Покрытая патиной монета – достоинство или недостаток?

Сказочное очарование древним городам Европы придаёт не только изысканная старинная архитектура, но и верхушки башен притягательного зелёно-голубого цвета. Эту естественную краску бронзе дарит патина – налёт, образовавшийся на меди, её сплавах или других металлах, подверженных окислению. Листовая бронза, которой кроют купола и верхушки башен, изначально имеет тёмно-коричневый цвет. Но через несколько лет в шоколадном море начинают появляться изумрудные острова, которые, разрастаясь, постепенно скрывают прежний цвет под яркой плёнкой.

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка, унаследовавшего его от латыни, где patina – это небольшой предмет посуды, изготовленный из бронзы. Процессы окисления создают патину, состоящую из множества слоёв, но в разговорах под словом «патина» чаще всего подразумевают лишь верхний из них.

Из бронзы делали не только посуду, но и монеты. Поэтому люди быстро познакомились с патиной и на деньгах. Патина – естественный и необратимый процесс. Его можно лишь замедлить, законсервировав предмет в среде, где окисление будет воздействовать на него крайне щадяще. Именно поэтому нумизматам рекомендуют хранить монеты в герметичных капсулах.

Виды патины

Для коллекционеров современной юбилейки патина – чистое наказание. Чуть позабыл о новеньком биметалле или стальной десятке с гальванопокрытием, а штемпельный блеск уже исчез. Незаметно монета потемнела и стала тусклой. А вот древние монеты патина порой преображает в лучшую сторону. Нумизматы разделяют патину на несколько характерных видов:

  • Естественная – слой окислов на поверхности монеты;
  • «Кабинетная» – ровная патина, полученная длительным хранением монеты в деревянном ящике или кабинете (специализированном шкафчике для размещения предметов нумизматики);
  • Радужная – разноцветная патина;
  • Пулевая – подвид радужной патины, когда цвета меняются от светлых в центре к тёмным ближе к канту;
  • Переливчатая – подвид радужной патины, когда цвета меняются в зависимости от угла обзора;
  • Песчаная — ровный бежево-желтый налет на монетах, долгое время находившихся в песке и подвергавшихся воздействию кремниевой кислоты;
  • Искусственная – наведённый слой, чтобы придать монете красоту и скрыть дефекты.

Выше представлена пара царских монет, на которых начала образовываться естественная патина. Первым меняют блеск на матовую окраску элементы рельефа, что особенно заметно по копейке. И, наоборот, если патиной покрыто монетное поле, а выступающие элементы выглядят светлыми (непатинированными), то это считается недостатком под названием «кабинетный износ». Красивая естественная патина очень ценится и поднимает цену монеты.

Искусственную патину выявит тщательный осмотр подозрительного экземпляра. Например, видно, что патина легла поверх царапин и повреждений монетного поля или, напротив, не захватила его углубления. Необычные цвета и оттенки патины, а также резкие переходы от цвета к цвету тоже должны вызывать подозрения. Жёлто-коричневый дымчатый оттенок сигнализирует, что патину наводили табачным дымом.

Покрытая патиной монета – достоинство или недостаток?

Сказочное очарование древним городам Европы придаёт не только изысканная старинная архитектура, но и верхушки башен притягательного зелёно-голубого цвета.

Эту естественную краску бронзе дарит патина – налёт, образовавшийся на меди, её сплавах или других металлах, подверженных окислению. Листовая бронза, которой кроют купола и верхушки башен, изначально имеет тёмно-коричневый цвет.

Но через несколько лет в шоколадном море начинают появляться изумрудные острова, которые, разрастаясь, постепенно скрывают прежний цвет под яркой плёнкой.

Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка, унаследовавшего его от латыни, где patina – это небольшой предмет посуды, изготовленный из бронзы. Процессы окисления создают патину, состоящую из множества слоёв, но в разговорах под словом «патина» чаще всего подразумевают лишь верхний из них.

Из бронзы делали не только посуду, но и монеты. Поэтому люди быстро познакомились с патиной и на деньгах. Патина – естественный и необратимый процесс. Его можно лишь замедлить, законсервировав предмет в среде, где окисление будет воздействовать на него крайне щадяще. Именно поэтому нумизматам рекомендуют хранить монеты в герметичных капсулах.

