние от дороги до плуга должно быть постоянны.
- При использовании силового заглубителя с плуга снимается опорное колесо. Глубина регулируется автоматически.
- При пахоте с силовым регулированием опорное колесо с плуга снимите. В этом случае, заданная глубина пахоты поддерживается автоматически при помощи силового регулятора.
Цена на новый плуг для трактора МТЗ 80 представлена в таблице:
Видео-уроки по изготовлению плугов
Вероятно такая проблема возникает у многих садоводов и огородников. Имеется маленький участок земли – одна или три сотки, и её нужно вспахать. Лопатой муторно, коня сейчас нигде не найти, трактор не въедет. Купить какой культиватор за штуку баксов и использовать его по часу в год – давит жаба. Начал рыть по просторам интернета – неужели ручной плуг, только наше изобретение – а что придумали жадные буржуи?
Оказывается у буржуинов такой девайс существовал давно, но использовали они его только для последующих доработок земли – поверхностной культивации, неглубокого окучивания, изготовления борозд при посадке. То есть, чтобы вручную тянуть плуг по дерну вместо коня двумя людьми, такого там не наблюдается. Вероятно лучше сброситься в округе нескольким хозяевам и купить мотоблок. Так появляются колхозы и социализм, что тоже не радует. А вот как они пахали; женщины в голландском поле 1919г. делают ручными плужками борозды для посадки мака:
Ручные плужки с большими колесами в начале 20 века делались чуть ли не в массовом порядке:
По такому же принципу буржуины делали и ручные культиваторы.
Теперь остановимся на наших рукодельцах. В связи с участившейся потребностью ручных плужков, их начали выпускать чуть ли не на каждом заводе. Конструкции такого изделия у всех практически идентичны и предназначены для использования в качестве тягла великовозрастного дитяти, который на сотке и физразминку сделает, и родителям поможет. Выглядит это так:
Данные конструкции постоянно совершенствуются как предприятиями, так и народными умельцами. Ставятся ролики и диски, в виде тяги используется либо веревка, либо труба с поперечиной. Может использоваться рама от велосипеда:
Очень интересная белорусская самоделка, мне понравилась форма ручного плуга – окучника:
Параллельно с такими поисками нашел старинную американскую ручную газоноосилку. Всё примитивно – пара ножей, два колеса. И еще ручная борона старых ковбоев. Может быть кто попробует:
Вот он, чертеж ручного плуга:
Посмотрите также:
Ремонт электрического триммера Напишу еще одну статью из серии ремонта своими руками. На этот раз производим ремонт триммера газонокосилки. У этого важного для лета электроинструмента вышла из строя пусковая кнопка, вероятно заяц косил.
Как чистить снег Кругом снег. Жизненно необходимо обеспечить доступ к своему жилищу. Нужно найти в себе силы и заменить компьютер на снеговую лопату. Еще лучше организовать для такой работы подрастающее поколение, а самому обеспечить.
Как выбрать триммер Я не буду вступать в спор о том, что лучше, триммер или газонокосилка.Это инструменты, предназначенные для разных целей. И если вы имеете более трех соток газона с деревьями, то лучше.
Как сделать?
Современные модели мотоблоков можно оснастить надежным плугом, изготовленным своими руками. Разновидности этого элемента: двухоборотный, оборотный, двухкорпусный, роторный или изделие Зыкова. Вариантов изготовления конструкции довольно много. Существуют даже варианты, в которых корпус выполнен из газового баллона. Самостоятельно изготовить качественный плуг для мототехники несложно, если соблюдать определенные правила.
Роторный
Изготовление конструкции можно разделить на несколько основных этапов.
Подготавливают хороший отвал по форме цилиндра. Делать это необходимо исключительно в соответствии с чертежом. Деталь выполняют из легированного металла
Важно следовать составленному чертежу при самостоятельном изготовлении конструкции. Выставляют лемех. Вводят клинышки в железный лист (3 мм) под углом в 45 градусов. Соединяют лемех с щитом сбоку
Обязательно следят за тем, чтобы лезвие лемеха располагалось чуть ниже самого щитка (1 см, не более). Присоединяют отвал к лемеху. К трубке из металла, которая выполняет функцию основания, приваривают с помощью сварочного аппарата рабочую половину с лемехом. С противоположной стороны – крепеж к мототехнике. Когда плуг готов, в его нижней половине можно приварить ось с колесами.
