Стальной трос был изобретен в 1834 году. Он обладает многими преимуществами, такими как высокая прочность на разрыв, стабильная и надежная работа, а также высокая способность к динамическим нагрузкам и перегрузкам. Он широко используется в подъемном, транспортном и тяговых системах. Во время эксплуатации стальных канатов, будут возникать дефекты и повреждения: обрыв провода, износ, ржавчина, усталость, разрыв жилы и даже внезапный разрыв по различным причинам. Поэтому научные круги и промышленность пытаются исследовать различные методы обнаружения повреждений, чтобы гарантировать их надежность и безопасность.
Однако из-за сложности структуры, разнообразия рабочей среды и ограниченности методов обнаружения, стало трудной проблемой. Развитие соответствующих технологий идет медленно. Трудно добиться эффективного и надежного промышленного применения.
В настоящее время ручная проверка и установка с ручным касанием, по-прежнему является основным методом в большинстве случаев.
Возьмем, к примеру: 9 марта 2022 года, во время подъема, неожиданно сломался стальной канат, многоканатного фрикционного шахтного подъемника горнодобывающей компании. Пожар в кабине усугубил обрыв троса. В результате происшествия, унес жизни 17 человек, пойманных в ловушку — клетки. Поэтому очень важно изучить надежные и эффективные методы крепления металлического троса.
Конец троса изнашивается и не может быть легко подключен к установке или оборудованию, но существуют различные способы крепления концов стального каната, чтобы предотвратить его изнашивание.
Трос
Трос стальной — это сложное механическое устройство, в котором много движущихся частей, работающих в тандеме для поддержки и перемещения объекта или груза. В отраслях подъема и такелажа, трос прикрепляется к крану или подъемнику и оснащены вертлюгами, скобами или крюками для крепления к грузу. Он также используется, для подъема и опускания лифтов и поддержка подвесных мостов или башен.
Трос металлический, имеет уникальную конструкцию, состоящую из стальных проволок, которые образуют отдельные пряди, уложенные по спирали вокруг центрального сердечника.
Канат стальной, является предпочтительным подъемным устройством по многим причинам. Его уникальный дизайн состоит из нескольких стальных проволок, которые образуют отдельные нити, уложенные по спирали вокруг сердечника. Эта структура обеспечивает прочность, гибкость и способность справляться с изгибающими напряжениями. Различные конфигурации материала, проволоки и структуры жилы обеспечат различные преимущества для конкретного применения подъема, включая:
- сила;
- гибкость;
- сопротивление истиранию;
- сопротивление раздавливанию;
- усталостное сопротивление;
- устойчивость к коррозии;
- сопротивление вращению.
Тем не менее, способы крепления канатов, для вашего подъема требует тщательного обдумывания. Наша цель — помочь вам понять, какие есть приспособления для закрепления концов проволочного каната на грузозахватных устройствах, способы крепления грузового каната к барабану, а также другие методы крепежа и фиксации стальных канатов. Это позволит вам выбрать наиболее эффективный способ установки и долговечную работу металлического троса.
Виды засоров канализации
Понимание их природы очень важно для грамотного подбора троса. Сантехнические пробки отличаются по причинам возникновения, соответственно и их прочность также может быть различной.
Сантехническая пробка в колене
Эксплуатационный засор
Неизбежная проблема любой канализации. Он возникает из-за того, что в раковину кухни смываются частички еды, жира, ткани, волос, шерсти, песок и прочий очень мелкий мусор, который месяцами и годами скапливается на стенках труб, образовывая плотные пробки. Для их устранения достаточно будет тонкого шнура, так как такой засор называют самым простым.
Механические пробки
Появляются из-за спущенных в унитаз твердых больших предметов или полиэтиленовых пакетов, которые клином становятся в трубе, собирая остальной мусор. Для удаления такого засора необходимо использовать мощный толстый трос для чистки канализации, который силой повредит и продвинет застрявший предмет. Если предмет попался очень прочный, то устройство не сможет его повредить, и придется:
- вычислять по длине троса приблизительно расположение пробки;
- вырезать трубу;
- физически его удалять.
Технологический засор
Возникает как естественный процесс отложения на трубах твердых фракций.
Технологический засор канализации
Они имеют очень прочную структуру и расположены почти по всей длине канализационной трубы. Здесь даже мощный трос вряд ли поможет, разве что временно пробьет отверстие для спуска сточных вод. Здесь требуется полная замена труб.
Обжимные рукава
Обжимные гильзы для стальных кабельных сборок, являются одной из часто выполняемых функций оснастки, для более легких условий эксплуатации.
Часто встает вопрос, что лучше, обжимные окончания или зажимы для проволочной веревки ?
Зажимы стального троса и обжимные рукава
Обжимные рукава, сильнее и эффективнее. Не требуют технического обслуживания в будущем, или повторной затяжки гаек. Оно имеет обтекаемую форму, чем зажимы для металлических канатов.
Под обжимкой, понимается, процесс использования инструмента, или машины для приложения усилия к втулке или обойме. В результате этого процесса, муфта уплотняется на части кабеля и вокруг нее.
Обжим рукава
Алюминиевая обжимная арматура
Чаще всего, зажим алюминиевый для троса, применяется с оцинкованным стальным тросом, для формирования кабельных сборок.
Алюминиевая гильза, надетая на оцинкованный кабель
Алюминий мягкий. При сжатии, с помощью обжимного инструмента, он будет вдавливаться в углубления каната, фиксируя алюминиевую втулку на месте.
Алюминиевая гильза в кабеле
Установка
Пропустив стальной канат, через рукав.
Пропускаете трос через рукав
Перед обжимкой убедитесь, что «обрезанный конец» стального каната, торчит на длину не менее 2 диаметров кабеля. Это обеспечивает полный контакт с тросом, когда муфта расширяется во время обжима.
Два диаметра кабеля
Поместите гильзу в губки инструмента.
Рукав правильно в инструменте
Рукав неправильно в инструменте
Обратите внимание на правильную ориентацию полости инструмента для обжима с алюминиевой втулкой.