Виды патины

Для коллекционеров современной юбилейки патина – чистое наказание. Чуть позабыл о новеньком биметалле или стальной десятке с гальванопокрытием, а штемпельный блеск уже исчез. Незаметно монета потемнела и стала тусклой. А вот древние монеты патина порой преображает в лучшую сторону. Нумизматы разделяют патину на несколько характерных видов:

  • Естественная – слой окислов на поверхности монеты;
  • «Кабинетная» – ровная патина, полученная длительным хранением монеты в деревянном ящике или кабинете (специализированном шкафчике для размещения предметов нумизматики);
  • Радужная – разноцветная патина;
  • Пулевая – подвид радужной патины, когда цвета меняются от светлых в центре к тёмным ближе к канту;
  • Переливчатая – подвид радужной патины, когда цвета меняются в зависимости от угла обзора;
  • Песчаная — ровный бежево-желтый налет на монетах, долгое время находившихся в песке и подвергавшихся воздействию кремниевой кислоты;
  • Искусственная – наведённый слой, чтобы придать монете красоту и скрыть дефекты.

Выше представлена пара царских монет, на которых начала образовываться естественная патина. Первым меняют блеск на матовую окраску элементы рельефа, что особенно заметно по копейке.

И, наоборот, если патиной покрыто монетное поле, а выступающие элементы выглядят светлыми (непатинированными), то это считается недостатком под названием «кабинетный износ».

Красивая естественная патина очень ценится и поднимает цену монеты.

Искусственную патину выявит тщательный осмотр подозрительного экземпляра. Например, видно, что патина легла поверх царапин и повреждений монетного поля или, напротив, не захватила его углубления. Необычные цвета и оттенки патины, а также резкие переходы от цвета к цвету тоже должны вызывать подозрения. Жёлто-коричневый дымчатый оттенок сигнализирует, что патину наводили табачным дымом.

Патина на монетах из меди

Наиболее часто коллекционеры сталкиваются с губительным действием патины на медных монетах. Её цвет зависит от условий хранения экземпляра.

Характерный зелёный цвет придают монете образовавшиеся на поверхности металла сульфаты и сульфиды. Извлечённые из земли монеты имеют угольно-чёрный оттенок – это оксид меди, затронувший её глубинные слои.

Яркие зелёно-голубые островки тоже не радуют опытных собирателей, так как они могут перебраться с поражённых монет на другие.

Коллекционеры любят ровную однотонную патину, приятную на взгляд, где мелкие дефекты монетного поля не способны испортить общее впечатление. Именно такая патина часто зовётся «кабинетная» или «благородная». Подобные монеты ценятся намного выше пёстрых или пятнистых.

Патина на медных монетах важна при грейдинге. Вместе с оценкой степени сохранности эксперт часто подтверждает тот или иной оттенок меди: «BN» (Brown), «RD» (Red) и «RB» (Red Brown). Этот параметр, зафиксированный на слабе, тоже способен повлиять на цену монеты.

Патина на монетах из медных сплавов

Традиционная оловянная бронза близка к меди по цвету.

А так как медь в сплаве преобладает, то патина на бронзе, несмотря на более высокую прочность сплава, схожа с той, что образуется на чистом металле.

Для примера мы взяли бронзовую монету поздней Римской империи, на которой отчётливо видно яркие вкрапления зелёного-голубого цвета. Это образование хлорида меди (воздействие на металл соляной кислоты).

Советские обиходные монеты старшей группы номиналов (от 10 копеек и выше) делали из медно-никелевых сплавов мельхиор (до 1957 года включительно) и нейзильбер (с 1961 года). Оборотные экземпляры просто тускнели, становясь серыми.

Если же монеты попадали в агрессивную среду (влагу или землю), процесс преобразования поверхности шёл быстрее.

Происходило омеднение монет (выступание меди на поверхности сплава), и патина уже по внешнему виду могла напоминать ту, что образуется на чистой меди.

