Исправный ротор для Бош УШМ GWS6-100/GWS 850 MAX. Фото 220Вольт
Ротор – один из самых сложных конструктивных элементов болгарки. При этом находится в постоянном вращающемся состоянии, что создает дополнительные проблемы в поддержании нормальных условий его эксплуатации. Поэтому причиной неисправности болгарки может служить поломка якоря. Однако, не стоит выбрасывать такую болгарку, реально выполнить ремонт своими руками. Перемотать вышедшие из строя катушки не такая сложная задача и многим сделать это вполне по силам.
Диагностика
Прежде чем приступать к ремонту, следует провести диагностику вышедшей из строя болгарки. Это позволит определить истинную причину, по которой произошли перебои в работе электроинструмента, и сделать его ремонт с минимальными затратами. Электрическая часть болгарки, в состав которой входит ротор, диагностируется по определенным правилам с применением доступных приборов. Информацию как проверить ротор на исправность можно получить по ссылке «Проверка, прозвонка якоря болгарки своими руками».
Проверка обмотки
В большинстве случаев проблема может быть обнаружена по внешнему виду и характерному запаху (см. рис. 1). Если эмпирическим путем неисправность установить не удается, переходим к диагностике, которая начинается с прозвонки на обрыв. Если таковая обнаруживается, выполняется разборка двигателя (этот процесс будет описан отдельно) и тщательный осмотр соединений. Когда дефект не обнаружен, можно констатировать обрыв в одной из катушек, что требует перемотки.
Если прозвонка не показала обрыва, следует переходить к измерению сопротивления обмоток, при этом учитывать следующие нюансы:
- сопротивление изоляции катушек на корпус должно стремиться к бесконечности;
- у трехфазного привода обмотки должны показывать одинаковое сопротивление;
- у однофазных машин сопротивление пусковых катушек превышает данные показания рабочих обмоток.
Помимо этого следует учитывать, что сопротивление статорных катушек довольно низкое, поэтому для его измерения бессмысленно использовать приборы с низким классом точности, к таковым относятся большинство мультиметров. Исправить ситуацию можно собрав несложную схему на потенциометре с добавлением дополнительного источника питания, например автомобильной аккумуляторной батареи.
Схема для измерения сопротивления обмоток
Методика измерений следующая:
- Подключается катушка привода к схеме, представленной выше.
- Потенциометром устанавливается ток 1 А.
- Производится расчет сопротивления катушке по следующей формуле: , где RК и UПИТ были описаны на рисунке 2. R – сопротивление потенциометра, – падение напряжения на измеряемой катушке (показывает вольтметр на схеме).
Стоит также рассказать о методике, позволяющей определить место межвиткового замыкания. Это делается следующим образом:
Статор, освобожденный от ротора, подключается через трансформатор к пониженному питанию, предварительно поместив к нему стальной шарик (например, от подшипника). Если катушки рабочие, шарик будет циклически двигаться по внутренней поверхности безостановочно. При наличии межвиткового КЗ, он «прилипнет» к этому месту.
Тестирование стальным шариком
Необходимые инструменты
Мультиметр Зубр. Фото 220Вольт
Для перемотки обмоток ротора требуются следующие основные материалы, инструменты и приспособления.
1. Перемотка может осуществляться двумя способами:
- полностью в ручном режиме без применения какой-либо оснастки;
- производительность сильно повышается с применением простейших приспособлений.
2. Мультиметр или другие приборы.
3. Пользователь должен уметь обращаться с электрическим паяльником.
4. Наличие обмоточного провода, диаметр которого должен соответствовать проводу вышедшему из строя.
5. Электроизоляционный картон или другой подобный материал.
6. Наждачная бумага, текстолитовые пластины, дерево мягких пород и другие материалы для выполнения вспомогательных работ.
7. Эпоксидная смола или другой пропиточный лак.
8. Другой слесарный инструмент: молотки, набор отверток, ножовочные полотна, острые предметы, типа хорошо заточенного ножа, зубила и другие инструменты.
