Как ты смесь к пиле готовишь — так она и «зажужжит». Все о пропорциях масла и бензина

Можно использовать в работе разные бензопилы — за три-четыре тысячи рублей, купленные в гипермаркете по скидке, или за 15-20 — у официального дилера. Качество, работоспособность и ресурс у них будет разным. Но есть одни компонент, без которого вообще невозможно воспользоваться этим инструментом. Без правильной сделанной топливной смеси. Кажущиеся простыми инструкции оказываются в реальности не такими однозначными, а неправильно приготовленная смесь может вызвать печальные последствия.

Зачем мешать масло и бензин?


Большинство людей привыкли к обращению с четырёхтактными двигателями. Даже в мотоциклах этот вид моторов встречается теперь чаще двухтактников. Само по себе требование лить масло в бензин не приводит к пониманию процесса. Ведь в привычных автомобильных движках существует целая система, препятствующая смешиванию масла и топлива.
Весь фокус в особенностях устройства маломощных ДВС с двумя тактами работы. Они очень просты по конструкции и не имеют масляного поддона и насоса, который бы нагнетал жидкую смазку в нужные места. В картере помещается только цилиндр и кривошипно-шатунный механизм с коленвалом.

Чтобы обеспечить смазку, конструкторы пошли другим путём: обустроили систему каналов таким образом, что топливо не только проникает в камеру сгорания, но и омывает движущиеся узлы с обратной стороны поршня. Поскольку смазочные свойства бензина явно недостаточны для снижения трения, то в него и добавляют масло. Кстати, в силу этих особенностей кольца на поршне — исключительно компрессионные, маслосъёмных нет.

Пропорция для бензопилы Дружба

Родословная для бензопилы Дружба началась в 1953 году разработкой на ЗМКБ «Прогресс». Производство товара поручили двум предприятиям — Сибирскому приборостроительному и Пермскому машиностроительному заводам. Началось массовое изготовление механизированного продукта, который до настоящего времени в тренде дня, поскольку агрегат системно модернизировался.

Для двигателей используют горючее невысоких октановых чисел. Агрегат показывает наивысшую производительность при заливке в ДВС бензина марок АИ-76 и АИ-80.

Рекомендуется разбавить бензин и масло по следующему алгоритму:

Берут 2 чистые емкости, высушенные от влаги с отметками объема. Затем разбавляют горючее с двухтактным маслом в соотношении 1:50. То есть топливо разбавляют 20 миллиграммами масла.

Пропорции бензина и масла

Для нормальной работы двигателя масла требуется совсем немного. Его количество определяется всегда в процентном соотношении, так как бензобак у пил может быть различной ёмкости. К тому же, многие операторы готовят смесь с небольшим запасом, особенно если предстоит серьёзная работа. Ведь одного бачка современным инструментам при всей экономичности редко хватает больше, чем на 1 кубометр дров.

1/50


Это — стандарт, обусловленный высоким качеством изготовления современных двигателей. Характерен для большинства современных пил немецкого, швейцарского, американского, японского, итальянского производства. Одним словом, все пилы, выпущенные не более 10 лет назад всемирно известными брендами — Хускварна, Штиль, Олео-Мак, Макита, Эхо и другие — потребуют именно такой пропорции.Узнать об этом можно из инструкции.

Однако многие пилы чисто китайского производства тоже испытывают влияние усовершенствованных технологий обработки и сборки. Так, многие пилы отечественных брендов, собираемые в Поднебесной, также работают на смеси 1:50. Например, на недавно выпущенных моделях зубр этикетка с маркировкой пропорции появилась в виде картонного флажка прямо на рукоятке стартерного шнура, видимо, для тех, кто не любит заглядывать в инструкции.

1/40


Данное соотношение часто называется «обкаточным». Это значит, что после покупки новой пилы нужно будет лить в бензобак более обогащённую маслом смесь. В это время притираются подвижные детали цилиндро-поршневой группы, в процессе требуется большая по сравнению с обычной пропорция. После сжигания пары-тройки бачков в щадящем режиме можно перейти на рекомендуемое производителем соотношение.