Младшую группу номиналов от копейки до пятака сначала чеканили из золотистой алюминиевой бронзы, а затем из латуни. Латунь очень быстро теряла первоначальный лоск, темнея и тускнея. Показанные выше 5 копеек 1973 года демонстрируют как экземпляр, сохранивший штемпельный блеск, так и утратившую его монету.

С 2006 по 2014 год российские монеты 10 и 50 копеек делали из стали, плакированной сплавом «томпак» (разновидность латуни). Показанная выше монета хоть и сильно потемнела, но зато обзавелась необычной радужной патиной.

Патина на монетах из серебра

Радужную патину на серебряных монетах можно повстречать куда чаще, чем на меди.

Раньше такое разноцветье могло очень сильно увеличить цену, так как подобный экземпляр очень выгодно смотрелся на фоне обычных монет, даже если те обладали штемпельным блеском.

В настоящее время появилось множество способов наведения радужной патины. Однако искусственная патина выделяется яркими неестественными цветами, которые отпугивают опытных коллекционеров и привлекают разве что новичков.

Посмотрим и на классическую пулевую патину. Её название произошло от сходства монеты, которая обладает такой патиной, с одним из типов мишени для пулевой стрельбы. Монетное поле показанного выше советского серебряного полтинника как раз содержит плавные переходы патины от светлых тонов к тёмным, как на мишени.

Царские и ранние советские билонные монеты – это серебро 500-й пробы. Легирующая добавка к драгоценному металлу – медь. Из-за её наличия на монете может образоваться тонкий слой сульфида серебра – патина малахитового цвета. Она снижает, а не повышает цену монеты, поэтому её стараются убрать.

Патина на монетах из золота

Чистое золото – металл, практически не подверженный окислению. Данный раздел появился лишь потому, что для обиходных монет прошлых веков чистое золото не использовали из-за его мягкости.

Для придания золоту прочности его сплавляли с незначительным количеством иных металлов (чаще – серебро и медь, реже – никель или молибден). Взятая для примера пятирублёвка Николая II – это золото 900-й пробы. Легирующая добавка к нему – всё та же медь.

При определённых условиях медь может выступить на поверхности, и даже столь незначительное её количество заставит монету фрагментарно потемнеть (как на иллюстрации выше).

Чаще на золоте можно повстречать пятна ржавчины, обусловленные всё тем же процессом окисления. При чеканке отколовшиеся микрочастички штемпеля могут оказаться вдавленными в поверхность золота, и через несколько лет монета станет иметь неприглядный вид.

В российской нумизматике наибольшую известность получили ржавые золотые «Победоносцы». После скандала с золотыми монетами СПМД технологию российской чеканки усовершенствовали, и подобные дефекты стали встречаться намного реже.

И ржавчина, и патина всегда снижают цену золотых монет.

Патина на монетах из алюминия

Алюминий в ХХ веке часто использовали в монетном деле. В основном, из него делали мелкие номиналы (например, венгерские филлеры). В ГДР вся линейка монет за исключением тяжёлых латунных 20 пфеннигов, использовавшихся в автоматах, была алюминиевой.

Процесс окисления достаточно быстро лишает алюминиевую монету штемпельного блеска. Она становится тусклой и невзрачной, приобретая матово-серый налёт.

И если выступающие части рельефа ещё механически очищаются в обращении, то монетное поле очень скоро начинает выглядеть грязным.

Патина на монетах из цинка

Наиболее плачевный вид имеют цинковые патинированные монеты. Выше показана подборка мелких номиналов Дании, Нидерландов и Люксембурга периода Первой и Второй мировых войн.

В трудные времена металл становится стратегическим сырьём, поэтому монеты приходится делать из самого дешёвого материала. Патина заставляет цинковые монеты темнеть до такой степени, что на них порой трудно разобрать рисунок и надписи.

Неудивительно, что после восстановления экономики все эти страны отказались от монет из цинка, выбрав иные металлы и сплавы.

Нужно ли удалять патину?

Этот вопрос часто задают новички. Однозначного ответа на него нет. Как мы уже выяснили, красивая однородная патина придаёт старинным монетам благородный вид, подчёркивая их возраст и подлинность. То же самое относится и к радужной патине, не режущей глаз.

