Как пользоваться буксировочным тросом, куда закрепить буксировочный ремень?


Как-то я вычитал в одной книжке — все основные узлы, известные нам, использовал еще человек каменного века. С тех пор прошло много столетий, и даже тысячелетие минуло отнюдь не одно, число узлов, известных специалистам, достигло тысяч и, тем не менее, каких только чудес и изобретений не увидишь, когда возникает у современного человека необходимость соединить две веревочки или привязать веревочку за палочку или гвоздик! Напутывается веревки, больше, чем остается, и, тем не менее, все ползет и отваливается, а когда возникает потребность распутать то, что мы сами и наплели, то без топора задача оказывается крайне трудно решаемой, и мы прибегаем к известному способу, тоже не вчера родившемуся. Но в мирной жизни, то есть нашей повседневной жизни, от качества спутанного нами клубка редко зависит жизнь наша, или жизнь товарища, иная картина в походе. Но, надеюсь, что человек попавший хоть раз в полевые условия, даже просто полевые, необходимость ликвидации своей безграмотности узловой осознает довольно быстро, возвращается к мирной жизни и начинает искать книжки. Проявив некоторую настойчивость, он их находит, как правило, это либо книги по морскому делу, либо книги связанные с альпинизмом. В любой из них, даже самой простенькой, под сотню самых разных узлов, по способам вязки по назначению и внешнему виду. Если берется несколько книг, то число названий узлов резко возрастает, число самих узлов, правда, больше может и не стать, так как каждый, почти, узелок имеет два, три, а иногда и больше названий.

Каждый автор отбирает те имена, которые ближе к его сердцу и разнообразие сочетаний стремится к бесконечности. Но даже не это самое главное, самое главное, что каждый создатель книги дает свои любимые узелки, называет их «объективно, самыми лучшими и надежными»

. Таких оценок столько же, сколько и авторов. Простому смертному, впервые попавшему в это море названий и переплетений, разобраться с этим почти невозможно, так как завязать все узелки он, конечно же, сможет, если захочет, а вот испытать каждый…

Собственно, вот это разнообразие проблем и вызвало во мне желание написать то, что вы сейчас читаете. Я не могу себя причислить к крупным знатокам узлов, мои знания в этой области сводятся к пяти — шести прочитанным книгам, сам я распознаю около сотни узлов, вяжу, почти не задумываясь, около полусотни. Но однажды я сел и задумался: а сколько и каких узелков я использую в реальной, походной обстановке?

Собственно, так и появился тот набор, который я предлагаю ниже. Он, естественно, может вызвать шквал совершенно заслуженной критики, там не хватает не только отдельных, очень популярных узлов, но нет даже целых классов узлов, таких как узлы укорачивания снасти, или штыков. Я приношу, конечно, свои извинения, но не пользуюсь я штыками! Ну, не приходилось мне за последние десять лет укорачивать веревку специальным узлом!

Вообще, мне хотелось бы, чтобы тот набор, который я здесь выложил, воспринимался, как стартовый, минимально необходимый. Я очень надеюсь, что человек освоивший этот десяток, как ребенок научившийся читать по слогам, встречая новые узлы, будет добавлять их в свою коллекцию и через некоторое время сможет сформулировать и представить список своих любимых узлов, который, скорее всего, будет серьезно отличаться от изложенного мной.

↑ Базовые названия

Итак, начнем. Первый вопрос, который нам необходимо решить это вопрос терминологии. Термины, за исключением некоторых общих для всех, очень сильно разнятся. Практически нельзя найти двух книг в которых бы они все совпадали, поэтому не удивляйтесь, встретив совсем другую азбуку в каком-то другом издании.
Первый существенный вопрос, концы веревки. Известно, что у веревки, как и у палки, два конца — один котором вы собираетесь вязать, второй либо где-то далеко, либо уже привязан, к чему-нибудь. Собственно этим они различаются. Соответственно, тот, который нам не доступен, или мы его назначили недоступным, будет называться коренным концом

, а тот, который будет принимать участие в вязке назовем
ходовым концом
, так его назвали задолго до нас, это термин устоявшийся и привычный, не вижу смысла придумывать свой.

Далее, по терминам: что такое петля открытая

,
петля закрытая
и
полуузел
хорошо видно из рисунка, на словах это объяснить существенно сложнее, поэтому постарайтесь, этот рисуночек все же скачать. Тем более, что уже здесь могут начаться разночтения с другими авторами.


Немного сложнее с элементами узла изображенными в правой части рисунка. Здесь уже все совсем разбредается, поэтому мы все-таки договоримся так :

  • Обносом
    будем считать элемент узла когда ходовой конец обведен вокруг чего-либо, и концы его не перекрещиваются.
  • Шлагом
    будем называть элемент тогда, когда ходовой конец совершил обход препятствия на 360 градусов и смотрит туда куда он смотрел до того, как мы начали исполнять этот элемент.
  • Полуштык
    , это переделанный обнос или не доведенный до конца шлаг. Ходовой конец уже обошел коренной, но не встал в первоначальную позицию.

