Разбираемся, какие редукторы для мотоблока являются надежными

Что такое редуктор для мотоблока

Штатный редуктор мотоблока – это силовой узел, передающий крутящий момент от двигателя и трансмиссии непосредственно на рабочий вал, на котором устанавливаются фрезы или колеса.

На него приходится значительная силовая (рабочая) нагрузка. В современных мотоблоках используются разные технические решения устройства этого узла:

  • шестеренчатые передачи;
  • цепные;
  • червячные;
  • комбинированные.

Картер (корпус) редуктора герметичен. Между корпусом и крышкой прокладка. Герметичность необходима для того, чтобы удерживать масло. Все вращающиеся детали узла работают в масляной ванне.

Расположен внизу мотоблока по центру. На дешевых моделях может быть неразборным, не подлежащим ремонту.

Самодельная конструкция

Можно сделать редуктор для мотоблока своими руками. Перед началом работ необходимо учесть частоту вращения двигателя и рассчитать максимальную нагрузку на валы механизма.

Без определения этих параметров собранный редуктор не будет соответствовать заданной мощности и быстро выйдет из строя. Вот как выглядит процесс сборки.

  1. Изготавливаем корпус. Для этого можно позаимствовать уже готовое изделие с мотоцикла. Если мотоцикла под рукой нет, можно сварить корпус самостоятельно из листового металла.
  2. Шестерни можно снять с бензопилы «Дружба 4» или также изготовить самостоятельно. При самостоятельном изготовлении шестерёнок, нужно брать во внимание диаметр корпуса редуктора. Поэтому размер шестерней определяют при помощи штангенциркуля.
  3. Для работы механизма вам потребуются два шестеренчатых вала. Эти элементы можно снять уже в готовом виде с мотоцикла «Урал» и установить в редуктор мотоблока после небольшой доработки. У первого вала нужно укоротить концевик и высверлить в корпусе отверстие. Второй вал устанавливается с противоположной стороны корпуса, где предварительно нужно прорезать отверстие подходящего диаметра. Отверстие нужно дополнить фланцем, который крепится к корпусу посредством резьбовых соединений. Внутрь фланца ставим стальную шайбу и шарикоподшипник.
  4. Соединяем валы между собой передаточным механизмом.
  5. Выходной конец вала дополняем шкифом, который послужит для установки ременной передачи.

После проделанных манипуляций, у вас получится редуктор углового типа.

Классификация редукторов используемых на мотоблоке и их характеристики

Ниже рассмотрены основные типы таких узлов, которые можно встретить на современных мотоблоках.

Угловой

Такой тип получил свое название потому, что он поворачивает и передает крутящий момент под углом. Чаще всего под прямым, 90 градусов. Это бывает необходимо при установке навесного оборудования – роторного снегоуборщика, жатки, активной фрезы и т.д.

Угловые редукторы могут быть нулевыми, не меняющими число оборотов. А также повышающими или понижающими. Повышающие увеличивают число оборотов выходного вала в сравнении с входным, при этом теряется сила. Понижающие – наоборот, снижают число оборотов на выходе и увеличивают силу.

На снимке угловой редуктор для навески снегоуборщика:

Число оборотов на выходе определяется потребностями навесного оборудования. Там, где требуются высокие обороты рабочего органа, ставятся повышающие узлы. Где нужны небольшие обороты и сила, наоборот, ставятся понижающие.

Понижающий

Принцип работы всех понижающих редукторов прост: маленькая шестерня вращает большую по диаметру. Большая шестерня имеет больший радиальный рычаг. Чем больше рычаг, тем больше сила.

Большинство редукторов имеют несколько шестерен, поочередно передающих крутящий момент друг к другу. Понижающим может быть любой редуктор: червячный, шестеренчатый, цепной или комбинированный.

Некоторые двигатели для мотоблоков с завода укомплектованы понижающим редуктором с передаточным числом примерно 2:1. То есть, на выходе с вала двигателя, например 3600 об/мин. На выходе с вала понижающего редуктора – 1800 об\мин. Но в 2 раза больше сила вращения.

На снимке такой двигатель. На переднем плане крышка и вал понижающего редуктора для мотокультиватора:

Это сложный механизм, оснащенный автоматическим (центробежным) сцеплением.