Качественная перемотка электродвигателей по разумным ценам и кратчайшим срокам.
Наши цены и условия Вас приятно удивят. Наши производственные цеха оборудованы современной аппаратурой, измерительными инструментами и специальными стендами для проведения текущего ремонта обмотки двигателя при любых проблемах:
- общее старение изоляции вследствие длительной эксплуатации;
- неудовлетворительное состояние изоляции элементов обмотки статора из-за многочисленных механических деформаций или повреждений;
- ослабление креплений обмотки;
- перешихтовка активной стали статора.
- отсутствие соединительных схем
В последнем случае наши специалисты в состоянии рассчитать схему соединения обмоток самостоятельно.
Схема укладки, намотка Интерскол 230, Макита 9558HN или 9558BN и прочих моделей
Порядок намотки обмоток ротора зависит от количества пазов в сердечнике ротора и ламелей коллектора. В число параметров, определяющих расположение намоточного провода на роторе, входит направление и шаг намотки. Вращение вала шпинделя (правое или левое) как раз связано с выбором того, в какую сторону укладывается провод. При выполнении ремонта ротора необходимо зафиксировать вышеуказанные данные сгоревшей обмотки.
Важно: определить визуально самую верхнюю катушку и от нее начать разматывать конец с целью определения схемы укладки обмоточного провода. Сохранение старой схемы является определяющим фактором в успешном ремонте якоря.
Количество витков и диаметр проволоки фиксируется после снятия лобовой части вышедшей из строя обмотки, что позволит аккуратно достать комплектный пучок провода, находящегося в пазу.
Большинство эксплуатируемых болгарок независимо от модели (Интерскол, Макита и другие) конструктивно выполнены с ламелями в количестве 24 штук и сердечником с 12 пазами. Шаг намотки выбирается равным 6.
12 пазов и 24 ламели
Ротор для ИНТЕРСКОЛ УШМ-2300M, HAMMER. Фото 220Вольт
Обмотка ротора с такими конструктивными параметрами выполняется следующим образом.
- Устанавливается направление обмотки (обычно по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллектора).
- В очищенные пазы устанавливается изоляция из электрокартона и другого аналогичного материала. Обмоточный провод припаивается к ламели №1 в соответствии со старой схемой укладки.
- Провод укладывается в паз №1 напротив обозначенной первым номером ламелью и согласно шага намотки направляется в паз №6 возвращаясь обратно. Количество таких укладок соответствует величине витков обмотки.
- Схема с 12 пазами и 24 ламелями выстраивается после припаивания середины обмотки к ламели №2 и продолжением намотки обмоточного провода в тот же паз. Выдерживается требуемое количество витков и производится припаивание к ламели №3. Так получается первая комплектная катушка.
- Далее намотка производится в пазах №2 и №7 с припаиванием середины обмотки к ламели №4 и конца обмотки к ламели №5.
- Выполняя вышеперечисленным способом намотку катушек, последняя из которых заканчивается на ламели №1, все 12 пазов и 24 ламели будут задействованы в схеме укладки.
Как быстро проверить на неисправность механизм коллекторного двигателя
Проверка элемента – якоря, который является основной частью коллекторного двигателя осуществляется поэтапно. Для осуществления тестирования работоспособности необходимо подготовить отвертку и мультиметр. Мониторинг состояния в домашних условиях позволит сэкономить деньги.
Нюанс: Для улучшения качества проверки намотки якоря на предмет неисправности коллекторного двигателя, не лишним будет купить недорогой прибор. Последний позволяет провести глубокий мониторинг сердечника якоря.
Начальный этап – тщательный визуальный осмотр электрического оборудования. Случаются ситуации, когда электрооснащение по-прежнему работает, но с ухудшением номинальных характеристик. Последнее может быть следствием межвиткового замыкания, итог – деталь «горит». Это определить несложно – даже не нужно разбирать корпус.