Полуштык и полуузел в некоторых изданиях относят к первым самым простым узлам, и в некоторые моменты их, действительно, можно так воспринимать, но для нас сейчас они будут только элементами, буковками из которых мы будем составлять слова — узлы.

↑ Узел Марка

Марка, стадия 1
Марка, стадия 2

Марка, стадия 3

Марка, готово

До того как мы начнем разбирать основные узлы мне хотелось представить вам сначала один специфичный узелок —
Марка
. Предназначен, в основном, для того, чтобы закрепить волокна на конце троса или скрепить концы веревок, против случайного развязывания. Марок, как и других узлов, вагон и маленькая тележка, вариант узла, который я вам представляю, видимо, простейший и в этом, видимо, ее главное достоинство, так как повышенной надежностью она не отличается, хотя вязочки для рамы с марочками на концах служат не в пример дольше, чем без таковых.

Завязать такую марку сложности не представляет. Первым этапом укладываем петлю вдоль кончика веревки петлей к концу, после чего накладываем с натягом шлаги вокруг веревки и поверх сформированной нами петли. Число витков не принципиально, в основном определяется толщиной нити, но, как правило, по длине марочка составляет полтора — два диаметра обрабатываемого конца. После того, как мы приблизились к кончику, закладываем ходовой конец в петлю и затягиваем его под наложенные витки. Перекрестье веревок должно быть приблизительно посредине марки, после чего торчащие концы ниток обрезаем.

Общая информация о тросах

В сфере сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, в строительной, нефтяной и угольной индустрии, в сферах речного и морского транспорта применяются канаты и тросы из нержавеющей или обычной, но при этом надежной и прочной стали. Обычно они используются в качестве основы различных транспортных, грузоподъемных и дорожных механизмов. Если рассматривать канат из стали внимательно, можно заметить, что это гибкое металлическое изделие, состоящее из перекрученных между собой прядей из стальной проволоки. Количество прядей в каждом отдельно взятом тросе может быть разным, как и количество проволок, из которых скручена каждая из них. Поверх прядей на трос часто наносят цинковое или алюминиевое покрытие, улучшающее его антикоррозионные качества. Оцинкованная труба (или аналог из нержавейки), покрытая таким специальным составом, прослужит намного дольше, чем без него. Если вы не знаете, как заплести стальной трос, схема с описанием внизу обязательно вам помогут.

Внутри стального каната обычно находится сердечник, основная задача которого – не позволить развиться поперечной деформации в изделии и провалиться скрученным прядям проволоки к центру. Это обязательный атрибут любого каната или троса, производимого из органики, металла, натуральных или синтетических материалов. Другими словами, сердечник – это внутренний каркас для его прядей. Знание устройства стальных канатов или тросов поможет понять, как правильно заплести трос самостоятельно.

↑ Узел Прямой, Рифовый, Затянутый рифовый


Первым из основных узлов рассмотрим узел
Прямой
. Если не считать восьмерки, с которой мы познакомимся ниже, это единственный узел, который не имеет второго имени. Уже у рифового есть какие-то другие названия, я их просто не помню, но встречал. Узел самый известный и, возможно поэтому, один из самых скандальных. Достоинство узла — его простота: два направленных навстречу друг другу полуузла, которые образуют две взаимно проникающие открытые петли.

Недостаток: ползет под нагрузкой, особенно на современных синтетических (читай — скользких) веревках, или если применен неправильно.

Назначение: стягивание двух концов веревки при необходимости что-то затянуть, например, притянуть рюкзак к раме, увязать какой-то сверток. Собственно отсюда появился

Рифовый узел

. Его изначальное назначение увязывать часть паруса для уменьшения площади. Прямой, как и рифовый, с этой задачей справляется образцово, но паруса нужно не только увязывать (брать рифы), но и быстро отпускать при ослаблении ветра, поэтому у рифового, в отличие от прямого, появилась еще одна петля, что хорошо видно на рисунке. При формировании второго полуузла один из ходовых концов просто складывается вдвое, тогда получаем эффект бабушки Красной шапочки: дернешь за веревочку…

Но всегда ли это хорошо? За веревочку в походе может дернуть и веточка. Тогда и появилось следующее усовершенствование этого узла: ходовой конец, который не участвовал в образовании дополнительной петли, закладываем в эту самую петлю. Все стягиваем, и получаем маленький аккуратный узелок. Этого последнего узла я в литературе не встречал, поэтому правильного его названия не знаю, мы его называем Затянутый рифовый

. Затянутый рифовый у нас применяется для подвязки гондол к раме, не один конечно, а в комплекте с другими узлами, но он завершающий.