Поворотный
Поворотный вид плуга по праву признан одним из самых функциональных и практичных. Такая конструкция является прекрасным помощником для вспахивания земли на участке, потому что может охватывать достаточно большую площадь. Хорош плуг и тем, что с ним не надо тратить время впустую после каждого подхода. Нужно будет только повернуть плуг и двигаться в обратном направлении. Производительность техники возрастет в разы. Основные действия совершают таким же образом, как и в случае с роторным механизмом, но в этом случае режущие элементы должны находиться ниже полоза (хотя бы на 2 см).
Дисковый
Есть возможность собрать собственноручно и дисковый плуг для техники. Подобная модель собирается из деталей:
- дисков;
- кулака;
- оси;
- кронштейна;
- скребка;
- ведущей балки;
- ручки;
- стяжки.
Диски для устройства можно взять от старенькой «сеялки», если она есть в арсенале. Устанавливают эти элементы под углом, чтобы повысить производительность работ. Окучник навешивают на технику сквозь сцепной кронштейн. Т-образный поводок от плуга привинчивают к нему при помощи болтиков и стопора. На внушительной скорости окучник, возможно, станет буксовать, поэтому работать придется исключительно на небольших оборотах либо со спаренными колесиками.
Плуг для лебедки сельскохозяйственной – видео
Плуг используется в комплекте вот с такой лебедкой для пахоты
В продаже можно найти промышленные мото и электролебедки для плуга.
Мотоблок – достойная замена минитракторов в небольших фермерских и приусадебных хозяйствах. Оснащенный дизельным или бензиновым двигателем, в зависимости от мощности за одну рабочую смену он способен обработать внушительную площадь, вспашка которой вручную заняла бы в разы больше времени.
Самодельная сборка силового агрегата (мотоблока) нецелесообразна из-за дороговизны и сложности процесса. Зато его основной рабочий орган – плуг – изготовить и собрать своими руками дело нехитрое, в чем мы и убедимся в данной статье.
Конструкция плуга
Если говорить о мотоблоке «Нева», на него устанавливаются несколько разновидностей плугов, у каждой из которых свои особенности конструкции.
Сейчас землю на приусадебных участках обрабатывают плугами следующих конструкций:
- однокорпусные;
- оборотные;
- роторные.
Наиболее популярны однокорпусные орудия. Вдобавок такой плуг считается наиболее оптимальным для пахарей без навыков.
Вверху оборотного плуга есть изогнутое перо, позволяющее в процессе вспашки тут же переворачивать пласт земли. Данная особенность делает конструкцию превосходным вариантом для обработки твердых почв. Поскольку конструкция такого плуга довольно сложная, изготовить его под силу лишь опытному человеку.
Роторный плуг в изготовлении самый сложный. По конструкции он больше напоминает культиватор, так как предусмотрено несколько лемехов на одной оси. При обработке грунта ось прокручивается, благодаря чему переворачивается пласт почвы. Плюс конструкции в том, что земля может обрабатываться на глубину до 30 см при незначительных усилиях. Еще с помощью роторного плуга вспашка участка может производиться по разным траекториям.
Итак, однокорпусный плуг распространен наиболее широко, и работать с ним может каждый человек, даже не знакомый с механизированной вспашкой. Преимущество и в том, что данное орудие довольно просто сделать своими руками.
Плуг поворотный для мотоблока, самодельный
Поворотный плуг — универсален, применяется на мотоблоках, содержит на стандартной одинарной сцепке ручной поворотный механизм. Как известно, при пахоте почвы обычным плугом за один проход пласт земли переворачивается лемехом в одну сторону. Чтобы земля следующего ряда переворачивалась в ту же сторону приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.
Поворотный плуг позволит вам выполнять пахоту гораздо быстрее — в конце ряда вы после разворота мотоблока просто разворачиваете лемех в другую сторону и продолжаете обработку почвы.