Рукав всегда должен быть выровнен по вертикали, а не горизонтально.
Держа гильзу в правильном положении, сделайте свой первый обжим, сжимая рукоятки обжимного инструмента вместе до полного закрытия губок.
Ковка
Обжим в рукаве
Для каждого размера рукава существует предписанное количество обжимов, которые необходимо выполнить.
Оставьте небольшое пространство между каждым обжимом. Ваша законченная сборка должна выглядеть так, как показано на рисунке.
Расстояние между обжимами
Для рукавов размером 1/16 и 3/32 дюйма, потребуется 2 обжима
Для рукавов размером 1/8 и 5 / 32 дюйма, потребуется 3 обжима Для рукавов размером 3/16 и 1/4 дюйма, потребуется 4 обжима Для рукавов размером 5/16 и 3/8 дюйма, потребуется 5 обжимов
Манометр
Чтобы убедиться, что обжимы выполнены правильно, используйте калибратор.
Манометр
Используя, соответствующую измерительную полость, наденьте датчик на гильзу.
Если манометр свободно поворачивается вокруг зоны обжима, то все сделано правильно.
Манометр свободно поворачивается вокруг зоны обжима
Если датчик не проскальзывает в области обжима, используйте инструмент для повторной обжимки, чтобы убедиться, что муфта была полностью сжата.
Канат стальной с полимерным покрытием
Рекомендуется обрезать винил достаточно далеко, чтобы убедиться, что муфта соприкасается с кабелем напрямую.
Кабель с виниловым покрытием
Используя тот же метод обжимки, можно выполнить соединение колен, чтобы соединить два куска кабеля.
Соединение колен
Не забудьте оставить небольшую область между рукавами.
Небольшая область между рукавами
Выдвиньте конец металлического троса за внешний край муфты как минимум на 2 диаметра кабеля.
Конец кабеля
Цинковые медные рукава
Цинковые, медные и стеклянные гильзы, рекомендуется использовать, для стальных канатов из нержавеющей стали.
Цинковые и медные рукава
Алюминиевые гильзы, не рекомендуется использовать с тросом из нержавеющей стали, из-за возможности коррозии алюминия, при контакте с нержавеющей сталью. Со временем это может привести к ослаблению контакта, между муфтой и кабелем.
Как сделать трос своими руками
Как видно из описания выше, необходим стальной шнур длиной не менее 5 метров. Для наибольшей эффективности один его конец оборудуется изогнутой ручкой для прокрутки внутри труб, а второй конец разбивается мощным ударом молотка, превращаясь в острую кисточку.
Такая кисточка называется наконечником, она сможет повредить пробку и протолкнуть ее дальше по трубе, освобождая проход.
Для большей эффективности механизма сердечник можно обвить спиралью, для которой используется жесткая проволока. Ее обязательно нужно прочно закрепить.
Набор специальных насадок на трос для прочистки
Для изготовления своими руками используйте только надежный и прочный металл. Если он повредится в процессе продвижения по трубе, достать его можно будет только путем демонтажа большей части канализационных труб.
Коуш
Koуш для стальных канатов — специальная оправка для петли кабеля, из стали или мягких материалов. Когда крепления стального каната ограничено петлей, существует риск того, что она будет изгибаться, когда петля подключена к устройству, которое концентрирует нагрузку на относительно небольшой площади. Коуш, устанавливается внутри петли, чтобы сохранить естественную форму и защитить стальной канат от защемления и истирания внутри заворота. Использование коуша в петлях — лучшая отраслевая практика. Коуш предотвращает прямое соприкосновение груза со стальным канатом.
Стальной канат обыкновенной прокладки, оканчивающийся петлей
Защитная функция
Внешняя сторона наконечника выполнена в виде желоба (паз), в который плотно укладывается кабель. Эта оправа, сама по себе, приближенная к контуру капли.
Благодаря такой конструкции, наконечник кабеля, находящийся в канавке, не вступает в контакт с частью (элементом), который прикреплен к петле. Стороны канавки коуша, не дают петле соскользнуть с нее, а также защищают трос от бокового повреждения, хотя там, он наименее подвержен износу и другим механическим воздействиям.
Koуш для стальных канатов, изготавливается из углеродистой стали, а также из пластика. Сталь производится путем литья, штамповки или ковки с последующим цинкованием или покраской, для защиты от коррозии. Конструктивно, коуш цельный или составной, состоящим из нескольких частей. Один из видов таких оправок на фотографиях ниже. Это каплевидный наперсток.
Как выбрать коуш для стального каната
После многократного использования, при нагрузках, износе и перегибах, снижает прочность каната и приводит к преждевременному выходу из строя.
Наперстки выпускаются в двух классах:
- легкие;
- тяжелые.
Легкие коуши, используются в статических приложениях, таких как постоянная установка, контролируемая среда стандартов ИСО 14644 относящиеся к чистым помещениям или в ситуациях, когда не испытывают большой нагрузки.
Для легких нагрузок
Для небольших нагрузок
Коуши с малой нагрузкой, лучше всего работают на традиционных волоконных веревках, поскольку они выдерживают нагрузку с более грубой установкой. Здесь увидите, что этот легкий коуш, подходит для этого применения, в то время как тяжелый, сильно увеличен.
Коуш повышенной прочности
Коуши повышенной прочности, имеют расширенный защитный материал по краям, для сопротивления деформации. Они используются для устройств, которые испытывают динамическую нагрузку или режим, близкий к пределу рабочей нагрузки. Коуши для тяжелых условий работы, подходят для подъема или буксировки,когда пользователю потребуется часто закреплять и откреплять наперсток к другим компонентам такелажа.
Которые испытывают динамическую нагрузку
При выборе коуша для металлического троса, важно учитывать, в какой среде он будет использоваться.
Материалы изготовления:
- оцинкованная сталь;
- оцинкованная сталь горячего цинкования;
- нержавеющая сталь.