Но считать его каким-то отдельным специальным устройством нельзя. Это неотъемлемая часть такого мотора.

На мотоблоках применяются и другие понижающие передачи, чаще всего самодельные.

Шестеренчатый

Это редукторы, в которых вращение передается с помощью зубчатых шестерен. За счет плотного и глубокого зацепления зубьев шестерен друг за друга передаются большие силовые нагрузки. Узлы такого типа используются и на самых мощных машинах и механизмах.

Шестерни изготавливаются из специальной прочной стали, устойчивой к поломке и истиранию. Вращаются в масле, что продлевает срок службы.

На изображении ремкомплект, набор шестерен для такого редуктора:

Минус такого типа: изготовление высококачественных шестерен с минимальными допусками – высокотехнологичный дорогостоящий процесс. Качественные редукторы стоят дорого. Если в целях удешевления детали выполнены некачественно, узел служит недолго.

Червячный

Спиральная винтовая червячная передача вращает шестерню. При этом во много раз снижаются обороты и повышается сила на выходном вале шестерни.

Преимущества такого решения – простота, минимум деталей, жесткое сцепление.

Минус – при постоянном вращении трущиеся поверхности спирали и зубцов шестерни стираются довольно быстро. Особенно если выполнены из некачественных сплавов и с большими допусками (низкой точностью).

На фото пример такого редуктора:

Редукторы такого типа очень хорошо подходят для открытия ворот, крышек промышленного оборудования и т.д., то есть там, где механизм совершает минимум оборотов. И сами обороты низкие. При постоянных нагрузках и вращении рабочего вала мотоблока износ может быть ускоренным.

Виды

В зависимости от типа передачи, используемой в редукторе, преобразователи делятся на несколько видов. Разные устройства применяются в механизмах разных сфер деятельности.

Цепной

Название обусловлено конструкцией редуктора, имеющей в своей основе цепь, как передающий элемент. В одном устройстве она может быть не одна. Движение обеспечивается звездочками, маленькая – ведущая, большая – ведомая. Принцип схож с действием системы на велосипеде. Производительность и надежность существенно зависят от качества материалов, используемых для производства основных движущих деталей.

Среди отрицательных моментов следует выделить необходимость регулярного технического обслуживания: подтяжку цепи, смазку. В отличие от ременной передачи цепная не допускает пробуксовки и служит дольше.

С реверсом

Реверсивный механизм обеспечивает технику возможностью заднего хода. В этом случае муфта обратного вращения устанавливается между коническими шестернями, которые размещены на главном валу.

Ременный

Самый простой из имеющихся на рынке редукторов относится к ременному типу. Как правило, бюджетные модели редукторов используют именно такое устройство. Ремень служит передающим элементом, который крепится на шкивы. При больших нагрузках ремень проскальзывает либо рвется.

Ременные преобразователи снижают агрессивное действие на силовую установку, уменьшая рывки. Кроме того, их устройство просто, а ремонт легок.

Среди минусов, к сожалению, факторов больше.

  • При высоких температурах ремень растягивается. Именно это снижает сцепление.
  • Быстрый износ (истирается).
  • Разрыв ременной передачи вследствие перегибов или скруток.
  • При увеличении оборотов ремень начинает проскальзывать.
  • Шкивы должны находиться в одной плоскости.

Шестеренчатый

Шестеренчатые редукторы чаще всего употребляются в двигателях тяжелой техники. Трансмиссия при этом состоит из коробки передач, дифференциалов и регулятора, шестеренок и ремней. Конструкция устройства простая.

Шестеренчатая трансмиссия содержит конические или цилиндрические шестеренки. Благодаря тому, что их на одном валу можно расположить сразу несколько, габариты преобразователя уменьшаются.

Среди достоинств можно также выделить бесшумность двигателя на указанном типе редуктора.

Червячный

Преобразователь с червячной передачей характеризуется длительным сроком службы и высокой степенью надежности. Конструкция считается не очень сложной, требующей квалифицированного обслуживания. Червячный механизм уже является угловым. Кроме того, он имеет реверс, что дает возможность технике двигаться не только вперед, но и назад.