Также пропорция 1/40 является общепринятой у некоторых производителей, например, в бензопилах Partner. Учитывая, что масла здесь чуть больше чем в предыдущем варианте, небольшое превышение нормы не повредит любому двигателю. При использовании качественных топлива и смазки возникает другой вопрос — цена довольно дорогих расходников.

1/25


На сегодняшний день считается устаревшей. Широко применялась в отечественных бензопилах старой конструкции вроде Дружбы или Урала. Сегодня её ещё моно встретить в некоторых китайских бензопилах класса «ноунейм» или брендированных торговыми сетями. Однако с каждым годом количество таких товаров сокращается и составляет самую бюджетную и низкокачественную нишу бензоинструмента. К тому же, для таких изделий не суть важно, насколько дорогое и качественное масло залито в бензобак — ресурс двигателя всё равно бессовестно мал при любых раскладах.

Сроки хранения готовой топливной смеси для бензопил

Итак, чистый бензин хранить можно не очень долго, а готовую топливную смесь и того меньше. Некоторые производители указывают, что в разведенном состоянии допускается хранение до одного месяца.

Но специалисты рекомендуют хранить не более 8-10 дней.

Просто как только вы произвели смешивание, масло сразу начинает понемногу терять свои свойства. В итоге уже через несколько дней эта уже не та топливная смесь, что была изначально. Чего уж говорить о хранении более месяца.

Поэтому не готовьте смесь впрок. Готовить нужно столько, сколько вы собираетесь использовать на предстоящую работу. Сколько при этом нужно заготовить, может подсказать только опыт. Если у вас его еще недостаточно, то готовьте не более одного литра топливной смеси. Если его не хватит, то приготовите еще — это недолго. Если же останется, то это будет не такое большое количество, чтобы о нем сожалеть.

Хранить же готовую топливную смесь нужно в закрытой непрозрачной таре. Либо, если тара просвечивает, то ставьте ее в темное место. Тара должна быть бензостойкой. Например, не подойдут пластиковые бутылки из-под различных напитков («полторашки»). Их пластик разъедается бензином и вся эта гадость попадает в двигатель.

Можно применять специальные металлические или пластиковые канистры под горючие материалы. Либо просто использовать пустую канистру из-под любого использованного масла, предварительно несколько раз сполоснув ее изнутри чистым бензином. Стеклянные емкости тоже подойдут, но стоит иметь в виду, что их легко разбить.

Последствия неправильной дозировки

Многие пользователи бензопил не уделяют должное внимание пропорции. 50 грамм больше или меньше — не всё ли равно? А зря: часто причиной неисправностей пилы является эксплуатация с неправильно приготовленной топливной смесью. Причём ошибиться или намеренно нарушить соотношение можно как в большую, так и в меньшую сторону.

Если масла много…

Среди владельцев бензопил бытует мнение «двигатель маслом не испортишь». Но не зря ведь придумывают необходимые параметры готовой смеси. Переизбыток масла тоже может нанести вреда и доставить неудобства. Ведь несмотря на улучшенные показатели сгораемости без остатка, часть углеводородов всё равно превращается в сажу и нагар. При малой концентрации их немного, а вот если обогатить смесь маслом в два раза против нормы, то и получится закоксовка. Особенно это опасно для дешёвых минеральных масел, которые не обладают «смывающим» эффектом.

Также с большой степенью вероятности вы обнаружите масло в воздушном фильтре при переливе карбюратора. Свеча также будет в нагаре — её нужно будет чистить, промывать и сушить. Также пары недожжённого масла осядут в глушителе, и при интенсивной работе будут выгорать, образуя шлейф копоти и искр.

После такой заправки практически все внутренности пилы придётся тщательно очищать и промывать. Самым весёлым «сюрпризом» будет «умирание»поршневых колец — но это уж в случае систематического злоупотребления переливом масла и работой под большой нагрузкой.