Коуши из нержавеющей стали, лучше подходит для использования на открытом воздухе и устойчив к ржавчине. Также подходят для использования в соленой воде или вблизи нее, где часто происходит коррозия, и является лучшим выбором при использовании троса или цепи, из того же материала.
Оцинкованные наконечники, имеют меньшую стоимость, чем нержавеющая сталь и также подходят для наружных работ. Оцинкованные компоненты могут проявлять признаки поверхностной ржавчины. Если оцинкованное покрытие изнашивается на несущих или контактных участках компонента, этот тип поверхностной ржавчины обычно стирается при нагрузке и не должен влиять на производительность компонента.
Разновидности коушей
Важно помнить, что цинковое покрытие тоньше, чем оцинкованная сталь горячим способом, поэтому коуш может показать признаки ржавчины раньше, чем напыленный оцинкованный наперсток.
Фиксация троса в оплетке
Трос стальной в оплетке ПВХ и коуш, можно использовать, для формирования такелажных узлов. При этом — убедитесь, что крепеж имеет правильный размер и надежно закреплен в проушине используемого троса. Если крепление ослаблено в пазу, трос может выпасть, а если он мал или слишком велик, соединения с другими приспособлениями надлежащего размера, станут затруднительными.
Стальной трос в оплетке
При выборе стального троса в ПВХ оболочке, важно подобрать размер, к фактическому диаметру тросика, который вы используете с ним. Диаметр троса с полимерным покрытием, сбивает с толку, потому что некоторые производители измеряют стальной трос с оплеткой по-разному.
Измерение кабеля с виниловым покрытием Фактический диаметр троса
Диаметр винилового покрытия добавляет толщины.
С другими компонентами такелажа
Часто коуш для стальных канатов, используется с другими компонентами такелажа, такие как, рым — болт и потребуется минимум усилий, чтобы разогнуть ушко наперстка. Используйте набор плоскогубцев, чтобы удерживать каждую сторону, и крутящим движением откройте его, чтобы компонент мог быть вставлен в коуш, а затем вернуть его в нормальную форму.
Разогнуть ушко Открыть и вставить рым-болтом
Тот же процесс можно выполнить вручную, если коуш достаточно мал.
Вернуть его в нормальную форму
Некоторые коуши нельзя согнуть, используя плоскогубцы или руки, поэтому для больших креплений, предпочтительнее использовать тиски и трубу.
Использовать тиски Открыть трубой
Из чего производят зажимы для каната из стали
Для того, чтобы получить качественные зажимы, производитель использует высокопрочную сталь. Для придания большей надежности, поверхность изделия обязательно необходимо покрывать специальным защитным покрытием – гальванической оцинковкой.
Используя оцинковку можно сделать все изделия более устойчивыми к агрессивным воздействиям окружающей среды, ржавчине и коррозии. Оцинкованный зажим для троса считается одним из наиболее прочных.
Асимметричный клиновый зажим
Использование асимметричных клиновых муфт, популярно у мобильных кранов. Они легко устанавливаются на месте и также легко снимаются, что имеет большое преимущество.
Зажим с коротким куском троса
Концевые клиновые гнезда используются повторно, после того, как трос был выброшен. Они выдерживают испытания на усталость, до разрушения стального каната и без повреждений.
Стандартизация
На рынке много вариантов, с минимальными требованиями к асимметричным клиновым креплениям. Длина зажима между муфтой и клином должна быть как минимум в 4,3 раза больше номинального диаметра металлического каната. Асимметричная клиновая муфта выдерживает 75 000 циклов натяжения-растяжения от 15% до 30% минимальной прочности на разрыв стального каната и без постоянных повреждений.
Рабочий механизм
С помощью клина, конец троса заклинивается в конусное крепление. При увеличении нагрузки, клин все глубже и глубже втягивается в гнездо и оказывает усилие зажима на стальном канате.
Тяговое усилие в тросе передается за счет трения между металлическим канатом и клином и трения между тросом и муфтой. На рисунке, показан вид в разрезе, асимметричного клинового гнезда.
Вид в разрезе, асимметричного клинового гнезда
Установка
В зависимости от конструкции и типа каната, их коэффициент полезного действия варьируется от 75% до 80%. За подробной информацией обращайтесь к производителю вашего клинового крепления.
При установке клинового гнезда, конец металлического каната, сначала подается через конусное гнездо, затем изгибается в петлю и возвращается из гнезда. После этого клин с тросом помещается внутрь петлей, а выступающие концы, вытягиваются дальше из гнезда, так чтобы клин хорошо втягивался в него.
Затем «мертвый» конец троса должен высовываться из крепежа, как минимум на несколько сантиметров. Непосредственно на выходе, хвостовой конец должен быть защищен с помощью зажима для троса. Это предотвратит ослабление клина и его выпадения.
Вот краткое изложение того, что можно и чего нельзя делать:
- Всегда проверяйте гнездо, клин и штифт перед установкой;
- Совместите конец металлического троса с осевой линией;
- Используйте молоток, чтобы посадить клин и трос, как можно глубже в крепление;
- Сначала приложите нагрузку, чтобы полностью посадить клин и трос в гнездо;
- Убедитесь, что конец правильно зафиксирован, прежде чем вставлять стальной канат.
Несоблюдение этого требования, приводит к скольжению сердечника, или ослаблению прядей, что приведет к серьезному повреждению стального троса.
Закрепите тупиковую часть троса.
Неверное соединение, между живой и мертвой частью троса
Неправильная установка троса
На месте происшествия, было обнаружено, что наконечник стального троса на кране, неправильно установлен. Перед началом работ на наземном участке, осмотрен 30-тонный мобильный кран, и было обнаружено, что канатный зажим (бульдог), прикрепленный к «тупику» канатов подъема, был неправильно установлен, что вызвало разрушение и повреждение «живого конца» каната (часть троса, которая принимает нагрузку).