А вот чёрно-фиолетовые наплывы на серебряных монетах (их ещё называют «роговое серебро») сильно портят впечатление. Сложнее всего ситуация с медью. Если патина зашла глубоко, то в процессе чистки монета рискует превратиться в тонкий кружок или вообще развалиться.

Но даже снятие поверхностного слоя часто меняет экземпляр до неузнаваемости. Патина – это часть монеты. Её удаление приводит к «размытию» рельефа. Поле, ранее выглядевшее гладью, превращается в сборище лунок и рытвин. Чистка меди никогда не вернёт ей первоначальный вид, на что многие надеются, затевая этот процесс.

Опытные коллекционеры рекомендуют избавляться от патины лишь в случаях, когда это гарантировано улучшит внешний вид монеты.

Патина недопустима на коллекционных монетах качества «Proof». Однако при неправильных условиях хранения (без капсулы или в повреждённой запайке) и серебро, и медно-никель постепенно покрываются белёсым налётом патины.

Иногда патина способна даже изменить цвет монеты, окрасив её в коричневые, жёлтые или бежевые тона.

Чистка монет «Proof» от патины допускается только с помощью специализированной жидкости без механического воздействия, иначе зеркальное поле будет безвозвратно испорчено микроцарапинами.

Патинирование монет

Коллекционеры, занявшиеся чисткой медных монет, обнаруживают, что после удаления патины медь приобретает неприятный на глаз рыже-алый оттенок. Чтобы придать монете приличный вид, прибегают к искусственному патинированию.

Консервативные методы предполагают выдержку монеты в дубовых досках, на солнечном свете или в соседстве с серой, например, в банке с россыпью спичек. Но умельцы знают и как навести патину быстро, используя нашатырный спирт, аммиак, марганец и медный купорос.

Классическим для медных монет уже стало применение серной мази. Также монеты обжигают, затем покрывая слоем детского крема, но этот способ большинство коллекционеров считает варварским.

Производители товаров для нумизматики, конечно же, не оставили эту нишу пустой, предлагая жидкости для наведения патины на различных металлах.

Каждый коллекционер сам делает выбор, какие монеты выбирать для своей экспозиции: исключительно в штемпельном блеске, очищенные от патины или, наоборот, только с её наличием. И всё же, встретив экземпляр с красивой и ровной патиной, не стремитесь немедленно её убрать. Возможно, она ждёт своего ценителя, который посчитает монету с ней удивительным произведением нумизматического искусства.

Патина на монетах из меди

Наиболее часто коллекционеры сталкиваются с губительным действием патины на медных монетах. Её цвет зависит от условий хранения экземпляра. Характерный зелёный цвет придают монете образовавшиеся на поверхности металла сульфаты и сульфиды. Извлечённые из земли монеты имеют угольно-чёрный оттенок – это оксид меди, затронувший её глубинные слои. Яркие зелёно-голубые островки тоже не радуют опытных собирателей, так как они могут перебраться с поражённых монет на другие.

Коллекционеры любят ровную однотонную патину, приятную на взгляд, где мелкие дефекты монетного поля не способны испортить общее впечатление. Именно такая патина часто зовётся «кабинетная» или «благородная». Подобные монеты ценятся намного выше пёстрых или пятнистых.

Патина на медных монетах важна при грейдинге. Вместе с оценкой степени сохранности эксперт часто подтверждает тот или иной оттенок меди: «BN» (Brown), «RD» (Red) и «RB» (Red Brown). Этот параметр, зафиксированный на слабе, тоже способен повлиять на цену монеты.

Патинирование медных монет парами нашатырного спирта

Для того, чтобы нанести на монету патину при помощи нашатырного спирта надо монету поместить 10-30 минут в закрытую емкость с парами нашатыря, но не допустить контакта монеты с жидкостью. С технической точки зрения все просто, но когда дело доходит до реализации могут возникнуть некоторые трудности.

При подготовке материалов для этой статьи было безнадежно угроблено 2 монеты. Чтобы этого не случилось следует соблюдать простые рекомендации:

  • Так как нашатырный спирт обладает сильным запахом то патинирование следует производить в закрытой банке или контейнере.
  • Монету надо либо подвесить, закрепив за гурт либо положить на любой предмет внутри контейнера, но пложить не просто, а на ватный диск, это позволит монете покрываться патиной равномерно с двух сторон.
  • На дно контейнера надо налить немного нашатырного спирта (5-10 грамм), лучше всего это сделать в самом конце после остальных приготовлений и сразу закрыть крышку.
  • Ни в коем случае не нужно подогревать закрытый контейнер, это приведет к образованию конденсата на монете и сильно неравномерной патины.