Отдельными признаками, но не основными, являются:
- сильное искрение при работе электрического мотора – замечается на коллекторе тяговых двигателей;
- запуск электрического инструмента сопровождается просадкой напряжения в сети электроснабжения – освещение начинает мигать. Может привести к замыканию проводки на всем объекте;
- при попытках запуска электромотора появляются резкие рывки;
- горелый запах намотки механизма;
- инструмент не может набрать номинальную мощность.
Но стоит отметить, что вышеупомянутые признаки показывают не только поломку якоря коллекторного агрегата – двигателя. Все вышеперечисленное может свидетельствовать об механическом и электрическом износе щеток узла мотора. Стертые, разваленные щетки – главная причина поломки силовой установки. Их замена на новые, чистка узла от налета продлят эксплуатационный срок силового оборудования.
При осмотре части на нем должны отсутствовать следы гари, бумаги, почернений. Упомянутые нюансы являются следствиями короткого замыкания, горения. Длительное нахождение пыли, грязи провоцирует ухудшение работоспособности всей установки в целом. Поэтому аспекту чистоты и обслуживания необходимо уделять должное внимание, иначе:
- увеличивается преждевременные износ элементов – накипь, нагар отрицательно воздействуют на качество работы;
- снижается устойчивость внутренних частей электроагрегата к отрицательным воздействиям окружающей среды.
Щеточный механизм целый? Тогда неисправность заключается в механизме КД. Но бывают ситуации, при которых электроинструмент не подает признаков жизни – не запускается, не реагирует на попытку включения никаким образом. Приступаем к следующему этапу.
Полный демонтаж корпуса инструмента и разборка
Если щетки в порядке, а определить причину поломки не получается, тогда потребуется разборка электрического оборудования. Проблема может крыться во внутренних частях коллекторного двигателя. Для начала нужно подобрать отвертку – слизанная резьба ничего хорошего не принесет.
Оборудование имеет крепежи различных габаритов. Чтобы не прогадать, необходимо запомнить, а лучше зарисовать схему размещения болтов. Для лучшего запоминания можно фотографировать каждый этап проведения работ. Это предотвратит проблемы со сборкой электрического инструмента.
Бытовые электроприборы не всегда имеют сложную конструкцию, а потому процесс разборки не примечателен сложностью, чего не скажешь о промышленных электрических установках. Техническая диагностика и ремонт последних предполагает повышенную квалификацию специалистов, наличие профессионального проверочного оборудования.
Предварительная подготовка коллекторного якоря
Завершенный демонтаж – не финальная операция. Элемент нужно подготовить к дальнейшему осмотру. Предварительные мероприятия обеспечат максимально качественную диагностику компонента. Данная процедура несложная, и заключается в полноценной чистке ламелей от налета.
Дело в том, что при активной эксплуатации на поверхностях деталей скапливаются частички продуктов работы. Особенно это актуально для электрических моторов, применяющихся достаточно давно. Налет препятствует правильному прохождению тока, распределению нагрузки по всему коллекторному комплексу.
Подготовка – необязательное действие. Но оно улучшит качество результата. Чистка предусматривает использование ветоши, спиртового раствора. Удаление нагар происходит за счет воздействия наждачной бумаги, имеющей мелкую зернистость. Делать аккуратно – любые остатки абразивного инструмента усугубят ситуацию с работоспособностью коллекторного двигателя. Поэтому после удаления нагара нужно удалить следы абразивного воздействия наждачкой.
Нюанс: Чистить механизм необходимо аккуратно без повреждений намотки. Попадание частиц абразива, надлом ламелей – аспекты, увеличивающие вероятность межвиткового замыкания коллекторного двигателя.
Комплексная обработка
Обработка составных валов осуществляется с четким соответствием второму классу точности. Завершительная операция – дополнительная шлифовка, не допускающая наличие поперечных рисок, задиров. Упомянутые абразивы существенно нарушают целостность поверхностного слоя вала.
Пристальное внимание уделяется переходным галтелям – их нужно отполировать до блеска. Таким образом, гарантируется бесперебойная работа как отдельного приспособления, так и всей установки в целом. Также уменьшается коэффициент смятия поверхности вала и втулки – необходимо для точного прилегания якорной втулки к валу. В связи с последним, делаются уступы диаметра по посадочным местам.