Основные характеристики

Чтобы правильно подобрать трос для буксировки автомобиля, нужно опираться на ключевые характеристики и особенности изделия. Многие слишком спокойно относятся к покупке этого элемента, закидывая его в машину только потому, что так нужно. Но когда доходит до дела, оказывается, что трос имеет не ту длину, плохо фиксируется на машине и не может выдержать даже незначительную нагрузку.

Это действительно полезная вещь, способная выручить автомобилиста в самый сложный момент. Буксировочный трос может быть жёсткий или эластичный. Когда он достаточно гибок, то способен постепенно принимать на себя нагрузку, а не совершать резкие рывки. Также важно понимать различия между материалами, которые используются при производстве буксировочных тросов.

Наиболее значимыми характеристиками при выборе являются:

  • материал изготовления;
  • длина;
  • нагрузка;
  • крепления;
  • цвет;
  • производитель.

Чтобы сделать правильный выбор, каждую из представленных характеристик следует изучить отдельно. Это позволит вам понять, на какие критерии стоит обращать внимание.

Материал

Первым критерием, на который стоит обратить внимание при выборе буксировочного троса, является материал его изготовления.

Современные буксировочные тросы для машин могут быть выполнены из:

  • авиационного капрона;
  • корабельного каната;
  • ткани;
  • стали;
  • полипропилена.

Разница между ними есть. Потому торопиться с выбором не стоит. Нужно понять, что каждый из представленных материалов может дать для буксировочного троса, и насколько они подходят для тех или иных случаев.

  1. Капрон. При использовании авиационного капрона применяется материал повышенной прочности, который выдерживает существенные нагрузки на разрыв. Это капрон высшего качества, способный справляться с экстремальными ситуациями и не рваться. Многие справедливо утверждают, что изделия из авиационного капрона являются лучшим решением на современном рынке автомобильных аксессуаров. При этом материал способен справляться с нагрузками, создаваемыми под воздействием влаги, мороза и сильной жары. Даже несмотря на нагрузки, растягивание волокон не происходит.
  2. Канат. Буксировочные тросы на основе корабельного каната также пользуются за служенной популярностью. Такие изделия не боятся влаги, что можно считать серьёзным преимуществом. Канаты такого типа хранятся при любых условиях и подходят для эксплуатации в течение всего года. Но сильные нагрузки будут способствовать постепенному растягиванию изделия. Потому срок службы при активном использовании ограничен.
  3. Ткань. Чаще всего в легковых автомобилях встречаются именно тканевые тросы для буксировки. Ткань бывает растительной и синтетической. Если происходит сильное натяжение, превышающее предельные нагрузки, изделие не растягивается. Трос будет сразу рваться в наиболее слабом месте. Такие изделия выполнены в виде мягкой ленты, а потому резкий разрыв не способен нанести ущерб машине или человеку. Но тут важно учитывать, что ткань прекрасно впитывает в себя влагу. Если трос был использован на снегу или в воде, после применения его следует обязательно промыть и просушить. Для хранения советуют использовать полиэтиленовые пакеты. При этом трос компактный и недорогой.
  4. Сталь. Буксировочный трос, выполненный из металлической проволоки, хорошо подойдёт для внедорожника за счёт своей повышенной прочности. Но это единственное существенное преимущество изделия. При сильных нагрузках возникают разрывы, способные нанести существенный урон автомобилю и человеку. Нельзя забывать о негативном воздействии коррозии и постепенном образовании следов ржавчины на поверхности. Из-за этого приходится строго соблюдать правила хранения. К минусам также относится плохая сгибаемость конструкции и необходимость в большом количестве места в машине. Потому стальные конструкции применяют при отсутствии достойной альтернативы.
  5. Полипропилен. Материал отличается лёгкостью и эластичностью, он прекрасно растягивается и возвращается к прежней форме. Такая особенность позволяет упрощать спасение машин, которые застряли в грязи. Если водитель резко ускорился и совершил рывок, полипропилен способен погасить рывки. Но опытные автомобилисты советуют не использовать не плетёные типы полипропиленовых изделий, поскольку постепенно они будут стираться о себя же.

Каждый материал обладает определёнными особенностями, сильными и слабыми сторонами. Потому на этом критерии останавливаться не стоит. Есть ещё несколько важных характеристик, которые станут ключевыми в выборе действительно качественного, подходящего и эффективного буксировочного троса.

Длина

Если с материалом вы примерно определились, нужно разобрать следующий вопрос. Выбрать правильную и подходящую длину буксировочного троса крайне важно. Это позволит безопасно буксировать машины или самому становиться на буксир.

Трос выбирают исходя из габаритов транспортного средства, но не забывая опираться на актуальные требования Правил дорожного движения.

И тут важно понимать, что есть свои правила для легкового и грузового транспорта.

