С начала весны и до поздней осени на приусадебных и дачных участках жизнь бьет ключом. Постоянно нужно что-то привезти, перевезти, отвезти и тому подобное. В последнее время большинство дачников используют для хозяйственных нужд мотоблоки, мотокультиваторы и другие приспособления. Они компактны, просты в управлении, многофункциональны и не занимают много места. Чаще всего применяется продукция отечественного предприятия Нева. Прицеп на мотоблок Нева станет хорошим подспорьем в вашем хозяйстве. В этой статье мы все расскажем об этом оборудовании.
Варианты изготовления
Для упрощения работ по созданию тележки для мотоблока, рекомендуется ориентироваться на заводские параметры предлагаемых для покупки прицепов.
Так, по техническим характеристикам все прицепные устройства можно разделить на 3 группы:
- Легкие одноосные прицепы с длиной кузова до 1,15 м, шириной около 1 м и грузоподъемностью до 300 кг (применяют с мотоблоками мощностью до 5 л.с.).
- Средние одноосные тележки с размерами кузова 1,5 м×1 м. Способны перевозить груз массой от 300 до 500 кг (используют с техникой мощностью от 5 до 10 л.с.).
- Тяжелые одноосные или двухосные телеги со следующими параметрами: длина кузова 2–3 м, ширина – 1,2 м, грузоподъемность 500 – 1000 кг (совмещаются с агрегатами мощностью более 10 л.с.).
Высота бортов прицепа обычно составляет 30-50 см.
Конечно, это не обязательные требования, но для более эффективной и продолжительной эксплуатации как техники, так и самой телеги желательно их придерживаться.
По конструкции, самодельные прицепы можно классифицировать следующим образом:
- цельный, съемные детали отсутствуют;
- с откидным элементами кузова;
- с откидывающимся, механическим путем, кузовом (самосвал);
- самосвального типа с гидравлическим приводом;
Наиболее распространенными являются прицепы для мотоблоков с силовой установкой мощностью 5-10 л.с. (т.е. среднего класса). Рассмотрим изготовление одноосного прицепа с размерами кузова 1,5х1 м.
Прицепное устройство для мотоблока
Прицеп для мотоблока полезен в хозяйстве, поэтому он должен быть прочным. Основная нагрузка ложится на раму, являющеюся основой конструкции. Прицепное устройство также получает колоссальные нагрузки. От того, насколько качественные материалы используются для его создания, а также способа крепления, зависит срок эксплуатации конструкции.
Прицепное устройство тележки для мотоблока можно купить уже в готовом виде, а можно сделать своими руками. Чертежи и размеры легко найти в Интернете, один из примеров на фото:
Сцепной механизм может быть изготовлен разными способами, например, из кардана, крестовины, деталь в форме буквы «П». Последний вариант многие считают более надежным. Прицепное устройство должно изготавливаться из нержавеющей стали.
Советы
Рекомендации опытных самоделов по самостоятельной сборке прицепа к мотоблоку:
- при монтаже кузова лучше использовать стальной оцинкованный лист, толщиной от 1 мм. Если рассматривать в качестве материала изготовления деревянные доски, то следует учесть, что дерево слабоустойчиво к влаге. Еще один вариант – пластик. Этот материал является дешевым и влагоустойчивым, однако имеет низкую прочность. Дно, для прочности, предпочтительно делать двойным. Желательно в конструкции использовать ребра жесткости;
- колеса рекомендуется использовать от мотоциклетной коляски и устанавливать их в комплекте с центральной частью колес. Также можно приспособить колеса от автомобиля (Жигули или Москвич). Следует учитывать, что размеры колеса влияют на проходимость транспортного средства, чем больше, тем выше;
- не следует утяжелять конструкцию ходовой части, так как при этом снижается полезная нагрузка на прицеп;
- при изготовлении прицепа для культиватора с функцией самосваливания, предпочтительнее приобрести узел крепления прицепа к мотоблоку промышленного производства, поскольку изготовить его самостоятельно непросто, а готовое изделие достаточно дешевое и доступное. Тем более покупка готовой детали сэкономит вам много времени;
- для создания рамы лучше использовать профильные трубы квадратного или прямоугольного сечения. Можно использовать металлический уголок;
- детали тележки рекомендуется крепить между собой сварочным аппаратом, так как болтовое соединение считается недолговечным. Еще лучше совместить оба способа.
Срок эксплуатации самодельного прицепа зависит от качества использованных при изготовлении материалов, а также от способа крепления элементов конструкции.
Виды прицепов
Существует много разных вариантов сборки прицепов, поэтому первым делом необходимо для себя решить, какой подходит вам лучше всего. Чтобы сделать обоснованный, грамотный выбор, нужно рассмотреть все преимущества и недостатки конструкций.