Неправильная установка тросовых захватов
Неправильный выбор или установка захватов для троса, резко снижает эффективность выводов из проволочного каната и приводит к проскальзыванию металлического троса через захваты. Это может привести к травме людей и повреждению оборудования.
Мост зажима, устанавливается на рабочей части (токовом конце) каната, а U-образный болт на хвостовом тросе (тупике) стального каната.
Способы крепления концов стального каната
Были извлечены следующие уроки:
- Убедитесь, что при обвязке металлического троса, выбран правильный тип зажима;
- Убедитесь, что захваты троса правильно установлены.
Остерегайтесь признаков, которые указывают на обрыв; например, уменьшение диаметра троса, коррозия или деформация стального каната.
Как правильно использовать зажимы
Некоторые правила требуют, чтобы «мертвая» канатная линия, была зажата вместе с другим коротким куском троса.
Зажим с коротким куском троса
Однако, лучшее решение, состоит в том, чтобы позволить «тупику» высовываться дальше и согнуть его назад в петлю. «Мертвую» линию, можно обрезать, вместе с собственным концом на выходе из крепления.
Согнуть назад в петлю
Эта процедура имеет преимущество:
- сгибание линии вокруг маленького радиуса клина, создает постоянную деформацию внутри проволочного каната;
- похожая на изгиб пластичная деформация, затрудняет проталкивание конца каната через блок крюка.
Если асимметричное клиновое гнездо установлено правильно, линия троса находится в прямом направлении (Рис.1). Линия растяжения силы натяжения проходит прямо через крепежный штифт. Поэтому, когда соединение загружено, оно не будет наклоняться и изгибать «живую» линию на своем выходе.
Если установлен неправильно, линия натяжения тягового усилия будет смещена; следовательно, всякий раз, когда соединение загружается, оно наклоняется, чтобы выровнять натяжение с крепежным штифтом, тем самым сильно изгибая линию «под напряжением» на выходе зажима (Рис.2).
Установка
Специальные конструкции
Количество специальных конструкций, клиновых зажимов для троса, обширно. Типы варьируются в зависимости от материала, производственных процессов (литой и сварной конструкции), геометрии (углы клина в диапазоне от 14 до 30) и способа закрепления «мертвой» веревочной линии.
Конструкция асимметричного клинового крепления прикрепляет «мертвую» веревочную линию к корпусу веревочного гнезда.
Присоединение «мертвой» части троса к корпусу розетки
Клиновое гнездо с удлиненным клином, к которому прикреплен «мертвый» конец веревки.
Присоединение «мертвой» части троса к клину
При использовании стальных канатов, устойчивых к вращению, рекомендуется устанавливать вертлюг, между концевым соединением троса и точкой крепления к крану. Однако высота подъема устройства будет уменьшена за счет установки вертлюга. Здесь рекомендуется использовать асимметричное клиновое гнездо со встроенным вертлюгом.
Это концевое соединение незначительно уменьшает высоту подъема и имеет дополнительное преимущество, которое заключающееся в том, что вертлюг всегда автоматически совмещается с тросом.
Клиновое гнездо со встроенным шарниром
Симметричное клиновое гнездо, используется в качестве концевого соединения для элеваторных канатов. Его можно легко прикрепить и также легко снять, что является большим преимуществом, при ручной регулировке длины подъемных канатов.
Симметричное клиновое гнездо
Инструкция по установке зажимов
При использовании наиболее популярного зажима DIN 741 необходимо в подобранный по размеру троса зажим ввести оба конца троса, в образовавшуюся петлю вставить коуш. Закрепить гайками зажим следует так, чтобы его стальное основание было на стороне несущего (длинного) конца. Для надежности обычно устанавливают 2-3 зажима в ряд. Как крепить зажимы для троса в одном узле, хорошо видно на снимке ниже.
Усилие закручивания гаек подбирают опытным путем. После монтажа проводят испытание под нагрузкой. Если зажимы не сдвигаются и не режут трос — значит они установлены правильно. В противном случае в момент затяжки нужно внести коррективы. Подобные рекомендации справедливы и для плоских зажимов.
Если зажимы используются длительное время, то нужно периодически проверять силу прижима. Она может изменяться со временем в связи с изменением температуры и влажности.
Установка зажимов для тросов — ответственная операция. Соблюдение основных правил монтажа и полный контроль над процессом — залог надежности всей конструкции.
Фламандский глаз
Соединение глаз — используется для сращивания свободного конца троса при формировании петли. Нити конца троса разматываются на определенное расстояние. Затем проволоку сгибают вокруг так, что конец развернутой длины образует глазок. Далее, развернутые пряди, заплетают обратно в проволочный трос, образуя петлю или глазок — называемый фламандский глаз.
Соединение фламандский глаз
Нити конца троса разматываются на определенное расстояние
Состоит из комбинации сращивания и прессования. Стальные канатные стропы, часто используются на сталелитейных заводах, где канаты подвергаются воздействию высоких температур, и служит заменой сращивания наперстка.
Сращивание и прессование
Концевые соединения с фламандскими глазами можно использовать при температуре от 60 C до + 400 C. При температуре от + 250 C до + 400 C, грузоподъемность канатов должна быть снижена до 75%.
Стандартизация
Типы фламандских глаз обозначаются следующим образом:
- фламандские глаза без наперстка.
- фламандские глаза с наперстком.
Различные конструкции фламандского глаза
Изготовление и установка
Еще не обработанный канатный строп, протягивается через выбранный стальной зажим (рис. A).
Изготовление петли стального каната
Внешние нити, грузоподъемного каната разделяются на необходимые длины (рис. B).
Сердцевина канатного стропа, выгибается назад и формируется в петлю. Затем незакрепленные половинки троса закрываются вокруг сердечника троса. Например, сердечник восьми ниточной веревки закрывается справа и слева только четырьмя нитями, до тех пор, пока нити с обеих сторон не соединятся в головке петли (рис. C ).
Как внешние нити каната, были полностью закрыты вокруг сердечника каната (рис. D), стальной зажим скользит по концам прядей и прессуется.