…или мало


«Жадность» при приготовлении топливной смеси сгубила не одну поршневую. Вот уж где действительно лучше «перебдеть», чем «недобдеть». Ведь если в первом случае вам грозит основательная «помывка» агрегата, то во втором придётся менять ЦПГ, а это на многих пилах вообще нерентабельно, а для других стоит весьма приличных денег.
Вывод: экономия бессмысленна. При отсутствии достаточного количества масла поршень начинает сильно тереть по цилиндру, так как при высокой температуре бензин слишком текуч, чтобы выполнять функцию смазки.

Печальный итог: задиры на поршне, угробленный двигатель пилы. В случае, если владелец вовремя одумается, он обнаружит, что поршень и цилиндр отливают красивой синевой. Сколько такие прослужат, не даст гарантии ни один мастер.

Лучшие масла для цепей бензопил

На рынке можно найти наиболее качественные масла, использовать которые советуют практически все производители бензопил и компании-изготовители пильной гарнитуры к ним. Эти средства отличаются высокими адгезионными свойствами, что делает их эффективными при работе в сложных погодных условиях. В число этих смазок входит:

  • масло Stihl ForestPlus – этот состав лучше всего использовать при температуре воздуха не ниже -15 ⁰ͦC. В продажу материал поставляется в таре, емкостью 1 или 5 л;
  • смазка Stihl SynthPlus – обладает высокой адгезией с металлическими покрытиями. Состав показывает высокую эффективность при работе в условиях не ниже -25 ⁰C;
  • масло Husqvarna Bio Advanced – одинаково хорошо показывает себя, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Средство отличается сбалансированным составом с повышенными адгезионными свойствами;
  • смазка Makita Biotop – одно из топовых средств. надежно защищающих пильные органы инструмента от повышенного трения и преждевременного износа. Цена на это масло на порядок ниже продукции компании Stihl;
  • масло Oleo-Mac Polar Lube – бюджетная смазка, которая выделяется низкой ценой и отличными параметры вязкости и адгезии.

Для смазки каждым из этих средств производители советуют использовать не более 5 мг смазки на один цикл работы.

Рекомендации по составляющим

Даже соблюдающий пропорцию до грамма владелец бензопилы может навредить своему инструменту, если использует некачественные или несоответствующие предназначению компоненты. Общей рекомендацией является использование специальных жидкостей.

Два слова о масле…


Масло для двухтактных двигателей выпускается преимущественно для бензомоторного хозяйственного инструмента. Оно всегда окрашено в какой-нибудь яркий цвет — синий, зелёный, красный, розовый. Это делается для того, чтобы при добавлении в бензин становилось ясно, что это готовая смесь, которую уже можно лить в бензобак. У крупных производителей, например, Stihl, есть несколько видов масел, которые различаются по цвету.

Если у вас пила, к которой рекомендовано масло того же производителя, послушайтесь этой рекомендации, если вы новичок. Только методом проб и ошибок опытные «пиловоды» находят то самое масло, которое подходит им больше всего.

Не лейте в двухтактный двигатель моторное масло для автомобилей! Хотя в интернете полно отзывов тех, кто говорит «Лью, и полёт нормальный», поверьте: они ещё не показывали мастеру поршневую своего инструмента. Да и дым из глушителя вас вряд ли обрадует.

… и о бензине


Говорить, что в нефтедобывающей и перерабатывающей России бензин в основном плохого качества — значит повторять очевидное. «Попасть» на плохое топливо можно не только на безымянных АЗС, но и на крупных заправочных комплексах с громким именем. Качественный бензин очень важен для современных высокотехнологичных бензопил — он позволяет им работать с максимальной отдачей и минимальным износом. Общим требованием на сегодня является использование бензина с октановым числом не ниже 92. Он обладает оптимальными показателями для бензопил.

В старые советские агрегаты можно было лить 76-ой бензин. Сегодня не стоит это делать даже с дешёвыми китайскими пилами — вы лишь ускорите её «смерть». Не рекомендуется также впадать и в другую крайность — лить 95-й или даже 98-й в дорогой инструмент, думая, что ему от этого будет лучше.