Полностью цельные конструкции надёжны, в них можно перевозить тяжелые грузы, ничто не отвалится, так как все стенки прочно приварены к основанию. Тележка идеальна для транспортировки.
Трансформеры увеличиваются в размерах, так как бортики можно откинуть. Самый удобный вариант – самосвальный. Кузов поднимается на удобную высоту, и весь мусор высыпается.
Необходимые инструменты и материалы
Перед тем как перейти к изготовлению прицепа, следует подготовить материалы и инструменты, потребующиеся для сборки изделия.
Материалы:
- труба квадратная профильная (40х40мм или 50х50мм, для сборки рамы);
- металлический уголок (толщина – 3 мм, ширина полки – 30-40мм);
- колеса 2 шт. (с пневматическими шинами). Обычно берут колеса от мотоцикла, а также от автомобиля «Жигули» или «Москвич». Такая конструкция будет иметь хорошую проходимость;
- мост или стальная труба для изготовления оси;
- фанера, пластик или лист железа 1-2 мм (для изготовления кузова);
- болты, гайки и другой крепежный материал;
- краска.
Инструменты:
- угловая шлифовальная машина (болгарка);
- дрель;
- сварочный аппарат;
- молоток;
- набор гаечных ключей;
- кисть.
При кустарном изготовлении прицепа для мотоблока необходимо использовать чертежи конструкции.
Краткая характеристика
Для чего вам нужен этот агрегат? В силу своей многофункциональности прицеп для мотоблока Нева может использоваться для громадного количества разнообразных работ:
- перемещение груза;
- вывоз бытовых отходов;
- транспортировка сельскохозяйственных продуктов и инвентаря;
- подсобные работы.
В то же время следует отметить, что выезжать на мотоблоке на оживленную трассу не рекомендуется. Это связано с тем, что мотоблок Нева с прицепом обладает ограниченной скоростью и маневренностью.
Среди довольно внушительного модельного ряда прицепов наибольшей популярностью пользуются агрегаты с грузоподъёмностью от двухсот пятидесяти килограмм до полутоны. Их прицепные устройства выполнены из специального метала, отличающегося повышенной прочностью.
Для лучшей управляемости мотоблоком на оси кузова установлена тормозная система.
У садоводов пользуется большим спросом прицеп для мотоблока Нева МБ 2. Его особенностью является наличие откидных бортов. Это даёт возможность транспортировать как мелкие и сыпучие грузы, так и внушительные по величине предметы.
Предварительные чертежи
Лучше всего разработать чертежи самостоятельно, под модель своего мотоблока и имеющиеся материалы. Для этого не надо иметь специального образования достаточно будет грубого наброска. Ниже представлена типовая конструкция одноосного прицепа по которой можно без проблем сделать прицеп для мотоблока своими руками.
Чертеж прицепа. Вид снизу.
Элементы чертежа:
- 1 – рама сварная (уголок 40х40 мм);
- 2 – подпятник (полоса 150х40 мм, 10 мм);
- 3 – кронштейн (полоса 100х40 мм, 10 мм);
- 4 – полуось (сталь 45);
- 5 – колесо;
- 6 – дышло (труба бесшовная, холоднокатаная, Ø 45х4 мм, L = 1,2 м);
- 7 – головка карданная;
- 8 – штырь-сцепка;
- 9 – полик наварной (отрезки стального уголка);
- 10 – поворотная ось дышла (сталь горячекатаная круглая Ø 36 мм или отрезок стальной трубы Ø 36×6 мм);
- 11 – гайка (М36);
- 12 – шайба;
- 13 – поперечина приварная (отрезок стального уголка 40×40 мм);
- 14 – ось-распорка (сталь горячекатаная круглая Ø 40 мм);
- 15 – косынка (10 мм, Ст. З);
- 16 – гайка (М20);
- 17 – шайба Гровера;
- 18 – болт (М20).
Чертеж узла сцепки тележки.
Элементы чертежа:
- 1 – шкворневая втулка;
- 2 – накладка;
- 3 – вертлюг;
- 4 – вертлюжная втулка;
- 5 – луч дышла;
- 6 – дышло.
Прочие детали
Кроме основного сидения водителя, устанавливают простую откидную лавку, которая крепится на переднем бортике кузова и опирается на боковые. Некоторые прицепы для мотоблока дополнительно оснащают запасным колесом. Его можно расположить на боковом борту или снизу прицепа на металлическое дно при помощи специальных креплений.
Возле сидения водителя для удобства хранения мелкого инструмента, который может понадобиться в дороге и при ремонтах, закрепляют небольшие самодельные металлические ящики или специальные сумки.
Пошаговая инструкция сборки
При изготовлении тележки для мотоблока самостоятельно желательно осуществлять сборку элементов прицепа в определенной последовательности.