Пары нашатырного спирта буквально за несколько минут покрывают монету ровным слоем патины приятного коричневого цвета. Монета перестает блестеть и выглядит очень привлекательно. Если же монету оставить на несколько часов, то патина не становится более насыщенной, а начинают появляться очаги коррозии.

Патина на монетах из медных сплавов

Традиционная оловянная бронза близка к меди по цвету. А так как медь в сплаве преобладает, то патина на бронзе, несмотря на более высокую прочность сплава, схожа с той, что образуется на чистом металле. Для примера мы взяли бронзовую монету поздней Римской империи, на которой отчётливо видно яркие вкрапления зелёного-голубого цвета. Это образование хлорида меди (воздействие на металл соляной кислоты).

Советские обиходные монеты старшей группы номиналов (от 10 копеек и выше) делали из медно-никелевых сплавов мельхиор (до 1957 года включительно) и нейзильбер (с 1961 года). Оборотные экземпляры просто тускнели, становясь серыми. Если же монеты попадали в агрессивную среду (влагу или землю), процесс преобразования поверхности шёл быстрее. Происходило омеднение монет (выступание меди на поверхности сплава), и патина уже по внешнему виду могла напоминать ту, что образуется на чистой меди.

Младшую группу номиналов от копейки до пятака сначала чеканили из золотистой алюминиевой бронзы, а затем из латуни. Латунь очень быстро теряла первоначальный лоск, темнея и тускнея. Показанные выше 5 копеек 1973 года демонстрируют как экземпляр, сохранивший штемпельный блеск, так и утратившую его монету.

С 2006 по 2014 год российские монеты 10 и 50 копеек делали из стали, плакированной сплавом «томпак» (разновидность латуни). Показанная выше монета хоть и сильно потемнела, но зато обзавелась необычной радужной патиной.

Что такое патинирование и показания для процедуры

Слово «патина» относится к терминам итальянского языка. Впервые о ней узнали после проведенного химического опыта, реакцией которого стала трансформация поверхности монеты. На серебряном или медном сплаве темный налет смотрится красиво, а вот на алюминии представляет собой мутную пленку, из-за чего подобные экземпляры теряют в цене.

Важным условием патины является полное покрытие металла, т.к. отдельные пятна не добавят очарования монете. Поэтому неравномерное покрытие убирают и наносят его искусственным путем. Но, если оксидная плена проникла глубоко в сплав, трогать ее не рекомендуется. Такие изделия после очистки превратятся в тонкие пластины с бесформенными рытвинами вместо рисунка.

Патинирование монет проводят по нескольким причинам:

  • экземпляр был куплен или найден в плохом состоянии, со следами коррозии, нуждающихся в очистке. Внешний вид откопанных денежных образцов во многом зависит от местности, в которой ее отыскали и качества грунта;
  • увеличение стоимости. Древние монеты с благородным коричневым налетом ценятся гораздо дороже экземпляров с зелеными пятнами на поверхности;
  • неосведомленность в истинной ценности монеты с естественными следами окисления и желание придать ей блеск приводит к потере изделия своей значимости. Чаще всего патина стирается или же монету бросают в кислоту, после чего ее окрас становится желто-оранжевым.


Патинирование монет увеличивает стоимость Патинирование проводится путем химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет. Многолетняя практика показала, какие существуют способы нанесение патины и как выполнить процедуру в домашних условиях. В процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.

Патина на монетах из серебра

Радужную патину на серебряных монетах можно повстречать куда чаще, чем на меди. Раньше такое разноцветье могло очень сильно увеличить цену, так как подобный экземпляр очень выгодно смотрелся на фоне обычных монет, даже если те обладали штемпельным блеском. В настоящее время появилось множество способов наведения радужной патины. Однако искусственная патина выделяется яркими неестественными цветами, которые отпугивают опытных коллекционеров и привлекают разве что новичков.