Огон на канате или тросе
Говоря о том, как заплести трос – стальной или из другого материала, следует упомянуть и о том, что можно сделать огон. Это немного сложнее. На некотором расстоянии от конца троса делается прочная временная марка, такими же марками закрепляются и концы его прядей. После этого следует распустить конец каната.
В форме петли трос укладывается на поверхность (желательно твердую), пробиваются все его пряди
Пробивок делают несколько, но особое внимание уделяют первой, так как она является самой важной из них. Надежность и прочность огона обеспечивается в основном именно первой пробивкой. Это тоже приемлемый способ того, как заплести трос
Схема не вызовет трудностей
Это тоже приемлемый способ того, как заплести трос. Схема не вызовет трудностей.
Заливные муфты
Заливная муфта для стального каната, используются для изготовления высокопрочных, постоянных контактов; они создаются путем вставки проволочного троса в узкий конец конической полости, который ориентирован в соответствии с предполагаемым направлением деформации. Отдельные провода проложены внутри конуса, а затем конус заполняется расплавленным припоем, оловом. В современных условиях, всё чаще стали использовать, соединение ненасыщенной полиэфирной смолой. В этом разделе, рассмотрим этапы заливки стального каната смоляной смесью.
Заливка смоляной смесью
Принцип работы
По мере отверждения смолы, происходит усадка, которая создает фрикционную связь с проводами. Кремнезем, смешивается со смоляной смесью, для придания свойств сцепления при трении. Диоксид кремния, также служит для поглощения тепла, вызванного химической реакцией, которая возникает при добавлении отвердителя в смолу.
Когда нагрузка приложена к канату, конус из смолы вытягивается вниз в чашу раструба. Форма конуса вызывает сжатие из затвердевшей смолы, относительно отдельных проводов и стенок гнезда. Сжатие, создает огромное сцепление, трения между проволокой и смолой, что приводит к прочности, которая превышает прочность на разрыв каната.
Затвердевшая смола
Меры предосторожности
- Осмотрите внутренность чаши, чтобы определить, есть ли в гнезде углубления. Если есть канавки, заполните их шпаклевкой.
- Для захвата провода, используйте только мягкую отожженную железную проволоку.
- Смола должна быть загущена и отверждена перед использованием.
- Не используйте негабаритные розетки для каната.
- Не используйте смолу, после истечения срока годности.
Не нагревайте розетку перед заливкой смолы, чтобы ускорить отверждение смолы, это приведет к преждевременному гелеобразованию смолы, до достижения дна чаши розетки. Это приведет к сбою сборки.
Осторожно! Воздействие некоторых сильных химикатов, может повлиять на отвержденный полимер и ослабить сборку.
Свяжитесь с дистрибьютором или производителем, если это произошло.
Техника безопасности
При работе со смолой, или отвердителем, рекомендуется использовать защитные очки и защитную одежду, а также непроницаемые перчатки.
Всегда работайте в проветриваемом помещении.
При попадании агрессивного вещества на кожу, промойте водой с мылом и снимайте загрязненную одежду. При попадании в глаза, промыть чистой водой не менее 15 минут. Если раздражение не проходит, обратитесь к врачу.
В случае проглатывания содержимого, не вызывайте рвоту. Пейте молоко, или воду для разбавления и обратитесь за медицинской помощью.
В случае вдыхания избыточных паров, переместитесь в зону свежего воздуха. Если дыхание остановлено или затруднено, обратитесь к врачу.
Не направляйте открытое пламя, на замок розетки. Хранить вдали от источников тепла. Смола является легковоспламеняющейся жидкостью.
При использовании химикатов, всегда обращайтесь к листу по технике безопасности.
Техника безопасности при работе со смолой
Температура
Канат грузоподъемный, розетка и смола, должны храниться в помещении, чтобы поддерживать компоненты сборки при более высокой температуре. Лучше всего, если все три компонента имеют одинаковую температуру хранения. Если эти три компонента хранятся при комнатной температуре, бустерные пакеты не следует использовать при низких температурах.
Не рекомендуется, агрессивно прикладывать тепло (пламенем) к розетке перед заливкой, так как высокая температура, приводит к преждевременному гелеобразованию смолы и препятствует проникновению смолы, в нижнюю часть конуса розетки.
Заворачивание розетки в тепловое одеяло, для облегчения контролируемого и равномерного нагрева, является безопасным и эффективным методом ускорения процесса отверждения.
Инструкция по установке
Для достижения результата, важно понимать порядок действий и необходимые шаги, для безопасного и экономичного способа крепления, стального каната и розетки.
Измерьте гнездо, от нижней части до верхней части чаши, чтобы определить, где применять зажимной трос.
Конец стального каната, должен быть длинным, чтобы провода после укладки, были на уровне, или чуть ниже верхней части чаши гнезда.
Измерьте гнездо
Наденьте гнездо на стальной канат
Гнездо на тросе
Захватная проволока в основании гнезда
Приложите зажимную проволоку на одну (рис. A). Длина захвата должна быть не менее двух диаметров каната (рис. B).
У проволочного каната с пластиковым покрытием, оплетка, удаляется из зоны намотки.
Применить захватную проволоку в основании гнезда
Для захвата провода, используйте только мягкую отожженную железную проволоку.
Конец проволочной веревки
Используйте шип, начинайте раскрывать пряди (рис. D).
Используйте короткий кусок трубы и согните каждую прядь под углом 60 градусов (рис. E).
Раскройте пряди равномерно, как показано здесь (рис. F).
Если у троса, есть виниловое покрытие, удалите его.
Конец проволочной веревки метлы
Правильная метла для заливного гнезда
На готовое гнездо в сборе действует натяжение. Трение между затвердевшей смолой и проводами, должно превышать трение между внешней стороной конуса смолы и внутренней стенкой гнезда, предотвращая вытягивание проводов и позволяя конусу смолы садиться и сжиматься. Сжатие, которое создается между проводами и полимерным конусом, становится сильнее, чем сам трос. Для правильного трения очень важно, чтобы конец веревки был правильно подготовлен и раскрыт до упора, чтобы смола достигла дна чаши гнезда. Смотрите иллюстрацию ниже.