  1. Легковые машины. Сюда же входят разные кроссоверы и внедорожники. В ПДД есть статья, согласно которой буксировочные тросы обязаны иметь длину в диапазоне от 4 до 6 метров. Чётких ограничений здесь нет, но длина точно не должна превышать 6 метров, либо составлять менее 4 метров. Такой диапазон объяснить легко. Именно 4-6 метров являются оптимальным показателем, который позволяет обеспечить безопасную буксировку. Минимум 4 метра создают зазор между машинами, тем самым идущий сзади может успеть вовремя нажать на педаль тормоза. Но и за пределы 6 метров выходить не стоит, чтобы не усложнять манёвренность.
  2. Грузовой автотранспорт. Если речь идёт о комплектации грузового автомобиля, то здесь ПДД имеют свои правила для таких ситуаций. Если легковые машины могут использовать гибкую и негибкую сцепку, то в случае с грузовиками допускается лишь второй вариант. Здесь требуется применять жёсткую сцепку длиной не более 4 метра. Это позволит прочно зафиксировать машину и полноценно повторять манёвры транспорта, который тянет за собой грузовик.

Теперь вы знаете, сколько метров должен быть правильный автомобильный буксировочный трос. Нарушать эти требования ПДД категорически нельзя. Это в ваших же интересах.

Но длина ещё не формирует полное представление о правильном выборе. Ещё нужно разобраться с допустимыми нагрузками и используемыми креплениями. Некоторые недооценивают роль цвета изделия, хотя тут есть свои очень значимые нюансы.

Показатели грузоподъёмности

Рассмотренные ранее характеристики во многом влияют на то, какие нагрузки способен выдерживать буксировочный трос. Прочный материал и подходящая длина позволяют грамотно распределить вес буксируемого транспорта, и без особых проблем выполнить поставленную задачу.

Перед тем как выбрать буксировочный трос для своего легкового автомобиля, обратите внимание на показатели грузоподъёмности. Обычно производитель указывает их на упаковке. Но эти цифры не всегда соответствуют действительности. Некоторые фирмы пытаются намеренно завысить возможности своих изделий. От этого страдают покупатели, поскольку тросы рвутся и приходят в негодности.

Если ваше транспортное средство весит около 1,5 тонны, то выбирать для него трос с грузоподъёмностью в 1500 килограмм будет категорически неправильно. При буксировке следует дополнительно учитывать текущие погодные условия, уклон на дороге, ровность участка. Не всегда удаётся взять на буксир машину с соблюдением всех правил, из-за чего реальная нагрузка на трос увеличивается. В итоге происходят разрывы, поскольку изделие банально не выдерживает напряжения, и рвётся.

А представьте, что машина застряла в плотной грязи или в большом сугробе снега. Тут сразу же повышается реальная нагрузка, поскольку приходится не просто тянуть машину за собой, а вытаскивать её из сложнейших условий.

Рекомендуется всегда покупать тросы с запасом прочности. Обычно запас составляет минимум 25-50% от веса автомобиля. Вообще лучше принимать во внимание не только вес своей машины, но и массу транспортного средства, которое вы сами можете вытянуть.

Потому для машин весом в 1,5 тонны советуют брать трос с грузоподъёмностью от 3000 килограмм и выше. Если машина весит около 2 тонн, тогда закидывайте в багажник качественный трос с грузоподъёмностью от 5 тонн.

Крепления

Когда возникает экстренная ситуация, даже наличие троса не всегда помогает автомобилисту. И проблема здесь банальная. Многие просто не знают, как правильно завязать буксировочный трос.

Здесь на помощь приходят знания некоторых узлов. Выучить их не сложно. Но не все на это готовы. Вместо того, чтобы учить, как можно завязать стальной буксировочный трос, они отдают предпочтение более быстрым и удобным решениям.

Всего существует несколько вариантов крепления буксировки, начиная от стандартной петли, заканчивая карабинами быстросъёмного типа. Завязывать петли умеет не каждый, поскольку для буксира нужно использовать правильные схемы завязки. Если вы не знаете, как завязать петлю на тросе, лучше воспользуйтесь карабинами и крюками. Ошибочно считать, что завязанный петлёй трос держится лучше.

Когда трос привязывают с помощью петли, такой вариант наиболее примитивный. Но без определённой сноровки и умений сделать всё правильно не получится. Если не понимать до конца, как нужно завязать буксировочный трос, петля может развязаться в самый неподходящий момент. Не зря специалисты называют петли наименее надёжным способом фиксации.

Когда петли используются многократно, постепенно они перетираются из-за контакта с металлической проушиной. Одно дело, если начало разрыва заметили до буксировки. А если петля рвётся при движении, последствия могут быть самыми разными.

Чтобы получить действительно надёжную сцепку, лучше использовать карабины или металлические крюки. Это более прочные и долговечные варианты соединения. Плюс не требуется тратить много времени на установку. Это выполняется буквально за несколько секунд.

На карабинах предусмотрены фиксаторы, предназначенные для того, чтобы петля не соскакивала при буксировке транспортного средства. Здесь петля не порвётся в неподходящий момент, в отличие от стандартного крепления без крюков или карабинов.