Визуальная проверка перед тестированием
Здесь нужно тщательно осмотреть коллектор и деталь КД. Если на последнем значительная выработка, тогда ремонт не поможет, актуальна только замена. Наличие большого скопления нагара на обмотках приспособления и его контактах – признак глубокой неисправности детали. Решить возможно несколькими способами. Первый – полная перемотка, согласно схеме намотки якоря коллекторного механизма – двигателя. Делать придется долго и мучительно, а второй – установка новой детали. Выбирать, конечно же, вам.
Быстрая и качественная проверка – акцент на конкретных деталях, позволяющих комплексно определить поломку элементов. Обратить внимание на такие элементы, как:
- ламели коллектора – детали, на которых часто скапливается нагар. Постоянный контакт изнашивает их, а потому при наличии значительного износа существует высокая вероятность дальнейшей поломки мотора;
- обмотки якоря – обрывы, следы межвиткового замыкания и горения проводника;
- контактные элементы силового агрегата – обмотки соединяются к ламелям методом припайки. Эти места необходимо тщательно проверить на целостность. Пробои контактов чреваты ухудшением работоспособности электрического мотора.
После завершения визуальной проверки детали можно приступать к использованию диагностического оборудования.
Мониторинг работоспособности радиотехническим мультиметром
Использование измерительного прибора – обязательный аспект. Без него, увы, правильно определить проблему и причину неисправности будет практически невозможным. Непосредственно использование мультиметра делится на несколько этапов, обычно, их два. Первый предполагает прозвонку на предмет наличия пробоя. Как это делается:
- на приборе устанавливается режим проверки электроцепи, сопровождающиеся звуковой индикацией;
- один щуп прибора воздействует на каждую часть, а второй – на корпус силового элемента.
Второй этап предусматривает измерение сопротивления, возникающего между соседствующими обмотками. Это делается очень легко – мультиметр устанавливается в режим определения сопротивления на минимальный диапазон – обычно, ставятся 200 Ом. Щупы – контактные части радиотехнического приспособления, размещаются на ламелях коллектора.
Устройство считывает параметры сопротивления, переносит их на экран. Далее, измеренные характеристики фиксируются (лучше записать, чтобы не забыть). Сопротивление должно быть одинаковым между всеми ламелями. Если это не так, то механизм коллекторного мотора неисправен. Отсутствие сопротивления – фактор, подтверждающий проблему с работоспособностью.
Диагностика для определения межвиткового замыкания (МЗ)
Одной из основных причин поломок является возникшее замыкание между витками. Оно формируется из-за усиленной нагрузки на мотор, превосходящей максимально допустимый параметр. Обмотки неподвижного механизма – статора нагреваются, повышенный температурный режим запускает дегенеративные процессы изоляции, итог – возникает МЗ. Неправильная специфика эксплуатации приводит к существенному скачку нагрузки на оборудование.
Совет: Перед началом использования мотора ознакомьтесь с паспортной информацией. В ней указаны допустимые параметры, при которых применение не окажет разрушающего воздействия.
Излишняя нагрузка формируется ввиду поломки механической части. Нередко заклинивают подшипники, что приводит к замыканию витков якорной катушки. Такая проблема может возникнуть из-за брака на производстве или быть следствием некачественных ремонтных работ.
Определить МЗ:
- проверить температуру статора – неравномерное прогревание подтверждает поломку;
- измерить нагрузку каждой фазы. Разница может быть признаком поломки элемента.
Как и в случае прозвонки, МЗ проверяется мультиметром или мегомметром. Есть более точный метод – задействование трансформатора, работающего по технологии понижения:
- к статору подключаются три фазы трансформатора;
- далее, бросается шарик внутрь статора. Если шарик осуществляет круговой бег, тогда все нормально, если нет примагничивается – замыкание.