Аркадий, 39 лет, Москва, консультант магазина бензотехники

Мы рекомендуем лить в двухтактные двигатели 92-й бензин, купленный в проверенных местах, в качестве которого вы не сомневаетесь. Приходят покупатели и спрашивают: чем лучше бензин, тем лучше пиле? Почему тогда не лить 95-й? Ведь более совершенные автомобили требуют только его.

Ответ: большая часть российского бензина 95 — это тот же 92-й, но с присадками, уменьшающими детонацию. Бензопиле этот параметр не важен, ей нужен максимально чистый бензин, так как присадки совершенно лишние. Поэтому логика проста: лучше чистый 92-й, чем более дорогой 95-й, но с ненужными присадками.

— Аркадий, 39 лет, Москва, консультант магазина бензотехники

Какое масло использовать?

Масло, как уже говорил, должно быть для двухтактных двигателей. При этом оно должно подходить именно для бензопил, о чем указывается на его упаковке. Просто есть еще двухтактные масла, например, чисто для лодочных моторов или скутеров. Их применять не стоит, так как режим работы такой техники не такой напряженный, поэтому и требования к маслу несколько ниже.

При этом бывают масла, где указано, что они подходят как для бензопил, так и для лодочных моторов и скутеров. Такое масло использовать можно. А вот если оно только для лодочных моторов или скутеров — то нельзя.

Производители масел

Одно из самых лучших масел по общему признанию большинства специалистов производит фирма Stihl, та самая, которая и бензопилы делает тоже очень хорошо. Поэтому если у вас дорогая бензопила, то лучше не экономьте, покупая более дешевые масла.

Еще один серьезный мировой производитель бензопил — Husqvarna — также выпускает и одноименное двухтактное масло. Но многие пользователи отмечали, что при его применении на технике других брендов приводит к излишнему дымлению, и вообще бензопилы работают не в полную мощность. При этом сама техника Husqvarna работает на таком масле идеально. Поэтому если у вас бензопила Husqvarna, то и масло для нее покупайте такое же. Для другой техники лучше не брать.

Есть также известные мировые бренды, производящие разные мала, в том числе и двухтактные. Например, Ravenol. Масло таких производителей тоже можно покупать не опасаясь.

Есть масла, производящиеся в России. В принципе, они неплохи, если пила используется в бытовой эксплуатации. То есть оно конечно несколько снизит ресурс бензопилы, но в быту вы этого и не заметите, поскольку двигатель бензопилы в любом случае в в таких щадящих условиях эксплуатации служит многие годы. Для профессиональной же деятельности я не рекомендую брать такое масло.

Но самое главное — это не нарваться на поддельную продукцию. Дабы этого избежать, покупайте масло в надежных серьезных магазинах и торговых сетях, а не на каких-нибудь непонятных рынках.

Цвет масла

Масло для двухтактных двигателей бывает обычно красного, синего или зеленого цвета. На эксплуатационных свойствах это никак не сказывается. Краситель добавляется лишь для того, чтобы в дальнейшем вы не перепутали бензомаслянную смесь с чистым бензином и не залили ее куда-нибудь, куда ее не положено лить.

Минералка или синтетика?

Да, как и для автомобилей, для бензопил существуют как минеральные, так и синтетические масла. Из-за меньшей цены в большинстве случаев применяют минеральное масло. Однако синтетическое обеспечивает больший срок службы бензопилы, так как с ним на стенках цилиндра не остается нагара.

Но не стоит бояться минерального масла, если не удается достать синтетического. С ним хоть нагар и есть, но его не так много. Тем не менее, срок службы пилы с таким маслом будет несколько ниже (но не катастрофически).

Чего вот только точно нельзя делать, так это начинать использовать синтетическое масло после того, как ранее на вашей бензопиле длительное время (более 100 моточасов) использовалась минералка. Связано это с тем, что синтетика смоет накопившийся нагар и он кусками может попасть туда, куда не надо. Поэтому если начали изначально использовать минеральное масло, то и используйте только его.