Посмотрим и на классическую пулевую патину. Её название произошло от сходства монеты, которая обладает такой патиной, с одним из типов мишени для пулевой стрельбы. Монетное поле показанного выше советского серебряного полтинника как раз содержит плавные переходы патины от светлых тонов к тёмным, как на мишени.

Царские и ранние советские билонные монеты – это серебро 500-й пробы. Легирующая добавка к драгоценному металлу – медь. Из-за её наличия на монете может образоваться тонкий слой сульфида серебра – патина малахитового цвета. Она снижает, а не повышает цену монеты, поэтому её стараются убрать.

Процесс нанесения патины

Несомненно, наличие «родной» патины надежно предохраняет монету от порчи. В идеале лучше ее, вообще, не трогать. Однако порой удаление коллекционных достоинств является вынужденной мерой по следующим причинам:

  • из-за начавшейся коррозии;
  • большого загрязнения;
  • сильной неравномерности патинирующего слоя.

В таких случаях приходится прибегать к самостоятельному патинированию. В связи с этим возникает резонный вопрос, как нанести искусственную патину на медную монету? Сущность данного процесса заключается в воздействии на медь химических веществ и составов.

Для патинирования обычно используют следующие методы:

  • опускают монеты в патинирующий раствор;
  • кисточкой наносят раствор на поверхность;
  • помещают денежный знак в парогазовую среду.

Качество искусственной оксидно-карбонатной пленки зависит от способа ее получения и от того, насколько хорошо подготовлена для нее основа.

Подготовка монеты к наведению патины заключается в очищении ее поверхности от жира и окислов. Легче это проделать ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти растворители помогут очистить ее от жирных следов, затрудняющих реакцию патинирующего раствора с медью. С этого момента нужно обязательно надеть перчатки, поскольку на оставленных следах от пальцев патина ложится неровно.

Патина на монетах из золота

Чистое золото – металл, практически не подверженный окислению. Данный раздел появился лишь потому, что для обиходных монет прошлых веков чистое золото не использовали из-за его мягкости. Для придания золоту прочности его сплавляли с незначительным количеством иных металлов (чаще – серебро и медь, реже – никель или молибден). Взятая для примера пятирублёвка Николая II – это золото 900-й пробы. Легирующая добавка к нему – всё та же медь. При определённых условиях медь может выступить на поверхности, и даже столь незначительное её количество заставит монету фрагментарно потемнеть (как на иллюстрации выше).

Чаще на золоте можно повстречать пятна ржавчины, обусловленные всё тем же процессом окисления. При чеканке отколовшиеся микрочастички штемпеля могут оказаться вдавленными в поверхность золота, и через несколько лет монета станет иметь неприглядный вид. В российской нумизматике наибольшую известность получили ржавые золотые «Победоносцы». После скандала с золотыми монетами СПМД технологию российской чеканки усовершенствовали, и подобные дефекты стали встречаться намного реже. И ржавчина, и патина всегда снижают цену золотых монет.

Что такое патина?

Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.

Патина на монетах из алюминия

Алюминий в ХХ веке часто использовали в монетном деле. В основном, из него делали мелкие номиналы (например, венгерские филлеры). В ГДР вся линейка монет за исключением тяжёлых латунных 20 пфеннигов, использовавшихся в автоматах, была алюминиевой. Процесс окисления достаточно быстро лишает алюминиевую монету штемпельного блеска. Она становится тусклой и невзрачной, приобретая матово-серый налёт. И если выступающие части рельефа ещё механически очищаются в обращении, то монетное поле очень скоро начинает выглядеть грязным.

Патина на монетах из цинка

Наиболее плачевный вид имеют цинковые патинированные монеты. Выше показана подборка мелких номиналов Дании, Нидерландов и Люксембурга периода Первой и Второй мировых войн. В трудные времена металл становится стратегическим сырьём, поэтому монеты приходится делать из самого дешёвого материала. Патина заставляет цинковые монеты темнеть до такой степени, что на них порой трудно разобрать рисунок и надписи. Неудивительно, что после восстановления экономики все эти страны отказались от монет из цинка, выбрав иные металлы и сплавы.

