Канаты стальные. Контроль и нормы браковки (стр. 2 )


Особенности контроля состояния тросов

В соответствии с требованиями руководящего документа РД РОСЭК 012-97, независимо от того где используется стальной трос (не веревка), его проверка должна производиться перед началом каждой рабочей смены. Детальную оценку состояния необходимо проводить не реже одного раза в 10 дней.

Изъяны должны выявляться посредством использования дефектоскопов. Их предназначение:

  • осуществлять контроль за сохранением диаметра металлического сечения, указанном в паспорте;
  • выявлять наличие наружной и внутренней коррозии;
  • обнаруживать обрыв одного или нескольких элементов каната.

Стальной материал

Повышенные требования предъявляются к соблюдению норм выбраковки стальных канатов в следующих местах:

  • где выполняются крепления;
  • там, где канат входит в соприкосновение с неподвижными и подвижными элементами конструкции;
  • на концах троса.

Для полноценной оценки используются несколько разных вариантов:

  • косвенная методика, при которой производятся вычисления линейных и угловых повреждений структуры каната;
  • визуальная оценка. Позволяет определить сохранность видимых поверхностей;
  • дефектоскопия с использованием магнитного, рентгеновского и ультразвукового излучений;
  • инструментальное измерение. Позволяет выявить степень изношенности проволок, изменение диаметра троса, изменение значений прямизны.


Канатоведущий механизм: основная оценка

Особенность методики браковки

Когда подлежат осмотру канаты и стропы: периодичность

При браковке стальных канатов производится подсчет количества оборванных проволок на длине равной 30d или 6d (d — обозначение диаметра каната). Делается это в местах соприкосновения троса с уравнительными блоками, на концевых заделках и местах обнаружения обрыва. Допустимое количество, при наличии которого может продолжаться эксплуатация, установлено Госгортехнадзором и отображено в приведенной таблице:


Таблица

Примечание! Буквой n обозначается количество несущих проволок, расположенных в наружных прядях, а d — диаметр троса. Это все определяет специальная машина.

Определение шага навивки каната

Такой параметр, как шаг свивки троса или каната, является очень важным при рассмотрении вопроса о браковке. Дело в том, что количество обрывов тонких волокон, как правило, подсчитывается на длине каната, равной этому шагу.

Если опыт проведения подобных работ отсутствует, то могут возникнуть сложности. Хотя на самом деле все довольно просто. Шаг будет зависеть от того, сколько прядей в канате. Далее на поверхности одной из прядей делается пометка маркером или кернером. Остается лишь отсчитать в одном вправо или влево количество прядей в тросе и поставить вторую отметку. Расстояние между двумя метками будет равно шагу свивки. И именно на этом промежутке необходимо подсчитывать количество обрывов.

Критерии оценки степени износа стальных тросов

Пожарные гидранты: нормы и правила, марки, размеры, требования

При определении безопасности эксплуатации канатов руководствуются следующими критериями:

  • количеством обрывов и их характером. Подсчеты делаются на определенном отрезке троса;
  • имеются ли места, в которых сосредоточены обрывы проволок;
  • степень внутреннего и поверхностного износа;
  • наличие коррозии, как внутренней, так и наружной;
  • когда одна или несколько проволок наружного слоя выходят из замка (применяется к канатам закрытой конструкции);
  • разрыв нескольких или даже одной пряди;


Канатный механизм – проверка на прочность

  • уменьшение диаметра троса в одном месте;
  • показатель площади поперечного сечения снижается;
  • присутствие корзинообразной и волнистой деформации, а также раздавливание и выдавливание прядей;
  • обнаружение повреждений, полученных в результате воздействия высокой температурой или электрической дугой;
  • параметры свивки изменены;
  • меняется интенсивность остаточного удлинения.

Браковка каната крана

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов: — обрывы проволок; — уменьшение диаметра; — деформация; — коррозия.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)

Срок службы спецодежды: нормы

Руководствуясь нормами браковки стальных канатов, они могут быть признаны неисправными даже в случае отсутствия наружных повреждений. Это происходит, если при проведении дефектоскопии обнаруживаются повреждения в сердцевине. Канат признается непригодным к эксплуатации, если проверка выявляет больше 18 % потери проволок внутренней части.

Обратите внимание! Такое оборудование, как и специалисты для его обслуживания, имеются далеко не на каждом предприятии. И это нормально, ведь постоянно проверять герметичные параметры сердцевины нет необходимости. Данные проверки обязательны только для изделий, которые должны соответствовать очень высоким требованиям по части безопасности.


На производстве

Какие существуют способы выявления брака?

Наиболее доступным, простым и дешевым способом определения нормы браковки стропов из стальных канатов является визуальный метод. Внешний осмотр, проведенный опытным специалистом с использованием несложного вспомогательного оборудования, позволит вовремя обнаружить критические повреждения жил канатов и принять меры по предотвращению чрезвычайной ситуации или аварии.

На втором месте по популярности и эффективности стоит так называемый инструментальный метод установления соответствия нормам браковки стропов из стальных канатов. Как показали исследования и опытно-экспериментальные работы, по характеру прямолинейности и нарушению геометрической формы в сечении троса можно довольно точно спрогнозировать срок его полезной эксплуатации. Такую работу под силу выполнить далеко не каждому инженеру. Здесь необходимо обладать мощным математическим аппаратом и соответствующей инструментальной поддержкой. В настоящее время на рынке появились узкоспециализированные пакеты программного обеспечения, которые позволяют частично автоматизировать рутинные математические расчеты. Однако стоимость лицензии очень высокая, и ее приобретение навряд ли будет экономически целесообразным.