Инструкция по приготовлению смеси

Когда качественное топливо и хорошее специальное масло подготовлены, осталось только приготовить смесь:

  1. Взять подходящую мерную ёмкость. Ко многим пилам такая прилагается бесплатно. Главное — чтоб у неё были деления и плотно завинчивающаяся крышка. Объём должен быть в два-три раза больше, чем у бензобака. Это позволит приготовить смесь с небольшим запасом.
  2. Пользуясь воронкой, налить бензин в подходящую тару. Не доливайте до края пальца на четыре, чтобы потом оставалось место на взбалтывание.
  3. Наберите подходящее количество масла в шприц со снятой иглой. Удобнее всего использовать 20-кубовый шприц — на литр бензина это как раз соответствует пропорции 1/50. Выдавите масло из шприца в ёмкость с бензином
  4. Закрутите пробку и взболтайте тару. После того, как вы её откроете, смесь должна быть равномерного бледного оттенка того цвета, каким было масло. После этого её можно смело лить в бензобак.

Каким способом правильно разводить?

Цифры пропорций разведения не зря приведены с такой точностью. То есть не говорится, что «возьмите примерно такое-то количество масла». На глаз точную пропорцию не соблюсти, поэтому придется воспользоваться чем-то, что позволит отмерить точное количество масла и бензина.

В комплекте с некоторыми недорогими бензопилами идет обычно мерный бачок с рисками. Как правило, на нем несколько шкал для разных пропорций. Или одна, если производитель подразумевает, что этот бачок будет использоваться только с пилой, с которой он и идет в комплекте. На этой шкале должно быть две горизонтальные риски. Нижняя показывает уровень, до которого нужно налить бензин. Верхняя — уровень, до которого должна дойти смесь после добавления в бензин масла.

Для более точного отмеривания масла можно использовать медицинский шприц. Желательно не менее, чем на 20 мл.

В общем наливаете в мерную емкость бензин, добавляете отмеренное шприцом нужное количество масла и встряхиваете.

Приготовление смеси нужно делать обязательно в отдельной емкости, а не прямо в баке бензопилы. В противном случае масло, не успев разбавиться бензином, может попасть в карбюратор, что усложнит заводку, вплоть до необходимости снятия карбюратора и его прочистки.

Советы бывалых

Богдан Михайлович, 51 год

Опыт владения бензопилами 14 лет

Сейчас масла развелось очень много, очень легко нарваться на подделку. Тут дело даже не том, что оно какое-то неправильное, просто обычная минералка, а вы её покупаете по цене фирменной именитой синтетики. Поэтому лучше берите у официальных дилеров — у них хоть поставки нормальные. Из фирм могу посоветовать Штиль, Орегон, Хускварна тоже неплохое, но как по мне, дороговато. В последнее время Зубр начал свои масла выпускать. Попробовал — вроде нормально, и дешевле, но в профессиональную технику лучше не лить. А для бытовых пойдёт.

Антон, 37 лет

Опыт использования бензопил в быту 6 лет

Я с удивлением вижу, как не только новички в бензотехнике, но и вполне седые дяди готовят целую канистру смеси, чтобы не делать этого каждый раз заново. Опомнитесь, люди, это смесь, она со временем немного расслаивается, осадок выпадает, свойства изменяются. она должна быть свежей. Максимальный срок её хранения — меньше месяца. А ещё лучше перед каждым сеансом болтать новую, руки не отвалятся, это минута дела. А потом жалуются на проблемы, на то, что пила чихает и всё такое. Конечно, масло отслоилось, цилиндр потёр насухую, получилась заусеница, а потом задир. В ремонт.

Какой бензин заливать в бензопилу?

Во время выбора подходящего горючего, каждый владелец инструмента должен отталкиваться от марки и страны-производителя имеющейся в хозяйстве модели. Старые пилы отечественного производства под названием Урал и Дружба лучше всего заправлять бензином марки АИ-80. В нем содержаться именно те присадки, которые необходимы для стабильной работы неприхотливых отечественных двигателей. Более современные отечественные модели рассчитаны на работу от 92-ого бензина.