Но у того же крюка есть слабое место. Это участок, где он соединяется с тросом. Потому важно, чтобы использовалась максимально надёжная прошивка или фиксация. Если выбирать изделия высокого качества, проблем с разрывами на слабых участках не возникнет.

Роль цвета и производителя

Будет лучше, если автомобилист купит буксировочный трос высокого качества, чтобы автомобиль действительно удалось вытащить без каких-либо проблем. Но какой из тросов лучший, сказать однозначно сложно. На буксируемом авто должна быть уверенность в качестве сцепки и надёжности изделия, соединяющего две машины.

Есть несколько изготовителей, которые могут претендовать на звание лучших в России. Они выпускают как канатный трос из специальных верёвок, так и полипропиленовый, капроновый и иной вариант изделий.

Хотя производитель буксировочных тросов не играет решающей роли при выборе, стоит обратить внимание на наиболее востребованные на рынке фирмы. К ним относятся:

  • Бурлак;
  • Авто Трос;
  • Airline;
  • Экспанта;
  • Промтэк.

Эти компании на деле доказали, что способны производить высококачественные изделия. Их ассортимент обширный, а потому каждый сумеет подобрать подходящий вариант буксировочного троса для конкретной ситуации и параметров транспортного средства.

Что же касается цвета, то тут неопытные автомобилисты могут подумать лишь о декоративных свойствах. Якобы цвет нужен исключительно как украшение, визуальная составляющая, не оказывающая никакого влияния на действительно важные моменты буксировки.

Но нет. Цвет действительно играет роль в процессе буксировки транспортного средства, причём далеко не последнюю. Любой специалист и просто автомобилист с богатым опытом скажет вам, что лучше всего покупать трос, выполненный в каком-нибудь ярком цвете.

Яркий цвет необходим по достаточно простой, но в то же время важной причине. Он делает автомобили, которые находятся в сцепке друг с другом с помощью буксировочного троса, заметными. Так водители будут знать, что эти машины на буксире, а потому сумеют совершить правильные манёвры, обгоняя или пропуская их.

Также яркий цвет помогает самому водителю наблюдать, насколько сильно натянут трос при старте движения и непосредственно во время перемещения.

Практически все производители при изготовлении буксировочных тросов обязательно используют яркие цвета. А именно:

  • зелёные;
  • синие;
  • жёлтые;
  • оранжевые;
  • красные и пр.

Но на этом изготовители не остановились. Чтобы ещё больше повысить практичность трос и сделать его заметным, в изделие начали добавлять специальные нити со светоотражающим эффектом. Когда на трос падает свет фар при буксировке в тёмное время суток, водители сразу же замечают это. Так удаётся избежать ДТП и столкновений с машинами на сцепке в условиях ограниченной видимости на дороге.

Если это грузовые или коммерческие автомобили, которые используют металлические тросы, здесь дополнительно следует разместить по длине изделия специальные яркие сигнальные флажки. Они также предназначены для увеличения видимости, и прекрасно справляются со своими функциями в реальных условиях эксплуатации.

↑ Узел Восьмерка

Следующий узел
Восьмерка
. Классика, вяжется намного проще, чем это можно описать. Изначальное назначение узла — утолщение троса, и работает он в этом назначении великолепно, но главное его достоинство конечно же не в этом, можно подобрать и другой узелок, который справится с задачей утолщения троса не хуже, его достоинство в том, что он является основой несметного числа других узлов самого разного назначения.


Например: Встречная восьмерка

, применяемая для связывания двух тросов. К достоинствам можно отнести то, что узел получается относительно компактным, соединение двух тросов считается очень прочным, этот узел, даже будучи сильно затянут, не портит трос, и его сравнительно легко развязать. К недостаткам можно отнести то, что узел несколько «коряво» вяжется. Сначала на одном из концов вяжется восьмерка, потом вторым концом узел повторяется в обратном направлении, то есть, ходовой конец входит в восьмерку со стороны ходового конца первого троса, повторяет полностью путь первого троса, а заканчивает со стороны коренного конца первого троса.

Или второй пример Огон восьмеркой: Огоны

, это класс узлов, образующих небольшие петли на конце веревки или троса. Достоинство узла в том, что вяжется очень просто — восьмерка завязанная петлей, если необходимо завязать огон вокруг, чего-либо, то сначала вяжется восьмерка, а потом она повторяется так же как во встречной восьмерке. Очень часто на огон накладывается марочка из ниток, для того чтобы узел случайно не развязался. Делается это только в том случае, если огон вяжется для постоянного использования. Я, например, задаю таковой на конце морковки, так как с огоном на конце частенько ее крепить оказывается проще, а завязать булинек или буксировочный и огон помешать не может.