Правильно ухоженный конец проволочного троса
Чистые провода
Тщательно очищенные провода обеспечивают большую адгезию; следовательно, обеспечивая большее трение, которое помогает обеспечить правильное закрепление конуса из смолы и создавать сжатие для обеспечения требуемой прочности сборки.
Выровнять по вертикали при заливке смолы
Сборка гнезда, которая была правильно выровнена во время заливки гнезда, позволит равномерно распределить усилия на проволоке и конусе смолы; следовательно, обладающий прочностью, большей чем канат. Если веревка не выровнена должным образом, во время заливки смолы в розетку, т.е, веревка будет установлена под углом. Испытания показали, что когда это произойдет, веревка будет разрываться у нижнего основания гнезда.
Чистый конец каната
Поместите закаленный конец стального каната в растворитель и убедитесь, что провода чистые, от самого дна метлы, до захватной ленты. После очистки конца каната, дождитесь, пока весь растворитель не испарится и провода не высохнут.
Чистый конец каната
Для достижения результатов, рекомендуется использовать чистый растворитель.
Вставьте метлу в гнездо
Наденьте розетку на проволочную метлу. Убедитесь, что веревочные провода равномерно расположены в чаше гнезда, концы проводов находятся немного ниже верхнего края чаши, а-ось веревки и гнезда совмещены.
Верх захвата должен быть ровным, с нижней частью гнезда. Не допускайте, чтобы какой-либо провод, простирался ниже основания гнезда.
Вставьте метлу в гнездо
Уплотнение нижней части гнезда
Оберните нижнюю часть гнезда шпаклевочной замазкой. Убедитесь, что замазка, вдавливается в углубление между прядями.
Чтобы обеспечить большую герметичность, оберните замазку изолентой.
Уплотнение нижней части гнезда
Смешать смолу
Замесить смоляной пакет, в течение 30 секунд, тщательно размешивая смолу (диоксид кремния).
Разрежьте мешочек со смолой и отожмите содержимое, в прилагаемый контейнер для смешивания.
Разрезать мешочек с отвердителем и выдавить содержимое в смолу.
С помощью лопасти для смешивания, тщательно перемешайте смолу и отвердитель, до получения однородного цвета.
Правильное смешивание необходимо для достижения 100% эффективности.
Смешайте смолу
Залейте смоляную смесь в гнездо
После смешивания смолы и отвердителя, немедленно приготовьтесь вылить его в гнездо.
Расположите воронку так, чтобы смола выходила из воронки в чашу, вдоль стенки гнезда.
Это поможет смоле достичь дна чаши и снизить вероятность захвата воздуха.
Заполните до верхнего края чаши.
Дайте смоле прочно загустеть перед перемещением сборки. Преждевременное перемещение узла, может повредить смолу до ее затвердевания и снизить эффективность.
При соблюдении рекомендуемых процедур изготовителя смолы, эффективность завершения достигает 100%
Залейте смоляную смесь в гнездо
Повторная смазка проволочного троса
После отверждения смолы повторно смажьте трос для замены смазки, которая могла быть удалена в процессе очистки.
Смазка проволочного троса
Рекомендуется проверить нагрузку на сборку, перед ее эксплуатацией.
Инструменты
Сталь – это материал, который прекрасно выдерживает самую большую нагрузку. Правильно сплетенные элементы формируют мощную опору. Зависимо от варианта плетения, для специальных требований и задач выбирают только определенную структуру. Но даже самый прочный стальной канат может оборваться, после чего возникает необходимость создания петли на конце. А произвести плетение стального троса вы можете самостоятельно, даже в полевых условиях.
Назначение стального троса
Стальные тросы в большинстве случаев являются основным грузонесущим элементом транспортных, грузоподъемных и дорожных механизмов. Они свое применение нашли в таких отраслях, как нефтеперерабатывающая, угольная промышленность, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, строительная индустрия, речной и морской транспорт. Выбирают стальные тросы для использования, зависимо от характера и массы данного груза.
Основная сфера использования грузовых стальных тросов — это тяговые и подъемные промышленные механизмы. Это мостовые краны, буровые устройства, растяжки разного эксплуатационного назначения, экскаваторы, судовая система подъемного транспорта, нефтедобывающие устройства. Для передвижения объектов с людьми (подъемные механизмы шахт, лифты) выбирают грузолюдские канаты.
Арматурные стальные канаты применяются в основном для армирования железобетонных конструкций. Также в строительстве стальной трос используется в качестве несущих элементов различных конструкций, вспомогательного элемента землеройного оборудования. Благодаря надежной конструкции с легкость выдерживать стальной трос нагрузки, оказывающие в процессе строительных манипуляций, к примеру, подъем на высоту бетонных плит.
Из металлического троса изготавливают и канатные стропы — гибкие грузозахватные приспособления, которые необходимы для подвески груза к крюкам и прочим рабочим органам грузоподъемной машины. Стропы используются при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке особо крупногабаритных грузов, в которых присутствуют специальные петли, проушины и скобы для захвата.
Конструкция стального троса
Стальной канат представляет собой гибкое металлическое изделие, что производится из стальной проволоки и состоит из скрученных между собой прядей. Высокоуглеродистая оцинкованная проволока обычно имеет диаметр 0,4 – 3 миллиметра с пределом прочности при процедуре растяжения 130 — 200 кгс/мм2.
В средине тросы имеют сердечник. Сверху канат покрывается алюминием или цинком для придания нержавеющих свойств. Сердечник играет роль внутренней опоры для прядей, предохраняет их от проваливания к центру и нужен для сопротивления радиальному давлению жил при нагрузках на канат, не допуская поперечной деформации изделия. Его изготовляют из разных материалов: металлических, органических, натуральных или синтетических.