Немного по-другому обстоят дела с импортными бензопилами. Моторы всех этих моделей рассчитаны на более щадящее топливо, поэтому немецкие, шведские, американские и японские бензопилы нужно заправлять исключительно бензином, марки АИ-92.

Важную роль при выборе бензина играет его состояние. Многие начинающие садовники уверены в том, что в топливный резервуар пилы можно заливать горючее, которое длительное время находиться в канистре. Некоторые считают, что инструмент итак работает в условиях постоянной пыли, и именно из-за этого в карбюраторе производители предусмотрели специальный компенсатор воздуха, который срабатывает при износе воздушного фильтра.

Это мнение в корне ошибочно. В результате длительного пребывания в канистре бензин теряет главные свойства, а его состав, в зависимости от материала емкости, пополняется молекулами пластмассы или металлической ржавчины.

Из-за длительного пребывания в канистре бензин начинает терять свои пары, а ведь именно они воспламеняются при запуске бензопилы. Именно из-за этого садоводы сталкиваются с рядом типичных проблем, в число которых входит:

  • затруднение при запуске мотора;
  • быстрое падение мощности ДВС;
  • ускоренный износ элементов инструмента.

Чтобы не допустить этого, нужно регулярно использовать только свежее горючее с проверенных заправочных станций. Лучше всего покупать по 2–3 л бензина каждое утро перед началом работ в саду. Использование свежего бензина облегчит запуск бензопилы, и значительно продлит сроки ее эксплуатации.

Зачем нужно разбавлять смазочный материал

В самом начале необходимо разобраться с причиной разбавления горючего. Смесь, используемая для бензопилы, разбавляется в первую очередь для продления службы ее владельцу. В инструкции к ней строго запрещается эксплуатация без разбавления бензина.

Основу мотора бензопилы составляет поршневой двигатель внутреннего сгорания. Он состоит только из цилиндра, поэтому не имеет дополнительных систем для смазывания деталей. Смесь поступает в него, оседает, смазывает поршневые кольца и стенки. В таких инструментах, как бензопилы, масло с бензином выступает единственной в своем роде смазывающей жидкостью. Смесь продляет срок службы функционирования всех деталей.

Технология смешивания

Кроме того, она содержит присадки, которые полезны для работы двигателя. Обладает противоокислительными, консервирующими и другими свойствами, которые тоже полезны для двигателя и его деталей.

Как заправлять бензопилу

Рассмотрим, как заправить бензопилу. Если пила будет заправлена неправильно, это может нести угрозу жизни и здоровью оператора устройства.

Существуют правила, которые надо выполнять при заправке пилы:

  • нельзя разливать масло и топливную смесь;
  • место, на котором будет осуществляться заправка пилы, должно быть ровным;
  • место должно быть удалено от зоны, где будут эксплуатировать устройство, более чем на 2 м;
  • участок должен быть расположен вдали от огня; в этом месте нельзя курить;
  • в то время, когда заполняется бак для горючего, нужно залить бак для масла, которое предназначено для автоматической смазки цепи; различать контейнеры можно по специальным значкам;
  • перед заливкой надо протереть тряпкой горловины емкостей;
  • во время работы нельзя допускать разлива смазки и бензина, поэтому нужно быть аккуратным при отвинчивании крышек канистры; при заправке лучше применять воронку;
  • следует соблюдать осторожность при закручивании крышки с фиксатором;
  • специалисты советуют заливать емкость не полностью, а оставлять немного свободного места.

Во время работы правильно заправленной бензопилы надо регулярно проверять герметичность емкостей и работу мотора. Если цепь сильно нагревается, или слишком быстро расходуется бензин (быстрее, чем масло), это должно вызвать настороженность. Перед началом работ выполняется обкатка бензопилы.

При правильной работе мотопилы 1 бака для бензина должно хватить на 30 минут работы прибора с максимальной нагрузкой. Когда бензин заканчивается, смазка во второй емкости еще остается, но в небольшом количестве.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]