Тканевый

Один из самых распространенных материалов для тросов. Он может быть сплетен из растительных материалов или из синтетики. При сильной нагрузке такой элемент не растягивается, а просто рвется. В силу того что он мягкий (обычно выполнен в виде плоской ленты), при разрыве никакого вреда автомобилю не нанесет. Еще один минус – хорошо впитывает воду. После использования обязательны мытье и сушка. Хранить его желательно в полиэтиленовом пакете. Достоинством является то, что он очень компактный — не займет много места в багажнике.

↑ Узел Булинь

Следующий классический узелок —
Булинь
. Мне иногда кажется, что если человек знает три морских узла то, среди них обязательно будут прямой, восьмерка и булинь. Описывать как он вяжется по-моему не стоит по той простой причине, что способов его завязывания — «мильен». Но суть узла от того, каким способом вы его завязали, не меняется, его работа тоже.

Единственное что существенно, это то, как узел будет выглядеть в готовом виде, а так как этот узел чаще всего применяется для обвязывания самого себя, любимого, когда надо как-то закрепиться, например, для страховки за веревку, то я и изобразил его несколько нетрадиционно.

Вообще-то булинь это представитель класса незатягивающихся петель, и саму петлю, которая уходит вам за спину, я рисовать не стал, все равно не видна. Зато узел в том положении, в котором вы будете на него смотреть, когда он будет готов после того, как вы обвяжетесь. Небольшой бесплатный совет: петля должна быть на вас затянута, как можно туже и поднята под самые подмышки, только в таком варианте она сможет помочь, если вам вдруг придется ее использовать для спасения своей драгоценной шкурки.

В целом, применение узла намного шире. Его применяют везде где не попадя, и почти везде он работает вполне достойно, но иногда отдает сдачу за неправильное применение. Как правило, состоит она в том, что при использовании под нагрузкой, превышающей оптимальную для данного диаметра веревки, булинь отказывается раздаваться. В случае если вы сорвались и узелок вам спас жизнь, то веревка уже все равно идет на списание и не так жалко, а вот если вы на этом булине на шестерке зачалили четверку, то есть рывков не было, веревка вполне годная, то резать ее будет обидно. Но здесь деваться некуда, это плата за простоту узла. Спасти веревочку, конечно, можно с помощью нока

— специального деревянного или металлического стержня который особым образом ввязывается в узел, но это тема для отдельного разговора, которую сейчас затрагивать не хотелось бы.

На что обратить внимание

Буксировочный трос – важный комплектующий элемент. Он должен быть не только из качественного материала, но и иметь другие показатели, которые регламентируются правилами дорожного движения.

Так, например, его длина должна быть не менее 4 и не более 6 метров. Если этот показатель будет больше или меньше, то транспортировка застрявшего или сломавшегося транспортного средства будет затруднительна.

Опытные водители рекомендуют померить трос перед покупкой и не верить надписям на этикетках. Многие производители на бумаге могут указать одну длину, а на самом деле она оказывается намного меньше. Поэтому перед походом в магазин запаситесь рулеткой и проделайте эту важную операцию.

Как выбрать правильный буксировочный трос? После того, как будет измерена его длина, надо обратить внимание на материал. Когда-то популярный стальной вариант уже отходит в прошлое, пользуются им всё реже. А вот капроновый вариант сегодня самый популярный.

Третий важный показатель – допустимая нагрузка. Она должна быть больше массы автомобиля вдвое, а лучше втрое. Перед покупкой надо понимать, что буксировать иногда придётся не только легковые авто, но и внедорожники. Поэтому допустимую нагрузку лучше выбирать с запасом.

И, наконец, крепление. Чаще всего встречаются металлические крюки на обеих концах. Это идеальный вариант, так как они быстро крепятся и не требуют какого-то специального обслуживания. А вот тканевые петли могут быстро выйти из строя – порваться или протереться. Поэтому от такого варианта лучше отказаться.

↑ Узел Выбленка, Констриктор, Киповый

Теперь следующий узелок из серии классики с огромным количеством развитий и продолжений, но узел, видимо, менее классический, чем, скажем, восьмерка или прямой, у тех по одному имени, а у этого их уже не менее двух
Выбленочный
или
Стремя
. Как большинство классических узлов, прост до безобразия: две направленные на встречу друг другу закрытые петли. Достоинства: прост, очень хорошо держит под постоянной нагрузкой, очень легко раздается, можно затянуть очень сильно, не портит веревку.