Свое название редуктор получил по наличию в своем составе специального червячного зубчатого колеса, которое двигается по винту, имеющему трапецеидальную четырех или двухзаходную резьбу. Варьируя количество зубьев, можно менять вращательную скорость. Все комплектующие изготавливаются из антифрикционной стали, которая характеризуется повышенной прочностью.

Преобразователь состоит всего из двух основных комплектующих. Кроме того, он малошумный и плавноходный.

Угловой

Один из самых эффективных и надежных редукторов. Поэтому его используют для оснащения производственных машин и техники, работающей под большими нагрузками. В автомобилестроении также активно используется данный тип преобразователя.

Угловой редуктор обеспечивает соединение двигателя с трансмиссией, которая рассчитана под цепную передачу

Следует обратить внимание, что величина нагрузки будет зависеть от качества смазочных материалов и температурного режима

Понижающий

Задача понижающего редуктора – снизить количество оборотов, увеличивая при этом мощность. Добиваются этого путем использования шестеренчатой системы. Как правило, современные преобразователи подобного типа оснащают воздушной охлаждающей системой.

Устройство и принцип работы

Устройство и принцип работы основных типов редукторов описан выше. Кроме них, на мотоблоках используются цепные редукторы, такая конструкция используется на культиваторах марки Каскад. В них работают зубчатые колеса, вращение между которыми передается с помощью цепей. Имеют реверс.

Также есть комбинированные механизмы. На изображении ниже шестеренчато-цепной тип:

Критерии выбора мотоблока по типу редуктора

Если мотоблок низкий, значит, он оснащен шестеренчатым редуктором. Такой тип компактен, поэтому весь мотоблок и центр его тяжести расположены заметно ниже, чем у других вариантов.

С низким агрегатом легче работать. Здесь нет цепей, которые имеют свойство со временем растягиваться, что приводит к неисправности. Минус такого варианта – более шумная работа. И проблемы, если детали узла выполнены некачественно, из дешевых сплавов. По сложности такой узел сопоставим с редукторами автомобиля и других машин и агрегатов.

Самый распространенный тип редукторов на мотоблоках – шестеренчато-цепной, на изображении выше. Он совмещает в себе преимущества шестеренчатого и цепного редуктора, но имеет те же общие недостатки – растяжка цепей. Редуктор высокий, потому агрегаты с ним имеют высокий центр тяжести.

Типы механизмов

По способу работы и действию все преобразующие механизмы для мотоблоков делятся на несколько типов:

  • угловой;
  • понижающий;
  • реверсивный с задней скоростью (реверс-редуктор заднего хода);

Для перенаправления вращательной энергии от вертикального привода в горизонтальную плоскость используется угловой редуктор с использованием конических шестерней (конический редуктор).

Снижение количества оборотов и увеличения мощности приводного механизма обеспечивают понижающие шестеренчатые редукторы, или ходоуменьшители для мотоблока. Они считаются наиболее надежными для работы дизельного или бензинового мотоблока, имеющего воздушное охлаждение. Это позволяет использовать их для особо тяжелых работ – например, для вспашки тяжелого грунта или сбора урожая картофеля с помощью картофелекопалки.

В специальной статье можете найти чертежи картофелекопалки для мотоблока.

Самостоятельное изготовление редуктора пошагово

Полноценный редуктор с картером, осями (валами) на подшипниках и наборами зубчатых шестерен или цепных звездочек своими силами сделать невозможно. Это сложный узел, требующий для изготовления поточной линии с множеством высокоточных станков. Иногда владельцы приспосабливают для своих агрегатов готовые понижающие или угловые редукторы от других машин и механизмов.

Самый простой вариант понижающего редуктора (точнее сказать – понижающей передачи) показан на следующем видео:

Здесь использовались цепи и цепные звездочки от мотоцикла. Расписать пошагово все действия такого тюнинга невозможно. Основные этапы:

  1. Перед заводским редуктором ставится самодельная стойка под рабочий вал, на подшипниках.
  2. На рабочий вал крепятся большие шестерни от мотоцикла, пара. По одной с каждой стороны стойки.
  3. На вал, расположенный в заводском редукторе, насаживаются маленькие звездочки.
  4. Между звездочками натягиваются цепи, как на мотоцикле.