Сборка рамы
Для создания каркаса телеги обычно используют профильную трубу с подходящими размерами (можно использовать стальную трубу круглого сечения):
- Разрезать профильную трубу квадратного сечения по размерам согласно чертежу. Количество и параметры элементов подбираются в зависимости от предполагаемых размеров и грузоподъемности прицепа.
- С помощью сварочного аппарата изготовить прямоугольную раму из продольных и поперечных заготовок. Внутри нее предусмотреть вставку нескольких поперечных проставок для увеличения надежности дна кузова.
Установка оси
Ходовая часть является самой важной частью конструкции прицепа.
- На концах оси установить ступицы колес и проваривать. Длина выбирается так, чтобы колеса не выступали за габариты кузова.
- Ось со ступицами на концах прочно приварить к раме.
- Установить колеса.
Использование трубчатой оси позволит значительно повысить прочность тележки при превышении допустимой нагрузки.
Кузов прицепа
Для обшивки бортов можно использовать листовой металл, профнастил, фанеру или деревянные доски.
- Вырезать элементы борта прицепа согласно чертежу и соединить их помощью сварочного аппарата (4 шт. высотой 30-50 см). Прикрепить их к основе кузова (с помощью сварки).
- Борта обшить стальными листами (можно приварить или прикрепить с помощью болтов). Для облегчения конструкции рекомендуется использовать профилированный стальной лист, толщиной 1,5 мм.
- Дно выложить оцинкованными листами и аккуратно привариварить по всему периметру.
- На задний борт приварить дверные петли и установить на раму. Это позволит откидывать его при выгрузке (при необходимости можно сделать откидными и боковины).
- Установить конструкцию, позволяющую зафиксировать откидной борт. Надежные запоры можно изготовить из стальной полосы, железного прута и патрубка.
А можно из обычного шпингалета.
Сцепка и сиденье
Прицеп соединяется с мотоблоком посредством специальной сцепки. Её размеры и конструкция могут отличаться в зависимости от модели мотоблока.
Работы по созданию сцепки выполняются в следующей последовательности:
- В месте соединения труб дышла вварить отрезок трубы диаметром 40 мм и длиной 100 мм.
- Внутрь трубы запрессовать два подшипника. Со стороны прицепа на трубу установить шайбу для фиксации оси прицепного устройства. Диаметр отверстия шайбы должен соответствовать диаметру оси прицепного устройства.
- Сформировать сцепку из профильной трубы квадратного сечения. Для этого просверлить сквозное отверстие под фиксирующий штырь (диаметр отверстия должен быть равен поперечным размерам штыря). Для более высокой надежности трубу можно усилить листом металла.
Вариантов изготовления сиденья для прицепа великое множество. Можно сделать сборную конструкцию из металлических уголков, а можно использовать обычную сидушку, прикрепив ее к раме прицепа. Существует разновидность в виде ящика, в который можно складывать инструмент и другие необходимые вещи.
Ниже приведены несколько вариантов водительских мест для прицепа мотоблока.
Как сделать тормоза на прицеп для мотоблока
Сделанную своими руками тележку для мотоблока, в целях безопасности, рекомендуется оснастить стояночным тормозом.
Существует много вариантов создания тормозов для тележки, но как показала практика, самыми эффективными являются тормоза от мотоцикла.
Для изготовления тормозов на прицеп к мотоблоку надо иметь в наличии тягу, трос и металлический барабан от колеса мотоцикла. Схема ниже поможет собрать тормозную систему, останется только приделать ее к мотокультиватору.
Рисунок-схема тормозной системы
Тормоз обычно устанавливается на одно колесо. Создаваемого им усилия достаточно как для удержания прицепа при стоянке, так и для остановки на ходу.
Порядок действий:
- Снять с диска тягу и трос.
- Сделать проточку диска.
- Одеть барабан на ступицу. Свободное пространство между выступами заполнить толстой проволокой.
- Проточенный металлический диск насадить на ось и закрепить втулкой (чтобы диск не проворачивался надо приварить к нему обрезок трубы).
- В конце надо сделать рычаг и подтянуть к нему трос (для контроля тормозной системы). Можно использовать любой рычаг от советского легкового автомобиля.
Как самостоятельно сделать прицеп для вашего мотоблока своими руками: подробно показано на видео:
Таким образом, изготовить телегу для мотоблока своими руками непросто, но при наличии оборудования и материалов вполне по силам каждому. А, согласно статистике, самодельная тележка обойдется как минимум в 2 раза дешевле заводского аналога.
Подготовительные работы
В первую очередь необходимо обдумать каких размеров должен быть прицеп, чтобы он подошел к определенному мотоблоку, и его удобно было использовать. После этого нужно будет набросать чертеж или эскиз тележки, на котором отобразить конструкцию с разных ракурсов, проставить все размеры и прорисовать узлы.