Недостаток — ползет под нагрузкой рывками. Я его чаще всего применяю при обвязке рамы, но, как говорилось выше, применений огромное количество, как и у всякого узла проверенного временем и…

Но главное, что, как восьмерка и прямой, он родоначальник целого семейства узлов. Например, стоит нам сформировать полуузел под обносом, охватывающим обе закрытые петли, и мы получаем узел под красивым и гордым иностранным именем Констриктор

. Слово constrictor, в переводе с английского, имеет значение — удав обыкновенный, что полностью оправдано. Узел действительно затягивается насмерть, и развязать его почти невозможно. Кстати, есть еще один узел у которого одно из названий
Удав
, он очень мало отличается от констриктора, но, тем не менее, это все же другой узел. Очень удобно, когда что-то необходимо соединить насмерть, но стоит заложить ходовой конец в полуузел петлей и мы получаем новый узел с благородным иностранным названием
Киповый
, но если знать, что кипа это мешок, то узел сразу свое благородство теряет, зато приобретает назначение — завязывать мешки!

↑ Узел Шкотовый

Теперь перейдем к узлам, которые я использую для привязывания веревки к чему-нибудь, например надо завязать тесемочку к углу тента. Использую я для этого узел под названием
Шкотовый
.

Кстати, хотелось бы сразу обратить ваше внимание на сродство, похожесть некоторых узлов, сравните шкотовый и булинь и найдите сколько-то отличий, не думаю, что вам удастся найти их много, даже если у вас очень богатое воображение.

Легко можно догадаться, что узел изначально предназначался для крепления шкота к парусу, если, конечно, знать, что такое шкот. Но не всем выпало счастье ходить под парусом, о чем я искренне сожалею, поэтому стоит пояснить, что шкот, это та веревка, которая парусом управляет и его натягивает, то есть набивает. На углу паруса, находится петля-огон, за которую именно этим узлом веревка и крепится. С таким же успехом этот узелок будет работать и на любой другом огончике, но не только, этот узел — способ крепления за более объемный конец, держит настолько надежно, что шкотовый даже рекомендуют для связывания двух веревок разного диаметра. Но даже этим не исчерпываются его возможные применения. Я очень часто применяю его, когда мне необходимо закрепить веревку, например, за угол тента, либо за угол любой другой тряпки. Единственное условие надежной работы шкотового узла, это то, что тряпка должна образовать более объемный конец, чем веревка, которую мы собираемся закрепить.

↑ Плоский узел

Теперь, собственно, можно вернуться к тому, с чего мы начали, к узлам, для связывания двух веревок. Трудно найти узел, который бы удовлетворял всем условиям: был прост и надежен, при этом не портил бы веревку да еще бы легко раздавался, настолько трудно, что, на мой взгляд, просто невозможно! Поэтому для этих целей их я использую несколько. Один из них
Плоский узел
. В классическом виде он представлен на рисунке. Ситуация довольно стандартна, описать словами, как вяжется узел намного сложнее, чем понять это, глядя на рисунок. Способов его завязывания не меньше чем у булиня, а может и больше, так как переплетений в нем тоже больше. Узел скорее плетется, чем вяжется. Стоит отметить, что лучше всего он проявляет свои достоинства именно в том варианте, который представлен на рисунке, то есть с двумя марочками, которые прихватывают ходовые и коренные концы, в этом случае, прочность соединения не уступает самой веревке, некоторая сложность подготовки компенсируется сверхнадежностью. Если марки не положить, то он сформируется в небольшой узел, который не ползет ни под какой нагрузкой, но, в этом случае, он несколько ослабляет веревку. Относительная простота завязывания — взамен потеря надежности. Еще один момент, узел лучше всего работает на веревках близких по диаметру, что в реальной жизни встречается не каждый раз. Очень часто веревки приходится связывать какие придется.

Конечно же, можно воспользоваться встречной восьмеркой, что требует времени, или, скажем, шкотовым узлом, но если поторопишься и не до конца его сформируешь, может поползти и даже, хуже того, распасться. Но если больших нагрузок не предвидится, а веревки разного диаметра, или очень сильно отличаются по жесткости, либо очень скользкие, то можно воспользоваться Ткацким

узлом.

Узел надежен и прост в завязывании, но серьезно ослабляет веревки, и он очень сильно затягивается.

Вам буксировать или дергать?

Какая разница? Как минимум ценовая: так называемые рывковые тросы гораздо дороже своих «обычных» коллег. Их можно, конечно, использовать и для привычной буксировки, но это нерационально: все-таки созданы они для другого. Когда буксировщик начинает двигаться, рывковый трос сначала растягивается, чтобы потом резко «выстрелить», сокращаясь в размерах. Опытный водитель буксира, почуяв этот момент, обычно жмет на тормоз: при этом энергия сжимающегося троса почти целиком достается буксируемой машине, вытаскивая ее с непроходимого участка. На практике если рывковый трос используют для буксировки, то его складывают вдвое.


Буксировка ремнем 4,5 тонны 5 метров с флажками

Буксировка ремнем 4,5 тонны 5 метров с флажками


Динамическая стропа (4,5 т, 5 м) от уфимской оптимальна для автомобилей с массой до 1,5 тонны. Ширина используемой ленты — 5,5 см. Тип сцепки — «петля/петля».