Органические сердечники изготавливают из пеньки, сизаля, манилы или хлопчатобумажной ткани, они способствуют формированию круглой формы каната и, будучи пропитанными противогнилостной смазкой (пушечной смазкой, вазелином, канатной мазью), уменьшают трение между проволоками. Минеральные сердечники изготовляют из асбеста и применяют в тросах, которые предназначены для работ в условии высоких температур. Смазка, которой пропитан минеральный сердечник, в процессе использования стального каната проникает в места между проволоками, при этом защищая его от коррозии.
Для наружного слоя принято использовать более толстую проволоку, поэтому стальной канат незаменим для работы, связанной с трением или в условии химических сред. Цинковое покрытие проволоки, которое повышает характеристики стального троса и предохраняет канат от ржавления, бывает трех разновидностей: ЛС — для легких условий, СС — для средних условий, ЖС — для жестких условий и использования в морской воде. Проволока производится трех марок: I, II и В. Наиболее качественной проволокой, которая обладает большой механической прочностью и вязкостью, является материал высшей марки В.
Конструкция троса обозначается тремя цифрами, выражающими число прядей, количество проволок в пряди и органических сердечников. К примеру, запись подобного вида «6 X 37 + 1 ОС» значит: шестипрядный трос, который имеет в пряди по 37 проволок и один органический сердечник. Чем больше в пряди проволок и чем меньше они имеют диаметр, тем стальной трос будет гибче.
Стальные канаты, кроме значительной несущей способности, отличаются высокой гибкостью. Одним из неоспоримых достоинств таких тросов является их устойчивость к резким динамическим нагрузкам. Так как износ данных изделий происходит постепенно, идентифицировать дефекты этих приспособлений вы сможете своевременно.
Разновидности строительных тросов
Зависимо от числа проволок в тросе, стальные канаты бывают различной гибкости — менее гибкие канаты из 42 проволок; гибкие стальные тросы из 72 проволок, в каждой пряди по 12 штучек вокруг пенькового сердечника; изделия повышенной гибкости, что свиты из 144 тонких проволок в каждой пряди по 24 вокруг пенькового сердечника.
Стальные тросы по конструкции делятся на три вида:
- Канат одинарной свивки состоят из одной пряди, проволока которой имеет одинаковый диаметр и свита в один или несколько слоев (до четырех) по спирали вокруг одной проволоки.
- Трос двойной свивки называют тросом тросовой работы. Он изготовляется свиванием в один или два слоя нескольких прядей вокруг одного металлического, минерального или органического сердечника.
- Трехпрядные тросы свивают из нескольких тросов, которые называют в этом случае стрендями. Пряди канатов тройной и двойной свивки состоят из проволок, что могут иметь одинаковый или разный диаметр.
По уровню крутимости стальные тросы бывают крутящимися и малокрутящимися. По материалу сердечника каната — с металлическим сердечником (стальной однопрядный и стальной проволочный) и с органическим сердечником (волоконный, натуральный, синтетический, волоконный, волоконный армированный).
По сочетанию направлений свивки стальных тросов и его элементов канаты бывают:
- односторонней свивки: направление каната и свивки в пряди проволоки одинаковы;
- крестовой свивки: направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки в канат прядей;
- комбинированной свивки: с одновременной практикой в канате прядей левого и правого направления свивки;
- тройной свивки: крестовой свивки с противоположным направлением свивки проволок и прядей.
Использование стального троса
Хочется вас заранее предостеречь от использования очень тонких канатов, хоть и цена стального троса в этом случае будет не слишком высокой. Также помните, что чем тоньше будет проволока, тем трос больше подвергается износу и коррозии. Самыми коррозионно-устойчивыми выступают тросы из нержавеющей или оцинкованной проволоки. Тросы из омедненной или неоцинкованной проволоки способны быстро покрываться ржавчиной и разрушаться, особенно в участках изгибов.
Наиболее надежным и функциональным в эксплуатации выступает оцинкованный стальной трос. Методика его изготовления состоит в специфическом переплетении стальной проволоки различного поперечного диаметра. Кроме этого, сердечник, что располагается в центральной части, для усиления стойкости к разным видам воздействий покрыт специальной смазкой и антигнилостной пропиткой.
Основной задачей ухода за стальным тросом в условиях их использования является сохранение структуры и формы изделия, которая была придана ему при изготовлении, и защита его от коррозионного и механического повреждения. При хранении каната, что намотан на барабан, его ось должна располагаться параллельно полу, на котором установлен барабан.
При длительном хранении изделия должны периодически осматриваться по наружному слою, на них также наносят сплошной непрерывной пленкой канатную смазку. В качестве смазки можно применять торсиол-55, торсиол-35, ГОСТ 20458-75, БОЗ-1 по техническим документам. Трос перед нанесением смазки нужно очистить от грязи и старой смазки разными способами. Наиболее простой — очистка с помощью хлопчатобумажных концов и стальных щеток. При её нанесении на трос температура смазки должна доходить до 80—100 градусов по Цельсию.
Плетение стального троса
Безусловно, канаты из стали имеют большую прочность. Однако если вы идентифицировали разрыв стального троса, нужно провести работу по его восстановлению, которая начинается с осмотра каната. В месте обрыва концы следует удалить ножницами по металлу или кусачками. Главное, чтобы концы каната были обрублены ровно.
Трос для этого помещают на грань двутавровой или швеллерной балки и перебирают с помощью молотка. Или отсекают ненужные части отрезным кругом, если в наличии имеется угловая шлифовальная машина, и утилизируют. Все работы с тросом в целях безопасности рекомендуется производить в рукавицах или перчатках.
Трос нужно расплести на длину 60—80 сантиметров и разделить на пряди. Затем одну прядь необходимо загнуть на расстоянии 30 сантиметров от целой части троса и оплести другой, продвигаясь к основной части стального троса. С помощью монтировки канат нужно оплести еще на один-два витка свободным концом. Аналогичные действия следует проделать и со следующими прядями. Петля в итоге получится с некрасиво торчащими концами.