Механизмы прицепов
Продумать нужно все до мелочей, чтобы во время сборки техники не возникло никаких затруднений. Для этого необходимо разобраться:
- свинчиванием, клепкой или сваркой будут соединяться неразборные узлы и детали;
- как будут соединяться оси, подшипники, втулки, шарниры;
- какое сиденье лучше установить (простое или вращающееся);
- из чего сделать упор ножки для стоянки;
- нужен ли опрокидывающийся кузов, к которому придется добавлять механический опрокидыватель или самосбрасывающий узел со специальной ручкой;
- какой узел присоединения к мотоблоку подобрать (на подшипниках, втулках или шарнирный).
Разобравшись со всеми этими вопросами, можно приступать к подготовке списка необходимых материалов и подсчета примерной стоимости будущего прицепа.
Установка сцепки на мотоблок
К скобам мотоблока, скобы сцепки устанавливаются при помощи штырей. Для более надежного крепления, рекомендуется произвести фиксацию скобы, используя болты М14.
Установка оборудования на сцепку
Для установки дополнительного оборудования, к кронштейну оборудования следует осуществить монтаж оси сцепки, она, кстати съемная. Далее в наружное отверстие сцепки вставляется ось. Необходимо закрутить болт, совместив отверстия на корпусе и стойке оборудования. Дальше, останется закрепить контакт болтом М12 и соответствующей гайкой.
Зачем нужна сцепка мотоблоку. объяснять не надо, тот же адаптер, незаменимая вещь, но без сцепки никуда.
Разновидности
Подбирая сцепку на агрегат, следует взять за основу в большей степени релевантный вид элемента.
Имеется несколько разновидностей.
- Одинарная и двойная – применяется при наличии различных моделей навесок. Все зависит от того, какие практикуются и в какой численности.
- Усиленная – идеальна для тяжелой мототехники. Отличительная черта ее в том, что она более внушительна – располагает большей длиной и толщиной, что дает возможность вспомогательному оснащению сильнее погружаться в почву.
- Настраиваемая – предполагающая опцию менять угол вала, посредством чего можно настраивать уровень фиксации навесного снаряжения и благодаря этому увеличивать продуктивность работ.
- Универсальное сцепное устройство – предполагает агрегирование со многими модификациями.
Если сцепного устройства к мототехнике нужной модификации не имеется в продаже либо есть индивидуальные требования к ней, создать его своими силами не составит особого труда, так как разговор идет о довольно бесхитростном механизме.
Умельцы, которые большинство «аксессуаров» для мототехники изготавливают собственными руками, выполняют конструкцию сцепного устройства для прицепа «труба в трубе», из крестовины, из кардана и иных подручных элементов, сохранившихся от разнообразных приспособлений. Хозяева подобных устройств утверждают, что создать подобный узел можно без проблем, делясь в интернете личным опытом и чертежами сцепного устройства.
Какой прицеп лучше: ТОП-5 лучших марок и их цена
СКАУТ-700
Если вы ищете надежную модель мотоблочного прицепа и не хотите особо тратиться, то Скаут явно вас устроит. Агрегат достаточно прост в использовании. Более того, наличие на нем надежных дисковых тормозов является гарантией беспроблемной эксплуатации.
Цена прицепа Скаут-700 составляет примерно 48 тыс. ₽.
Характеристики:
- грузоподъемность – 1 т;
- назначение – транспортировка грузов.
Достоинства:
- наличие откидного борта облегчает процесс погрузки-разгрузки;
- простота управления;
- наличие дополнительного защитного блока для водителя.
Недостатки:
отсутствуют.
Беларус ПМ
Незаменим на больших участках. Более того, идеально подходит для ведения фермерского хозяйства.
Цена порядка 45 тыс. ₽.
Характеристики:
- материал изготовления – сталь;
- назначение – транспортировка грузов;
- масса груза – до 0,5 т;
- предельная скорость – 90 км/час;
- размеры – 3085×1510×920 мм;
- объем кузовной части – 0,7 м3;
- клиренс – 270 мм.
Достоинства:
- простота погрузки и разгрузки;
- наличие хорошо проработанной инструкции;
- простота управления.
Недостатки:
отсутствуют.
АМПК-1
Достаточно удобный адаптер, если использовать его на приусадебных участках среднего и большого размера. Более того, соотношение между его ценой и качеством является оптимальным.
Цена – около 33 тыс. ₽.
Характеристики:
- грузоподъемность – 0,5 т;
- назначение – выполнение работ в пределах приусадебных участков;
- размеры – 1480×1160×780 мм;
- клиренс – 150 мм.
Достоинства:
- наличие антикоррозийного покрытия и больших колес;
- высокий уровень устойчивости;
- наличие дисковых тормозов и удобного кресла.
Недостатки:
- зачастую быстро нуждается в ремонте;
- раскачивание при передвижении.