Динамическая стропа (4,5 т, 5 м) от уфимской оптимальна для автомобилей с массой до 1,5 тонны. Ширина используемой ленты — 5,5 см. Тип сцепки — «петля/петля».


Световозвращающие флажки: таких необходимо разместить как минимум две штуки. Тип фиксации: двухсторонняя липучка. Размер флажка: видимый — 200х200 мм, полный — 400х200 мм.

Световозвращающие флажки: таких необходимо разместить как минимум две штуки. Тип фиксации: двухсторонняя липучка. Размер флажка: видимый — 200х200 мм, полный — 400х200 мм.

Стропа динамическая (4,5 т, 5 метров) «Стандарт», Такелаж +

Комплект флажков со световозвращающей лентой для буксировочных ремня/троса

↑ Буксировочный узел

Очень часто возникает задача завязать веревку, скажем, за веточку, колышек или за ствол дерева. Сформировать в этом случае петлю нам не удастся, особенно если это ствол дерева. Конечно, кто-то может быть и сумел бы это сделать, в этом мире нет ничего невозможного, но, думаю, стоит задуматься о затратах труда и времени, может быть легче освоить новый узелок?

Я для решения подобной задачи, как правило, использую узел под названием Буксировочный

. К достоинствам узла можно отнести его потрясающую надежность и бережное отношение к веревке, кроме того, очень немаловажное достоинство, раздается под любой нагрузкой. В моей практике не один раз возникали ситуации, когда легкость развязывания узла спасала веревку от ножа.

По непонятным для меня причинам, при освоении этого узла, всегда возникает много проблем, хотя, на мой взгляд, это совершенно необъяснимо, ведь все так просто! Делаем полуштык, обносим ходовым концом коренной конец веревки, еще один полуштык в обратном направлении, теперь полуштык вокруг коренного конца, и в образовавшуюся у нас закрытую петлю (она образуется вокруг коренного конца) заводим сложенный вдвое ходовой конец! Все!

Честное слово, мне кажется, стоит какое-то время потренироваться и все же освоить эту премудрость, есть за что бороться. Небольшая справка, для того, чтобы не носить мешок с чалкой вокруг дерева, можно вязать узел петлей соответствующей длинны.

Собственно, основные узлы закончились, но в конце моего повествования мне хотелось бы поделиться парой узелков, которые мне частенько облегчают жизнь.

Foto 1

Зимой чаще возникают проблемы с аккумулятором, вынуждающие снимать его для подзарядки. Для этого батарею приходится нести домой. Масса — около пуда, ручка либо очень неудобная, либо ее вообще нет. Тащить аккумулятор на себе — испытание даже для молодого и крепкого мужчины, что уж говорить о женщинах и пожилых людях. Меня в этой ситуации очень выручает широкая лопата для уборки снега. Ставлю батарею на нее и везу, как на салазках.

КАК МОРЯКИ И АЛЬПИНИСТЫ

В. Кашкин, Санкт-Петербург

↑ Узел Пчелка

Для начала проводник — узел с небольшой петлей на средине веревки. Таких узлов много, и все они проводники, и, как вы видимо догадались, это тоже отдельный класс узлов. Проводники бывают крайне полезны, когда возникает необходимость, например, транспортировки вещей через переправу.

Пчелка стадия 1 | Пчелка стадия 2 | Пчелка, готовый узел

Выглядит этот узелок под названием
Пчелка
, так, как показано на рисунке, а вяжется очень просто: берем веревку за то место где, нам нужна петля, и проворачиваем дважды, чтобы у нас получилась фигура со следующего рисунка. Далее берем за верх петли и обносим веревку, как показано красной стрелочкой и продеваем через нижнюю петлю, затягиваем и получаем необходимый нам узелок который, готов трудиться на нас, как пчелка!

Огонов

курс

Альтернативные описания

• Цикл на конце или в середине кабеля, установленного на панели

• Римский император

• Способ формирования постоянной петли на кабеле с переплетением его нитей

• (цель.

oogen буквально глаза) — морское кольцо в конце или в середине сетки, с которой аксессуары носят на воробье (мачта, гребень и т. д.),

• (Border) — песня басового репертуара. Позже он перешел на слово «гон»,

• Вор в славянской мифологии

• Уплотнительное кольцо

• Кольцо на передней панели

• Кольцо (морское)

• м.

ущелье о. старый.

↑ Узел Удавка

И последний узелок, которым мне хотелось бы поделиться, это УДАВКА. Причем, удавка простейшая, но, наверное, за это я ее и люблю. Если нет каких-то специфичных требований по надежности, нагрузке, либо еще чего-либо, я использую ее. Например, надо на два метра поднять мешок, либо утянуть вязаночку хвороста, либо закрепить ненадолго веревку за дерево, либо подтянуть по воде, либо поставить вертикально, ствол того самого дерева и так далее, и тому подобное. Впрочем, применение вы найдете сами, если узелок будет у вас всегда под рукой, прошу прощения, в памяти.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]