Особенность методики браковки

Канат может быть выбракован даже при совершенно нормальном внешнем виде при следующих условиях:

  • произошло уменьшение диаметра на 7% (поверхностный износ или коррозия);
  • выявлено, что диаметр каната уменьшился на 10% и больше (износ внутренней части, разрывов или обмятий);
  • канат считается бракованным, если первоначальный диаметр наружных проволок стал меньше на 40% или больше. При этом неважно, произошло это из-за коррозии или износа. Для проведения замеров рекомендуется пользоваться микрометром или его аналогами, позволяющими проводить точные измерения.

Канат не может эксплуатироваться, если в нем находят следующие дефекты:

  • порваны одна или несколько прядей;
  • в наличии деформация, имеющая форму корзины;
  • сердечник выдавлен на внешнюю поверхность;
  • выявлено место с уменьшенным или увеличенным диаметром;
  • обнаружены заломы, раздавленные участки, перекручивание, перегибы.

Если для работы канала используются блоки, ручей которых футерован синтетическими материалами, или полностью из них изготовленных, то характерным считается разрушение каната изнутри при целостном состоянии наружного слоя. В этом случае производится дефектоскопия всей длины троса. Если обнаруживаются потери превышающий показатель 17,5 %, то канат изымается из эксплуатации.


Проверка повреждений

Особые нормы браковки

Если металлический канат используется для приведения в движение транспортных средств с людьми или для транспортировки потенциально опасных и опасных грузов (кислоты, расправленный металл и так далее), то требования к безопасности, разумеется, ужесточаются, а норма браковки снижается ровно в два раза. То есть если обычно бракованным признается канат с сорока обрывами волокон на длину шага, то в таком случае трос с 20 обрывами уже снимается с эксплуатации.

Особые приемы применяются и при принятии решения о браковке канатов, свитых из толстой проволоки. Дело в том, что отечественные предприятия по производству стальных канатов выпускают две разновидности продукции: из тонкой проволоки и из более толстой. Понятное дело, что обрывы толстого и тонкого проката не могут быть равнозначными. Поэтому при подсчете количества разрывов толстой проволоки на дину шага скрутки, один обрыв толстой проволоки равнозначен 1,7 обрыву тонкой. Суммарное же количество дефектов не должно превышать 40.

Нормы выбраковки стропов

При производстве стропов руководствуются стандартом 25573-82 и РФ-10-33-93. При этом выполняются каждый из трех этапов осмотра:

  • внутренний;
  • инструментальный;
  • наружный.

При проведении ревизии особое внимание уделяется следующим аспектам:

  • отсутствию расхождений между данными, указанными в паспорте изделия, и его фактическим состоянием;
  • наличие и исправность петель на концах каната;
  • присутствие повреждение или дефектов на поверхности троса;
  • в каком состоянии находятся внутренние пряди и сердечник.

Браковкой и осмотром стропов занимаются инженерно-технические работники, наделенные полномочиями проверять исправность оборудования и отвечающие за безопасность выполнения работ. Для фиксации результатов осмотра заводится специальный журнал, оформленный в соответствии с требованиями. Его регистрируют в Гостехнадзоре. На его страницах отражаются факты обнаружения дефектов и факты их устранения, а также содержаться правила хранения синтетических канатов и строп.


Стропы из стали на предприятии

Проверка текстильных стропов

Контроль пригодности текстильных стропов состоит из визуального осмотра

, при котором проверяется соответствие маркировки паспорту, исправность петель и швов, соединительных элементов, захватов. После этого осуществляется
инструментальный контроль
. Стропы не допускаются к использованию при обнаружении следующих недостатков:

  • отсутствие маркировки или бирки;
  • наличие узлов или поперечных разрывов на несущих лентах стропов вне зависимости от их величины;
  • продольные порезы или разрыв, превышающие 50 мм, а суммарная длина их более 10% от длины ветви стропа;
  • местное расслоение лент, кроме мест заделки их краев, превышает 0,5 м и имеет разрыв в три или более строчек на одном крайнем или двух внутренних швах;
  • местное расслоение на заделке краев превышает 0,2 м на одном крайнем или двух внутренних швах, а также отслоение края или сшивки лент у петли, длина которого превышает 10% длины заделки их концов;
  • поверхностные обрывы нитей ленты, появившиеся в результате механического воздействия груза, превышающие 10 % ширины ленты;
  • повреждения от химических веществ (щелочей, кислот, растворителей, нефтепродуктов и пр.), превышающие 10% общей длины и ширины стропа;
  • выпучивание нитей или сквозные отверстия от острых предметов или ожогов, диаметр которых превышает 10% ширины ленты;
  • загрязнения грунтом, цементом, красками, нефтепродуктами и др., превышающие 50% длины стропа.

Все перечисленное относится к текстильным ленточным стропам. Нормы браковки круглопрядных стропов включают также: разрыв чехла, обрыв более 6 проволок, разрывы нитей в узлах сшивки, превышающие 10% от ее длины, отверстия в чехле.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]