Один конец намотайте на две переплетенные ветви и спрячьте, другим концом обмотку производите в обратную сторону. А лучше заплетите имеющиеся три части, придав им форму обычной косички. С помощью третьей пряди нужно обмотать косичку, вплести в петлю и снова обернуть вокруг косички. Процедуру продолжают, пока будут иметься свободные концы, каждый прут при этом направляют навстречу предыдущему и внутрь косички заводят их концы.
Для исключения травм и большей надежности косичку рекомендуется зафиксировать в нескольких местах хомутами, роль которых могут выполнить куски стальной проволоки, что плотно наматывают плоскогубцами и прячут внутри косички. По окончании работы в целях безопасности косу обматывают изоляционной лентой, это показано на видео, как заплести стальной трос.
Для получения прочного и надежного соединения в процессе плетения стального троса нужно создавать на пряди равномерную нагрузку и стремиться к их симметричной укладке. Причем это актуально для разных типов стальных канатов. В процессе работы рекомендуется периодически производить обжим мест переплетения.
Создание петли на тросе
В некоторых ситуациях появляется необходимость узнать, как заплести на стальном тросе петлю – при опускании погружных насосов, для создания растяжки для антенны и буксировочного троса. Завязать из стального каната узел не получится из-за его жесткости. А вот петлю на его конце вы сможете сделать достаточно аккуратную. Как и при плетении стального каната, нужно обрубить концы разлохмаченного троса. Положите трос на массивное основание и ударьте острым концом молотка несколько раз в одно место. Можете для этой цели использовать болгарку.
В итоге вы получите ровный, аккуратный конец каната без изломов. Расплетите стальной трос примерно на 60-80 сантиметров. При помощи отвертки нужно его разделить его на две части по толщине. При 7-прядном канате в одной части должны быть 4, а во второй части — 3 пряди. Обе части обмотайте вокруг друг друга и на конце стального троса сделайте петлю приблизительно 10 сантиметров в диаметре.
Учитывайте при этом сокращение диаметра петли каната в процессе плетения на размер толщины. Для формирования петли основную 4-прядную часть стального троса нужно согнуть навстречу 3-прядной части. В бороздки основной части каната уложите вторую часть троса.
Обкрутите вокруг черенка поочередно оставшиеся концы двух прядей, что сплетены. Далее каждую из четырех свободных прядей обмотайте поочередно вначале вокруг черенка, потом вплетите эту прядь в петлю и обмотайте снова вокруг черенка. Для надежной заделки петли обеспечьте на конце троса прохождение каждой пряди в петлю, по отношению к предыдущей, на встречном направлении.
Накройте концы предыдущих прядей стального каната последующими, пока в ваших руках свободными не останутся две пряди. Аккуратно их просуньте между прядями петли троса при помощи отвертки. Это место обмотайте изоляционной лентой. Также их можно заделать в сплющенные трубки. Таким способом у вас получится спрятать концы стального троса и сделать петлю на канате менее травмоопасной.
Огон на стальном тросе
Перед изготовлением огона нужно на определенном расстоянии от конца стального каната наложить прочную временную марку, закрепить концы прядей марками, а потом на пряди распустить концевую часть троса. Затем трос следует уложить в виде петли нужного размера и произвести пробивку ходовых прядей. Существует много методик пробивок, но мы рассмотрим только самый распространенный способ.
Удобно выполнить первую пробивку, если огон обращается своей изогнутой частью к рабочему, а ходовые пряди размещаются справа. Первую ходовую прядь проводите в трос против его спуска справа налево, под 3 коренные пряди. Пробивают пряди вторую и третью под две и одну пряди соответственно. Когда вы совершите пробивку первых 3 прядей, огон нужно перевернуть, после чего выполнить пробивку 4-ой и 5-ой ходовых прядей.
Прядь четвертую пробивают под две, а 5-ую — под одну прядь стального троса. Затем можно снова перевернуть огон и ему придать первоначальное положение, в трос пробить шестую ходовую прядь, которую вводят под одну прядь стального изделия по направлению его спуска. Этим завершается процедура первой пробивки.
При последующей пробивке каждую ходовую прядь вводят справа налево в канат по правилу «прядь через одну под две». По окончании процесса каждой пробивки пряди следует обтянуть, что можно выполнить, зависимо от толщины и прочности стального троса, вручную или же при помощи талей или тисков. Для уменьшения толщины стального каната в месте пробивки рекомендуются пробить три пряди четыре раза, а остальные — три. Обрубайте концы ходовых прядей у самого каната, после чего изделие клетнюется луженой проволокой.
Канат является сложным проволочным изделием, на плечи него ложится большая ответственность, поэтому качество стального каната должно быть на высоте, и так важно знать, как правильно заплести стальной трос или сделать петлю и огон на нем.
Особые конструкции для стальных канатов
Для ряда применений, такие как узкие отверстия в барабанах или другие сложные системы подачи, может потребоваться специальная подготовка концов. Конечные заготовки должны быть удалены после установки троса. Кронштейны используются, когда требуется еще одна веревка, чтобы натянуть новую веревку на место. Проволочный трос не должен укорачиваться, удлиняться или прерываться с помощью узла.
На концах проволочного каната используются скобы, или концевые заготовки, когда для подтягивания рабочего каната на место, требуется другой канат. Показаны четыре, часто используемых кармана.
Специальные конструкции
Крепление страховочного каната
Страховочный канат – необходимая мера дополнительной безопасности, которая должна применяться, когда нет возможности закрепиться стропом предохранительного пояса за элемент конструкции. Должен снабжаться крепежным устройством, которое обеспечит удобство установки и снятия, перестановки и изменения длины строп.
Детали крепления должны быть рассчитаны на нагрузку 2200 кгс, обладать антикоррозийными свойствами или защитным покрытием, а также не терять свойств при работе в диапазоне температур от -45 до +50 градусов и относительной влажности 100%.
Крепится страховка на поясе, который надевает сотрудник. Для быстрой фиксации применяется, как правило, карабин.