В конструкции должно быть предусмотрено устройство для регулировки натяжки цепи.

Применение зубчатых передач

Сфера применения редукторов широка — от мини-приводов в медицинской технике до силовых установок заводского значения. Они нашли место в сельском хозяйстве, металлургии, угольной промышленности, машиностроении, в судоходстве и автомобилях. Шестеренчатые редукторы эксплуатируются в разных климатических условиях — в помещениях, на улице, в жаре, холоде и даже в арктических условиях.

Применение зубчатых систем обусловлено не только возможностью сменить направление движения вала. При помощи шестерней увеличивается и уменьшается скорость вращения, изменяется (чаще увеличивается) крутящий момент на валу.

Модельный ряд редукторов для мотоблока

Все редукторы вышеописанных типов есть в продаже. При выборе нового редуктора следует в первую очередь учитывать совместимость – узел элементарно должен подходить к конкретной модели по размерам и креплениям, передаточному числу. При этом специфика современных мотоблоков в том, что на одной и той же модели могут стоять как разные двигатели, так и редукторы.

Для примера сравним хорошо известный и популярный российский мотоблок Нева МБ2 с традиционным и новым редуктором Мультиагро.

Традиционный редуктор:

  • разблокировка на одно колесо. При вращении, одно колесо легко поворачивать только в одну сторону;
  • переключение передач на крышке редуктора, что неудобно при поездках с тележкой. Приходится останавливаться, слезать с тележки и подходить к мотоблоку для переключения скоростей;
  • 2 скорости вперед, 1 скорость назад. Если перекидывать ремень передачи на шкивы с другим передаточным числом, количество скоростей удваивается. В итоге 4 скорости вперед, 2 назад.

Новый редуктор Мультиагро:

  • разблокировка на два колеса. На руль вынесены левая и правая ручки включения блокировки. С их помощью легко поворачивать в обе стороны, а не в одну;
  • переключение передач с помощью тросика вынесено с корпуса редуктора на ручку руля, что удобно;
  • передач больше: 3 вперед , 2 назад. При перекидывании ремня 6 вперед 2 назад.

Надежность и рабочий ресурс эти разных моделей сравнить пока трудно. Новый узел появился в продаже относительно недавно, примерно с 2022 года. Но разрабатывался и испытывался достаточно долго. По функционалу и удобству у Мультиагро явное превосходство. Это российское производство, г. Санкт- Петербург, .

Редуктор Мультиагро в разрезе:

Редуктор с переключением скоростей на мотоблоке – по сути дает только плюсы, это своего рода аналог КПП автомобиля. Это ответственный узел. При качественном исполнении может иметь достаточно большой ресурс работы. Главное, что зависит от владельца для продления срока службы таких узлов – плавное включение скоростей, контроль за количеством и качеством масла.

Мотоблоки с зубчатой передачей

Мотоблок с шестеренчатым редуктором предназначен для вспашки и культивации земли небольшой площади. В зависимости от размеров участка выбирается мощность механического плуга, достигающая 10-15 л. с. Работа механизма такой мощности невозможна на ременной или цепной передаче. Ведь шестерни выдерживают гораздо большие нагрузки.

Понижающий редуктор, устанавливаемый на мощные мотоблоки, можно сделать самостоятельно из запасных частей автомобильных дифференциалов и коробок скоростей или купить в магазине из ряда выпускаемых для садовых целей.

или ЗАО «Красный октябрь — Нева», производят шестеренчатые цилиндрические редукторы для трансмиссии мотоблоков российской сборки. Эти устройства выпускаются как запасные детали для культиваторов, поэтому не всегда взаимозаменяемые. Это ограничивает их установку на другую модель мотоблока.

Популярность получили мотоблоки с шестеренчатым редуктором и дисковым сцеплением благодаря переключению передач без остановки шкива. Но такие конструкции сложнее и дороже стоят.

Наибольшее распространение получили герметичные редукторы с масляной ванной и с алюминиевым корпусом. Обладая небольшим весом и простотой конструкции, такие механизмы практически не нуждаются в обслуживании. Есть неразборные модели, которые при выходе из строя меняются и не подлежат ремонту.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]