Вместо шара применяется пластина. В месте, где возникает МЗ, происходит дребежение. При исправном якоре элемент просто магнитится к железу. Стоит не забывать о заземлении.
МЗ легко определяется с помощью специализированного устройства, представляющего собой трансформатор, имеющий вырезанный сердечник. Размещение в пазе заставляет компонент функционировать в качестве вторичной обмотке. При межвитковом замыкании пластина, размещенная вверху, вибрирует или магнитится к корпусу. После устранения МЗ необходимо провести повторную проверку вышеупомянутым способом.
Замена якоря самостоятельно в домашних условиях
Практика показывает, что если решено заменить якорь болгарки, то менять его лучше всего вместе с опорными подшипниками и крыльчаткой охлаждения двигателя.
Для замены потребуются:
- Новый якорь УШМ. Должен соответствовать вашей модели. Взаимозамена с другими моделями — недопустима.
- Отвёртки, гаечные ключи.
- Мягкая щётка и ветошь для протирки механизма.
Как снять якорь
Замена якоря начинается с разборки болгарки. Выполняются следующие шаги:
- Отвёрткой выкручиваются щёточные узлы с двух сторон. Извлекаются щётки.
Видео: замена подшипников на болгарке
Как поставить якорь на место
Чтобы установить на место новый якорь болгарки следует взять новую деталь, после чего собрать инструмент в обратном порядке. Последователь действий следующая:
- На вал якоря устанавливается диск фиксации.
- Методом напрессовки устанавливается подшипник.
- Насаживается малая шестерня и фиксируется стопорным кольцом.
- Якорь заводится в корпус редуктора, совмещаются стыковочные отверстия.
- Закручиваются болты крепления редуктора.
- Якорь с редуктором вставляется в корпус болгарки и фиксируется.
- Щётки осаждаются на свои места, закрываются крышками.
После выполнения указанных действий болгарка готова к работе. Замена якоря произведена.
Видео: как проверить болгарку
Древняя суфийская мудрость гласит: «Умён тот человек, который способен выйти с достоинством из сложной ситуации. Но мудр тот, кто в такую ситуацию не попадает.» Соблюдая правила эксплуатации бытовой техники, не допуская перегрева мотора, можно избежать поломок и неурядиц в работе болгарки. Содержание и хранение инструмента в чистоте и сухости предотвратит его механизмы от загрязнения и окисления токонесущих элементов. Своевременное техническое обслуживание инструмента гарантированно избавит от неприятных сюрпризов во время работы.
Особенности ремонта коллекторных приводов
У данного типа электромашин чаще возникают механические неисправности. Например, стирание щеток или засорение контактов коллектора. В таких ситуациях ремонт сводится к чистке контактного механизма или замене графитовых щеток.
Тестирование электрической части сводится к проверке сопротивления обмотки якоря. В этом случае щупы прибора двум соседним контактам (ламелям) коллектора, после снятия показаний производится измерение далее по кругу.
Проверка обмотки якоря коллекторного электродвигателя
Отображенное сопротивление должно быть примерно одинаковым (с учетом погрешности прибора). Если наблюдается серьезное отклонение, то это говорит, что имеет место быть межвитковое КЗ или обрыв, следовательно, необходима перемотка.
Пайка пластинок коллектора
Ламели установлены на пластмассовую базу. Они как правило бывают стёрты до самой базы. Остаются только края, до которых щётки не достают.
Таковой коллектор можно вернуть способом пайки.
- Из медной трубы либо пластинки нарежьте нужное количество ламелей по размерам.
- Когда зачистили якорь от остатков меди, припаивайте обыденным оловом с паяльной кислотой.
- Когда нашему клиенту остается ламели припаяны, сделайте шлифовку и полировку. Если нет токарного станка, воспользуйтесь дрелью или шуруповёртом. Воткните вал якоря в патрон. Поначалу отшлифуйте ратфилем. Позже отполируйте нулевой наждачкой. Не стоит забывать прочистить пазы меж ламелями и измерить сопротивление.