Нужно ли удалять патину?

Этот вопрос часто задают новички. Однозначного ответа на него нет. Как мы уже выяснили, красивая однородная патина придаёт старинным монетам благородный вид, подчёркивая их возраст и подлинность. То же самое относится и к радужной патине, не режущей глаз. А вот чёрно-фиолетовые наплывы на серебряных монетах (их ещё называют «роговое серебро») сильно портят впечатление. Сложнее всего ситуация с медью. Если патина зашла глубоко, то в процессе чистки монета рискует превратиться в тонкий кружок или вообще развалиться. Но даже снятие поверхностного слоя часто меняет экземпляр до неузнаваемости. Патина – это часть монеты. Её удаление приводит к «размытию» рельефа. Поле, ранее выглядевшее гладью, превращается в сборище лунок и рытвин. Чистка меди никогда не вернёт ей первоначальный вид, на что многие надеются, затевая этот процесс. Опытные коллекционеры рекомендуют избавляться от патины лишь в случаях, когда это гарантировано улучшит внешний вид монеты.

Патина недопустима на коллекционных монетах качества «Proof». Однако при неправильных условиях хранения (без капсулы или в повреждённой запайке) и серебро, и медно-никель постепенно покрываются белёсым налётом патины. Иногда патина способна даже изменить цвет монеты, окрасив её в коричневые, жёлтые или бежевые тона. Чистка монет «Proof» от патины допускается только с помощью специализированной жидкости без механического воздействия, иначе зеркальное поле будет безвозвратно испорчено микроцарапинами.

Искусственная патина

Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.

Подкрашивание

По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.

Обжиг

Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа — газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.

Химические способы

Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:

  • Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
  • Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
  • Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.

«Народное творчество»

Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.

Патинирование монет

Коллекционеры, занявшиеся чисткой медных монет, обнаруживают, что после удаления патины медь приобретает неприятный на глаз рыже-алый оттенок. Чтобы придать монете приличный вид, прибегают к искусственному патинированию. Консервативные методы предполагают выдержку монеты в дубовых досках, на солнечном свете или в соседстве с серой, например, в банке с россыпью спичек. Но умельцы знают и как навести патину быстро, используя нашатырный спирт, аммиак, марганец и медный купорос. Классическим для медных монет уже стало применение серной мази. Также монеты обжигают, затем покрывая слоем детского крема, но этот способ большинство коллекционеров считает варварским. Производители товаров для нумизматики, конечно же, не оставили эту нишу пустой, предлагая жидкости для наведения патины на различных металлах.

Каждый коллекционер сам делает выбор, какие монеты выбирать для своей экспозиции: исключительно в штемпельном блеске, очищенные от патины или, наоборот, только с её наличием. И всё же, встретив экземпляр с красивой и ровной патиной, не стремитесь немедленно её убрать. Возможно, она ждёт своего ценителя, который посчитает монету с ней удивительным произведением нумизматического искусства.

Патинирование серебряных монет серной мазью

Серебряные монеты не настолько сильно нуждаются в патине как медные, но часто после чистки серебряные монеты сверкают белизной и для придания более старого внешнего вида требуют нанесения патины.

Для нанесения патины на серебряную монету серной мазью осуществляются практически те же операции что и на медную монету, но есть и отличая. Сначала монету стоит почистить в нашатырном спирте или в лимонной кислоте, чтобы поверхность была чистой и не было неравномерных участков. Далее на монету наносится серная мазь, наносится равномерным толстым слоем. Так как серебро значительно менее химически активно нежели медь то патина образуется значительно медленнее. Для ускорения нанесения патины монету надо нагреть, в домашних условиях для этого лучше всего подходит положить монету на ватный диск или мягкую хлопчатобумажную ткань и нагреть феном. За 1-2 минуты серебряная монета полностью темнеет. После монету надо помыть с мылом чтобы удалить остатки мази.

После нанесения патины монета была натерта войлоком для того чтобы на выступающих частях монеты патина немного стерлась и более четко просматривался рельеф. Для этой монеты такая операция придает более выигрышный внешний вид, а вот для сильно затертых монет позволяет поднять рельеф и иногда различить детали не заметные до этого.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]