- Бывают не до конца повреждённые ламели. Чтоб их вернуть, нужно провести более кропотливую подготовку. Немного проточите коллектор для чистки пластинок.
Источник
Как отремонтировать якорь в домашних условиях
Из-за якоря происходит треть поломок шуруповёрта. При каждодневном интенсивном режиме работы неисправности могут возникнуть уже в первые полгода, например, при несвоевременной замене щёток. При щадящем использовании шуруповёрт продержится год и более.
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести в мастерскую.
Проточка коллектора
Со временем на коллекторе образуется выработка от щёток. Чтобы от неё избавиться, необходимо:
- Проточить коллектор, используя резцы для продольного обтачивания, то есть проходные резцы.
Проходной прямой резец
Не забудьте очистить ротор от стружки, чтобы не произошло замыкания.
Статическая балансировка якоря электродвигателя своими руками
Залогом бесперебойной работы техники после перемотки якоря, является правильная балансировка. В крупных компаниях по ремонту электродвигателей, на специальном станке делают динамичную балансировку. Так как перемотать якорь самому в первый раз сложно, то выявить грубые ошибки, поможет приспособление для статической балансировки «На ножах». Его легко сконструировать самостоятельно.
Подберите два лезвия из стали. Они должны обладать хорошей прямолинейностью и чистотой обработки. Установите лезвия на жестком основании параллельно друг другу. Расстояние между лезвиями — размер якоря. В итоге должно получиться такое приспособление:
Схематичное изображение приспособления «На ножах», где 1 — якорь электродвигателя; 2 — стальные лезвия; 3 — основание; А и Б — точки для припаивания грузов.
Метод балансировки прост: якорь размещают на лезвиях и наблюдают за его перемещением. Якорь будет поворачиваться, так как самая тяжелая часть будет оказываться внизу. Задача – переместить центр тяжести как можно ближе к оси якоря, которая обозначена пунктиром. При качественной балансировке якорь остается неподвижным. Чтобы выровнять вес, на точки А и Б навешивают грузы из пластилина. Когда достигается равновесие, грузы снимают, взвешивают и припаивают металл, равный их весу.
Теперь вы знаете, как перемотать якорь своими руками. Благодаря навыкам балансировки, ваш инструмент не будет вибрировать и перегреваться, даже при мелких недочетах в укладке обмотки. Регулярная проверка контактов и плановая чистка корпуса, помогут свести к минимуму вероятность поломки техники.
Метод балансировки прост: якорь размещают на лезвиях и наблюдают за его перемещением. Якорь будет поворачиваться, так как самая тяжелая часть будет оказываться внизу. Задача — переместить центр тяжести как можно ближе к оси якоря, которая обозначена пунктиром. При качественной балансировке якорь остается неподвижным. Чтобы выровнять вес, на точки, А и Б навешивают грузы из пластилина. Когда достигается равновесие, грузы снимают, взвешивают и припаивают металл, равный их весу.
Теперь вы знаете, как перемотать якорь своими руками. Благодаря навыкам балансировки, ваш инструмент не будет вибрировать и перегреваться, даже при мелких недочетах в укладке обмотки. Регулярная проверка контактов и плановая чистка корпуса, помогут свести к минимуму вероятность поломки техники.
Схема перемотки якоря своими руками
Разработка и производство сервоприводов, бесколлекторных и вентильных двигателей, движитель (трастер) для телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА, ROV)
44. СХЕМЫ РУЧНЫХ ОБМОТОК ЯКОРЯ
Среди ручных обмоток, применяемых для якорей, можно выделить три типа: простая ручная, «в елочку» и юбочная.
Обмотку «в елочку» называют также иногда двуххордовой, так как у нее секции разделены на две равные части (две полусекции), образующие на виде с торца две хорды, расходящиеся из одного паза. Число сторон секции в пазу якоря при ручной обмотке может быть равно двум (при u
п=1) и более (при
u
п = 2 и более).
Рис. 98. Простая ручная обмотка при u
п=1:
а —
намотка первой секции и образование петли для намотки второй секции,
б
— намотка второй секции,
в
— рабочая схема,
г
— вид с торца; 1 — начало намотки, 2 — первая секция, 3 — вторая секция,
4
— первая петля, 5 —вторая петля
Простая ручная обмотка при u
п=1 наматывается следующим образом. Вначале наматывается первая секция
2
(рис. 98, а), затем делается петля
4
для присоединения к коллектору, после чего наматывается вторая секция (рис. 98,
б, г)
в рядом лежащие пазы, делается петля 5 и т. д. При четырех сторонах в пазу (
u
п=2) вторая секция наматывается в те же пазы, что и первая (рис. 99), причем петли для присоединения к коллектору делают после намотки каждой секции.
При обмотке «в елочку» каждая секция разбивается на две полусекции. Сначала наматывают первую полусекцию обмотки (рис. 100, а), затем переходят в следующий по шагу паз (7-й паз на рис. 100,б
) и наматывают вторую полусекцию
4.
После образования
петли 5 наматывают подобным же образом следующие секции. При u
п=2 вторая секция наматывается в те же пазы, что и первая. Число витков в полусекции при обмотке «в елочку» определяется делением общего числа витков в пазу на 4
u
п
.
Например, при общем числе витков в пазу 72 и
u
п=2 число витков в полусекции
Рабочие схемы обмоток «в елочку» при u
п=2 представлены на рис. 101. При скосе пазов пакета якоря разметка ручных обмоток, так же как и шаблонных, производится по среднему сечению пакета.
Рис. 99. Простая ручная обмотка при u
п
=2:а
— намотка первой секции и образование петли для намотки второй секции, б — намотка второй секции,
в —
рабочая схема,
г
— вид с торпа;
1
— начало намотки,
2
— первая секция,
3
— вторая секция,
4
— первая петля,
5
— вторая петля
Юбочная обмотка применяется при небольшом числе витков в секции (обычно не более трех). Для ее намотки заранее отрезают от бухты куски проводов, число которых должно быть равно числу секций. Длина каждого куска провода должна быть равна развернутой длине секции. Концы всех отрезанных проводов 2 (рис. 102) закладывают в пластины коллектора 1, провода изгибают и укладывают в пазы в соответствии со схемой обмотки. По выходе из паза со стороны, противоположной коллектору, все провода одновременно опять изгибают, на них накладывают для закрепления бандаж 4 из чулка. Затем со стороны, противоположной коллектору, провода изгибают вокруг бандажа 4,
образуют лобовую часть, после чего их укладывают в пазы в соответствии с шагом обмотки по-
Рис. 100. Ручная обмотка «в елочку»: а
— намотка первой полусекции и переход для намотки второй полусекции,
б
— намотка второй полусекции и образование петли,
в —
рабочая схема,
г
— вид с торца;
1
— начало намотки,
2
— первая полусекция,
3
— переход к второй полусекции,
4
— вторая полусекция, 5 — петля
Рис. 101. Рабочая схема обмотки «в елочку» при и
п
= 2: а—
без скоса пазов,
б
— со скосом пазов на 1/2 пазового деления
верх уже находящихся там проводов первого слоя. Таким образом, получается петля 3
(юбка) со стороны, противоположной коллектору, и образуется первый виток.
Для получения второго витка провод со стороны коллектора изгибают, закрепляют бандажом 5
и вторично укладывают в те же пазы с изгибом и закреплением лобовой части новым бандажом с противоположной стороны. Операции изгиба и бандажировки повто-
Рис. 102. Юбочная обмотка: 1
— пластина коллектора,
2—
провода,
3
— петля,
4, 5
— бандажи
ряют столько раз, сколько витков в секции. После намотки всех витков концы проводов закладывают в шлицы коллектора в соответствии со схемой обмотки.
Число петель (юбок) обмотки на стороне, противоположной коллектору, равно числу витков, а со стороны коллектора — на один меньше.
Юбочные обмотки выполняют, как петлевые и как волновые. Их схемы ничем не отличаются от обычных шаблонных обмоток.